Архив статей журнала
В статье затрагиваются проблемные вопросы ресоциализации условно-досрочно освобожденных осужденных. Раскрывается важность данного процесса, приводятся конкретные мероприятия, направленные на его реализацию. Учитывая психологическую усложненность отбывания наказания в виде лишения свободы, автор подробно раскрывает, с какими трудностями может столкнуться осужденный при освобождении. В статье отмечается, что вопросы получения образования, трудоустройства, материального обеспечения и поддержания связей с родственниками являются ключевыми в ресоциализации осужденных. В качестве важнейшего фактора ресоциализации автор рассматривает контроль за условно-досрочно освобожденными и акцентирует внимание на пробелах законодательства, которые порождают сложности при его осуществлении. В заключение приводятся варианты решений рассматриваемых проблем.
Цель изучения опыта ресоциализации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, - выявление проблем, существующих при организации и осуществлении данной работы учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, рассмотрение лучших практик в данном направлении деятельности и формулирование выводов и предложений. В настоящее время в уголовно-исполнительном законодательстве нет понятия ресоциализации, однако в отдельных нормативно-правовых актах, в частности Федеральном законе от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», под ресоциализацией понимается комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера. Важность процесса ресоциализации освобождаемых из мест лишения свободы лиц подчеркивается цифрами статистики. Так, около 60 % совершивших преступления делают это повторно, а каждый третий уже отбывал наказание. С 1 января 2024 года вступил в силу Федеральный закон «О пробации в Российской Федерации», в котором в качестве основных направлений пробации указываются ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В настоящее время идет процесс разработки и принятия подзаконных нормативных актов. Однако не следует сбрасывать со счетов и имеющийся положительный опыт отдельных регионов по организации этой работы. В статье рассматривается практика УФСИН России по Калининградской области. Делается вывод о необходимости анализа и обобщения практик различных регионов и выработки единого подхода к данному направлению деятельности уголовно-исполнительной системы в целях его упорядочения.
В статье проанализированы проблемы исправления и ресоциализации осужденных и бывших осужденных. По мнению автора, многие вопросы исправления и ресоциализации остаются открытыми, отсутствует концептуальная ясность в понимании этих процессов. К обсуждению предлагается вывод о том, что в процессе ресоциализации осужденных и бывших осужденных можно выделять два этапа - социальной реадаптации и интериоризации. Доказывается, что социальная реадаптация как приспособление осужденных и лиц, отбывших наказание, к новым или восстанавливаемым нормам и ценностям, социальным ролям может выражаться в получении общего или дополнительного образования, профессиональном обучении, повышении квалификации, привлечении к оплачиваемому труду, развитии взаимопомощи среди осужденных, восстановлении и (или) развитии связей с родственниками, друзьями, сослуживцами и др. Отмечается, что на втором самостоятельном этапе ресоциализации осваиваемый опыт, ценности реинтериоризируются с помощью других людей, социальных институтов: усваиваются, включаются во внутренний мир индивидов, превращаясь в своего рода рефлекс. Обосновывается положение о том, что процесс ресоциализации должен реализовываться с помощью индивидуальных программ социальной реабилитации и выступать согласно международным актам способом достижения главной цели - реинтеграции осужденных в общество. Сделан вывод о том, что ориентир уголовно-исполнительной политики должен быть не на абсолютные теории с идеями возмездия, которые представляют «преступника как рационального агента, взвешивающего затраты и выгоды от преступления», а на исправительные концепции, которые видят в преступнике человека, поддающегося исправлению и нуждающегося в поддержке и лечении.