Архив статей журнала

Обзор Первого российско-китайского форума «Теория и практика художественного образования: вызовы современности, традиции и национальные школы XXI века» (2024)
Выпуск: №2 (2024)
Авторы: САЗИКОВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Представляем обзор докладов, озвученных в рамках Первого российско-китайского форума «Теория и практика художественного образования: вызовы современности, традиции и национальные школы XXI века», прошедшего 11–13 ноября 2023 года и организованного совместно Российской академией художеств, Научно-исследовательским институтом теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Российским государственным художественно-промышленным университетом имени С. Г. Строганова, Национальной академией дизайна, Московским архитектурным институтом (Государственной академией), Китайской академией искусств (Ханчжоу), творческой организацией «Шелковый путь искусства» Москва — Тяньцзинь, Тяньцзиньской академией искусств (TAFA) и Сямынской академией искусств.
Целью конференции стало осмысление актуального состояния российско-китайских связей
в области архитектуры, изобразительного и декоративного искусства, а также современного дизайна. Ключевыми стали аспекты взаимодействия художественной и проектной культур России и Китая в контексте истории и современности; перекрестки искусств и вопросы культурной идентичности; наследие, музейное строительство и художественное образование; философия творчества; национальное и интернациональное в предметно-художественных видах творчества; цифровые технологии.

Сохранить в закладках
Иван Бабин — живописец Пермского Спасо-Преображенского кафедрального собора (2024)
Выпуск: №2 (2024)
Авторы: ОТМАХОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА, Сысоева Татьяна Л.

Статья посвящена истории Пермского Спасо-Преображенского кафедрального собора периода его первоначального строительства. На основе никогда ранее не публиковавшихся документов из Государственного архива Пермского края стало возможным атрибутировать 12 икон из коллекции Пермской государственной художественной галереи. Они обрели имя автора — им оказался И. В. Бабин — иконописец, родоначальник целой династии живописцев, в числе которых профессор Санкт-Петербургской академии художеств В. П. Верещагин, художник В. А. Плотников.
Благодаря обнаружению договора иконописца с пермским епископом стало возможным идентифицировать иконы его письма, дать точную датировку произведений. Кроме того, стало известно место, которое занимали иконы в пространстве собора — иконостас и алтарь зимнего храма. Из обнаруженного договора подтвердился важный факт: наличие в иконостасе икон, написанных художниками Императорской академии художеств. Сейчас имя пермского живописца И. В. Бабина введено в полноценный научный оборот.
Эта исследовательская работа стала началом подробного изучения неизвестных произведений, находящихся в коллекции Пермской государственной художественной галереи и исследованию мраморного иконостаса зимнего храма Спасо-Преображенского собора Перми.

Сохранить в закладках
Класс портретной миниатюры в Академии художеств 1779–1830 гг. Руководители, программы, обучение (2024)
Выпуск: №2 (2024)
Авторы: ПУЛИКОВА ЛЮБОВЬ ВИТАЛЬЕВНА

Портретная миниатюра в России проделала путь от элитного царского подарка и награды
до искусства, доступного всем. Императорская Академия художеств чутко реагировала на все новшества в искусстве, и среди ее классов в 1779 году появляется новый класс портретной миниатюры. За полувековое существование классом руководили выдающиеся деятели русского искусства — Жарков, Щукин, Иванов, Варнек. Каждый из них по‑своему видел процесс обучения; разнились и программы, задаваемые для экзаменов. Данная статья — первое объемное исследование, посвященное классу портретной миниатюры в Академии художеств, его ученикам и их работам, многие из которых были ранее неизвестны.

Сохранить в закладках
Петр Басин — пенсионер Императорской Академии художеств: линия жизни в пространстве Италии (2024)
Выпуск: №2 (2024)
Авторы: СТЕПАНОВА СВЕТЛАНА СТЕПАНОВНА

Материалы для статьи получены в результате исследования, проведенного в процессе подготовки к научной публикации писем пенсионера, а впоследствии профессора Академии художеств — П. В. Басина (1793–1877). В статье освещаются некоторые обстоятельства его жизни в Италии, «точки пересечения» с собратьями по искусству и характер личных взаимоотношений.

Сопоставление текстов писем Басина с эпистолярным наследием его современников-пенсионеров позволяет уточнить некоторые факты, имена и обстоятельства существования русской колонии в Риме в 1820‑е годы, круг интересов и новые аспекты диалога русских художников с общеевропейским культурным наследием.

Сохранить в закладках
Стекло Мурано в контексте современного искусства (2024)
Выпуск: №2 (2024)
Авторы: КАЗАКОВА ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА

Всемирно известное венецианское стекло уже давно стало историко-культурным понятием,
определяющим одну из главных линий мирового стеклоделия. В статье рассматриваются его
развитие и влияние на судьбы мирового стекла, в том числе исторически возникшие отношения венецианского и русского стекла. Особое внимание уделяется Мурано как широко известному центру стекольного ремесла с его многочисленными мастерскими и великолепными стеклодувами. Статья также затрагивает вопрос о разных формах связи российского и итальянского стекла на современном этапе их развития.

Сохранить в закладках
Эстетика времени в этюдах и зарисовках Е. А. Кибрика. Венеция — Флоренция — Рим — Милан (2024)
Выпуск: №2 (2024)
Авторы: ЧИЧВАРИНА ОЛЬГА ГЕОРГИЕВНА

Статья посвящена поездке Е. А. Кибрика в составе группы художников и искусствоведов в Италию, организованной Министерством культуры СССР в 1956 году. Результатом поездки стали многочисленные зарисовки и этюды, созданные художником во время путешествия по маршруту Венеция — Флоренция — Рим — Милан, а также воспоминания о поездке, опубликованные в газете «Советская культура», и обзор экспозиций Международной художественной выставки в Венеции.
Книга «Об искусстве и художниках», вышедшая в свет в 1961 году, была посвящена проблематике эстетики времени от античности и Возрождения до современности.

Сохранить в закладках
Творчество Элиде Кабасси. Между Италией и Россией (2024)
Выпуск: №2 (2024)
Авторы: ЮШКОВА ОЛЬГА АРТУРОВНА

В статье рассматривается творчество Элиде Кабасси, итальянской художницы, которая живет
в России с 1992 года. Творчество Кабасси вызывает особый интерес, поскольку в нем органично соединились традиции итальянского Возрождения и древнерусского искусства как основы, на которой она создала свой художественный мир, открытый многим новациям искусства ХХ века. Живопись Кабасси отличается уникальным профессиональным мастерством, глубиной философского подтекста и поэтическим началом.

Сохранить в закладках
Александр Бенуа — читатель Федора Достоевского (2024)
Выпуск: №2 (2024)
Авторы: ЗАВЬЯЛОВА АННА ЕВГЕНЬЕВНА

В статье рассмотрен вопрос о влиянии произведений Федора Достоевского преимущественно на литературное творчество Александра Бенуа. Установлено, что повести «Записки из мертвого дома», «Записки из подполья», и роман «Преступление и наказание» повлияли на описание Бенуа картин русских художников второй половины XIX века в работе «История русской живописи в XIX веке» (1902). Также установлено, что Бенуа были близки эстетические категории красоты (роман «Братья Карамазовы») и «фантастической реальности» («Дневник писателя») Достоевского, что получило отражение как в упомянутой выше работе, так и в работе «Русская живопись».
Автор пришел к выводу, что творчество Достоевского оказало влияние на деятельность Бенуа в области истории искусства и художественной критики.

Сохранить в закладках
Из жизни колонии русских художников в Риме (на материале шаржей М.И. Доливо-Добровольского) (2024)
Выпуск: №2 (2024)
Авторы: БАКАЛДИНА ЕЛЕНА ВЯЧЕСЛАВОВНА, Капырина Светлана Л.

В статье впервые в полном объеме вводятся в научный оборот рисунки художника М. И. Долив-Добровольского (1841–1881), хранящиеся в отделе рукописей Государственного Русского музея. Это серия шаржей, на которых запечатлены члены колонии русских художников в Риме в 1873 году: М. П. Боткин, С. П. Постников, А. В. Снигиревский, И. П. Панфилов, М. А. Чижов, А. А. Риццони, М. П. Попов, Ф. А. Бронников, а также сам автор. Жанровые сцены передают ироничные образы художников, обедающих в кафе Греко, играющих в бильярд, шагающих под дождем по улице.

Шаржи сопровождаются остроумными надписями, добавляющими меткие характеристики
героям. Публикуемый материал послужит дополнительным источником к изучению жизни русских художников в Риме в 1870‑е годы.

Сохранить в закладках
К вопросу атрибуции картины «Морской берег» неизвестного художника из собрания Угличского музея (2024)
Выпуск: №2 (2024)
Авторы: Кистенева Светлана В.

В статье предпринята попытка установить происхождение неоконченного морского пейзажа из собрания Угличского музея. В его мотиве усматривается сходство с несколькими работами Сильвестра Щедрина, русского пейзажиста первой половины XIX века, работавшего в Риме и в Сорренто. Установлено, что холст поступил в музей более ста лет назад вместе с комплексом предметов из окрестных усадеб (на его обороте в 1940 году был написан вид угличских новостроек). Ф. П. Опочинин, владелец села Шишкино, дважды совершал поездки по Италии, встречался с художником, интересовался его работой. Автор рассматривает неоконченный пейзаж в контексте этого знакомства, анализирует композиционную схему и техническую сторону вопроса и предлагает некоторые аргументы в пользу авторства Щедрина

Сохранить в закладках
Образы искусства Италии эпохи Рисорджименто (2024)
Выпуск: №2 (2024)
Авторы: ФЕДОТОВА ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА

Статья посвящена искусству Италии XIX века.

В эпоху борьбы итальянского народа за освобождение и объединение художники создавали образы национальных героев, изображали важные исторические события.

Их работы являются документами эпохи Рисорджименто, произведениями итальянского веризма.

Сохранить в закладках
Атрибуция неизвестных акварелей Ливадии архитектора Н.П. Краснова (2024)
Выпуск: №2 (2024)
Авторы: СЛЮНЬКОВА ИНЕССА НИКОЛАЕВНА

Статья посвящена атрибуции ранее не известных акварелей Ливадии архитектора Н. П. Краснова. Они хранятся в Российском государственном историческом архиве, где по ошибке были отнесены к ансамблю великокняжеской усадьбы Харакс. Система доказательств принадлежности изображений императорской Ливадии опирается на решение ряда вопросов. На основании датировки рисунков уточняются обстоятельства составления проектов, их место и роль в строительстве ансамбля. Одни из акварелей относятся к первым, а другие к числу последних работ Н. П. Краснова в Ливадии. Первые связаны с поисками образа Большого дворца и Свитского дома, последние посвящены обустройству участка ансамбля от Дома министра до царского храма, и в статье каждый из этапов рассматривается отдельно. Проектная графика служит основанием для реконструкции взглядов, реакции автора на обновление стилистики архитектуры и садово-паркового искусства начала XIX века в направлении символизма и модерна. Исследуемые материалы вводятся в историко-культурный контекст. Они сопоставляются с современным состоянием памятников. Четыре акварели публикуются впервые.

Сохранить в закладках