Архив статей журнала
Цифровое пространство упрощает доступ индивидов не только к ценным бумагам, но и к информации, способной повлиять на принимаемые ими решения. Индивидуальные инвесторы при принятии решений о выборе ценных бумаг для включения в инвестиционный портфель стремятся к рациональности, однако подвержены влиянию со стороны различных поведенческих факторов, усиливающихся по мере расширения цифрового пространства. Мы исходим из того, что помимо доходности и риска на принятие решений о выборе ценных бумаг для инвестирования влияют различные поведенческие факторы, основу которых формируют мотивы бережливости и осторожности в сочетании с боязнью упущенных возможностей (англ. Fear of missing out, FOMO) и другими феноменами, описанными в теории поведенческих финансов. Мы тестируем подход, позволяющий оценить, не прибегая к инструментам социологии, степень значимости и потенциал влияния на выбор розничного инвестора таких параметров, как доступность и ликвидность ценных бумаг. Наш подход предполагает построение рэнкинга ценных бумаг, входящих в индекс MOEX-40, по доходности и риску с последующим включением в рэнкинг показателей доступности и ликвидности в различных сочетаниях. Изменение ранга отдельных инструментов по сравнению с базовым рэнкингом представляет собой меру значимости фактора с точки зрения квазирационального розничного инвестора. Мы эмпирически показали, что привлекательность, выраженная в ранге ценной бумаги, сравнительно с более дорогими лотами уменьшается и в некоторых случаях не может быть компенсирована более высокой доходностью. Разработанный методический подход может быть использован портфельными управляющими и эмитентами для оценки потенциальной востребованности ценных бумаг розничными инвесторами, для объяснения и прогнозирования их антипатии к сравнительно более дорогим инструментам. Также результат исследования может служить теоретическим обоснованием сплита дорогих акций с целью повышения их привлекательности для розничных инвесторов.