Архив статей журнала

ИДЕИ МИРА И ПАТРИОТИЗМА В РАБОТЕ А. ДОНИША "НАВО-ДИРУЛ-ВАКОЕЪ" (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Махмудов С. Г.

Научная статья посвящена жизни и творчеству Ахмада Дониша, ученого и поэта, мыслителя и просветителя, который жил и творил в Бухарском эмирате в середине 19 века. Статья посвящена прогрессивным идеям, о которых мечтал ученый и которые сегодня воплотились в жизнь. Несмотря на сложные социальные, экономические, политические и идеологические условия того времени, Ахмад Дониш упорно и храбро боролся и создал демократическое общество, подчеркивая особую важность чести губернатора и таких качеств, как терпимость, солидарность, человечность и расчеловеченность, для укрепления мира в штате.

Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Алпатова Н. С., Мамеева М. Н.

В статье актуализируется проблема развития навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью дидактических игр. Общее недоразвитие речи (III уровень) характеризуется нарушениями речи, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, связанных с ее звуковой и смысловой стороной, при нормальном слухе и интеллекте, что затрудняет процесс обучения и адаптации детей в обществе. Целью исследования явилось теоретическое обоснование и практическая реализация логопедической программы по развитию навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) посредством дидактических игр. Данная программа реализовывалась в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе программы проводилась работа по развитию речевого слуха, включая интонационный, фонетический и звукоподражательный. На этом этапе активно использовались специально разработанные дидактические игры, направленные на стимулирование слухового восприятия и внимания ребенка. На основном этапе программы дети знакомились с правилами словообразования на основе ориентировочной и исследовательской деятельности. Одним из методов обучения было использование парных сравнений производных и формообразующих слов, сопровождаемых сравнительным анализом этих слов по обозначению. На заключительном этапе программы старшие дошкольники отрабатывали навыки образования производных слов. Работа проводилась с целью закрепления навыков подбора производных слов, основанных на ранее изученных словообразовательных моделях, и развития навыков применения правил словообразования и словоизменения. На этом этапе использовались упражнения и дидактические игры по подбору слов на основе изученных структурных моделей. Данные повторной диагностики позволяют констатировать высокий уровень эффективности реализации логопедической программы по развитию навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи (III уровень).

Сохранить в закладках