Архив статей журнала

ПЕНТАТОНИКА И ПОЛИФОНИЯ: О ЦИКЛЕ "24 ПРЕЛЮДИИ И ФУГИ" ВИТАЛИЯ ХАРИСОВА (2024)
Выпуск: №4 (48) (2024)
Авторы: Васирук Ирина Ивановна

В статье рассматривается фортепианный цикл «24 прелюдии и фуги» Виталия Харисова в контексте ладового компонента. Именно ладотональное решение большого полифонического цикла отечественного композитора отличается своеобразием и уникальностью, что проявляется в тональной структуре опуса, но более всего, в многообразных способах применения ангемитонной пентатоники. Полифонические пьесы демонстрируют огромные возможности этой ладовой системы, которая придаёт им особый национальный татарский колорит. При этом пентатоника коллаборирует со всеми тональностями темперированного строя, двенадцатитоновой серийностью, политональностью.

Сохранить в закладках
"40 КИТАЙСКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН В ПОЛИФОНИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКЕ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО" ЧЭНЬ ХУНДУО КАК ПРИМЕР ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ ПО ПОЛИФОНИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ В КИТАЕ (2024)
Выпуск: №3 (47) (2024)
Авторы: Цао Синьюй

Освоение европейских форм и методов организации музыкальной ткани китайскими композиторами - актуальная проблема современного музыкознания. На примере сборника «40 китайских народных песен в полифонической обработке для фортепиано» Чэнь Хундуо анализируются приёмы, характерные для полифонического двухголосия на основе китайских народных песен.

Сохранить в закладках
ПЕНТАТОНИКА В ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСКУССИЯХ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА (2024)
Выпуск: №3 (47) (2024)
Авторы: Маглыгин Александр Львович

Статья посвящена проблеме научной трактовки пентатоники в музыкальной теории первой половины ХХ века. Показана специфика данного лада, терминологические версии, эволюция в его трактовке. Отражён относительно широкий спектр научных подходов в понимании пентатоники, обусловленный общетеоретическим и идеологическим контекстом времени конца ХIХ - первой половины ХХ века. Принципиально фокусируется внимание на проблеме тонально-многоголосной трактовки пентатоники, получившей разное теоретическое толкование.

Сохранить в закладках