Архив статей журнала
Статья посвящена анализу научных подходов к моделированию электронных образовательных средств в контексте информационно-коммуникационных контентов образовательной среды студентов-филологов. Ключевая идея: современное поколение получает образование в сложных условиях естественно-искусственной реальности, в связи с чем недопустима формально-механистическая реализация смешанного обучения; необходимо гармоничное сочетание живого общения с цифровыми технологиями. Новизна статьи заключается в том, что в ней представлены компоненты модулей, позволяющие воспринимать литературу в диалоге искусств, интермедиальном аспекте. Достигнутый результат отражен в модели электронного ресурса, сочетающего в себе текстовые, визуальные, аудиальные средства коммуникации. Доказано, что инструменты цифровой среды служат эффективным способом овладения гуманитарными знаниями.
Статья посвящена исследованию феномена подтекста - значимого понятия в теории литературы и герменевтике, науке интерпретации художественных текстов. Проанализированы имплицитные способы выражения глубинного, ассоциативно-символического смысла произведения, не представленного в тексте вербально; продемонстрирован комплексный подход к истолкованию текстов с точки зрения их неявных смыслов. Этим обусловлены актуальность и новизна работы. Рассмотрены «умыслы», которые сознательно или невольно привносятся авторами в произведения в форме реминисценций, умолчаний, намеков. Они исследованы в составе единого смыслообразующего поля, восприятие которого требует повышенного интеллектуального напряжения и домысливания. Доказана плодотворность интерпретации литературных произведений с точки зрения их многоуровневой семантики: эксплицитной и имплицитной.
Статья посвящена исследованию особенностей рецепции традиционного сюжета о Дракуле в романе Д. Симмонса «Дети Ночи». Проанализирована специфика художественного осмысления Симмонсом мифически-магической картины валашского/румынского мира: писатель помещает историческую реальность в фантастический континуум, изображая сверхъестественное как часть обыденной жизни, создавая модель национального микрокосма и исходя при этом из фольклорных, ритуальных и мифологических представлений румын. Доказано, что Симмонс перекодировал и пересемантизировал традиционный сюжет мировой литературы и трансформировал дракульский дискурс, укоренившийся в массовой культуре.