Статьи в выпуске: 5
В статье раскрываются причины формирования и масштабы распространения теневых практик в сфере торговли на Урале в 1953-1964 гг. Несмотря на сложную ситуацию послевоенного восстановления страны, частичное реформирование планово-командного администрирования народного хозяйства эпохи Н. С. Хрущева способствовало не только очевидному экономическому росту, но и «сколачиванию» теневых доходов. Планово-командная экономика Советского государства, фундаментально нацеленная на валовый выпуск товаров первой необходимости и продуктов питания, а не на получение прибыли, постоянно провоцировала дефицит «товарной массы» при хронически не удовлетворяемом спросе. Ликвидация системы ГУЛАГа в значительной степени уменьшила страх подвергнуться репрессиям в случае обнаружения нарушений социалистической законности. Одновременно в послевоенном социуме начало проявляться стремление «наконец-то зажить по-человечески», сокрушив врага на фронтах Великой Отечественной войны и сполна выполнив трудовой долг в тылу. Эти две тенденции, получив развитие в период «хрущевской оттепели», побудили отдельных советских граждан заняться теневым самообогащением. Работники прилавка стали специфической прослойкой, подпольно корректирующей баланс интересов между совокупным предложением госпроизводителей и спросом населения на ограниченный запас продовольственной и промышленной продукции. Эпоха Н. С. Хрущева как в центре, так и на периферии породила новую реальность - формирование клана «хрущевских богатых», в том числе и из числа торговых работников, тайно обогащавшихся благодаря доступности дефицитных продуктов питания и промтоваров, что подпитывало распространение и укоренение «второй экономики», получившей расцвет в период «развитого социализма».
На фоне примечательной юбилейной даты - 30-летия выхода в свет граждански выстраданной лирической поэмы Л. Дербенева «Пьяный кучер» - актуализируется обсуждение известной отечественной сюжетики «власть - народ» в ответственном социальном служении. Основное, что, по мысли автора, предстоит сделать, - покончить с российским порочным insenium tardum - обслуживать судьбой нации обмирщение «великих» проектов; только та общественная модернизационная инициатива приемлема, какую санкционирует народ.
Статья посвящена анализу научных подходов к моделированию электронных образовательных средств в контексте информационно-коммуникационных контентов образовательной среды студентов-филологов. Ключевая идея: современное поколение получает образование в сложных условиях естественно-искусственной реальности, в связи с чем недопустима формально-механистическая реализация смешанного обучения; необходимо гармоничное сочетание живого общения с цифровыми технологиями. Новизна статьи заключается в том, что в ней представлены компоненты модулей, позволяющие воспринимать литературу в диалоге искусств, интермедиальном аспекте. Достигнутый результат отражен в модели электронного ресурса, сочетающего в себе текстовые, визуальные, аудиальные средства коммуникации. Доказано, что инструменты цифровой среды служат эффективным способом овладения гуманитарными знаниями.
Статья посвящена исследованию феномена подтекста - значимого понятия в теории литературы и герменевтике, науке интерпретации художественных текстов. Проанализированы имплицитные способы выражения глубинного, ассоциативно-символического смысла произведения, не представленного в тексте вербально; продемонстрирован комплексный подход к истолкованию текстов с точки зрения их неявных смыслов. Этим обусловлены актуальность и новизна работы. Рассмотрены «умыслы», которые сознательно или невольно привносятся авторами в произведения в форме реминисценций, умолчаний, намеков. Они исследованы в составе единого смыслообразующего поля, восприятие которого требует повышенного интеллектуального напряжения и домысливания. Доказана плодотворность интерпретации литературных произведений с точки зрения их многоуровневой семантики: эксплицитной и имплицитной.
В последние несколько десятилетий концепт «устойчивое развитие» находился в оптиках многих предметных областей знания. Однако ни одна из них так и не смогла предложить концептуально новую парадигму познания объектов и процессов устойчивого развития, что является вполне логичным, если учесть, что для выполнения такой задачи необходим особый уровень рефлексии, предполагающий существенное расширение категориального и понятийного аппарата. Философия устойчивого развития - это новое исследовательское направление, которое должно способствовать интеграции уже существующих предметных онтологий с целью создания более подвижной и гибкой познавательной структуры. В статье приводятся примеры устоявшегося понимания проектирования, а также рассматриваются его перспективные социетальные аспекты. Формируется гипотеза, позволяющая представить деятельность устойчивого развития в рамках социотехнической схемы, что позволяет задать в ней формируемые области знания, которые можно отнести к деятельности исследования и проектирования.