Система профессиональной подготовки специалистов МЧС России формирует компетенции, необходимые для действий в особо опасных ситуациях. Такие особые условия требуют научно обоснованного использования новейших технологий в процессе профессиональной подготовки. Цифровые обучающие программы при обучении курсантов вузов МЧС России позволяют моделировать условия чрезвычайной ситуации и осуществлять безопасный формат обучения в отдельных экстремальных ситуациях, формируя профессиональные знания и оперативное мышление. Авторами разработана программа, позволяющая обучаться в процессе выполнения заданий и оценивать динамику профессиональной подготовленности курсантов вузов МЧС России. Программа содержит раздел информационного сопровождения, адаптивную систему аудита знаний и систему прогнозирования возможных результатов, а также средства контроля. Программа имеет вариант интерфейса для обучающихся, который позволяет получить в любой момент времени полную информацию о персональных достижениях, и вариант для преподавателей, в котором можно увидеть общую успеваемость, процент качества выполнения каждого тестового задания. Целью исследования является обоснование эффективности разработанной авторами цифровой обучающей программы «Азбука Спасателя» в системе профессиональной подготовки курсантов Академии МЧС России. В статье описан алгоритм функционирования программы, поэтапный процесс разработки и апробации программного продукта, представлены результаты оценки преподавателей и контрольного тестирования курсантов. Полученные в ходе исследования данные констатируют функциональность, доступность и значимость программы «Азбука Спасателя» в профессиональной подготовке курсантов вузов МЧС России.
Профессиональное развитие будущих педагогов - проблема, которая рассматривается в трудах многих отечественных и зарубежных ученых с нескольких позиций: с точки зрения преобразования внутренних качеств личности, «своего внутреннего мира», через призму понятий «успешность» и «готовность», как приобретение новых профессионально важных характеристик и др. Бесспорно, профессиональное развитие будущих педагогов актуально для ученых, но важно ли это для самих студентов? С целью выявления доминирующих мотивов учебной деятельности студентов ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» и обозначения возможностей разработанного цифрового помощника в стимулировании каждого мотива нами проведено исследование по методике «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А. А. Реан, В. А. Якунин). По результатам исследования самыми значимыми мотивами учебной деятельности среди педагогических направлений подготовки являются: «стать высококвалифицированным специалистом» (65,07 %), «получить диплом» (60,27 %), «приобрести глубокие и прочные знания» (57,53 %), «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности» (53,42 %) и «постоянно получать стипендию» (52,05 %), что свидетельствует о заинтересованности студентов в профессиональном развитии. С целью профессионального развития будущих педагогов нами разработан и внедрен в процесс подготовки будущих педагогов цифровой помощник, направленный на оказание помощи в учебной, научной, самостоятельной деятельности студентов, организации их дня, контроле выполнения различных задач и др. Отметим, что ранее проведенные нами исследования свидетельствуют о том, что студенты заинтересованы в появлении данного помощника, а также полученные данные позволили выделить 4 наиболее значимых для студентов раздела и определить его структуру: учебная деятельность, научно-исследовательская, календарь, чат.