Изучение пьесы В.С. Розова «Гнездо глухаря» на уроках литературы в 11 классе (2023)
В статье раскрывается проблема приобщения современных учеников к чтению. Автор, анализируя изменения состояния общества, образования и методики преподавания предмета, выделяет причины, влияющие на снижение интереса и качества изучения литературы в школе. Анализ научных исследований в гуманитарных науках позволяет говорить о когнитивных и аксиологических изменениях, которые произошли в сознании молодежи. Основой познавательного процесса современных учеников стал индуктивный способ мышления, ориентированный на осознание целостности на уровне представлений о явлении, человеке, эпохе, что позволяет автору говорить о методологической кор- ректировке пути и способа анализа текста на уроке литературы в средней школе. В статье предложены основания для проектирования читательской практики «Восхождение» и описана методика ее использования на примере изучения пьесы В.С. Розова «Гнездо глухаря» в 11 классе. В структуре и технологии читательской практики учитываются спе- цифика познавательной деятельности современных учащихся и поэтики художественного текста, что обеспечивает школьникам восхождение от бытового уровня освоения смысла до раскрытия нравственно-этического, эстетического и философского потенциала драматического произведения второй половины ХХ – начала ХХI в. Синтез художественных деталей в процессе чтения обеспечивает формирование сложного представления об обобщенном нравственно-этическом понятии за счет соотнесения текста и разных видов кон- текста. Обращение к историко-литературному контексту позволяет говорить о связи времен, обращать внимание на мировоззренческие аспекты восприятия, на близость разных поколений. Постижение авторского мировосприятия и осознание эстетических законов превращенной формы способствует созданию в творческих работах учащихся широкого образного обобщения. Читательская практика, сочетая в себе взаимосвязь образного и логического в предъявлении материала и технологичность учебного процесса, обеспечивает учащимся определенную степень свободы философствования на уроке, а учителю гарантирует эффективность ее использования.
Идентификаторы и классификаторы
Чтение и письмо в школьном образовании играют основополагающую роль: они одновременно становятся важнейшими способами приобщения учеников к культуре и базовым умениям в процессе обучения.
Список литературы
- Зинченко В.П. М.К. Мамардашвили открывает Декарта психологам // Мераб Константинович Мамардашвили / под ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 2009. С. 220–251.
- Розов В.С. Гнездо глухаря. М., 2008.
- Тихонова С.В. Чтение как педагогический феномен новой школы: монография. Нижний Новгород, 2016.
- Шамрей Л.В. Особенности структурирования учебного процесса на уроках моделирующего типа // Образность как принцип и способ обучения: монография / научн. ред. Л.В. Шамрей, С.В. Тихонова. Нижний Новгород, 2015. С. 29–40.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Автор откомментировал статью М.А. Рыбниковой «Фотомонтаж в руках словесника» (1931): она неизвестна широкому читателю и даже не упомянута в библиографическом списке работ методиста, который опубликован в ее «Избранных трудах» (1958). Во вступительной части рассказано, почему Рыбникова обратилась к работе учителя с фотомонтажом: с одной стороны, для методиста всегда были актуальны поиски стимулов, которые приведут школьников к написанию творческих сочинений, в том числе и на тему, не связанную с художественным текстом; с другой стороны, 1920-е гг. – это расцвет искусства фотомонтажа: практически любая публикация в советской прессе сопровождается фотографиями. А работа с современным материалом всегда привлекала Рыбникову и как учителя, и как методиста. В статье-комментарии также выделено то, что, по убеждениям М.А. Рыбниковой, особенно важно для ее методики обучения творческим работам. Опираясь на текст статьи «Фотомонтаж в руках словесника», автор делает вывод: в ней показано, как можно выстроить путь ученика «от маленького писателя – к большому читателю» (так называлась одна из самых известных статей М.А. Рыбниковой), используя в качестве стимульного дидактического материала фотомонтаж. Далее автор говорит о судьбе статьи и коротко – о разделе «Фотомонтаж» из книги «Очерки по методике литературного чтения» (1941), куда статья вошла фрагментарно. В заключении отмечено, что для современного ученика, растущего в мире визуальной культуры, работа с фотомонтажом имеет серьезный методический потенциал, автор статьи предлагает читателям журнала включиться в обсуждение проблемы, поставленной М.А. Рыбниковой.
Статья посвящена вопросу развития «мягких навыков» на уроках литературы в современной школе. Данная задача определяется требованиями мирового пространства, предъявляемыми человеку на рынке труда. Автор приводит анализ содержания понятия «мягкие навыки», рассматривает имеющиеся классификации. Подчеркивается необходимость развития «мягких навыков» со школьного возраста в рамках предметной подготовки, в частности, по литературе. Особое внимание уделяется взаимосвязи формирования «мягких навыков» и медиаграмотности у школьников, актуальность чего обусловлена стремительным развитием цифровизации в сфере современного образования, распространением дистанционных форм внеурочных и кружковых занятий в школе и за ее пределами. Отмечается влияние стремительного развития технологий и информации на успешность, которая в современном мире определяется умением быстро учиться, эффективно приспосабливаться к новым условиям, находить креативные и нестандартные решения. Особое внимание в статье уделяется применению блог-технологии, которая рассматривается как один из эффективных инструментов, помогающих учителю-словеснику в реализации поставленных задач. Автором также представлены примеры применения обозначенной технологии на уроках литературы в 9 классе при изучении комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Показаны некоторые особенности использования данного инструмента, обозначены развиваемые таким образом навыки обучающихся. Обозначено последовательное применение инструмента «от простого к сложному», способствующее более успешному развитию необходимых навыков в образовательном процессе. В результате сформулирован вывод о проведении уроков, направленных на развитие «мягких навыков» и формирование информационной грамотности обучающихся, как обязательном условии эффективности обучения.
Цель статьи – проанализировать возможности внеурочных занятий по выразительному чтению произведений современных детских поэтов в развитии интерпретационных умений учащихся. Автор представляет опыт реализации авторской программы внеурочной деятельности «Выразительное чтение и основы работы с художественным текстом» в 5 классе суворовского военного училища на материале стихотворений А.С. Игнатовой и М.Я. Бородицкой. В качестве исследовательских методов использовались: анализ исследований в области филологической герменевтики, психологии художественного восприятия, методики обучения выразительному чтению читателя-школьника и др.; обобщение педагогического опыта; опытно-экспериментальная работа. Методика выразительного чтения поэтических текстов современных авторов основывается на взаимодействии герменевтического и аксиологического подходов, что способствует приближению к пониманию авторской позиции, формированию ценностных ориентаций современных школьников, развитию их интерпретационных умений, а также обогащению эмоционального и нравственно-понятийного словаря младших подростков. Апробация авторской программы внеурочной деятельности выявила наибольшую результативность следующих герменевтических приемов при подготовке к выразительному чтению: актуализация эмоционального, жизненного опыта; ассоциативный анализ; прием «контекстной догадки»; «проблематизация»; «собирание» и «наращивание» смысла. Обучение выразительному чтению как способу интерпретации текста, по мнению автора статьи, позволяет выйти на уровень распредмечивающего понимания (Г.И. Богин). Автор делится опытом организации восприятия текстов современных поэтов, привлечения в процессе их анализа произведений современных мультипликаторов Ю.Б. Норштейна и Н.Б. Мирзоян, реализации приема визуализации с целью пробуждения творческого воображения, включения эмоциональной памяти, обогащения словарного запаса школьников. Вся предложенная система работы с художественным текстом на внеурочных занятиях предполагает активную творческую рефлексию, способствует развитию интерпретационных умений учащихся.
В статье рассматривается историческое движение российского учебника по литературе с точки зрения его культурно-исторической специфики и сохранения преемственности, кратко очерчены методологические приоритеты учебников по литературе с конца XVII в. по настоящее время. Оценка исторической преемственности учебников по литературе строится на опыте первых риторик и пиитик, образцах учебной книги дореволюционного и советского периодов развития отечественной школы и методической науки и на материале авторских учебно-методических комплектов конца XX – начала XXI в., а также с учетом актуальных государственных нормативных документов, регламентирующих основные векторы школьного литературного образования. Запросы времени по обновлению учебника связываются с включением в учебную книгу достижений научных направлений и школ в литературоведении, теории и методики обучения, социологии и психологии чтения, ссылок на авторитетные печатные источники и электронные ресурсы, а также с использованием современных цифровых инструментов и новых форматов коммуникации, презентации результатов работы школьника, в том числе его исследовательских и творческих проектов. В разработке содержания и структуры обновленного учебника важно также учитывать и развивать отечественный опыт создания учебной книги, нацеливавшей на знакомство с творчеством писателей и отдельными произведениями отечественной и зарубежной литературы (или их фрагментами), которые сопровождались необходимой информацией об авторе, его творчестве, исторической эпохе, комментариями к тексту, справочным и методическим аппаратом, позволявшим организовать работу с текстом, чужим и своим (собственными устными и письменными высказываниями), развивать аналитические и интерпретационные умения, участвовать в диалоге и дискуссии. Решение указанных практических задач обучения сочетается с реализацией «высоких» задач приобщения школьников к вершинным произведениям классической литературы, духовно-нравственного воспитания и развития личности, формирования гражданина и патриота своего Отечества.
В статье рассматривается проблема понимания кульминационного события – дуэли между Онегиным и Ленским как исхода антиномического тупика в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Основными исследовательскими методами являются литературно-исторический, психологический, герменевтический и аксиологический. Автор акцентирует внимание на двух экзистенциальных темах произведения – любви истинной/суетной и дружбе/вражде, имеющей в основе феномен соперничества как причины конфликта, и предлагает гипотезу о том, что в характере описания знакомства и сближения героев во второй, третьей и пятой главах романа содержится прогноз неизбежной дуэли. Сложные отношение между дуэлянтами обнаружены в мизантропическом характере главного героя и идущем вразрез с этим его парадоксально снисходительном отношении к Ленскому. Анализируя внутреннее противоречивое состояние Онегина, автор предполагает, что юный поэт воспринимался Онегиным как зеркало воспоминаний. Особое внимание уделено инициативе Татьяны (имеем в виду любовное письмо и сон героини), поскольку в этих двух событиях показывается символика неизбежности и трагичности исхода будущего дуэли, тем более, все детали сна представляют мистическое воздействие героини на своего избранника. Мщение героя Ленскому на балу далеко не просто пылкий мальчишеский поступок, оно побуждено невольным сочувствием Онегина Татьяне и по сути является поражением героя во внутренней борьбе со своей хандрой, что в итоге привело к кровавому исходу – дуэли, и, учитывая ее жесткую ритуальность, дуэль становилась вынужденным, единственным исходом решения конфликта, уступкой деспотии обычая.
В статье рассматривается творчество русскоязычного татарского писателя И. Абузярова в контексте идеи диалога культур, и на примере повести «Концерт для скрипки и ножа в двух частях» (2017) обнаруживаются культурные коды русской, европейской и восточной культур. В контексте цели творчества, определенной автором («открыть» мир татарской культуры широкому кругу русскоязычных читателей), раскрывается обращение И. Абузярова к трансрелигиозным образам в целом (Адама, Каина и Авеля, Авраама и др.) и религиозным сюжетам о предательстве и убийстве Каина и Авеля, об абсолютной покорности Богу Авраама, готового пожертвовать сыном. Кроме того, в данном контексте автор анализирует связанные с обрядом жертвоприношения истории: возникновения праздника Курбан-байрам и его значения в культуре татарского народа, его обрядово-культовую сторону и молитвы. В определении значения человеческих поступков и отчета за них автор обращается к традиционному мусульманскому образу Моста Сират, который, учитывая широкий национальный и конфессиональный состав читателей, наделяется И. Абузяровым общечеловеческим значением Совести и границы между добром и злом. В написанном на русском языке и ориентированном на русскоязычного читателя произведении выявляются как трансрелигиозные образы и мотивы, что расширяет аудиторию, способствуя межкультурному диалогу, дальнейшим исследованиям литератур народов Российский Федерации в сравнительно-сопоставительном аспекте, так и сюжеты, связанные с традиционными представлениями Ислама, историей возникновения праздников и т.п., раскрывающие культуру татарского народа.
Цель исследования: статья представляет собой опыт систематизации корпуса произведений, относящихся к Северному тексту русской литературы для детей, в которых возникает образ солнца. Цель автора – впервые на данном материале выявить образно-смысловые и мотивные особенности того сегмента художественной картины мира Северного текста русской литературы для детей, который связан с солярными образами. Методы: с помощью различных видов литературоведческого анализа текста (хронотопического, мотивного, мифопоэтического, системно-семантического) в статье рассматривается образ солнца в произведениях Н. Аурова, В. Бороздина, О. Бундура, Н. Вурдова, Н. Жернакова, Ю. Коринца, А. Миронова, М. Скороходова, С. Радзиевской. Результаты исследования: осуществив комплексный анализ художественного материала, автор выделяет два смысловых варианта образа солнца. Первый актуализирует смысловую оппозицию «день – ночь», реализуется через мотив единства мира и сюжет «праздника солнца». Второй раскрывается через образ белой полярной ночи и связанные с ней мотивы вечности, бессонницы и двоемирия. В результате исследования автор приходит к выводу: образ солнца в произведениях Северного текста русской литературы для детей занимает значимое место в художественной картине мира, имеет ярко выраженную хронотопическую (является важным элементом художественного пространства и времени) и мифопоэтическую природу, указывает на региональную специфику образа мира (образ белой ночи). Устойчивый характер мотивов и сюжетов (сюжет о «празднике солнца»), связанных с образом солнца, указывает на сверхтекстовую природу Северного текста русской литературы для детей.
Статья посвящена прозе Бориса Петровича Екимова, позволяющей проследить формирование и развитие характера нашего современника и важнейшие события отечественной истории последней трети ХХ и первых десятилетий ХХI в. Поскольку автор тяготеет к невыдуманным сюжетам, читатели разных поколений узнают себя в его героях дошкольной, школьной, студенческой поры и в персонажах зрелого возраста, которые населяют и «озвучивают» художественный мир прозы Екимова. Историко-функциональный метод исследования позволяет показать, как сегодня писатель, неразрывно связанный с Волгоградской областью и Доном, работает с новым материалом, используя высокие идеалы прогностической образности А.С. Пушкина и «диалектику души» Л.Н. Толстого, как он активно продолжает и развивает традиции русской «деревенской» прозы в создании образов героев из крестьянской массы. Системный метод исследования позволяет продемонстрировать те проблемы нашей повседневной жизни, которые находятся в центре писательского и общественного внимания: семья и школа, поучительный пример родителей, важное значение семейных ценностей в жизни современного общества. Книги Б.П. Екимова, включенные в школьные и вузовские программы по литературе, отчетливо показывают процесс духовного роста школьников и студентов, воспитывают любовь к малой родине, к родному языку и природе родного края, ко всей отечественной культуре и истории. Все созданное писателем – «про государство», про тех, кто держит его на своих плечах. Это их голосами «озвучен» мир прозы художника. В основе многих его произведений фрагменты диалогов, отмеченных диалектными словами и выражениями, передающими живую жизнь любимого края.
В статье раскрывается новаторство творчества В.В. Маяковского. Его стихи 1920-х гг. созвучны нашей современности и написаны как будто о сегодняшней ситуации в мире. Автором дается анализ многогранной личности Маяковского, отмечаются грани его таланта, которые были бы наиболее актуальны в XXI в. Его «Окна РОСТА» стали предвестниками постов в социальных сетях, где картинка соединена с текстом. Маяковский мог бы быть гениальным маркетологом и создателем рекламы, блогером-миллионником и рэпером, так как в его стихах сильно развита социальная тема. В статье представлен анализ нового научного собрания произведений В.В. Маяковского в двадцати томах, которое призвано дать современному поколению читателей подлинные тексты поэта, очищенные от идеологических, цензурных изъятий и редакторской правки. Научное издание готовится учеными Института мировой литературы
имени А.М. Горького РАН и выходит в издательстве «Наука». Сделана новая текстологическая подготовка текстов с выбором основного источника текста на основе сопо- ставления всех существующих источников произведения и учитывающая последнюю творческую волю автора. Исправлены ошибки и опечатки, внесены аргументированные поправки, дана новая датировка. По-новому прокомментировано много реалий, которые устарели и стали не понятны современному школьнику. Комментарий к стихам в три раза превышает предшествующий, в 13-томном собрании сочинений, изданном в 1955–1961 гг., и содержит литературную критику и труднодоступные материалы российских и зарубежных архивов. Разысканы не публиковавшиеся в собраниях сочинений агитстихи. Впервые будет представлен том «Живопись и графика» и четыре тома с политическими и социальными плакатами, рекламой, где впервые дается не только текст к ним, но и рисунки. Представлен обзор следующих, готовящихся к печати томов «Окон РОСТА» и «Записных книжек» для нового академического собрания произведений поэта, которое позволит по-новому, более глубоко осмыслить личность и творчество В.В. Маяковского.
Цель исследования – проследить влияние импрессионистической поэтики и лирики И.Ф. Анненского на раннего В.В. Маяковского. Объектом анализа являются сти- хотворения В.В. Маяковского 1912–1917 гг. и стихи И.Ф. Анненского, вошедшие в его сборники «Кипарисовый ларец» (1910) и «Посмертные стихи» (1923), опубликованные уже после смерти поэта. В статье рассматривается общность импрессионистического видения мира и способа отражения действительности у раннего Маяковского. Поэт вос- создает окружающую действительность как постоянно меняющийся объект, но в отличие от импрессионистов он запечатлевает не плавные изменения, а быстрый ритм современного города. Выявляется близость некоторых образов Маяковского и Анненского: «пожар сердца» в «Облаке в штанах» Маяковского и в «Пробуждении» Анненского; «Скрипка и немножко нервно» Маяковского и «Смычок и струны» Анненского; сопоставляются сходные лирические высказывания «Я люблю смотреть, как умирают дети…» Маяковского доказывается, что авторская оценка в стихотворении Маяковского «Несколько слов о себе самом» отличается от прямого высказывания лирического персонажа. «Я» принадлежит разным лирическим голосам. Анализируется возможный христианский подтекст образа умирающих детей у Маяковского. Выявляется также перекличка Маяковского и Анненского в мотивах одиночества, страданий лирического героя, теме Петербурга. В статье отмечается сходство и отличие поэтов в воссоздании предметного мира. Вещь у Анненского служит лишь средством выражения авторского сознания, а вещь Маяковского сохраняет предметное значение, образ города-мира является самоценным. Отмечено также влияние стиховых приемов Анненского на Маяковского. В заключение делается вывод, что общность образов и мотивов в поэзии Маяковского и Анненского свидетельствует не о заимствовании, а о творческом освоении опыта предшественника.
Издательство
- Издательство
- МПГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- Юр. адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- ФИО
- Алексей Владимирович Лубков (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@mpgu.su
- Контактный телефон
- +7 (499) 2466011