ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ
Архив статей журнала
Автор откомментировал статью М.А. Рыбниковой «Фотомонтаж в руках словесника» (1931): она неизвестна широкому читателю и даже не упомянута в библиографическом списке работ методиста, который опубликован в ее «Избранных трудах» (1958). Во вступительной части рассказано, почему Рыбникова обратилась к работе учителя с фотомонтажом: с одной стороны, для методиста всегда были актуальны поиски стимулов, которые приведут школьников к написанию творческих сочинений, в том числе и на тему, не связанную с художественным текстом; с другой стороны, 1920-е гг. – это расцвет искусства фотомонтажа: практически любая публикация в советской прессе сопровождается фотографиями. А работа с современным материалом всегда привлекала Рыбникову и как учителя, и как методиста. В статье-комментарии также выделено то, что, по убеждениям М.А. Рыбниковой, особенно важно для ее методики обучения творческим работам. Опираясь на текст статьи «Фотомонтаж в руках словесника», автор делает вывод: в ней показано, как можно выстроить путь ученика «от маленького писателя – к большому читателю» (так называлась одна из самых известных статей М.А. Рыбниковой), используя в качестве стимульного дидактического материала фотомонтаж. Далее автор говорит о судьбе статьи и коротко – о разделе «Фотомонтаж» из книги «Очерки по методике литературного чтения» (1941), куда статья вошла фрагментарно. В заключении отмечено, что для современного ученика, растущего в мире визуальной культуры, работа с фотомонтажом имеет серьезный методический потенциал, автор статьи предлагает читателям журнала включиться в обсуждение проблемы, поставленной М.А. Рыбниковой.
Статья посвящена вопросу развития «мягких навыков» на уроках литературы в современной школе. Данная задача определяется требованиями мирового пространства, предъявляемыми человеку на рынке труда. Автор приводит анализ содержания понятия «мягкие навыки», рассматривает имеющиеся классификации. Подчеркивается необходимость развития «мягких навыков» со школьного возраста в рамках предметной подготовки, в частности, по литературе. Особое внимание уделяется взаимосвязи формирования «мягких навыков» и медиаграмотности у школьников, актуальность чего обусловлена стремительным развитием цифровизации в сфере современного образования, распространением дистанционных форм внеурочных и кружковых занятий в школе и за ее пределами. Отмечается влияние стремительного развития технологий и информации на успешность, которая в современном мире определяется умением быстро учиться, эффективно приспосабливаться к новым условиям, находить креативные и нестандартные решения. Особое внимание в статье уделяется применению блог-технологии, которая рассматривается как один из эффективных инструментов, помогающих учителю-словеснику в реализации поставленных задач. Автором также представлены примеры применения обозначенной технологии на уроках литературы в 9 классе при изучении комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Показаны некоторые особенности использования данного инструмента, обозначены развиваемые таким образом навыки обучающихся. Обозначено последовательное применение инструмента «от простого к сложному», способствующее более успешному развитию необходимых навыков в образовательном процессе. В результате сформулирован вывод о проведении уроков, направленных на развитие «мягких навыков» и формирование информационной грамотности обучающихся, как обязательном условии эффективности обучения.
Цель статьи – проанализировать возможности внеурочных занятий по выразительному чтению произведений современных детских поэтов в развитии интерпретационных умений учащихся. Автор представляет опыт реализации авторской программы внеурочной деятельности «Выразительное чтение и основы работы с художественным текстом» в 5 классе суворовского военного училища на материале стихотворений А.С. Игнатовой и М.Я. Бородицкой. В качестве исследовательских методов использовались: анализ исследований в области филологической герменевтики, психологии художественного восприятия, методики обучения выразительному чтению читателя-школьника и др.; обобщение педагогического опыта; опытно-экспериментальная работа. Методика выразительного чтения поэтических текстов современных авторов основывается на взаимодействии герменевтического и аксиологического подходов, что способствует приближению к пониманию авторской позиции, формированию ценностных ориентаций современных школьников, развитию их интерпретационных умений, а также обогащению эмоционального и нравственно-понятийного словаря младших подростков. Апробация авторской программы внеурочной деятельности выявила наибольшую результативность следующих герменевтических приемов при подготовке к выразительному чтению: актуализация эмоционального, жизненного опыта; ассоциативный анализ; прием «контекстной догадки»; «проблематизация»; «собирание» и «наращивание» смысла. Обучение выразительному чтению как способу интерпретации текста, по мнению автора статьи, позволяет выйти на уровень распредмечивающего понимания (Г.И. Богин). Автор делится опытом организации восприятия текстов современных поэтов, привлечения в процессе их анализа произведений современных мультипликаторов Ю.Б. Норштейна и Н.Б. Мирзоян, реализации приема визуализации с целью пробуждения творческого воображения, включения эмоциональной памяти, обогащения словарного запаса школьников. Вся предложенная система работы с художественным текстом на внеурочных занятиях предполагает активную творческую рефлексию, способствует развитию интерпретационных умений учащихся.
В статье раскрывается проблема приобщения современных учеников к чтению. Автор, анализируя изменения состояния общества, образования и методики преподавания предмета, выделяет причины, влияющие на снижение интереса и качества изучения литературы в школе. Анализ научных исследований в гуманитарных науках позволяет говорить о когнитивных и аксиологических изменениях, которые произошли в сознании молодежи. Основой познавательного процесса современных учеников стал индуктивный способ мышления, ориентированный на осознание целостности на уровне представлений о явлении, человеке, эпохе, что позволяет автору говорить о методологической кор- ректировке пути и способа анализа текста на уроке литературы в средней школе. В статье предложены основания для проектирования читательской практики «Восхождение» и описана методика ее использования на примере изучения пьесы В.С. Розова «Гнездо глухаря» в 11 классе. В структуре и технологии читательской практики учитываются спе- цифика познавательной деятельности современных учащихся и поэтики художественного текста, что обеспечивает школьникам восхождение от бытового уровня освоения смысла до раскрытия нравственно-этического, эстетического и философского потенциала драматического произведения второй половины ХХ – начала ХХI в. Синтез художественных деталей в процессе чтения обеспечивает формирование сложного представления об обобщенном нравственно-этическом понятии за счет соотнесения текста и разных видов кон- текста. Обращение к историко-литературному контексту позволяет говорить о связи времен, обращать внимание на мировоззренческие аспекты восприятия, на близость разных поколений. Постижение авторского мировосприятия и осознание эстетических законов превращенной формы способствует созданию в творческих работах учащихся широкого образного обобщения. Читательская практика, сочетая в себе взаимосвязь образного и логического в предъявлении материала и технологичность учебного процесса, обеспечивает учащимся определенную степень свободы философствования на уроке, а учителю гарантирует эффективность ее использования.
В статье рассматривается историческое движение российского учебника по литературе с точки зрения его культурно-исторической специфики и сохранения преемственности, кратко очерчены методологические приоритеты учебников по литературе с конца XVII в. по настоящее время. Оценка исторической преемственности учебников по литературе строится на опыте первых риторик и пиитик, образцах учебной книги дореволюционного и советского периодов развития отечественной школы и методической науки и на материале авторских учебно-методических комплектов конца XX – начала XXI в., а также с учетом актуальных государственных нормативных документов, регламентирующих основные векторы школьного литературного образования. Запросы времени по обновлению учебника связываются с включением в учебную книгу достижений научных направлений и школ в литературоведении, теории и методики обучения, социологии и психологии чтения, ссылок на авторитетные печатные источники и электронные ресурсы, а также с использованием современных цифровых инструментов и новых форматов коммуникации, презентации результатов работы школьника, в том числе его исследовательских и творческих проектов. В разработке содержания и структуры обновленного учебника важно также учитывать и развивать отечественный опыт создания учебной книги, нацеливавшей на знакомство с творчеством писателей и отдельными произведениями отечественной и зарубежной литературы (или их фрагментами), которые сопровождались необходимой информацией об авторе, его творчестве, исторической эпохе, комментариями к тексту, справочным и методическим аппаратом, позволявшим организовать работу с текстом, чужим и своим (собственными устными и письменными высказываниями), развивать аналитические и интерпретационные умения, участвовать в диалоге и дискуссии. Решение указанных практических задач обучения сочетается с реализацией «высоких» задач приобщения школьников к вершинным произведениям классической литературы, духовно-нравственного воспитания и развития личности, формирования гражданина и патриота своего Отечества.
Цель исследования: статья представляет собой опыт систематизации корпуса произведений, относящихся к Северному тексту русской литературы для детей, в которых возникает образ солнца. Цель автора – впервые на данном материале выявить образно-смысловые и мотивные особенности того сегмента художественной картины мира Северного текста русской литературы для детей, который связан с солярными образами. Методы: с помощью различных видов литературоведческого анализа текста (хронотопического, мотивного, мифопоэтического, системно-семантического) в статье рассматривается образ солнца в произведениях Н. Аурова, В. Бороздина, О. Бундура, Н. Вурдова, Н. Жернакова, Ю. Коринца, А. Миронова, М. Скороходова, С. Радзиевской. Результаты исследования: осуществив комплексный анализ художественного материала, автор выделяет два смысловых варианта образа солнца. Первый актуализирует смысловую оппозицию «день – ночь», реализуется через мотив единства мира и сюжет «праздника солнца». Второй раскрывается через образ белой полярной ночи и связанные с ней мотивы вечности, бессонницы и двоемирия. В результате исследования автор приходит к выводу: образ солнца в произведениях Северного текста русской литературы для детей занимает значимое место в художественной картине мира, имеет ярко выраженную хронотопическую (является важным элементом художественного пространства и времени) и мифопоэтическую природу, указывает на региональную специфику образа мира (образ белой ночи). Устойчивый характер мотивов и сюжетов (сюжет о «празднике солнца»), связанных с образом солнца, указывает на сверхтекстовую природу Северного текста русской литературы для детей.