Теоретическое обоснование инновационной технологии безразборного ремонта узлов морского, железнодорожного и автомобильного транспорта, а также промышленного оборудования в условиях Арктики (2024)
Триботехнические составы на основе слоистых силикатов и, в частности, серпентина известны уже более тридцати лет. Их эффективность доказана успешным применением во многих отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, на морских и речных судах, на железной дороге и горнодобывающем оборудовании, на легковом и грузовом автотранспорте, а также испытаниями во многих ведущих отраслевых научно-исследовательских институтах (НИИ) и вузах агропромышленного комплекса (АПК) России.
В статье изложены теоретические аспекты технологии применения геомодификаторов трения, относящейся к инновационным нанотехнологиям, позволяющим существенно улучшать эксплуатационные характеристики новой, а также изношенной дорогостоящей техники, в которой присутствуют узлы трения.
Использование предлагаемой технологии восстановления изношенных узлов техники в суровых климатических условиях Арктики представляется особенно целесообразным и экономически оправданным.
Идентификаторы и классификаторы
Россия стремительно вошла в третье десятилетие двадцать первого века, четко обозначив свои приоритеты в освоении обширных северных территорий и укреплении границ
своей Арктической зоны. Важнейшим направлением явилось ускорение развития
Северного морского пути (СМП), так как геополитическая обстановка диктует существенное расширение возможностей одного из самых безопасных путей перемещения грузов между континентами и странами.
Список литературы
↑1. Павлов О.Г. Ремонт без разбору. Новые технологии обработки судовых двигателей. Катера и Яхты. 2014; (3): 57-59.
↑2. Павлов О.Г. Инновационная технология безразборного ремонта узлов промышленного оборудования и автотехники. Инженерный Клуб. 2013; март: 42-45.
↑3. Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный научно-исследовательский институт материалов» (ФГУП ЦНИИМ). Предварительная оценка эффективности использования АРТ-составов в качестве антифрикционного покрытия для узлов трения. Научно-технический отчёт. Санкт-Петербург; 2006.
↑4. ООО «Центральный научно-исследовательский дизельный институт». Моторные испытания «АРТ-технологии» на дизель-генераторе 4Ч 9.5/11. Технический Отчёт. Санкт-Петербург; 2007.
↑5. Телух Д.М., Кузьмин В.Н., Усачев В.В. Введение в природу использования слоистых гидросиликатов в трибосопряжениях. Трение, износ, смазка. 2009;(3). [Интернет]. http://www.oilchoice.ru/download/file.php?id=2209
↑6. Дунаев А.В., Филиппова Е.М. Нетрадиционная триботехника для повышения ресурса автотракторной техники. Итоги 25-летнего развития. Москва: Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ; 2017.
↑7. Гаркунов Д.Н., Крагельский И.В. Эффект безызносности. Научное открытие №41, 12 ноября 1956. [Интернет]. https://ross-nauka.narod.ru/06/06-041.html
↑8. Костецкий Б.И., Носовский И.Г., Караулов А.К. Поверхностная прочность материалов при трении. Киев: Технiка; 1976, 296 с.
↑9. Дунаев А.В., Павлов О.Г., Пустовой И.Ф., Рыжов В.Г. Механизмы образования триботехнических покрытий при использовании геомодификаторов трения. В: Современные проблемы освоения новой техники, технологий, организации технического сервиса в АПК: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 7-8 июня 2017 г. Минск: БГАТУ; 2017, с. 112-122.
↑10. Маринич Т.Л., Зуев В.В., Лавров Ю.Г., Лазарев С.Ю., Денисов Г.А., Половинкин В.Н., Соловьев А.П., Холин А.Н. Свойство высокоэнергоплотных минеральных веществ изменять параметры триботехнических систем. Открытие №323, приоритет от 16 ноября 1995 г.
↑11. Зуев В.В. Энергоплотность, свойства минералов и энергетическое строение Земли. Санкт-Петербург: Наука; 1995, 128 с.
↑12. Зуев В.В. Конституция, свойства минералов и строение земли (энергетические аспекты). Санкт-Петербург: Наука; 2005, 402 с.
↑13. Jin Y., Yuang H., Wang F., Minfray C., Li S. Phase structure and lubricity of in-situ generated protective layer on worn metal surfaces in presence of Mg6Si4O10(OH)8. World Tribology Congress III, Vol. 2. Washington; 2005, p. 449-450. [Интернет]. https://doi.org/10.1115/wtc2005-63927
↑14. Li Shenghua, Yang He, Wang Feng. ART-technology. China, Beijing; 2004. 403 p.
↑15. Jin Y., Li S. Superlubricity of In Situ Generated Protective Layer on Worn Metal Surfaces in Presence of Mg6Si4O10(OH)8. In: Superlubricity. Ed. Erdemir A., Martin J.-M., Elsevier Science B.V.; 2007, p. 445-469.
↑16. Jin Yuansheng, Li Shenghua, Zhang Zhengye, Yang He, Wang Feng. In situ mechanochemical reconditioning of worn ferrous surfaces. Tribology International, Volume 37, Issue 7, July 2004, Pages 561-567. [Интернет]. https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0301679X03002354
↑17. РВС-технология (патент РФ №2266979) - Эффективный инструментарий достижения целей устойчивого развития. [Интернет]. http://rvs-tech.ru/o-kompanii/prezentacziya
↑18. Дунаев А.В. Инновационные приемы повышения ресурса и экономичности тракторов при их техническом сервисе. Москва. РУСАЙНС, 2023 г. 202 с.
↑19. Дунаев А.В., Павлов О.Г. Пустовой И.Ф., Рыжов В. Механизмы образования триботехнических покрытий при использовании серпентиновых геомодификаторов трения. Сборка в машиностроении, приборостроении. 2018;(9): c. 414-418.
↑20. Дунаев А.В., Павлов О.Г., Пустовой И.Ф., Рыжов В.Г. Механизмы образования триботехнических покрытий при использовании серпентиновых геомодификаторов трения. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2017;(5-6): с. 30-37.
↑21. Соловьев Р.Ю., Шарифуллин С.Н., Соловьев С.А., Ольховацкий А.К., Ломухин В.Б., Дунаев А.В., Гительман Д.А., Хисметов Н.З. Безызносная эксплуатация двигателей внутреннего сгорания. Москва: ГОСНИТИ; 2015 г.
↑22. Дунаев А.В., Александров В.А., Павлов О.Г., Пустовой И.Ф., Сокол С.А., Селютин Г.Е. Испытания добавок к смазочным материалам. Труды ГОСНИТИ. 2014; 114(1). с. 39-45.
↑23. Дунаев А.В., Шарифуллин С.Н. Модернизация изношенной техники применением трибопрепаратов. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет; 2013 г, 272 с.
↑24. Лавров Ю.Г., Ладиков В.В., Пустовой И.Ф., Павлов О.Г. Системное применение триботехнологий на всех этапах жизненного цикла машин и оборудования. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2013;(3): с. 62-69.
↑25. Калинкин А.М., Калинкина Е.В. Магма в ступке. Природа. 2005 (4). с. 3-8.
↑26. Koga N., Nakagoe Y., Tanaka H. Crystallization of amorphous calcium carbonate. Th rmochim. Аcta. 1998; 318 (1-2): р. 239-244. [Интернет]. https://doi.org/10.1016/S0040-6031(98)00348-7
↑27. Wu J., Wang X., Zhou L., Wei X., Wang W. Formation Factors of the Surface Layer Generated from Serpentine as Lubricant Additive and Composite Reinforcement. Tribology Letters. 2017. р. 65-93. [Интернет]. https://doi.org/10.1007/s11249-017-0873-1
Выпуск
Другие статьи выпуска
В данной работе представлены результаты исследований водной экосистемы Кольского залива Баренцева моря в 2022 г. С помощью стандартных методов определены концентрации основных химических показателей. Рассмотрены основные изменения полученных показателей в зависимости от сезона.
Современный этап развития Северного морского пути связан с активным развитием портовой инфраструктуры и увеличением грузопотока. Такая динамика развития обусловлена национальными стратегическими приоритетами и поддерживается целевым финансированием проектов. В связи с этим активно развивается административное регулирование и нормативное законотворчество. Одна из сложностей при реализации инфраструктурных проектов в Арктическом регионе связана с тенденцией деградации многолетнемерзлых грунтов. Система геокриологического мониторинга Арктики позволяет учитывать при реализации проектов состояние криолитозоны.
Арктические территории, освоение которых носит очевидный очаговый характер, характеризуются более высокой долей моногородов в общем количестве муниципальных образований по сравнению со значением аналогичного показателя в среднем по стране. Проблема неравномерности развития местностей с преобладанием отдельных монопсонистов имеет разные сферы проявления, затрагивая в том числе систему образования. Статья обобщает результаты исследования, посвященного изучению дифференциации качества общего образования в арктических моногородах. В ходе данного исследования проанализированы результаты анкетного опроса родителей обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в семи арктических субъектах РФ. На основе сравнения полученных ответов определены сферы, отличающие ситуацию с распределением качества образования в моногородах АЗ РФ от других территорий данного макрорегиона страны.
Описан действующий прототип автоматизированной лабораторной установки с имитацией приливно-отливного цикла для содержания литоральных моллюсков. В настоящий момент установка включает две группы из пяти аквариумов. Во время прилива вода самотеком поступает в аквариумы из общего водонапорного бака; во время отлива самотеком сливается в общий водосборный бак. Перекачка воды между баками осуществляется специальной помпой. Блок управления установки состоит из объединенных в сеть платы Arduino Mega и двух плат Arduino Nano. С платой Arduino Mega связаны системы контроля параметров окружающей среды, регистрации данных, автоматической замены морской воды и программно- реализованная система самопроверки и принятия решений. Одна из плат Arduino Nano отвечает за реализацию приливно-отливного цикла; другая — за дистанционный контроль и управление установкой с помощью SMS. Результаты пилотных экспериментов свидетельствуют о существенном снижении трудозатрат при содержании моллюсков. Разработанная установка может быть использована для содержания широкого спектра литоральных животных: при изучении их биологии, оценке воздействия факторов внешней среды, биотестировании и в образовательных целях.
Представлена работа по исследованию микропластикового загрязнения морей Российской Арктики с помощью метода «гражданской науки» в течение 2020–2022 гг. Представлены методические подходы к отбору проб и их лабораторной обработке при выделении частиц микропластика из природных проб, а также некоторые результаты исследования роли Нордкапского течения в переносе микропластика в российскую часть Баренцева моря из региона Северной Атлантики. Показана эффективность совместного сотрудничества общественных организаций и научных институтов для обеспечения научно обоснованными методическими подходами волонтеров, проводящих исследования в труднодоступных регионах Арктики. Опубликованные методические пособия и образовательные материалы находятся в открытом доступе для использования в будущих исследованиях всех желающих.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением литодинамических процессов на шельфе как опасных явлений. На примере прибрежных зон Южного Сахалина, где проводится Государственный мониторинг опасных экзогенных процессов на шельфе, показано, что в пределах выделенных ключевых участков происходит ежегодное перераспределение зон аккумуляции и размыва донных осадков. Другие примеры, взятые из практики аналогичных работ на Финском заливе Балтийского моря, свидетельствуют, что литодинамические процессы в береговой зоне приводят к значительным нарушениям состояния берега, что представляет конкретную опасность для населения. Делается вывод, что литодинамические процессы должны изучаться с применением стандартных литологических и геофизических методов, используемых при морских геологических работах.
В статье раскрыт термин «патриотизм» и значимость его содержания; обращается внимание на изменения, происходящие в обществе, на реализуемые патриотические мероприятия в Воронежской и Мурманской областях с целью формирования патриотизма у молодежи.
Представленный материал доказывает необходимость постоянного проведения работы по воспитанию патриотизма в обществе как фактора формирования у граждан страны активной гражданской позиции, готовности к самоотверженному служению своему Отечеству, уважения к законности и правопорядку, что является мобилизующими ресурсами развития современного общества России.
Издательство
- Издательство
- МАУ
- Регион
- Россия, Мурманск
- Почтовый адрес
- 183038, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, д, 15
- Юр. адрес
- 183010, Мурманская обл, г Мурманск, ул Спортивная, д 13
- ФИО
- Шадрина Ирина Михайловна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- masu@masu.edu.ru
- Контактный телефон
- +7 (815) 2213801