Некоторые вопросы о месте литодинамических процессов в общей классификации геологических опасностей и явлений (2024)
В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением литодинамических процессов на шельфе как опасных явлений. На примере прибрежных зон Южного Сахалина, где проводится Государственный мониторинг опасных экзогенных процессов на шельфе, показано, что в пределах выделенных ключевых участков происходит ежегодное перераспределение зон аккумуляции и размыва донных осадков. Другие примеры, взятые из практики аналогичных работ на Финском заливе Балтийского моря, свидетельствуют, что литодинамические процессы в береговой зоне приводят к значительным нарушениям состояния берега, что представляет конкретную опасность для населения. Делается вывод, что литодинамические процессы должны изучаться с применением стандартных литологических и геофизических методов, используемых при морских геологических работах.
Идентификаторы и классификаторы
Опасные геологические процессы и явления (ОГПЯ) на шельфе в настоящее время
привлекают все большее внимание как исследователей, так и практиков в связи с хозяйственным освоением морского дна [1–3]. Развитие нефтегазового комплекса на дне
шельфовых морей поставило в повестку дня вопросы экологической безопасности как самих буровых, так и получающего все большее развитие трубопроводного транспорта.
Обеспечение экологической безопасности подобных инженерных объектов является
важнейшей проблемой при инженерном освоении дна шельфовых морей, особенно
в условиях геополитической нестабильности, а также проявления таких видов ОГПЯ,
которые до недавнего времени в пределах некоторых регионов даже не прогнозировались. Калининградское землетрясение в 2004 году является тому примером.
Список литературы
↑1. Гладыш В.А., Логвина Е.А., Нестеров А.В., Кубышкин Н.В. Оценка интенсивности литодинамических процессов в морском судоходном канале порта Сабетта. Инженерные изыскания. 2017;(4):36-44.
↑2. Информационный бюллетень о состоянии геологической среды прибрежно-шельфовых зон Баренцева, Белого и Балтийского морей в 2012 г. Санкт-Петербург: Картографическая фабрика ВСЕГЕИ; 2013.
↑3. Кузнецова М.Н., Плинк Н.Л. Методические расчёты для предварительной оценки характеристик транспорта наносов. В: Гидрометеорология и экология: достижения и перспективы развития. Труды II Всероссийской конференции. Санкт-Петербург: ХИМИЗДАТ; 2018, с. 377-380.
↑4. Лонгинов В.В. Динамика береговой зоны бесприливных морей. Москва: Изд-во Акад. наук СССР; 1963.
↑5. Лонгинов В.В. Очерки литодинамики океана. Москва: Наука; 1973.
↑6. Шепард Ф.П. Морская геология. Ленинград: Недра; 1969.
↑7. Невесский Е.Н. Основные перспективы и направления изучения осадочного покрова шельфа. В: Морфолитогенез и позднечетвертичная история прибрежно-шельфовых зон. Москва: Наука; 1978, с. 5-11.
↑8. Спиридонов М.А., Рябчук Д.В., Орвику К.К., Сухачева Л.Л., Нестерова Е.Н., Жамойда В.А. Изменение береговой зоны восточной части Финского залива под воздействием природных и антропогенных факторов. Региональная геология и металлогения. 2010;(41):107-118.
↑9. Рыбалко А.Е., Щербаков В.А., Иванова В.В., Рябчук Д.В., Сличенков В.И., Локтев А.С., Жамойда В.А, Сергеев А.С. Литодинамические процессы на шельфе как фактор формирования геологических опасностей для инженерных сооружений. ГеоЕвразия-2023. Геологоразведочные технологии: наука и бизнес. Труды VI Международной геолого-геофизической конференции, Москва, 27-29 марта 2023 года. Т. III. Тверь: ПолиПРЕСС; 2023, с. 34-39.
↑10. СП 11-114-2004. Инженерные изыскания на континентальном шельфе для строительства морских нефтегазопромысловых сооружений. Москва: Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве (ФГУП «ПНИИИС») Госстроя России, 2004.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В данной работе представлены результаты исследований водной экосистемы Кольского залива Баренцева моря в 2022 г. С помощью стандартных методов определены концентрации основных химических показателей. Рассмотрены основные изменения полученных показателей в зависимости от сезона.
Современный этап развития Северного морского пути связан с активным развитием портовой инфраструктуры и увеличением грузопотока. Такая динамика развития обусловлена национальными стратегическими приоритетами и поддерживается целевым финансированием проектов. В связи с этим активно развивается административное регулирование и нормативное законотворчество. Одна из сложностей при реализации инфраструктурных проектов в Арктическом регионе связана с тенденцией деградации многолетнемерзлых грунтов. Система геокриологического мониторинга Арктики позволяет учитывать при реализации проектов состояние криолитозоны.
Арктические территории, освоение которых носит очевидный очаговый характер, характеризуются более высокой долей моногородов в общем количестве муниципальных образований по сравнению со значением аналогичного показателя в среднем по стране. Проблема неравномерности развития местностей с преобладанием отдельных монопсонистов имеет разные сферы проявления, затрагивая в том числе систему образования. Статья обобщает результаты исследования, посвященного изучению дифференциации качества общего образования в арктических моногородах. В ходе данного исследования проанализированы результаты анкетного опроса родителей обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в семи арктических субъектах РФ. На основе сравнения полученных ответов определены сферы, отличающие ситуацию с распределением качества образования в моногородах АЗ РФ от других территорий данного макрорегиона страны.
Описан действующий прототип автоматизированной лабораторной установки с имитацией приливно-отливного цикла для содержания литоральных моллюсков. В настоящий момент установка включает две группы из пяти аквариумов. Во время прилива вода самотеком поступает в аквариумы из общего водонапорного бака; во время отлива самотеком сливается в общий водосборный бак. Перекачка воды между баками осуществляется специальной помпой. Блок управления установки состоит из объединенных в сеть платы Arduino Mega и двух плат Arduino Nano. С платой Arduino Mega связаны системы контроля параметров окружающей среды, регистрации данных, автоматической замены морской воды и программно- реализованная система самопроверки и принятия решений. Одна из плат Arduino Nano отвечает за реализацию приливно-отливного цикла; другая — за дистанционный контроль и управление установкой с помощью SMS. Результаты пилотных экспериментов свидетельствуют о существенном снижении трудозатрат при содержании моллюсков. Разработанная установка может быть использована для содержания широкого спектра литоральных животных: при изучении их биологии, оценке воздействия факторов внешней среды, биотестировании и в образовательных целях.
Представлена работа по исследованию микропластикового загрязнения морей Российской Арктики с помощью метода «гражданской науки» в течение 2020–2022 гг. Представлены методические подходы к отбору проб и их лабораторной обработке при выделении частиц микропластика из природных проб, а также некоторые результаты исследования роли Нордкапского течения в переносе микропластика в российскую часть Баренцева моря из региона Северной Атлантики. Показана эффективность совместного сотрудничества общественных организаций и научных институтов для обеспечения научно обоснованными методическими подходами волонтеров, проводящих исследования в труднодоступных регионах Арктики. Опубликованные методические пособия и образовательные материалы находятся в открытом доступе для использования в будущих исследованиях всех желающих.
Триботехнические составы на основе слоистых силикатов и, в частности, серпентина известны уже более тридцати лет. Их эффективность доказана успешным применением во многих отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, на морских и речных судах, на железной дороге и горнодобывающем оборудовании, на легковом и грузовом автотранспорте, а также испытаниями во многих ведущих отраслевых научно-исследовательских институтах (НИИ) и вузах агропромышленного комплекса (АПК) России.
В статье изложены теоретические аспекты технологии применения геомодификаторов трения, относящейся к инновационным нанотехнологиям, позволяющим существенно улучшать эксплуатационные характеристики новой, а также изношенной дорогостоящей техники, в которой присутствуют узлы трения.
Использование предлагаемой технологии восстановления изношенных узлов техники в суровых климатических условиях Арктики представляется особенно целесообразным и экономически оправданным.
В статье раскрыт термин «патриотизм» и значимость его содержания; обращается внимание на изменения, происходящие в обществе, на реализуемые патриотические мероприятия в Воронежской и Мурманской областях с целью формирования патриотизма у молодежи.
Представленный материал доказывает необходимость постоянного проведения работы по воспитанию патриотизма в обществе как фактора формирования у граждан страны активной гражданской позиции, готовности к самоотверженному служению своему Отечеству, уважения к законности и правопорядку, что является мобилизующими ресурсами развития современного общества России.
Издательство
- Издательство
- МАУ
- Регион
- Россия, Мурманск
- Почтовый адрес
- 183038, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, д, 15
- Юр. адрес
- 183010, Мурманская обл, г Мурманск, ул Спортивная, д 13
- ФИО
- Шадрина Ирина Михайловна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- masu@masu.edu.ru
- Контактный телефон
- +7 (815) 2213801