От барокко до XX века: интертекстуальные рецепции в «Посвящениях» Белы Ковача (2024)
В статье впервые в отечественном музыкознании предпринимается попытка рассмотреть одно из самых известных сочинений венгерского кларнетиста-виртуоза Белы Ковача «Посвящения» с позиции интертекстуального подхода. Выявлены особенности работы композитора с «чужим» текстом, определены первоисточники, рассмотрены и систематизированы формы их интеграции в звуковую ткань девяти концертных этюдов для кларнета соло. Избегая цитации произведений адресатов посвящений, Б.Ковач придерживается ведущей роли аллюзийности и стилизации. Предпочтительным принципом для венгерского автора является «принцип работы по модели» (И.C. Стогний). Композитор демонстрирует гибкость в переключении с одного языка на другой, применяет игровую логику в компоновке материала, проявляя качество ироничности. В результате данных особенностей обнаруживаются связи «своего» и «чужого»: семантические, семиотические, жанровые, структурные, образные. Сознательное использование узнаваемых сегментов заимствованных сочинений, выступает важным средством коммуникации со слушателем. Органичное включение отражаемой лексики и глубина образно-эмоционального содержания посвящений позволяют рассматривать их не только сквозь призму концертного кларнетового репертуара, но и как оригинальное явление в интертекстуальном музыкальном пространстве конца XX века.
Идентификаторы и классификаторы
Список литературы
- Арановский М.Г. Музыкальный текст: структура и свойства. / Ред. В.А. Ерохин; Гос. ин-т искусствознания м-ва культуры РФ. М.: Композитор, 1998. 344 с.
- Бакуто С.В., Кайсина Д.А. Бэла Ковач «Посвящение Баху»: диалог с прошлым // Материалы XIV Международной научной конференции «Искусство глазами молодых» 13-14 апреля 2023 / Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского; Красноярск: СГИИ имени Д.Хворостовского, 2023. С. 356-360.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / сост. С.Г. Бочаров, примеч. С.С. Аверинцев и С.Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. 423 с.
- Голованов И.А., Усова О.В. Бела Ковач - представитель современной кларнетовой исполнительской школы Венгрии // Актуальные проблемы музыкальноисполнительского искусства. История и современность. Вып. 11: Материалы Международной научнопрактической конференции, Казань, 4 апреля 2018 года / Сост. Ю.С. Карпов, В.И. Яковлев; Казан. гос. консерватория. Казань, 2019. C. 120-126.
- Завьялов И.В., ХолодоваМ.В. Художественноинструктивные сочинения для кларнета соло в творческой практике композиторов XVIII-XXI веков // Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского «ARTE». 2022. № 3. С. 44-50.
- Крауклис В.Г. Симфонические поэмы Рихарда Штрауса. Научно-популярная брошюра. М.: Музыка, 1970. 107 с.
- Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. М.: Издательская группа «Прогресс», 2000. С. 427-457.
- Ларин Н.Н. Произведения для кларнета «а capella»: исторический обзор и анализ характерных черт // Современные проблемы сольного и оркестрового духового исполнительского искусства: Материалы II Международной научно-практической конференции (МГИК, 2021) / науч. ред. О.А. Блок, П.Ю. Делий, В.В. Токмаков. М.: МГИК, 2021 С. 111-121.
- Мартынов И. Музыка Испании. Монография. М.: Советский композитор, 1977. 376 с.
- Назайкинский Е.М. Стиль как маска // XX век и история музыки. Проблемы стилеобразования: Сборник статей. Ред.-сост. М.Г. Арановский. М.: Государственный институт искусствознания. 2006. С. 17-23.
- Сергеев А.В., АйзенштадтД.С. Формирование репертуара кларнетиста как педагогическая проблема // Актуальные вопросы в области духового исполнительского искус ства: Сборник статей. (МГИК, 2021) / науч. ред. О.А. Блок, П.Ю.Делий, В.В. Токмаков. М.: МГИК, 2021. С. 56-60.
- Стогний И.С. Модусы интертекстуальности в музыке // Musicus. 2011. № 3-4. Июль декабрь. С. 28-33. URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj http://old.conservatory.ru/files/Musicus27_Stogniy.pdf (дата обращения: 10. 08.2024)
- Devich Gábor rövid és hosszú távú célokról, művészi színvonalról. “Célom, hogy az operában és az Erkel színházban minden egyes opera- és balettelőadás alegmagasabb minőség igényével szólaljon meg”. Vol. XXIII. No. 6 URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://epa.oszk.hu/03000/03043/00030/pdf EPA03043_zenekar_2016_06_20-21.pdf (дата обращения: 10.08.2024).
- Kırankaya, H.G. Béla Kovács’ın Solo Klarnet İçin Yazdığı, “Hommage à N.Paganini” Adlı Yapıtı Yorumlamada 24 Teknik Öneri. Jass Studies-The Journal of Academic Social Science Studies, Year: 13, Number: 82. Winter, 2020. Pp. 293-308. URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://jasstudies.com/sayi/a3a76189-aca4-4bab-8852-75c8d5fe141d.pdf (дата обращения: 10.08.2024).
- Klarinét újra és újra. URL: https://fidelio.hu/klasszikus/klarinet-ujra-es-ujra-26716.html (дата обращения: 10.08.2024).
- Kovács Bélla. Hommages á Clarinet solo. Edition Darok. Woodwindmusic EDL 2103, 1994.
- Kovács, Bélla. Weboldal (cайт Белы Ковача). URL: http://www.kovacsclarinet.hu (дата обращения: 10.08.2024).
- Lawing Sarah Emily Lloyd. Musical borrowing in three Hommages by Bélla Kovács: a comparison of pieces for solo clarinet with peper for solo clarinet with repertoire by Debussy, Strauss, and Bartok. A Dissertation Submitted to the Graduate Faculty of the University of Georgia in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree, Doctor of Musical Arts, Athens, Georgia. 2012. P. 47. URL: chromeextension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://getd.libs.uga.edu/pdfs/lawing_sarah_e_201205_dma.pdf (дата обращения: 10.08.2024).
- Spradlin Brandon. Research paper for a master’s recital of music for clarinet: for an actor: monologue for clarinet (in A) by Shulamit Ran, Five pieces for solo clarinet by Gordon Jacob, and Hommage á C.M. VON Weber, from Hommages for solo clarinet by Bélla Kovács. (May 2021). URL: https://opensiuc.lib.siu.edu/gs_rp/978 (дата обращения: 10.08.2024).
- Stoffan George. The clarinet in Hungary. Part 1: My conversation with Bélla Kovács // The clarinet. June 2021. Pp. 2-7.
- Stoffan George. The clarinet in Hungary. Part 2: My conversation with the clarinet Faculty of the Liszt Academy of Music // The Clarinet; Columbus. 2021. Vol. 48. No. 4. Pp. 56-60. URL: https://www.proquest.com/scholarlyjournals/clarinet-hungary/docview/2766511034/se-2 (дата обращения: 10.08.2024).
- 陳瑩蓉 指導教. “貝拉‧柯瓦奇《向理查‧史特勞斯致 敬》樂曲分析及詮釋-以《迪爾的惡作劇》為分析之 素材 姓名: 陳瑩蓉 指導教授”. 國立臺灣師範大學音樂 學系碩士班演奏組 碩士論文. 2016. 68 第. (Чен, Ин-Юнг. Анализ и интерпретация «Посвящение Рихарду Штраусу» Белы Ковача: на материале «Тиля Уленшпигеля»: магист. дис.: Национальный тайваньский педагогический университет, 2016. 68 с.). URL: https://www.airitilibrary.com/Article/Detail/U0021-G060290039M (дата обращения: 10.08.2024)
Выпуск
Другие статьи выпуска
Выдающийся немецкий драматург Бертольт Брехт, будучи также театральным режиссёром, выстроил собственную систему – «эпический театр». Его основные произведения создавались с учётом выработанных принципов, однако пьеса «Барабаны в ночи» была написана ранее и потому не в полной мере соответствует его поэтической и эстетической концепции. Тем не менее пьеса получила известность и в 2016 году была поставлена в московском Театре им. Пушкина режиссёром Ю.Н. Бутусовым. Автор данной статьи рассматривает спектакль «Барабаны в ночи» в контексте системы «эпического театра» на предмет реализации в нём основных постулатов поэтики Б.Брехта, что ещё не входило в орбиту научного внимания отечественных исследователей. В рамках сравнительно-сопоставительного анализа установлено, что, несмотря на тяготение русской театральной школы к системе К.С. Станиславского, Ю.Н. Бутусов создал спектакль, соответствующий брехтовским принципам не только на уровне актёрской игры, но и на уровне режиссуры, звукового и художественного оформления.
В статье впервые представлен систематизированный обзор творчества выдающегося уральского ювелира и камнереза Владимира Николаевича Шицалова – яркого представителя декоративного искусства Свердловска-Екатеринбурга конца ХХ века, сделаны выводы о сходстве и отличиях его образования, основных аспектах творческого метода с деятельностью классических представителей Уральской ювелирной школы. Авторами выявлены самобытные черты работ В.Н. Шицалова на основе атрибутирования и анализа более 150-ти произведений, созданных в разных видах декоративноприкладного искусства (камнерезные и ювелирные предметы, проектная графика) и хранящиеся в музейных собраниях и частных коллекциях Урала. Предложена последовательная ретроспектива эволюции творческих подходов мастера в рамках трёх основных направлений его деятельности: камнерезной пластики, ювелирных украшений и интерьерных декоративных предметов.
Статья посвящена личности и творчеству выдающегося современного китайского живописца Гао Сяохуа, представителя «сычуанской группы» художников Юго-Запада. Он получил известность в изобразительном искусстве КНР конца 1970-х гг. как «пионер» «живописи шрамов», развенчивающий трагические ошибки «Культурной революции». В дальнейшем Гао Сяохуа вошёл в плеяду молодых китайских мастеров юго-западного региона, развивающих в своём творчестве направление «деревенский реализм». На основе изучения и систематизации разрозненных сведений, сосредоточенных в китайских источниках, не переведённых на русский язык, в статье реконструируются основные этапы биографии Гао Сяохуа сквозь призму историко-политических событий эпохи. Авторы анализируют причины изменения творческого стиля художника на примере его репрезентативных работ, демонстрирующих процесс национализации масляной живописи в КНР 1980-х гг. Показано, что трансформация стиля Гао Сяохуа – это продукт исторического развития китайского изобразительного искусства после 1978 года и, в то же время, проявление субъективной воли мастера, оперативно отвечающего на социальные запросы времени. Результаты исследования способствуют более глубокому пониманию социальной природы художественной стратегии Гао Сяохуа, помогают расширить представление о личности и творчестве мастера, оказавшего большое влияние на развитие современной китайской живописи.
Статья посвящена возникновению и развитию профессионального композиторского творчества в Красноярске и специфическим особенностям его бытования на протяжении двух последних столетий. В центре внимания оказываются те особенности музыкального быта города на Енисее, которые создали предпосылки для достижения его авторами высоких результатов, и прежде всего – в хоровых жанрах, подробно рассматривается деятельность тех музыкантов, чья педагогическая, творческая и общественная работа этому способствовала. Рассуждая о путях формирования композиторского творчества в Красноярске, автор по-своему расставляет акценты и приводит собственную аргументацию, в ряде случаев полемизируя с другими искусствоведами, писавшими на эту тему, а также вводит в научный обиход факты, события и имена, которые прежде оказывались в стороне от мейнстрима краеведческих исследований или вовсе не были известны широкой общественности.
В данной работе уделяется внимание одной из обрядовых тувинских песен – песнезаклинанию овцы «тэгэ», которая была зафиксирована автором статьи в апреле 2024 года во время экспедиции в сумон Цэнгэл Баян-Ульгийского аймака Монголии, месте проживания этнических тувинцев. Этот напевзаклинание исполняется при отказе овцематки от кормления своего новорождённого ягненка или же чужого, который остался без матери, для принятия детёныша, а также для успокоения овцы во время доения. Автор выполняет музыковедческий анализ напева, делает сравнение тувинско-монгольского заговора с аналогичными традициями у тувинцев Республики Тыва и бурят и, на основе сопоставлений этих родственных этносов, имеющих культурно-исторические контакты, выявляет схожие особенности тембровой, ладовой, мелодической и ритмической организаций.
Статья посвящена именитому австровенгерскому флейтисту, дирижёру, композитору Францу Альберту Допплеру. Он получил при жизни широкое признание в музыкальных кругах середины XIX века – был главным флейтистом Венгерского Национального театра и Венской Придворной оперы, преподавал в Венской консерватории, выступал на престижных концертных площадках по всей Европе. Несмотря на то, что ряд его сочинений для флейты до настоящего времени пользуются большой исполнительской популярностью, личность и творчество этого музыканта ещё не становились объектом внимания отечественных учёных. На основе изучения и систематизации разрозненных данных зарубежных источников в предлагаемой работе воссоздана биография Ф.Допплера, вписанная в так называемый «интерьер» эпохи, систематизированы композиторские опыты талантливого флейтиста, значительно расширившего концертный репертуар для своего инструмента, а также продемонстрировавшего яркие достижения в сфере музыкального театра. Введение в научный обиход неизвестных русскоязычной аудитории фактов жизненного и творческого пути Ф.Допплера позволит дополнить панораму выдающихся мастеров, вошедших в историю мировой культуры.
Актуальность статьи обусловлена пониманием важности оперативного музыковедческого отклика на творческие опыты современных композиторов, особенно своего региона, что позволяет фиксировать моменты текущей музыкальной жизни и закладывать основы исследований тех или иных композиторских почерков, художественных тенденций, анализа отдельных сочинений с учётом мнений самих мастеров, критиков, журналистов. Однако обращению к новейшей музыке мешает немалое число проблем: негативное отношение к экспериментальным практикам со стороны многих участников культурного сообщества, инерция «классики» в системе музыкального образования, недоверие к именам малоизвестных композиторов и их «неисторичности», недоступность нот и аудиозаписей, сложности в налаживании контактов с авторами, малый объём информации, отсутствие навыков работы с образцами новейшего искусства, требующих постижения индивидуальных концепций и художественных решений. На примере дипломных работ студентов-музыковедов Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки отслеживается история разработки тем, связанных с изучением музыки современников. Выясняется, что длительное время в поле исследовательского интереса оказывались опусы отечественных композиторов, в том числе сибирских. Делается вывод о том, что восприимчивость и открытость к множественным экспериментам, происходящим в новейшей музыке, желание откликаться на творческие поиски современных авторов отвечает в наши дни установкам метамодерна (осцилляция, гиперрефлексия, самодостаточность всех культурных единиц и множественность их интерпретаций).
Автор статьи обращается к малоизвестному камерно-инструментальному произведению Б.Бриттена, относящемуся к позднему периоду творчества. Редко исполняемая, и во многом недооцененная публикой, Третья виолончельная сюита не избалована вниманием российских и зарубежных музыковедов. Между тем, рассматриваемое сочинение является уникальным не только в творческом наследии английского композитора, но и в мировой музыкальной культуре. В работе показано, что его неповторимость заключается в продуктивном диалоге и органичном сплаве элементов европейской и русской музыки, а также в глубоко личном воплощении темы Прощания с жизнью. Произведение пронизано многочисленными отсылками, автоцитатами, аллюзиями, зашифрованными посланиями, тщательное изучение которых помогает приблизиться к пониманию скрытой авторской программы. Кроме того, Третья виолончельная сюита может быть рассмотрена как важное звено в развитии давней английской традиции, уходящей корнями в XVIII век и отчётливо заявившей о себе уже в Викторианскую эпоху. Речь идёт об особом интересе жителей Туманного Альбиона к православному кондаку «Со святыми упокой», который со временем стал частью британских погребальных церемоний и даже был включён в Английский Гимнал.
Содержание настоящей статьи посвящено актуальной для современного музыкознания проблеме определения конкретного влияния творчества корифеев российской-советской композиторской школы на наследие выдающихся деятелей академической музыкальной культуры КНР, в частности, У Цзуцяна – первого китайского композитора, закончившего Московскую консерваторию. На примерах его сочинений разных жанровых сфер демонстрируется многоплановость и избирательность восприятия им творческого опыта М.И. Глинки, кучкистов, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Н.Я.Мясковского, Б.В. Асафьева, Р.М. Глиэра, С.Н. Василенко. Научная новизна статьи заключается в обобщении результатов изучения конкретных проявлений рецепции традиций русской-советской композиторской школы китайским музыкантом. Результаты исследования свидетельствуют о том, что композиторские открытия У Цзуцяна, осуществлённые в его сочинениях под впечатлением от выдающихся произведений крупнейших российскосоветских авторов, инициировали плодотворные достижения в композиторском творчестве Китая XX–XXI веков.
В статье освещается история создания хореографом Л.Мясиным и композитором О.Респиги спектакля «Лавка чудес», постановка которого была осуществлена в антрепризе С.Дягилева. Русский импресарио хотел возродить на сцене одноактный балет Й.Байера «Фея кукол» в новой музыкально-хореографической версии. В результате появился спектакль на основе музыкального материала Дж.Россини, композитора XIX столетия. Не случайно это произведение рассматривается как образец музыкально-театрального неоклассицизма. Премьера балета «Лавка чудес» в сценографии А.Дерена с огромным успехом прошла в лондонском театре Альгамбра 5 июня 1919 года. Цель статьи – воссоздать этапы работы над балетом представителями международного творческого триумвирата: композитора, хореографа и художника. В процессе изучения музыкального материала «Лавки чудес» авторами исследования были идентифицированы произведения Дж.Россини, включённые О.Респиги в партитуру балета, что определило актуальность и новизну данной работы. Искусствоведческие труды российских и зарубежных учёных, мемуарноэпистолярное наследие деятелей музыкального и хореографического искусства явились методологической базой представленной статьи.
Издательство
- Издательство
- СГИИ имени Д. Хворостовского
- Регион
- Россия, Красноярск
- Почтовый адрес
- 660049, Красноярский край, г. Красноярск,ул. Ленина, 22
- Юр. адрес
- 660049, Красноярский край, г. Красноярск,ул. Ленина, 22
- ФИО
- Лузан Владимир Сергеевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- info@kgii.ru
- Контактный телефон
- +7 (391) 2124174
- Сайт
- https://kgii.ru