EISSN 2687-1106
Язык: ru

ARTE: ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА ИСКУССТВ ИМЕНИ ДМИТРИЯ ХВОРОСТОВСКОГО

Архив статей журнала

«Паганини флейты»: личность и творчество Франца Допплера (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Холодова Мария Владимировна, Фань Хуа

Статья посвящена именитому австровенгерскому флейтисту, дирижёру, композитору Францу Альберту Допплеру. Он получил при жизни широкое признание в музыкальных кругах середины XIX века – был главным флейтистом Венгерского Национального театра и Венской Придворной оперы, преподавал в Венской консерватории, выступал на престижных концертных площадках по всей Европе. Несмотря на то, что ряд его сочинений для флейты до настоящего времени пользуются большой исполнительской популярностью, личность и творчество этого музыканта ещё не становились объектом внимания отечественных учёных. На основе изучения и систематизации разрозненных данных зарубежных источников в предлагаемой работе воссоздана биография Ф.Допплера, вписанная в так называемый «интерьер» эпохи, систематизированы композиторские опыты талантливого флейтиста, значительно расширившего концертный репертуар для своего инструмента, а также продемонстрировавшего яркие достижения в сфере музыкального театра. Введение в научный обиход неизвестных русскоязычной аудитории фактов жизненного и творческого пути Ф.Допплера позволит дополнить панораму выдающихся мастеров, вошедших в историю мировой культуры. 

Сохранить в закладках
Суфийская тематика в вокальном творчестве Т.З. Шахиди (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Холодова Мария Владимировна, Азимов Азамджон Акрамович

Статья посвящена современному таджикскому композитору Толибхону Зиядуллаевичу Шахиди, имя которого известно далеко за пределами его родины. Несмотря на исполнительскую популярность, вокальное творчество Т. З. Шахиди до настоящего времени ещё не получило всестороннего осмысления в отечественном музыкознании, что обусловливает актуальность и новизну предлагаемой работы. В фокусе внимания авторов – вокальные произведения Т. З. Шахиди, написанные в разные годы: циклы «Поэма странствий», «Добро вам» и ««Времён контрасты», поэма «Хафизнаме», романс «Devouring Time». Показано, что в них находят многоаспектное претворение теоретические установки суфизма, его ведущие идеи и символы. Подчёркивается, что композитору, генетически связанному с религиозно-философским миром ислама, удаётся на разных уровнях (поэтическом, образно-композиционном, интонационном, жанровом), мастерски осуществить синтез традиций музыкальных культур Востока и Запада.

Сохранить в закладках