Нотный текст и контекст в работе с обучающимися (2024)
Профессиональное обучение игре на музыкальном инструменте предполагает обращение к нотному тексту. Педагогическая практика показывает, что учащиеся всех образовательных уровней, приступая к освоению репертуара, недостаточно внимательно вчитываются в нотный текст, содержащий концентрированную информацию о музыкальном сочинении, его авторе, композиторской школе, определённой эпохе (степень информативности при этом может быть разной). Предлагаемая работа намечает пути решения проблемы грамотного прочтения текста на этапе знакомства с произведением. Суть профессионального подхода заключается, во‑первых, в формировании умения адекватно воспроизвести в звуке всю систему текста – нотные знаки, авторские ремарки, обозначения динамики, темпа и других музыкально-выразительных средств, а во‑вторых, следуя одному из основополагающих принципов методики – идти от простого к сложному – научиться последовательно решать исполнительские задачи. В статье рассматриваются и сопоставляются определения нотного текста, взятые из разных источников, а также показывается, как на примере работы с текстом раскрывается контекст произведения, выявляется исполнительский подтекст, и как детальное изучение текста становится основой содержательной интерпретации.
Идентификаторы и классификаторы
Список литературы
- Аркадьев М. А. Эскиз философии дирижерского ремесла: URL: http://intoclassics.net/publ/4-1-0-118 (дата обращения 25.03.24).
- Баранова С. Ю. Музыкальный текст: язык, знак, сигнал, символ // Электронное научное издание «Аналитика культурологии». Вып. 3 (15), 2009. URL: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/334-article_35-6.html (дата обращения 20.08.2023).
- Дёрдь Кроо. Если бы Шуман вел дневник / пер. с венг. М. Погани-Берталан. Будапешт: изд-во Corvina, 1966. 224 с. URL: https://royallib.com/book/kroo_dyord/esli_bi_shuman_vel_dnevnik.html (дата обращения 12.03.24).
- Инкижекова М. С. Музыкальный текст как культурно-исторический феномен. Дис. …канд. культорол. наук. Абакан, 2001. 201 с. URL: https://www.dissercat.com/content/muzykalnyi-tekst-kak-kulturno-istoricheskiifenomen (дата обращения 12.03.24).
- Корноухов М. Д. Текстоцентрическая парадигма обучения учащихся-музыкантов в инструментальном классе // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Кострома, 2011. Т. 17. С. 34-38.
- Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: «Музыка», 1988. 234 с.
- Малинковская А. В. Исполнительская интерпретация музыкального произведения как объект исследования: к вопросу о доказательности теоретического суждения // Музыкальное искусство и образование. 2020. Т. 8. № 4. С. 9-28.
- Музыкальная энциклопедия, Т. 3. М.: «Советская энциклопедия», 1976. 1103 с.
- Шуман Р. Вторая соната (соль минор) для фортепиано. М.: Музыка, 1972. 23 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье описываются существующие подходы в изучении понятия «Интернет-культура»: этический, аккумулятивный, экономико-профессиональный, симулятивный, педагогический, семиотический, аксиологический и комплексный. На основе анализа разных подходов сформулировано авторское определение данного понятия. Интернет-культура понимается как тип информационной культуры, возникший в результате развития компьютерных технологий, синтезировавший все предыдущие формы информации. Специфика репрезентации информации в интернет-культуре заключается в том, что информация существует в виде гипертекста и визуальных образов в виртуальной реальности. Анализируются специфика и виды репрезентации информации в сети. Согласно культурологическому дискурсу выделены три базисных уровня репрезентации, в зависимости от вида информации: семиотический, герменевтический и аксиологический. Информация представляется как сложная система знаков, нуждающаяся в истолковании и понимании, для определения ценностного контекста.
«Детская» М. П. Мусоргского – одна из вершин творчества великого русского композитора. Это гениальное произведение и в настоящее время вызывает восхищение художником, сумевшим столь тонко, живо и ёмко раскрыть мир ребёнка музыкально-поэтическими средствами. Как довольно часто исполняемое сочинение, «Детская» является богатейшим как в музыкальной, так и в образно-художественной значимости материалом для профессионального развития и воспитания студентов в классе концертмейстерского мастерства. Автора данной статьи привлекает феномен музыкального выражения детского мира в вокальном цикле. Уделяется внимание рассмотрению поэтического текста произведения, особенностям его музыкального языка, отражающего искания композитора в сфере речевой интонации, трактовке фортепианной партии, служащей раскрытию образно-смысловых аспектов вокальной партии. На примере первой песни «Детской» рассмотрены художественно-технические задачи, встающие перед пианистом в процессе работы. Методические комментарии могут быть полезны студентам концертмейстерского класса музыкальных колледжей и вузов.
Статья посвящена современному таджикскому композитору Толибхону Зиядуллаевичу Шахиди, имя которого известно далеко за пределами его родины. Несмотря на исполнительскую популярность, вокальное творчество Т. З. Шахиди до настоящего времени ещё не получило всестороннего осмысления в отечественном музыкознании, что обусловливает актуальность и новизну предлагаемой работы. В фокусе внимания авторов – вокальные произведения Т. З. Шахиди, написанные в разные годы: циклы «Поэма странствий», «Добро вам» и ««Времён контрасты», поэма «Хафизнаме», романс «Devouring Time». Показано, что в них находят многоаспектное претворение теоретические установки суфизма, его ведущие идеи и символы. Подчёркивается, что композитору, генетически связанному с религиозно-философским миром ислама, удаётся на разных уровнях (поэтическом, образно-композиционном, интонационном, жанровом), мастерски осуществить синтез традиций музыкальных культур Востока и Запада.
Важную роль в современной популярной музыке играет латиноамериканская танцевальная традиция, в частности, такие жанры, как румба, мамбо, ча-ча-ча, пачанга, бугалу, сальса. Ведущим центром латиноамериканской музыки всегда была Куба. На волне популярности на рубеже XX–XXI столетий возникает новое явление – тимба, которую можно назвать вершиной эволюции танцевальной музыки Кубы. Тимба вызвала широкий общественный интерес во всем мире и в России, в частности. В условиях кризиса и стремительных изменений, происходящих в кубинском обществе, тимба стала символом национальной самоидентичности афро-кубинцев, сформировав особую субкультуру. При этом тимба вобрала в себя ключевые элементы предшествующих жанров, став квинтэссенцией стилевых и жанровых особенностей музыки Кубы. В статье дан исторический экскурс в танцевальную культуру Кубы с выявлением преемственных связей, отразившихся в современной кубинской тимбе. Выявляются характерные черты тимбы как нового стиля и субкультуры современного кубинского общества, с рассмотрением поэтического и хореографического кода этой субкультуры. Научная новизна данной работы связана с введением в отечественный обиход комплексной информации об эволюции кубинской танцевальной музыки (muґsica bailable) от истоков до настоящих дней, в том числе, целостной характеристики феномена тимбы – с позиции стиля и субкультуры
Цель статьи – представить поиски западными композиторами новых театрально-сценических форм во второй половине ХХ в. Привлечён и обобщен опыт музыковедческих и театроведческих публикаций российских авторов для показа картины изменений природы сценического синтеза, преобразования контактов «постоперного театра» с публикой. Освещаются главные тенденции «неоперного» взаимодействия «слова-действиямузыки» с учётом влияний на современный театр медиа-технологий. В центре внимания – антиопера (Дж. Кейдж, М. Кагель, Д. Лигети), мистериальный театр в творчестве К. Штокхаузена и американских композиторов (Ф. Гласс, С. Райх, Тан Дун), перформативный музыкальный театр (Ж. Апергис, Д.Шнабель, Х. Гёббельс, М. Монк). Рассмотрены общие признаки новых театральных моделей, дан ряд примеров их сценического воплощения. Для создания контекстного подхода предложены отсылки к специализированным изданиям по проблемам новых музыкально-сценических форм.
В статье рассматриваются истоки формирования жанра semi-opera во взаимосвязи с историей развития английского театра, начиная с последней трети XVI века и заканчивая 1674 годом – появлением первого образца этого жанра. Значительное внимание уделяется полемике, которая во многом предопределила отношение английской публики к театру. Авторы подчёркивают роль елизаветинской драмы и постановок шекспировских пьес, где большое место занимала музыка, отмечают влияние придворных спектаклей «Masque». Кроме того, в статье определяется роль «Duke’s Company» Уильяма Давенанта в период Реставрации, вернувшего на сцену трагедии и комедии У. Шекспира и привлёкшего к сотрудничеству профессиональных композиторов. В совокупности все эти факторы привели к рождению нового жанра в Англии.
Издательство
- Издательство
- СГИИ имени Д. Хворостовского
- Регион
- Россия, Красноярск
- Почтовый адрес
- 660049, Красноярский край, г. Красноярск,ул. Ленина, 22
- Юр. адрес
- 660049, Красноярский край, г. Красноярск,ул. Ленина, 22
- ФИО
- Лузан Владимир Сергеевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- info@kgii.ru
- Контактный телефон
- +7 (391) 2124174
- Сайт
- https://kgii.ru