РАЗНОВИДНОСТИ ИРОНИЧНОГО ВОЗРАЖЕНИЯ В НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОМ СЕТЕВОМ МЕДИАТЕКСТЕ (2024)
В статье раскрывается возражающий потенциал иронии на примере научно-популярных сетевых медиатекстов. Эмпирической базой послужил гипертекст новости об опровержении серотониновой теории развития депрессии, которое предопределило значимый сдвиг в представлениях о заболевании. Целью статьи являются выявление и комплексный анализ вариантов реализации ироничного возражения в научно-популярном медиадискурсе. Ироничное возражение представляется сложноорганизованным коммуникативным действием, в основе которого лежит целеустановка, составляющая подцель в достижении основной коммуникативной цели гипермедиатекста. Предустановленная многозадачность исследования обусловила выбор подхода к анализу - праксиологического метода медиалингвистики, позволяющего исследовать медиадискурс с учетом парадигматических (систематизация языковых маркеров, участвующих в организации отдельного речевого действия) и синтагматических (типологизация речевых действий в референциально связанных медиатекстах) отношений. Как показал анализ материала, возражение - это речевое действие, демонстрирующее момент перехода научного знания от гипотетичности к состоянию эпистемологической определенности. Возражение способствует преодолению непродуктивных тенденций в системе научных взглядов. Лингвистически значимыми характеристиками ироничного возражения в научно-популярном медиадискурсе представляются обширный эвристический потенциал, демонстрация развития эпистемологической модальности, критическое переосмысление внеязыковых ситуаций, вовлечение адресата в процесс сомышления, дискуссионный характер, требование дополнительных интерпретативных усилий. Полученные в ходе исследования результаты - лингвистические модели репрезентации ироничного возражения - становятся показателем сдвига в парадигме научных воззрений о механизмах развития депрессивного расстройства и доминирующих векторов обсуждения в обществе связанной с выявленным гносеологическим кризисом проблематики. В данном исследовании паттерны речевой репрезентации ироничного возражения идентифицированы и типологизированы на основе повторяющихся и регулярно воспроизводимых языковых маркеров.
Идентификаторы и классификаторы
Признавая убедительными аргументы, направленные на опровержение серотониновой теории, специалисты настаивают на продолжении терапии антидепрессантами из-за отсутствия более совершенного подхода к лечению заболевания. Таким образом, в психиатрии в настоящий момент налицо противоречивая эпистемическая ситуация, при которой уже стало понятно, что депрессия — это заболевание не только биохимической природы (с эндогенным источником — несоответствующей концентрацией серотонина) и требуется освоение альтернативных концепций, т. е. интерпретация расстройства психики как социально обусловленной (экзогенный источник — образ жизни и привычки). Важно, как замечают специалисты (например, Э.МакАдам и Т.Маркс), избегать культивации чувства вины (причиной болезни оказываются не «трудноуправляемые» химические процессы, а намеренно избираемые человеком образ жизни и социальное окружение) и не провоцировать нагнетание тревожности. Нарушение логики в ходе популяризации можно представить следующим образом: сомнение в доказательности серотониновой теории → сомнение в обоснованности терапии антидепрессантами → потеря веры в возможность излечения.
Список литературы
-
Анненкова, И. В. (2012). Современная медиакартина мира: неориторическая модель (Лингвофилософский аспект). Дис. … д-ра филол. наук. М. EDN: QFMKUL
-
Дорожкин, А. М., Доронин, Д. Ю. (2012). Гносеологическая неопределенность в научной и мифологической рациональности. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2 (18), 87-98.
-
Дускаева, Л. Р. (2012). Диалогическая природа газетных речевых жанров. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т. EDN: YPCBGY
-
Дускаева, Л. Р. (2014). Медиалингвистика в России: лингвопраксиологическая доминанта. Медиалингвистика, 1 (4), 5-15. EDN: SYMXEN
-
Дускаева, Л. Р. (2019). Стилистический анализ в медиалингвистике. М.: Флинта. EDN: MALKSW
-
Дускаева, Л. Р., Иванова, Л. Ю. (2022). Гипертекст одной новости в медиалингвистическом преломлении. Южнославянский филолог, 78 (1). Электронный ресурс https://www.isj.sanu.ac.rs/2022/10/21/juznoslovenski-filolog-lxxviii-1/.
-
Дускаева, Л. Р., Щеглова, Е. А. (2019). Комическое в речевой архитектуре новостного гипермедиатекста. В Русистика в XXI веке: тенденции и направления развития (с. 268-273). Ереван: Ереван. гос. ун-т. EDN: GOHJFU
-
Иванова, Л. Ю. (2021). Речевые маркеры комической ответности в международном информировании с использованием новых медийных форм. Российские исследования, 2, 114-120. EDN: THZRPU
-
Медиалингвистика. 2024. Т. 11, № 1 Кобозева, И. М. (1986). “Теория речевых актов” как один из вариантов теории речевой деятельности. Новое в зарубежной лингвистике, 17, 7-21.
-
Кожарнович, М. П. (2021). Медиатизация медицинского дискурса: способы, атрибуты и риски. Медиалингвистика, 4 (8), 421-437. EDN: DKTUKD
-
Кунаева, Н. В. (2009). Дискурсивный анализ высказываний в ситуации возражения: на материале английского языка. Дис. … канд. филол. наук. Воронеж. EDN: NQJGNR
-
Лебединская, Е. Ю. (2022). Ироничное возражение в научно-популярном сетевом медиатексте: основные механизмы. В Диалог-спор в научно-популярной коммуникации (с. 109-121). СПб.: Медиапапир. EDN: QUPAOS
-
Лужная, М. М. (2022). Иронические речевые акты несогласия и возражения в повседневной коммуникации. Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика, 2 (11), 30-39. EDN: KJTHZJ
-
Мидова, Е. О. (2016). Определение косвенного речевого акта в современной лингвистической прагматике. Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты, 35, 208-215. EDN: YMXNCF
-
Олешков М. Ю. (2006). Моделирование коммуникативного процесса. Нижний Тагил: Нижнетагил. гос. соц.-пед. акад.
-
Остин, Дж. (1999). Избранное. М.: Идея-Пресс.
-
Пивоварчик, Т. А. (2018). Сетевой медицинский дискурс: коммуникативные практики тематических интернет-сообществ. Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика, 4, 148-155. EDN: YRVTIT
-
Рязанцева, Т. И. (2019). О категориях гипертекста. Медиалингвистика, 3 (6), 327-340. EDN: DUABKE
-
Рязанцева, Т. И. (2010). Гипертекст и электронная коммуникация. М.: ЛКИ.
-
Сладкевич, Ж. Р. (2019). Заголовки-анонсы в сетевых медиасервисах: между информированием и кликбейтингом. Медиалингвистика, 3 (6), 353-368. EDN: GJHFJT
-
Слепцова, М. А. (2008). Ирония как косвенный речевой акт отрицательной оценки. Дис. … канд. филол. наук. СПб. EDN: NQFDOD
-
Тичер, С., Мейер, М., Водак, Р., Веттер, Е. (2009). Методы анализа текста и дискурса. X.: Гуманитарный центр.
-
Уварова, Е. А. (2019). Типологические характеристики новостного веб-сайта как поликодового текста: на примере информационного портала "The Onion". Дис. … канд. филол. наук. М. EDN: DTQVGU
-
Харламова, Т. В. (2016). Жизнь мифа в современном политическом медиадискурсе США и Великобритании. Медиалингвистика, 4 (14), 25-35. EDN: XDGFGL
-
Чанышева, З. З. (2021). Меганарратив как инструмент структурирования медийной информации. Медиалингвистика, 3 (8), 206-218. EDN: ATLBFW
-
Шилихина, К. М. (2013). Неуместная ирония и неудачная шутка: маркеры переключения между bona de и non-bona de модусами коммуникации. Вестник Московского университета, 5, 52-59.
-
Attardo, S. (2017). The general theory of verbal humour. In The Routledge Handbook of Language and Humor (pp. 126-143). Routledge.
-
Attardo, S., Hay, J., Eisterhold, J., Poggi, I. (2003). Multimodal Markers of Irony and Sarcasm. Humor, 2 (16), 243-260.
-
Burgers, C., van Mulken, M. (2017). Humor Markers. In The Routledge Handbook of Language and Humor (pp. 385-399). Routledge.
-
Chernyshova, T. (2021). Language mechanisms of building the ironic text and ways of their linguistic research (linguistic pragmatic aspect). The European Journal of Humour Research, 1 (9), 57-73. EDN: EFOEEA
-
Colston, H. (2017). Irony and Sarcasm. In The Routledge Handbook of Language and Humor (pp. 234-249). Routledge.
-
Duskaeva, L. (2021). Humour as an information-influencing resource in mass media. The European Journal of Humour Research, 1 (9), 29-43. EDN: PXTQBR
-
Duskaeva, L. (Ed.) (2022). The Ethics of Humour in Online Slavic Media Communication. Taylor & Francis.
-
Ivanova, L. (2017).Russian-German relations in the discourse of the modern Russian press: Linguistic aspects. Media Linguistics, 1 (16), 96-108.
-
Ivanova, L., Vasileva, V. V. (2021). Humour as a strategy for news delivery: the case of Meduza. European Journal of Humour Research, 1 (9), 105-128. EDN: FCBBTG
-
Garmendia, J. (2010). Irony is critical. Pragmatics and Cognition, 2 (18), 397-421.
-
Giora, R. (1995). On irony and negation. Discourse Processes, 19, 239-264.
-
Raskin, V. (2017). Script-based semantic and ontological semantic theories of humour. In The Routledge Handbook of Language and Humor (pp. 109-125). Routledge.
-
Raskin, V. (1985). Semantic Mechanisms of Humor. Dordrecht; Boston; Lancaster: D. Reidel Publishing Company.
-
Partington, A. (2007). Irony and reversal of evaluation. Journal of Pragmatics, 9 (39), 1547-1569.
-
Scotto di Carlo, G. (2014). Humour in popularization: Analysis of humour-related laughter in TED talks. The European Journal of Humour Research, 1 (4), 81-93.
-
Tsakona, V. (2017). Genres of Humor. In The Routledge Handbook of Language and Humor (pp. 489-504). Routledge.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Современное общество сегодня подвержено глобальным процессам вестернизации, целью которой является подчинение других культур западному влиянию. Благодаря мощному потенциалу виртуального пространства распространять необходимые идеи осуществляется навязывание определенного видения и проводится массовая манипуляция сознанием граждан. Последовательная и продолжительная политика западного мира пропагандирует образ «злых русских», что приводит к всплеску дискриминации представителей русскоязычной культуры. Данный образ транслируется в СМИ и кинематографе, об этом говорят медийные личности и политики. Подобное негативное представление русского народа приводит к неприязни. В сознании широкой аудитории возникает нетерпимость и непримиримость к гражданам РФ, что отражается в их ущемлении, как вербальном, так и невербальном. Цель статьи - анализ интеррогативных предложений в социальной сети Reddit - одной из самых известных и часто посещаемых интернет-платформ в мире, для выявления русофобных настроений, а также систематизация представления о функциях вопросительных предложений. Вопросительные предложения анализируются с точки зрения их вторичной функции - передачи информации, чувств и своего отношения к какой-либо ситуации. Отобранные методом сплошной выборки и тщательно проанализированные интеррогативные предложения позволяют сделать вывод о русофобном настроении, которое присуще населению западного мира. Было установлено, что интеррогативные предложения направлены на выражение обвинения, оскорбления и злорадства. Объектами русофобии стала сама Российская Федерация в целом, президент Владимир Владимирович Путин и граждане страны. Выявлено, что русофобия наблюдается за счет использования глаголов с отрицательной коннотацией, негативно-окрашенных эпитетов, параллельных конструкций, метафорических моделей и окказионализмов.
В исследовании речь идет об основных и актуальных направлениях и подходах к дискурс-анализу отечественных и зарубежных ученых, структурировании и построении схемы разбора медиатекстов политической направленности с целью выявления основного идейного содержания, а также специфики его выражения в тексте. Целью данного исследования является установление междисциплинарных подходов и методик работы с текстом политической направленности и перспективности их использования для оценки результатов воздействия на адресата. Авторы показывают основные подходы к подобному анализу, дают обзор отечественных и зарубежных методик, применяемых в дискурс-анализе, рассматривают перспективность их применения для оценки результативности воздействия как со стороны автора дискурс-текста, так и со стороны адресата. В качестве методов исследования в зависимости от решаемых задач были применены классические и междисциплинарные методы: при создании исторического обзора был использован описательно-сравнительный метод в сочетании с классификацией подходов к дискурс-анализу; для разработки проблемы воздействия применялся метод критического дискурс-анализа в сочетании с контент-анализом текста. В процессе работы также была уточнена последовательность выполнения отдельных известных приемов анализа политически направленного текста и описано содержание речи П. А. Столыпина 1907 г. по предлагаемой авторами схеме с учетом специфики лингвистического содержания. В ходе решения данной задачи и для повышения степени объективности полученных результатов дополнительно также использовалась машинная обработка текстов (программы обработки текстовой информации типа ВААЛ, Wordstat Yandex и др). Авторы увидели необходимость в комплексном применении традиционных приемов и автоматизированной обработки для объективации полученных результатов.
Работа посвящена изучению современных механизмов создания шутки в спонтанной, естественной, неподготовленной русской речи. Одной из задач исследования было выявление наиболее распространенных языковых моделей создания смешного в спонтанной диалогической медиаречи. Рассмотрены семь видеопрограмм (в жанре интервью, подкастов, развлекательных шоу) на видеоканалах YouTube - c 2017 по 2022 г. Это программы, позиционирующие себя как развлекательный контент: «Вечерний Ургант», Comedy Club, «Сережа и микрофон», «История на ночь». Анализ позволил выделить 104 диалогических единства, содержащих юмористические высказывания, которые затем были тщательно изучены с семантической, прагматической и структурной точек зрения. Отдельно описаны прагматические перлокутивные эффекты данных речевых актов. Особенный интерес вызвали такие реплики-реакции говорящих, которые рождаются «здесь и сейчас», спонтанно, являются не заготовленными шутками, а живым и быстрым откликом на слова собеседника. Изучение материала показало, что основным источником юмора в спонтанном диалоге являются тропы, главные среди которых аллюзия, аллегория и гипербола. Частотны также средства полисемии и случаи нарушения стиля (низкий бурлеск). Чаще всего многозначность, которая доводит публику до смеха, создается с помощью каламбура и антанакласиса. Кроме того, значимы показатели у повторов, которые выполняют вспомогательную функцию, усиливая основной юмористический прием. Главным прагматическим перлокутивным эффектом в медиаречи можно считать радость от узнавания нового смысла, нового взгляда на привычные явления. К творческим проявлениям создающей юмористическое высказывание личности можно отнести «ощущение успеха, триумфа», «удовольствие творца, создавшего уникальный продукт». Шутка в диалоге может выполнять функцию « профилактики агрессивного поведения оппонента». Шутливое высказывание на иронию или сарказм нападающего создает перлокутивный эффект бумеранга, возвращая оценочную эмоцию инициатору-провокатору. Запрос зрителя, который массово смотрит подобные передачи, говорит о том, что данный контент снижает уровень их жизненного стресса, тревожности, напряженности от вызовов реального мира.
В статье рассматриваются закономерности структурирования поликодового текста, функционирующего в новостных лентах сайтов технических университетов. Актуальность исследования обусловлена необходимостью лингвистического описания всевозможных форматов и жанров диджитал-коммуникации. Новизна исследования заключается в комплексном анализе научной новостной ленты технических университетов. Цель исследования - анализ вербального (вербальная медиатопика, тематика) и невербального (графика, иллюстрации, визуальная медиатопика) компонентов поликодового текста. Методы исследования - контент-анализ, графический и семиотический анализ. Многоаспектная характеристика разных компонентов поликодового текста научного содержания позволяет выявить тематические доминанты вузовского контента, а также систему паравербальных приемов его оформления. Дискурсный анализ позволяет установить межсемиотические отношения, которые отражают распределение смысла на уровне вербального и визуального кода. В вербальной медиатопике доминирует образ технического университета как научно-исследовательской структуры в актуальных областях науки и производства, где ученый (личность) находится на периферии, но обеспечивает научно-исследовательский процесс. В визуальной медиатопике отмечается некоторая «дискриминация»: доминирует образ ученого-мужчины (личности), который в структуре научного процесса является более значимой составляющей, чем сам процесс и научное сообщество. Визуальные компоненты текста (графика и иллюстрации) отличаются узким репертуаром приемов; доминирует фотография. Анализ вербальной и визуальной медиатопики в оппозиции «ученый - наука» показал логическую инверсию - замену вербального визуальным. Эти данные хорошо согласуются с установленной доминантой функцией иллюстраций - функцией дополнения. Полученные наблюдения и выводы могут быть использованы научными журналистами, специалистами пресс-служб университетов для корректировки стратегии цифровых коммуникаций. Перспективными представляются исследования характеристик поликодового текста, которые коррелируют с востребованностью текста у целевых аудиторий.
В статье исследуются два формата медиадискурса, кино- и телеинтервью, как проявление специфического распределения двух коммуникативных модальностей - речи и жеста - в мультимодальном дейксисе дискурсивного пространства, конструируемого в нарративах. Чтобы определить принадлежность речи и жестов к двум медийным форматам, в исследовании сравнивается содержание сюжета и вовлечение зрителя как две основные координаты дискурсивного пространства в СМИ. Мы предполагаем, что, поскольку эти два формата демонстрируют различия в сюжетном содержании и характеристиках вовлечения зрителей, их распределение может повлиять на то, как актеры используют речь и жесты для представления дискурсивного пространства. Данные исследования представляют собой 20 рассказов о фильмах и телеинтервью с участием 10 российских актеров с высоким рейтингом (5 мужчин и 5 женщин). В исследовании используется метод мультимодального анализа для определения закономерностей взаимодействия дискурсивных схем, представляющих дискурсивное пространство в речи, и дискурсивных схем, представляющих объект референции, движение и систему отсчета в дейктическом жесте. Результаты показывают, что мультимодальный дейксис способствует усилению обоих типов этих характеристик. В то время как мультимодальный дейксис в кино демонстрирует предпочтение метонимического указания, указания на местоположение и интерпретации речевого события; в телеинтервью мы наблюдаем значительное преобладание метафорического указания, тропинки и повествовательной интерпретации событий. Кроме того, в телеинтервью используются речевые схемы, конкретизирующие информацию и подчеркивающие место референта в речи или повествовательном событии. В целом, исследование показывает, что существуют два основных типа дискурсивных характеристик, которые в большей степени определяют различия в мультимодальном дейксисе между форматами киноинтервью и телеинтервью; это разные режимы повествования и различное сочетание постановочного действия и спонтанности.
Значительное количество исследований установило, что медиадискурс - это интерактивное мероприятие, успех и эффективность которого зависят от взаимоотношений говорящего и слушателя. Несмотря на то, что природа этого взаимодействия изучалась в большом количестве исследований, лишь в немногих работах рассматривается, как спикеры TED удовлетворяют потребности своих слушателей и управляют взаимодействием с ними. TED считается одним из новых способов распространения научной информации в Интернете. Из-за того, что выступления на TED являются новым жанром, они практически не анализировались с точки зрения инструментов популяризации, используемых для облегчения понимания слушателями материалов, представленных спикерами TED. Опираясь на корпус из 80 стенограмм выступлений на TED, взятых с веб-сайта ted.com, в этом исследовании исследуется, как спикеры TED развивают свои идеи для удовлетворения потребностей слушателей. Целью данного исследования является изучение типов кодовых пояснений, их лексических реализаций, прагматических функций и частоты употребления. Для изучения типов и частоты использования кодовых пояснений в лекциях TED в настоящем исследовании был применен количественный метод. С целью выявления прагматических функций, которые выполняют кодовые глоссы в выступлениях TED, в исследовании был применён интерпретативный метод. Анализ корпуса текстов показал, что кодовые глоссы являются важнейшим элементом взаимодействия экспертов и неспециалистов и выполняют функцию популяризации. Выступающие TED использовали два типа кодовых глосс, в которых преобладали примеры, призванные облегчить понимание слушателями и сделать идеи выступающего доступными с помощью иллюстраций или сценарного изложения. Все кодовые глоссы, найденные в корпусе, служат популяризации, что указывает на то, что спикеры TED пытались переосмыслить научный контент и сделать специализированные понятия понятными для неподготовленного слушателя.
Проблема гендерного насилия является одной из ключевых вопросов современного общества Испании. Феномен активно обсуждается как на государственном уровне, так и в обществе, а особенную значимость приобрел в современных испанских медиа, где теме насилия в отношении женщин уделяется особое внимание (например, в общественно-политических газетах в разделах «Гендерное насилие» или «Домашнее насилие»). Также внимание термину «гендерное насилие» уделяют сторонники гендерной языковой политики, целью которой является искоренение гендерной асимметрии в языке и в культуре. Актуальность выбранной темы также обусловлена тем фактом, что Испания является одной из стран-лидеров по принятию прогрессивных законов, направленных на борьбу с гендерным насилием. Анализ собственно языкового материала, словарей испанского языка, экстралингвистической ситуации в стране, изучение данных официальных статистик - все это позволило автору прийти к выводу о том, что в современной испанской действительности имеет место дисбаланс между экстралингвистическими факторами (активная борьба против гендерного насилия, наличие принятых законов, освещение этой темы в СМИ) и языком, в котором до сих пор не кодифицирован термин violencia de género (гендерное насилие) в главном словаре Королевской академии испанского языка (тогда как в других словарях и тематических глоссариях понятие трактуется по-разному). Сочетание violencia de género широко используется как в повседневной речи, в научной, так и в массмедиа, однако наличие дублетов препятствует правильному пониманию проблемы и, соответственно, борьбе с ней.
Издательство
- Издательство
- СПбГУ
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9
- Юр. адрес
- Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9
- ФИО
- Кропачев Николай Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- spbu@spbu.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3282000
- Сайт
- https://spbu.ru/