МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ ДЕЙКСИС В МЕДИАДИСКУРСЕ: НАРРАТИВЫ В КИНО И ТЕЛЕИНТЕРВЬЮ (2024)
В статье исследуются два формата медиадискурса, кино- и телеинтервью, как проявление специфического распределения двух коммуникативных модальностей - речи и жеста - в мультимодальном дейксисе дискурсивного пространства, конструируемого в нарративах. Чтобы определить принадлежность речи и жестов к двум медийным форматам, в исследовании сравнивается содержание сюжета и вовлечение зрителя как две основные координаты дискурсивного пространства в СМИ. Мы предполагаем, что, поскольку эти два формата демонстрируют различия в сюжетном содержании и характеристиках вовлечения зрителей, их распределение может повлиять на то, как актеры используют речь и жесты для представления дискурсивного пространства. Данные исследования представляют собой 20 рассказов о фильмах и телеинтервью с участием 10 российских актеров с высоким рейтингом (5 мужчин и 5 женщин). В исследовании используется метод мультимодального анализа для определения закономерностей взаимодействия дискурсивных схем, представляющих дискурсивное пространство в речи, и дискурсивных схем, представляющих объект референции, движение и систему отсчета в дейктическом жесте. Результаты показывают, что мультимодальный дейксис способствует усилению обоих типов этих характеристик. В то время как мультимодальный дейксис в кино демонстрирует предпочтение метонимического указания, указания на местоположение и интерпретации речевого события; в телеинтервью мы наблюдаем значительное преобладание метафорического указания, тропинки и повествовательной интерпретации событий. Кроме того, в телеинтервью используются речевые схемы, конкретизирующие информацию и подчеркивающие место референта в речи или повествовательном событии. В целом, исследование показывает, что существуют два основных типа дискурсивных характеристик, которые в большей степени определяют различия в мультимодальном дейксисе между форматами киноинтервью и телеинтервью; это разные режимы повествования и различное сочетание постановочного действия и спонтанности.
Идентификаторы и классификаторы
Чтобы продолжить исследование, авторы разрабатывают метод, который позволит сопоставить мультимодальное поведение рассказчика в двух медиа-форматах. Трудность заключается в том, что, несмотря на растущее число исследований мультимодального поведения в отдельных жанрах медийного дискурса [Ирисханова 2019; Лаванда 2021], дискурсивные стратегии и дискурсивные функции (с их дискурсивными маркерами), которые служат для изучения условного жестового поведения в одном формате дискурса, могут не проявляться в другом формате дискурса следовательно, их нельзя противопоставлять. Кроме того, жесты неизменно многофункциональны [Ченки, Миттельберг, 2013; Ирисханова, Ченки, 2018], и, следовательно, различные типы жестов могут возникать в зависимости от одних и тех же дискурсивных стратегий и функций.
Список литературы
-
Agamben, G. (2019). Notes on Gesture. In C. Kul-Want (Ed.), Philosophers on Film from Bergson to Badiou: A Critical Reader (pp. 208-217). New York Chichester, West Sussex: Columbia University Press.
-
Amossy, R. (2009). Argumentation in discourse: A socio-discursive approach to arguments. Informal Logic, 3 (29), 252-267.
-
Apresjan, V. Yu. (2014). There, here and now. On temporal meanings of spatial deictic words.Russkii iazyk v nauchnom osveshchenii, 1 (27), 9-41. (In Russian).
-
Auerbach, J. (2007). Body shots: Early cinema’s incarnations. Berkeley: University of California Press.
-
Barthes, R. (1981). Camera lucida: Reflections on photography. New York: Hill & Wang.
-
Bavelas, J., Gerwing, J., Sutton, C., Prevost, D. (2008). Gesturing on the telephone: Independent effects of dialogue and visibility. Journal of Memory and Language, 2 (58), 495-520.
-
Borisova, Е. G., Ovchinnikоva, T. Е. (2011). Parameter of nearness in the metaphorical space. In A E. Kibrik (Ed.), Komp’iuternaia lingvistika i intellektual’nye tekhnologii: po materialam ezhegodnoi Mezhdunarodnoi konferentsii “Dialog” (Bekasovo, 25-29 maia 2011 g.), 10 (17) (pp. 153-158). Moscow: RGGU Publ. (In Russian).
-
Bugaeva, L. D. (2016). The language of emotions in film. Media Linguistics, 2 (12), 61-70. (In Russian). EDN: VZDSYN
-
Cabrio, E., Tonelli, S., Villata, S. (2013). From discourse analysis to argumentation schemes and back: Relations and differences. In J. Leite, T. Cao Son, P. Torroni, L. Torre, S. Woltran (Eds), Computational Logic in Multi-Agent Systems: 14th International Workshop, CLIMA XIV, Corunna, Spain, September 16-18, 2013, Proceedings (pp. 1-17). Berlin; Heidelberg: Springer.
-
Camaioni, L. (1997). The emergence of intentional communication in ontogeny, phylogeny and pathology. European Psychologist, 2 (3), 216-225.
-
Chare, N., Watkins, L. (Eds) (2017). Gesture and film: Signalling new critical perspectives. Abingdon; New York: Routledge.
-
Chu, M., Kita, S. (2011). The nature of gestures' beneficial role in spatial problem solving. Journal of Experimental Psychology: General, 1 (140), 102.
-
Ciccognani, M. (2018). Metacinematic gestures: An investigation of the productionist aspect of self-reflexive films. Dr. Sci. thesis. Leicester.
-
Cienki, A. (2017). Ten lectures on spoken language and gesture from the perspective of cognitive linguistics: Issues of dynamicity and multimodality. Leiden; Boston: Brill.
-
Cienki, A., Mittelberg, I. (2013). Creativity in the forms and functions of spontaneous gestures with speech. In T. Veale, K. Feyaerts, C. Forceville, Creativity and the Agile Mind: A Multi-Disciplinary Study of a Multi-Faceted Phenomenon (pp. 231-252). Berlin; Boston: De Gruyter Mouton.
-
Clark, H. H. (2003). Pointing and placing. In S. Kita (Ed.), Pointing: Where language, culture, and cognition meet (pp. 243-268). Hillsdale, NJ: Erlbaum.
-
Clayman, S., Heritage, J. (2002). The news interview: Journalists and public figures on the air. Cambridge: Cambridge University Press.
-
Cochet, H., Vauclair, J. (2014). Deictic gestures and symbolic gestures produced by adults in an experimental context: Hand shapes and hand preferences. Laterality: Asymmetries of Body, Brain and Cognition, 3 (19), 278-301.
-
Cooperrider, K. (2017). Foreground gesture, background gesture. Gesture, 2 (16), 176-202.
-
Couldry, N. (2002). Media rituals: A critical approach. London: Routledge.
-
Deleuze, G. (1986). Cinema 1: The Movement Image. London: Athlone Press.
-
Deleuze, G. (1989). Cinema 2: The Time-Image. Minneapolis: University of Minnesota.
-
Djonov, E., Zhao, S. (Eds.). (2013). Critical Multimodal Studies of Popular Discourse. New York: Routledge.
-
Dobrosklonskaya, T. G. (2016). Methods of analyzing video-verbal texts. Media Linguistics, 2 (12), 13-25. (In Russian). EDN: VZDSWP
-
Eisenstein, S. M. (1964-1968). Selected works. In 6 vols. Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian).
-
Enfield, N. J. (2001). ‘Lip-pointing': A discussion of form and function with reference to data from Laos. Gesture, 1 (2), 185-211.
-
Enfield, N. J., Kita, S., De Ruiter, J. P. (2007). Primary and secondary pragmatic functions of pointing gestures. Journal of Pragmatics, 10 (39), 1722-1741.
-
Fludernik, M. (1996). Towards a ‘Natural' Narratology. London: Routledge.
-
Gumperz, J. (1982). Discourse Strategies (Studies in Interactional Sociolinguistics). Cambridge: Cambridge University Press.
-
Harbord, J. P. (2015). Agamben's cinema: Psychology versus an ethical form of life. Necsus. European Journal of Media Studies, 4, 13-30.
-
Ilie, C. (1999). Question-response argumentation in talk shows. Journal of Pragmatics, 31, 975-999. EDN: ADDJRH
-
Iriskhanova, O. K. (2018). On the issue of narration dynamics evaluation. In V. V. Feschenko (Ed.), Obrazy iazyka i zigzagi diskursa: sbornik nauchnykh statei k 70-letiiu V. Z. Dem'iankova (pp. 192-215). Moscow: Kul'turnaia revoliutsiia Publ. (In Russian). EDN: JLVZBE
-
Iriskhanova, O. K. (2019). Cognitive poetics of gestures. Cognitive Studies of Language, 36, 72-86. EDN: YZZTLV
-
Iriskhanova, O. K., Cienki, A. (2018). The semiotics of gestures in cognitive linguistics: Contributions and challenges. Issues in Cognitive Linguistics, 4, 25-36. EDN: YALULB
-
Iriskhanova, O. K., Kiose, M. I., Leonteva A. V., Agafonova, O. V. (2022). Multimodal spatial deixis in speech and gestures: frames of reference in explanatory discourse. Issues of Cognitive Linguistics, 4, 17-31. EDN: GCMSRK
-
Ivanov, V. V. (1976). Outline on the history of semiotics in the USSR. Moscow: Nauka Publ. (In Russian).
-
Kibrik, A. A. (2009). Mode, genre and other parameters of discourse classification. Voprosy iazykoznaniia, 2, 3-21. (In Russian). EDN: KAJJVP
-
Kibrik, A. A., Podlesskaja, V. I. (2009). Night Dream Stories: A Corpus Study of spoken Russian discourse. Moscow: IaSK Publ. (In Russian). EDN: RBONUT
-
Kiose, M., Leonteva, A., Agafonova, O. (2022). Aesthetic multimodality of speech and gesture: Towards its functional framework. Languages and Modalities, 2, 1-17. EDN: VLLZNH
-
Kita, S. (2003). Pointing: A foundational building block of human communication. In S. Kita (Ed.), Pointing: Where language, culture, and cognition meet (pp. 1-8). Mahwah: Erlbaum.
-
Kita, S. (2009). Cross-cultural variation of speech-accompanying gesture: A review. Language and cognitive processes, 2 (24), 145-167.
-
Kita, S., Özyürek, A. (2003). What does cross-linguistic variation in semantic coordination of speech and gesture reveal?: Evidence for an interface representation of spatial thinking and speaking. Journal of Memory and Language, 1 (48), 16-32. EDN: GXTQWN
-
Kristeva, J. (2014). La révolution du langage poétique. L'avant-garde à la fin du XIXe siècle: Lautréamont et Mallarmé. Paris: Média Diffusion.
-
Kubryakova, E. S., Aleksandrova, O. V. (1997). Types of space in text and discourse. In E. S. Kubryakova, O. V. Aleksandrova (Eds), Kategorizatsiia mira: prostranstvo i vremia: materialy nauchnoi konferentsii (pp. 15-25). Moscow: Dialog-MGU Publ. (In Russian).
-
Lavender, A. (2021). Multimodal Acting and Performing. In L. Elleström (Ed.), Beyond Media Borders. Vol. 1: Intermedial Relations among Multimodal Media (pp. 113-140). Cham: Palgrave Macmillan.
-
Le Guen, O. (2011). Modes of pointing to existing spaces and the use of frames of reference. Gesture, 3 (11), 271-307.
-
Levinson, S. C. (2003). Space in Language and Cognition: Explorations in Cognitive Diversity. Cambridge: Cambridge University Press, Language.
-
Longacre, R. E. (1996). The grammar of discourse. New York: Springer.
-
Machin, D. (2013). What is multimodal critical discourse studies? Critical Discourse Studies, 4 (10), 347-355.
-
Majid, A., Bowerman, M., Kita, S., Haun, D. B., Levinson, S. C. (2004). Can language restructure cognition? The case for space. Trends in Cognitive Sciences, 3 (8), 108-114.
-
Mann, W. C., Thompson, S. A. (1988). Rhetorical structure theory: Toward a functional theory of text organization. Text-interdisciplinary Journal for the Study of Discourse, 3 (8), 243-281.
-
Masterman, L. (1997). A Rationale for Media Education. In R. Kubey (Ed.), Media Literacy around the World (pp. 15-68). New York: Routlege.
-
McNeill, D. (1992). Hand and mind: What gestures reveal about thought. Chicago: University of Chicago Press.
-
Merlo, S., Mansur, L. L. (2004). Descriptive discourse: topic familiarity and disfluencies. Journal of Communication Disorders, 6 (37), 489-503.
-
Mesh, K., Cruz, E., van de Weijer, J., Burenhult, N., Gullberg, M. (2021). Effects of Scale on Multimodal Deixis: Evidence from Quiahije Chatino. Frontiers in Psychology, 11, 584231.
-
Milroy, L. (1987). Observing and Analyzing Natural Language: A Critical Account of Sociolinguistic Method. Oxford: Basil Blackwell.
-
Mittell, J. (2007). Film and television narrative. In D. Herman (Ed.), The Cambridge Companion to Narrative (pp. 156-171). Cambridge: Cambridge University Press.
-
Molenaar, N., Smit, J. H. (1996). Asking and answering yes/no questions in survey interviews: a conversational approach. Quality and Quantity, 30, 115-136. EDN: XKMATI
-
Mulvey, L. (1988). Visual pleasure and narrative cinema. In C. Penley (Ed.), Feminism and Film Theory (pp. 57-68). New York: Routledge.
-
Mulvey, L. (2006). Death 24x a Second: Stillness and the Moving Image. London: Reaktion Books Ltd.
-
Noys, B. (2014). Film-of-life: Agamben's profanation of the image. In H. Gustafsson, A. Grønstad (Eds), Cinema and Agamben: Ethics, biopolitics and the moving image (pp. 89-102). Bloomsbury: Bloomsbury Academic.
-
Paducheva, Е. V. (2008). Register of interpretation as disambiguating context. In A. E. Kibrik (Ed.), Komp'iuternaia lingvistika i intellektual'nye tekhnologii: po materialam ezhegodnoi Mezhdunarod- noi konferentsii "Dialog" (Bekasovo, 4-8 iiunia 2008 g.), 7 (14) (pp. 412-419). Moscow: RGGU Publ. (In Russian).
-
Pfeiffer, T. (2010). Understanding multimodal deixis with gaze and gesture in conversational interfaces. Dr. Sci. thesis. Bielefeld.
-
Plotnikova, S. N. (2011). Discourse space: towards the problem with the definition of the phenomenon. Nauchno-pedagogicheskij zhurnal Vostochnoj Sibiri Magister Dixit, 2 (6), 152-158. (In Russian). EDN: OXGELB
-
Pronin, A. (2018). Space as a narrative document: Addressing the question of persuasive power of biographic cinematic narrative. In L. D. Bugaeva (Ed.), Prostranstvo i personazh (pp. 198-204). St. Petersburg: Petropolis Publ. (In Russian).
-
Scherbatyh, E. Ju. (2016). The framework of evaluation semantics in contemporary English interviews. PhD thesis. Yaroslavl. (In Russian).
-
Smith, M. (2010). Engaging Characters: Further Refectio. In J. Eder, F. Jannidis, R. Schneider (Eds), Characters in Fictional Worlds: Understanding Imaginary Beings in Literature, Film, and Other Media (pp. 232-258). Berlin: De Gruyter.
-
Shusterman, A., Li, P. (2016). A Framework for Work on Frames of Reference. In D. Barner, A. S. Baron (Eds), Core Knowledge and Conceptual Change (pp. 191-206). Oxford: Oxford University Press.
-
Tomasello, M., Carpenter, M., Liszkowski, U. (2007). A new look at infant pointing. Child Development, 78, 705-722.
-
Von Stutterheim, C., Klein, W. (1989). Referential movement in descriptive and narrative discourse. North-Holland Linguistic Series: Linguistic Variations, 54, 39-76.
-
Wilkins, D. (2003). Why pointing with the index finger is not a universal (in sociocultural and semiotic terms). In S. Kita (Ed.), Pointing: Where language, culture, and cognition meet (pp. 171-215). Mahwah: Erlbaum.
-
Wolfson, N. (1976). Speech events and natural speech: Some implications for sociolinguistic methodology. Language in Society, 2 (5), 189-209.
-
Yashina, N. V. (2007).Communicative and intonational specifics of TV-interview discourse (case study of the American variant of the English language). PhD thesis. Ivanovo. (In Russian). EDN: NORJYH
-
Zykova, I. V (2021). Linguistic creativity in cinematic discourse. In I. V. Zykova (Ed.), Lingvokreativnost' v diskursakh raznykh tipov: Predely i vozmozhnosti (pp. 100-189). Moscow: R. Valent Publ. (In Russian).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Современное общество сегодня подвержено глобальным процессам вестернизации, целью которой является подчинение других культур западному влиянию. Благодаря мощному потенциалу виртуального пространства распространять необходимые идеи осуществляется навязывание определенного видения и проводится массовая манипуляция сознанием граждан. Последовательная и продолжительная политика западного мира пропагандирует образ «злых русских», что приводит к всплеску дискриминации представителей русскоязычной культуры. Данный образ транслируется в СМИ и кинематографе, об этом говорят медийные личности и политики. Подобное негативное представление русского народа приводит к неприязни. В сознании широкой аудитории возникает нетерпимость и непримиримость к гражданам РФ, что отражается в их ущемлении, как вербальном, так и невербальном. Цель статьи - анализ интеррогативных предложений в социальной сети Reddit - одной из самых известных и часто посещаемых интернет-платформ в мире, для выявления русофобных настроений, а также систематизация представления о функциях вопросительных предложений. Вопросительные предложения анализируются с точки зрения их вторичной функции - передачи информации, чувств и своего отношения к какой-либо ситуации. Отобранные методом сплошной выборки и тщательно проанализированные интеррогативные предложения позволяют сделать вывод о русофобном настроении, которое присуще населению западного мира. Было установлено, что интеррогативные предложения направлены на выражение обвинения, оскорбления и злорадства. Объектами русофобии стала сама Российская Федерация в целом, президент Владимир Владимирович Путин и граждане страны. Выявлено, что русофобия наблюдается за счет использования глаголов с отрицательной коннотацией, негативно-окрашенных эпитетов, параллельных конструкций, метафорических моделей и окказионализмов.
В исследовании речь идет об основных и актуальных направлениях и подходах к дискурс-анализу отечественных и зарубежных ученых, структурировании и построении схемы разбора медиатекстов политической направленности с целью выявления основного идейного содержания, а также специфики его выражения в тексте. Целью данного исследования является установление междисциплинарных подходов и методик работы с текстом политической направленности и перспективности их использования для оценки результатов воздействия на адресата. Авторы показывают основные подходы к подобному анализу, дают обзор отечественных и зарубежных методик, применяемых в дискурс-анализе, рассматривают перспективность их применения для оценки результативности воздействия как со стороны автора дискурс-текста, так и со стороны адресата. В качестве методов исследования в зависимости от решаемых задач были применены классические и междисциплинарные методы: при создании исторического обзора был использован описательно-сравнительный метод в сочетании с классификацией подходов к дискурс-анализу; для разработки проблемы воздействия применялся метод критического дискурс-анализа в сочетании с контент-анализом текста. В процессе работы также была уточнена последовательность выполнения отдельных известных приемов анализа политически направленного текста и описано содержание речи П. А. Столыпина 1907 г. по предлагаемой авторами схеме с учетом специфики лингвистического содержания. В ходе решения данной задачи и для повышения степени объективности полученных результатов дополнительно также использовалась машинная обработка текстов (программы обработки текстовой информации типа ВААЛ, Wordstat Yandex и др). Авторы увидели необходимость в комплексном применении традиционных приемов и автоматизированной обработки для объективации полученных результатов.
Работа посвящена изучению современных механизмов создания шутки в спонтанной, естественной, неподготовленной русской речи. Одной из задач исследования было выявление наиболее распространенных языковых моделей создания смешного в спонтанной диалогической медиаречи. Рассмотрены семь видеопрограмм (в жанре интервью, подкастов, развлекательных шоу) на видеоканалах YouTube - c 2017 по 2022 г. Это программы, позиционирующие себя как развлекательный контент: «Вечерний Ургант», Comedy Club, «Сережа и микрофон», «История на ночь». Анализ позволил выделить 104 диалогических единства, содержащих юмористические высказывания, которые затем были тщательно изучены с семантической, прагматической и структурной точек зрения. Отдельно описаны прагматические перлокутивные эффекты данных речевых актов. Особенный интерес вызвали такие реплики-реакции говорящих, которые рождаются «здесь и сейчас», спонтанно, являются не заготовленными шутками, а живым и быстрым откликом на слова собеседника. Изучение материала показало, что основным источником юмора в спонтанном диалоге являются тропы, главные среди которых аллюзия, аллегория и гипербола. Частотны также средства полисемии и случаи нарушения стиля (низкий бурлеск). Чаще всего многозначность, которая доводит публику до смеха, создается с помощью каламбура и антанакласиса. Кроме того, значимы показатели у повторов, которые выполняют вспомогательную функцию, усиливая основной юмористический прием. Главным прагматическим перлокутивным эффектом в медиаречи можно считать радость от узнавания нового смысла, нового взгляда на привычные явления. К творческим проявлениям создающей юмористическое высказывание личности можно отнести «ощущение успеха, триумфа», «удовольствие творца, создавшего уникальный продукт». Шутка в диалоге может выполнять функцию « профилактики агрессивного поведения оппонента». Шутливое высказывание на иронию или сарказм нападающего создает перлокутивный эффект бумеранга, возвращая оценочную эмоцию инициатору-провокатору. Запрос зрителя, который массово смотрит подобные передачи, говорит о том, что данный контент снижает уровень их жизненного стресса, тревожности, напряженности от вызовов реального мира.
В статье раскрывается возражающий потенциал иронии на примере научно-популярных сетевых медиатекстов. Эмпирической базой послужил гипертекст новости об опровержении серотониновой теории развития депрессии, которое предопределило значимый сдвиг в представлениях о заболевании. Целью статьи являются выявление и комплексный анализ вариантов реализации ироничного возражения в научно-популярном медиадискурсе. Ироничное возражение представляется сложноорганизованным коммуникативным действием, в основе которого лежит целеустановка, составляющая подцель в достижении основной коммуникативной цели гипермедиатекста. Предустановленная многозадачность исследования обусловила выбор подхода к анализу - праксиологического метода медиалингвистики, позволяющего исследовать медиадискурс с учетом парадигматических (систематизация языковых маркеров, участвующих в организации отдельного речевого действия) и синтагматических (типологизация речевых действий в референциально связанных медиатекстах) отношений. Как показал анализ материала, возражение - это речевое действие, демонстрирующее момент перехода научного знания от гипотетичности к состоянию эпистемологической определенности. Возражение способствует преодолению непродуктивных тенденций в системе научных взглядов. Лингвистически значимыми характеристиками ироничного возражения в научно-популярном медиадискурсе представляются обширный эвристический потенциал, демонстрация развития эпистемологической модальности, критическое переосмысление внеязыковых ситуаций, вовлечение адресата в процесс сомышления, дискуссионный характер, требование дополнительных интерпретативных усилий. Полученные в ходе исследования результаты - лингвистические модели репрезентации ироничного возражения - становятся показателем сдвига в парадигме научных воззрений о механизмах развития депрессивного расстройства и доминирующих векторов обсуждения в обществе связанной с выявленным гносеологическим кризисом проблематики. В данном исследовании паттерны речевой репрезентации ироничного возражения идентифицированы и типологизированы на основе повторяющихся и регулярно воспроизводимых языковых маркеров.
В статье рассматриваются закономерности структурирования поликодового текста, функционирующего в новостных лентах сайтов технических университетов. Актуальность исследования обусловлена необходимостью лингвистического описания всевозможных форматов и жанров диджитал-коммуникации. Новизна исследования заключается в комплексном анализе научной новостной ленты технических университетов. Цель исследования - анализ вербального (вербальная медиатопика, тематика) и невербального (графика, иллюстрации, визуальная медиатопика) компонентов поликодового текста. Методы исследования - контент-анализ, графический и семиотический анализ. Многоаспектная характеристика разных компонентов поликодового текста научного содержания позволяет выявить тематические доминанты вузовского контента, а также систему паравербальных приемов его оформления. Дискурсный анализ позволяет установить межсемиотические отношения, которые отражают распределение смысла на уровне вербального и визуального кода. В вербальной медиатопике доминирует образ технического университета как научно-исследовательской структуры в актуальных областях науки и производства, где ученый (личность) находится на периферии, но обеспечивает научно-исследовательский процесс. В визуальной медиатопике отмечается некоторая «дискриминация»: доминирует образ ученого-мужчины (личности), который в структуре научного процесса является более значимой составляющей, чем сам процесс и научное сообщество. Визуальные компоненты текста (графика и иллюстрации) отличаются узким репертуаром приемов; доминирует фотография. Анализ вербальной и визуальной медиатопики в оппозиции «ученый - наука» показал логическую инверсию - замену вербального визуальным. Эти данные хорошо согласуются с установленной доминантой функцией иллюстраций - функцией дополнения. Полученные наблюдения и выводы могут быть использованы научными журналистами, специалистами пресс-служб университетов для корректировки стратегии цифровых коммуникаций. Перспективными представляются исследования характеристик поликодового текста, которые коррелируют с востребованностью текста у целевых аудиторий.
Значительное количество исследований установило, что медиадискурс - это интерактивное мероприятие, успех и эффективность которого зависят от взаимоотношений говорящего и слушателя. Несмотря на то, что природа этого взаимодействия изучалась в большом количестве исследований, лишь в немногих работах рассматривается, как спикеры TED удовлетворяют потребности своих слушателей и управляют взаимодействием с ними. TED считается одним из новых способов распространения научной информации в Интернете. Из-за того, что выступления на TED являются новым жанром, они практически не анализировались с точки зрения инструментов популяризации, используемых для облегчения понимания слушателями материалов, представленных спикерами TED. Опираясь на корпус из 80 стенограмм выступлений на TED, взятых с веб-сайта ted.com, в этом исследовании исследуется, как спикеры TED развивают свои идеи для удовлетворения потребностей слушателей. Целью данного исследования является изучение типов кодовых пояснений, их лексических реализаций, прагматических функций и частоты употребления. Для изучения типов и частоты использования кодовых пояснений в лекциях TED в настоящем исследовании был применен количественный метод. С целью выявления прагматических функций, которые выполняют кодовые глоссы в выступлениях TED, в исследовании был применён интерпретативный метод. Анализ корпуса текстов показал, что кодовые глоссы являются важнейшим элементом взаимодействия экспертов и неспециалистов и выполняют функцию популяризации. Выступающие TED использовали два типа кодовых глосс, в которых преобладали примеры, призванные облегчить понимание слушателями и сделать идеи выступающего доступными с помощью иллюстраций или сценарного изложения. Все кодовые глоссы, найденные в корпусе, служат популяризации, что указывает на то, что спикеры TED пытались переосмыслить научный контент и сделать специализированные понятия понятными для неподготовленного слушателя.
Проблема гендерного насилия является одной из ключевых вопросов современного общества Испании. Феномен активно обсуждается как на государственном уровне, так и в обществе, а особенную значимость приобрел в современных испанских медиа, где теме насилия в отношении женщин уделяется особое внимание (например, в общественно-политических газетах в разделах «Гендерное насилие» или «Домашнее насилие»). Также внимание термину «гендерное насилие» уделяют сторонники гендерной языковой политики, целью которой является искоренение гендерной асимметрии в языке и в культуре. Актуальность выбранной темы также обусловлена тем фактом, что Испания является одной из стран-лидеров по принятию прогрессивных законов, направленных на борьбу с гендерным насилием. Анализ собственно языкового материала, словарей испанского языка, экстралингвистической ситуации в стране, изучение данных официальных статистик - все это позволило автору прийти к выводу о том, что в современной испанской действительности имеет место дисбаланс между экстралингвистическими факторами (активная борьба против гендерного насилия, наличие принятых законов, освещение этой темы в СМИ) и языком, в котором до сих пор не кодифицирован термин violencia de género (гендерное насилие) в главном словаре Королевской академии испанского языка (тогда как в других словарях и тематических глоссариях понятие трактуется по-разному). Сочетание violencia de género широко используется как в повседневной речи, в научной, так и в массмедиа, однако наличие дублетов препятствует правильному пониманию проблемы и, соответственно, борьбе с ней.
Издательство
- Издательство
- СПбГУ
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9
- Юр. адрес
- Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9
- ФИО
- Кропачев Николай Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- spbu@spbu.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3282000
- Сайт
- https://spbu.ru/