ISSN 2541-9374 · EISSN 2587-5809
Язык: ru

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИОЛОГИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕРВИСОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ (2024)

В последние годы тренд цифровизации общества наводит исследователей на мысли о возможной взаимосвязи факторов, связывающих распространение информационных технологий с такими социальными аспектами, как качество жизни населения, удовлетворенность жителей городской средой и социальное самочувствие. В статье приводятся результаты репрезентативного социологического исследования потребностей в цифровых сервисах среди жителей Петербурга, а также взаимосвязи удовлетворенности от использования сервисов и уровня социального самочувствия. В Санкт-Петербурге реализуется приоритетный проект «Экосистема городских сервисов “Цифровой Петербург”», представляющий собой модель предоставления цифровых услуг с помощью расположения городских сервисов в одном месте. Конечной целью реализации проекта является удовлетворенность жизнью горожан, и данная категория тесно связана с субъективными суждениями жителей, которые соприкасаются с повседневными практиками через эмоциональный фон. Исследование было проведено методом онлайн-опроса 500 жителей города, выборка репрезентативная по полу и возрасту респондентов. По результатам исследования была выявлена взаимосвязь между использованием цифровых сервисов и показателями социального самочувствия населения. Среди жителей города большую удовлетворенность жизнью демонстрируют те, кто высоко оценивает удобство цифровых сервисов. По данным опроса, на социальное самочувствие горожан оказывают влияние уверенность в собственных ИТ-навыках, высокая оценка удобства цифровых сервисов, доверие взаимодействию с органами власти в онлайн-формате, оценка эффективности работы сервисов. В качестве задач на перспективу исследования автор видит разработку методики многофакторной оценки социального самочувствия, включающей использование данных из социальных медиа и других открытых источников.

Тип: Статья
Автор (ы): ВИДЯСОВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА
Ключевые фразы: ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ СЕРВИСЫ, социальное самочувствие, ОПРОС, ИТ-НАВЫКИ, ЭКОСИСТЕМА ГОРОДСКИХ СЕРВИСОВ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
316.776. Процесс коммуникации. Обмен информацией
Текстовый фрагмент статьи