ISSN 2541-9374 · EISSN 2587-5809
Язык: ru

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИОЛОГИЯ

Архив статей журнала

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕРВИСОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ (2024)
Выпуск: Т. 17 № 1 (2024)
Авторы: ВИДЯСОВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА

В последние годы тренд цифровизации общества наводит исследователей на мысли о возможной взаимосвязи факторов, связывающих распространение информационных технологий с такими социальными аспектами, как качество жизни населения, удовлетворенность жителей городской средой и социальное самочувствие. В статье приводятся результаты репрезентативного социологического исследования потребностей в цифровых сервисах среди жителей Петербурга, а также взаимосвязи удовлетворенности от использования сервисов и уровня социального самочувствия. В Санкт-Петербурге реализуется приоритетный проект «Экосистема городских сервисов “Цифровой Петербург”», представляющий собой модель предоставления цифровых услуг с помощью расположения городских сервисов в одном месте. Конечной целью реализации проекта является удовлетворенность жизнью горожан, и данная категория тесно связана с субъективными суждениями жителей, которые соприкасаются с повседневными практиками через эмоциональный фон. Исследование было проведено методом онлайн-опроса 500 жителей города, выборка репрезентативная по полу и возрасту респондентов. По результатам исследования была выявлена взаимосвязь между использованием цифровых сервисов и показателями социального самочувствия населения. Среди жителей города большую удовлетворенность жизнью демонстрируют те, кто высоко оценивает удобство цифровых сервисов. По данным опроса, на социальное самочувствие горожан оказывают влияние уверенность в собственных ИТ-навыках, высокая оценка удобства цифровых сервисов, доверие взаимодействию с органами власти в онлайн-формате, оценка эффективности работы сервисов. В качестве задач на перспективу исследования автор видит разработку методики многофакторной оценки социального самочувствия, включающей использование данных из социальных медиа и других открытых источников.

Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ СЕРВИСОВ: ПУСТОЙ РИТУАЛ ИЛИ ПОДЛИННОЕ УЧАСТИЕ? (2024)
Выпуск: Т. 17 № 1 (2024)
Авторы: КАРАГУЛЯН ЕГИНЕ АРАРАТОВНА, БАТЫРЕВА МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА

В статье рассмотрена роль современных цифровых сервисов в вовлечении граждан в социально-политические процессы. На основе опроса жителей Тюменской области дана оценка участия граждан в социально-политических процессах, востребованности населением цифровых сервисов для проявления социально-политической активности, а также возможности этих сервисов обеспечить гражданам подлинное политическое участие. Исследование показало, что для проявления своей социально-политической активности современные сервисы и технологии используют лишь 40 % респондентов. В подавляющем большинстве случаев использование цифровых сервисов или платформ носит неполитический характер (решение собственных жизненных проблем, получение информации, информирование властей). Потребности граждан, связанные с участием в социально-политических процессах посредством электронных сервисов, удовлетворены полностью, но подлинное участие, возможность влиять на происходящие социально-политические процессы эти сервисы гражданам не обеспечивают. Лишь отдельные сервисы сегодня позволяют достичь гражданам высокого уровня социально-политического участия. Большинство цифровых сервисов обеспечивает только символическое политическое участие, но их наличие улучшает систему государственного управления и взаимодействия властей и населения. Мы склонны видеть даже в неполитическом характере использования цифровых сервисов латентное политическое участие, которое может перерасти в реальное. Использование цифровых сервисов для общества важно, так как они существенно расширяют и аудиторию, и репертуар участия граждан в социально-политических процессах; несут в себе обучающий эффект; способствуют повышению открытости и подотчетности властей перед гражданами. При должном изучении слабых сторон цифровых сервисов и требований граждан по их совершенствованию можно значительно повысить их качество.

Сохранить в закладках