ISSN 2074-1227 · EISSN 2587-5892
Язык: ru

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА

РЖЭНЬЧЖУАНЬ: ОТРАЖЕНИЕ ШАМАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ СЕВЕРО-ВОСТОКА КИТАЯ (2023)

Статья посвящена актуальным проблемам наследования этнических традиций шаманской культуры в современном песенно-сказительском танцевальном искусстве жанра комедийных миниатюр эржэньчжуань северо-востока Китая, сохранивших элементы культуры шаманизма в традиционном искусстве. В Китае термин «шаман» впервые появился в историографии династии Южная Сун (南宋) более 800 лет назад. Шаманизм в широком смысле представляет собой мультикультурную традицию и одновременно интегрирует различные этнические культуры, включая народные верования, традиционную медицину и т. д. Эржэньчжуань (二人转) - народное песенно-сказительское танцевальное искусство, когда исполнители поют, рассказывают и танцуют одновременно. В данном случае произошло развитие пляски колдуна в шаманизме до уникального вида народного искусства эржэньчжуань как секуляризация религиозной классики. Позднее пляс колдуна превратился в танец в стиле баламан (巴拉莽式舞), танец в стиле баламан превратился в янге (秧歌), янге превратился в эржэньчжуань. В статье прослеживается история развития стиля эржэньчжуань как народного искусства с сильными местными особенностями. Эржэньчжуань впервые был признан национальными литературно-художественными кругами Китая в 50-х гг. XX в. Первую программу эржэньчжуань представила северо-восточная делегация КНР. Очень интересны своеобразные способы исполнения песен, сказительства и танцев, такие как даньчутоу (单出头) и лачанси (拉场戏). Интересна трансформация шаманского одеяния в современный костюм исполнителей эржэньчжуань. Далее описывается музыкальное сопровождение сакральных молитв, сохранившихся от шаманских ритуальных песен. В настоящее время эржэньчжуань процветает не только на северо-востоке Китая, но пользуется популярностью у всего китайского народа. Эржэньчжуань теперь становится более известным в остальной части Китая, потому что многие его исполнители появляются на телевидении и снимаются в сериалах. В процессе исследования предполагается определить, что в эржэньчжуань присутствует влияние культуры шаманизма на костюмы исполнителей, песенное, сказительское и танцевальное искусство в концептуально слитном синкретическом виде.

Тип: Статья
Автор (ы): ХУЭЙ ЯНГ, БОРИСОВА АЙТАЛИНА АНДРИАНОВНА
Ключевые фразы: ЭРЖЭНЬЧЖУАНЬ (ВРАЩЕНИЕ ДВУХ ЧЕЛОВЕК), ШАМАНСКАЯ КУЛЬТУРА, НАРОДНОЕ ИСКУССТВО, СТИЛЬ БАЛАМАН, СТИЛЬ ЯНГЕ, ШАМАНСКАЯ ПЛЯСКА, ПЕСЕННОЕ, СКАЗИТЕЛЬСКОЕ, ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Идентификаторы и классификаторы

УДК
351.855. Празднества. Игры. Одежда. Народные обычаи
Текстовый фрагмент статьи