ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА (2024)
Принципы проектирования школьных учреждений скоротечно сменяются и дополняются актуальными требованиями и тенденциями. Объектом исследования являются общеобразовательные пространства, так называемые школьные комплексы. Методологическую основу исследования составляют: обзор литературы на основе которых базируется работа, постановка проблемы и определение задач. Изучена тенденция изменений облика и функции школ во временной динамике. Определены ключевые принципы для формирования и зонирования современного архитектурно-планировочного решения школьного пространства. На основе фундаментальных показателей предположено потенциальное развитие школьных комплексов в ближайшем будущем и дана оценка перспективам развития функционального наполнения. В результате исследования проанализированы ключевые тенденции в проектировании современных школ и выявлены столкновения, противоречия интересов. На основе полученных данных было разработано и предложено концептуальное проектное архитектурно-планировочное решение школьного пространства на конкретном примере с территориальной привязкой. Цель концепции совместить современные тенденции и утвердившиеся стандарты. Наделить школу функциями культурного центра, не утратив атмосферу образовательного процесса, сделать объект открытым для жилой застройки. Подведены итоги исследования и даны субъективные рекомендации.
Идентификаторы и классификаторы
Здание есть функция от образования, чем содержательнее и интереснее продуктовая стратегия, тем более многофункциональная будет школа. Речь идет не о количестве квадратных метрах, а о возможности помещений быстро и просто трансформироваться под возникшую задачу здесь и сейчас. Здание школы должно быть наделено логическим каркасом пространственной структуры [3]. При наличии обоснованно сформированной функциональной наполненности с логическими связями и переходами будет развиваться не только значимость архитектурно-планировочного решения, но и образовательные процессы. Архитектура и сфера образования идут в одном направлении, приходя к диалогу и достигая общие цели. С постепенным, но достаточно скоротечным формированием принципов современных тенденций: каким именно должно быть образование и какое влияние оказывает школьное пространство на детей, возникают определенные разногласия. Это происходит из-за сложившегося мнения об основных функциях – обучение, воспитание и формирование личности. Является ли правильным наделять школу смысловым значением «второй дом», если детей будет окружать консервативная архитектура, длинные коридоры и фронтальные классы. Сегодня понятие «школа» укоренилось в общественном сознании как термин, обозначающий в обобщённом виде различные учебные заведения как таковые, либо средние общеобразовательные учебно-воспитательные учреждения [4, 20]. Изначально школа задумывалась как прогрессивный инструмент, с помощью которого личность получает универсальные представления об устройстве мира. Однако «из инструмента совершенствования школа превратилась в сферу обслуживания, в бизнес и утратила свою главную цель – обогащать разум и душу, помогать человеку найти своё призвание, учить взаимодействовать с другими людьми» [5]. Анализ литературы показывает, что существуют противоречия по поводу развития тенденции школ не просто как общеобразовательного учреждения, а как цельного комплекса, где ребенок проводит большую часть своего времени.
Список литературы
-
Верхотурова М.В. Принципы формирования архитектуры школьных зданий специализированного образования: на примере Караганды, Республика Казахстан: диссертация.. кандидата архитектуры: 2.1.12. Верхотурова Мария Владимировна; [Место защиты: ФГБОУ ВО “Московский архитектурный институт (государственная академия)”]. Москва, 2021. 239 с.
-
Пятницкая Т.А. Проектирование учебного пространства современной школы // Safonov VV. 2017. С. 53.
-
Яковенко Н.Е. Современные требования к проектированию школ // Строительство и техногенная безопасность. 2014. №. 51. С. 40-45. EDN: VMKERP
-
Корнетов Г. Б. Интерпретация задач и функций школы: от Ксенофонта до Доварда Гарднера // Школьные технологии. 2019. №. 4. С. 12-28. EDN: CUGQDV
-
Бусаргина Т. Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка. Москва, 2016. С. 9.
-
Myers J., Adams-Budde M. Creative schools: The grassroots revolution that’s transforming education: By Ken Robinson and Lou Aronica. // Viking, New York, 2015. 320 pp.
-
Шевченко А.О. Особенности эргономичного архитектурного проектирования общеобразовательных учреждений на примере школ // Архитектура и архитектурная среда: вопросы исторического и современного развития: Материалы международной научно-практической конференции и научно-образовательной студенческой конференции по архитектуре и дизайну. В 2-х томах, Тюмень, 26-27 апреля 2023 года; отв. редактор М.Ю. Гайдук. Том 2. Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2023. С. 238-241. EDN: ISRVET
-
Барсукова Е.М. и др. Формирование современной образовательной среды // Москва: Рос. учебник. 2019. 110 c.
-
Найданова П.В. Архитектура современных школьных зданий // Архитектон: известия вузов. 2012. № 38.
-
Самойлова Н.В., Числова И.Ю. Современные мировые тенденции планировки школ и их применение в отечественной практике // Вестник магистратуры. 2017. №. 2-2 (65). С. 40-43. EDN: ZBMSRL
-
Постова Е.Н. Проблемы зонирования в дизайне среды образовательных учреждений на примере опыта скандинавских стран // Шаг в науку. 2021. №. 2. С. 80-84. EDN: QXSBZV
-
Корныльева С.С. Функциональное зонирование школьной территории // Образование. Наука. Производство: XIII Международный молодежный форум, Белгород, 08-09 октября 2021 года. Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2021. С. 233-238. EDN: NNPAUW
-
Kuznetsova A.A., Zhdanova I.V., Potienko N.D. Functional zoning of modern educational complexes // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. - IOP Publishing, 2021. Т. 1079. №. 2. С. 1-6.
-
Nair P. Blueprint for tomorrow: Redesigning schools for student-centered learning. Harvard Education Press, 2019. p. 216.
-
J. Krauel Schools Innovation &Design. Links, 2014. p. 298.
-
Gelfand L. Sustainable school architecture: Design for elementary and secondary schools. John Wiley & Sons, 2010. p. 336.
-
Construction and Design Manual Scholl Buildind. N. Meuser: Berlin. 2014. p. 392.
-
The Language of school design: Design Patterns for 21st Century Schools / P. Nair, R. Fielding, J. Lackney: USA, 2013. p. 236.
-
Макогон Л.Н. Новая школа в XXI веке. Архитектура школы: прошлое, настоящее, будущее: монография; М-во образования и науки РФ, Иркутский нац. исслед. технический ун-т. Иркутск: Изд-во Иркутского нац. исслед. технического ун-та, 2016. 179 с. EDN: WXSZBF
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье проанализированы архитектурные особенности и стилистические черты малоэтажной жилой застройки в России. Рассмотрена эволюция этого важного элемента городской среды на различных исторических этапах, начиная с древнерусской эпохи и до современности. Понимание исторического контекста и архитектурных особенностей малоэтажной застройки позволит оценить ее вклад в культурное наследие и создание гармоничной городской среды. В статье уделяется внимание разнообразным историческим источникам, а также результатам предшествующих исследований, посвященных этой теме. Также рассмотрены вопросы сохранения и охраны исторической застройки, и взаимодействия малоэтажной жилой застройки с современными требованиями и городской инфраструктурой. Методологическую основу данного исследования составляет анализ исторической литературы. Проводится сравнительный анализ и описание объектов малоэтажной жилой застройки. В результате исследования предлагается восстановление обычаев и традиций в строительстве современных жилых домов. Развитие малоэтажной и среднеэтажной жилой застройки в исторических городах России играет важную роль в сохранении архитектурного наследия, создании комфортной городской среды и улучшении качества жизни жителей. Это позволит сохранить уникальность и привлекательность исторических городов, сохранив их для будущих поколений.
Мы наблюдаем как изменяется роль архитектора и дизайнера в проектной деятельности, все меньше разговоров о «звездной» архитектуре и все больше внимание к проблеме индивидуации заказчика через проектирование его окружения. Рационально-функциональный подход в таком ключе теряет свою значимость, открывая поиски для методологий, включающих в себя психоаналитические техники работы с клиентом. Гуманистический кризис архитектуры, связанный с избыточным применением технологий и научной рациональности должен преодолеваться подключением иррациональных парадигм, основанных на глубинном изучении человеческой психологии. Архитектор и дизайнер в такой парадигме становится больше врачом и психологом, исследующим «дерево» архетипов и создающим среду, в которой заказчик будет легко осуществлять свои желания и влечения, осуществлять индивидуацию и укрепление самости
В связи с урбанизацией и глобализацией наблюдается тенденция активного роста внутреннего туризма, особенно в сельскую местность, подальше от городского шума и суеты. Сельский туризм позволяет человеку отдохнуть, приобщиться к местным традициям и узнать много нового о культуре исторических поселений. Архитектурно-ландшафтная среда туристического комплекса проектируется таким образом, чтобы помочь адаптироваться человеку с резкой смены ритма, присущего современному городу, на спокойный и умиротворенный ритм деревни на фоне природы. Целью исследования выступает проектирование туристического комплекса на территории Заонежья. Объектом исследования является туристический комплекс, сформированный из модульных домов. В работе проведен краткий архитектурный анализ отечественных и зарубежных существующих культурных центров в сельской местности. Рассмотрены композиционные решения, стилистические особенности. На основании анализа предложены главные принципы организации туристического пространства в р. Карелия, которые удовлетворяют современным требованиям в историческом ландшафте.
Статья раскрывает, что мозаики Софийского собора стали новаторским явлением культуры не только Киевской Руси, но и всего общевизантийского круга. В декорациях апсид римских церквей идет поиск новых мозаичных стилистических и образных решений. Византийское искусство широко пользовалась традициями римской культуры и греческого эллинизма. Тольяттинский государственный университет реставрирует мозаичное панно советского монументального искусства - «Радость труда». Работа по восстановлению панно осуществлялась с опорой на изучение культурного наследия мирового мозаичного искусства. Мозаика становится важнейшим фактором социального проектирования
Издательство
- Издательство
- ТГУ
- Регион
- Россия, Томск
- Почтовый адрес
- 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36
- Юр. адрес
- 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36
- ФИО
- Галажинский Эдуард Владимирович (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@tsu.ru
- Контактный телефон
- +8 (382) 2529585
- Сайт
- https:/www.tsu.ru