МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МОЗАИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ (2024)
Статья раскрывает, что мозаики Софийского собора стали новаторским явлением культуры не только Киевской Руси, но и всего общевизантийского круга. В декорациях апсид римских церквей идет поиск новых мозаичных стилистических и образных решений. Византийское искусство широко пользовалась традициями римской культуры и греческого эллинизма. Тольяттинский государственный университет реставрирует мозаичное панно советского монументального искусства - «Радость труда». Работа по восстановлению панно осуществлялась с опорой на изучение культурного наследия мирового мозаичного искусства. Мозаика становится важнейшим фактором социального проектирования
Идентификаторы и классификаторы
Методологическую основу исследования составляют: культурно-исторический дискурс, проблемный подход в области социального проектирования, сравнительный метод, понятийный аппарат социального и дизайн-проектирования. Техника «мозаика» в монументальной живописи тесно связана с глубинными историческими и ментальными процессами, которые привели к образованию культуры Древней Руси, национального психологического уклада наших предков. Мозаика приобрела не только декоративное, но и идеологическое значение в сознании людей. Работа по восстановлению панно «Радость труда» осуществлялась с опорой на культурное наследие мирового мозаичного искусства. Историческая память, наследие и преемственность в монументальном искусстве, выраженная в мозаиках – важны для воспитания новых поколений россиян. Инициативы администрации города и госуниверситета активизировали молодежный человеческий капитал в форме волонтерской помощи горожан в реализации проектов по благоустройству жилой среды, реставрации мозаичных памятников в городе Тольятти. В школах, библиотеках города реализуются проекты по изучению культурного наследия монументального советского искусства. Проводятся конкурсы, лекции, семинары, экскурсии для жителей и гостей города. Мы опирались на теоретико-методический подход, реализованный искусствоведом, заведующим отделом новейших течений Государственного Русского музея – А.Д. Боровским [2]. Мозаичная монументальная живопись в Тольятти самой историей призвана репрезентировать не только фактографический, краеведческий, искусствоведческий материал, но и отражать «типологии современного средового искусства» в социально-психологическом плане – «искусство отношения». Формировать эстетические эмоции и чувства в художественном сознании человека. Воспитывать не безразличное, а патриотическое отношение к городской среде своего обитания, человеку труда, который построил практически на пустом месте, новый современный завод и город. Историк архитектуры С. Кавтарадзе справедливо полагает, что «архитектура выступает как зеркало, отражающее и устройство внешнего мира, и пути человеческой мысли, и даже возможность слияния человека с богом» [3, с. 5]. Древнее мозаичное искусство воздействовало на психику и умы людей подобным образом. В этом смысле, идеологическое значение мозаика как монументальное изобразительное искусство, играет до сих пор. «Искусство есть зримое протекание времени, которое отливается в творения человеческого гения», – заключает искусствовед Г. Смирнов [4, с. 191].
Список литературы
-
Искусство и власть: материалы международной научно-практической конференции. Под ред. К.В. Худякова, С.А. Кузнецовой. Саратов: Агентство рекламных и маркетинговых коммуникаций Софит, 2023. 350 с.
-
Боровский А.Д. От монумента до граффити. Городская среда в мозаиках, росписях, рельефах и инсталляциях…Историко-художественный путеводитель. Петербург XX-XXI вв. Москва: Центрполиграф, 2023. 415 с.
-
Кавтарадзе С. Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле. - Москва: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2017. 3-е изд. 472 с.
-
Смирнов Г. Метафизика Венеции. Москва: ОГИ, 2017. 368 с.
-
Прокофьев В.Н. Монументальное и станковое. К вопросу о содержательной основе понятий. МОСКВА: Советский художник, 1985. С. 252-259.
-
Дюгурова Т. Великолепие мозаики Софии Киевской / Юный художник. 2020. № 8. С. 5-9.
-
Любимов Л.Д. Византийская художественная система / Искусство Древней Руси. Москва: Просвещение, 1996. С. 8-70.
-
Ларионов А. Мозаичное искусство античности / Творчество народов мира. 2012. № 7. С. 2-26.
-
Моммзен Т. История Рима. Москва: Эксмо, 2009. 448 с.
-
Соколов Г.И. Римское искусство / Культура древнего Рима. Т. I. Москва: Наука, 1985. С.336-430.
-
Холлингсворт М. Искусство в истории человека. Москва: Изд-во “Искусство”, 1993. 512 с.
-
Цвет и свет: полное пособие по теоретическим основам. Москва: Эксмо, 2023. 392 с.
-
Попова О.С. Византийское искусство / Очерки истории искусства. Москва: Советский художник, 1987. С. 242-303.
-
Лазарев В.Н. Мозаики Равенны / Юный художник. 1980. № 11. С. 33-38.
-
Комарова М. Средневековые мозаики Рима. VII век. / Юный художник. 2006. № 6. С. 7-10.
-
Рыжков П. Метро “Московская” / Юный художник. 1983. № 10. 1983. С. 2-5.
-
Никич Г.А. Виктор Эльконин. Монументальное искусство, живопись. Альбом. Москва: Советский художник, 1985. 103 с.
-
Тараканова М.В. Мозаика: такой маленький камешек / Искусство. Москва: АСТ, 2018. 208 с.
-
Бурая И.В. Дворец спорта “Волгарь” г. Тольятти как трансформация архитектурного образа советского выставочного павильона в Монреале / Запад - Россия - Восток: политическое, экономическое, и культурное взаимодействие: сб. ст. VIII международной научно-практической конференции // Поволжский гос. ун-т сервиса. Тольятти: ПВГУС, 2014. С. 430-438.
-
Паперный В. Культура Два. 4-е изд. Москва: Новое литературное обозрение, 2016. 416 с.
-
Глейзер Дж., Найт К. Дизайн. Разработка проектов. Разбуди свое вдохновение! Санкт-Петербург.: Питер, 2014. 248 с.
-
Газета “Презент”. № 97(5510). 21 декабря 2023 г.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье проанализированы архитектурные особенности и стилистические черты малоэтажной жилой застройки в России. Рассмотрена эволюция этого важного элемента городской среды на различных исторических этапах, начиная с древнерусской эпохи и до современности. Понимание исторического контекста и архитектурных особенностей малоэтажной застройки позволит оценить ее вклад в культурное наследие и создание гармоничной городской среды. В статье уделяется внимание разнообразным историческим источникам, а также результатам предшествующих исследований, посвященных этой теме. Также рассмотрены вопросы сохранения и охраны исторической застройки, и взаимодействия малоэтажной жилой застройки с современными требованиями и городской инфраструктурой. Методологическую основу данного исследования составляет анализ исторической литературы. Проводится сравнительный анализ и описание объектов малоэтажной жилой застройки. В результате исследования предлагается восстановление обычаев и традиций в строительстве современных жилых домов. Развитие малоэтажной и среднеэтажной жилой застройки в исторических городах России играет важную роль в сохранении архитектурного наследия, создании комфортной городской среды и улучшении качества жизни жителей. Это позволит сохранить уникальность и привлекательность исторических городов, сохранив их для будущих поколений.
Принципы проектирования школьных учреждений скоротечно сменяются и дополняются актуальными требованиями и тенденциями. Объектом исследования являются общеобразовательные пространства, так называемые школьные комплексы. Методологическую основу исследования составляют: обзор литературы на основе которых базируется работа, постановка проблемы и определение задач. Изучена тенденция изменений облика и функции школ во временной динамике. Определены ключевые принципы для формирования и зонирования современного архитектурно-планировочного решения школьного пространства. На основе фундаментальных показателей предположено потенциальное развитие школьных комплексов в ближайшем будущем и дана оценка перспективам развития функционального наполнения. В результате исследования проанализированы ключевые тенденции в проектировании современных школ и выявлены столкновения, противоречия интересов. На основе полученных данных было разработано и предложено концептуальное проектное архитектурно-планировочное решение школьного пространства на конкретном примере с территориальной привязкой. Цель концепции совместить современные тенденции и утвердившиеся стандарты. Наделить школу функциями культурного центра, не утратив атмосферу образовательного процесса, сделать объект открытым для жилой застройки. Подведены итоги исследования и даны субъективные рекомендации.
Мы наблюдаем как изменяется роль архитектора и дизайнера в проектной деятельности, все меньше разговоров о «звездной» архитектуре и все больше внимание к проблеме индивидуации заказчика через проектирование его окружения. Рационально-функциональный подход в таком ключе теряет свою значимость, открывая поиски для методологий, включающих в себя психоаналитические техники работы с клиентом. Гуманистический кризис архитектуры, связанный с избыточным применением технологий и научной рациональности должен преодолеваться подключением иррациональных парадигм, основанных на глубинном изучении человеческой психологии. Архитектор и дизайнер в такой парадигме становится больше врачом и психологом, исследующим «дерево» архетипов и создающим среду, в которой заказчик будет легко осуществлять свои желания и влечения, осуществлять индивидуацию и укрепление самости
В связи с урбанизацией и глобализацией наблюдается тенденция активного роста внутреннего туризма, особенно в сельскую местность, подальше от городского шума и суеты. Сельский туризм позволяет человеку отдохнуть, приобщиться к местным традициям и узнать много нового о культуре исторических поселений. Архитектурно-ландшафтная среда туристического комплекса проектируется таким образом, чтобы помочь адаптироваться человеку с резкой смены ритма, присущего современному городу, на спокойный и умиротворенный ритм деревни на фоне природы. Целью исследования выступает проектирование туристического комплекса на территории Заонежья. Объектом исследования является туристический комплекс, сформированный из модульных домов. В работе проведен краткий архитектурный анализ отечественных и зарубежных существующих культурных центров в сельской местности. Рассмотрены композиционные решения, стилистические особенности. На основании анализа предложены главные принципы организации туристического пространства в р. Карелия, которые удовлетворяют современным требованиям в историческом ландшафте.
Издательство
- Издательство
- ТГУ
- Регион
- Россия, Томск
- Почтовый адрес
- 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36
- Юр. адрес
- 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36
- ФИО
- Галажинский Эдуард Владимирович (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@tsu.ru
- Контактный телефон
- +8 (382) 2529585
- Сайт
- https:/www.tsu.ru