В статье представлен анализ (само)управления новым жилым комплексом «Северная долина» (Санкт-Петербург). Построенный в период неолиберализации российской жилищной политики, этот ЖК является городским пространством, в котором вмешательство и контроль со стороны государства ограничены, предоставление социальных благ частично переложено на частную компанию-девелопера, управляющую территорией, а социальный контроль во многом осуществляют жители. Эта ситуация анализируется как пример неолиберального коммунитаризма, или модели управления, основанной на мобилизации сообщества, респонсибилизации горожан и акценте на понятии «гражданство». В отличие от существующих подходов, неолиберальный коммунитаризм рассматривается не через программы, заданные «сверху» городской администрацией, а через практики самоуправления жителей нового района. На материалах проведенных фокус-групп, а также онлайн-коммуникации жителей «Северной долины» показано, во-первых, какие представления сформировались у них по поводу устройства управления территорией района, с акцентом на распределении ответственности за решение проблем и непосредственно той роли, которую жители отводят себе. Во-вторых, продемонстрировано, как проявляются элементы неолиберального коммунитаризма: возникающие за пределами государства практики контроля за порядком, респонсибилизация жителей района, а также формирование гражданства особого типа. Для описания того, как эти элементы вводятся не «сверху», в рамках городской/государственной кампании по вовлечению жителей, а возникают «снизу», в практике соседей по ЖК, предложено понятие «силовое соседство», отражающее радикальную форму респонсибилизации, которую осуществляют жители по отношению друг к другу, а также понятие «локальное городское гражданство», которое схватывает связь между жителями «Северной долины», сообществом и территорией.
Идентификаторы и классификаторы
Словосочетание «соседские чаты» у многих вызывает негативные ассоциации: обсуждения там далеко не всегда приводят к решениям соседских проблем, проходят зачастую на повышенных тонах и сопровождаются агрессией. Соседи то и дело призывают замазать эпоксидной смолой замок тому, кто шумит по ночам, или высыпать мусор перед дверью того, кто оставил пакет около мусоропровода. В ответ на такие высказывания одна из жительниц «Северной долины» — крупного жилого комплекса в Петербурге, известного также как Парнас.
Список литературы
-
Бессонова О. (2011). Жилищный раздаток и модернизация России. АНО “Издательство “Политическая энциклопедия”. EDN: TTXCPB
-
Богданова Е., Бредникова О., Запорожец О. (2021). Как понимать и как исследовать соседство? // Laboratorium: журнал социальных исследований. № 2. С. 139-171. EDN: CAHJKG
-
Бычкова О. В., Попова Е. (2013). Вещи и люди в жилищно-коммунальном секторе России, 1991-2006 годы // Инфраструктура свободы: общие вещи и res publica / О. Хархордин, Р. Алапуро, О. Бычкова (ред.). СПб.: ЕУСПб. С. 147-246. EDN: XQIFTV
-
Головнёва А. В. и Чернышева Л. А. (2017). Пластик, велосипеды и городские гражданства: два случая реорганизации инфраструктуры в Санкт-Петербурге // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 20. № 3. С. 7-31. EDN: ZXGARN
-
Делленбо-Лоссе М., Циммерманн Н., де Врис Н. (2021). Городские совместности: книга рецептов: стратегии и идеи для создания и поддержания городских совместностей. СПб.: Проектная группа 8.
-
Кузнецов С. А., Лукичев А. Н., Шомина Е. С. (2021). Настольная книга менеджера местного сообщества: теория и практика / Под общ. ред. Е. С. Шоминой. М.: БукиВеди. Макарова К. (2010). Постиндустриализм, джентрификация и трансформация городского пространства в современной Москве // Неприкосновенный запас. Т. 70. № 2. C. 279-296.
-
Матвеев И. А. (2015). Гибридная неолиберализация: Государство, легитимность и неолиберализм в путинской России // Журнал политической философии и социологии политики “Полития. Анализ. Хроника. Прогноз”. T. 79. № 4. С. 25-47. EDN: XQZRSZ
-
Тыканова Е. В., Тенишева К. А. (2020). В плену “эффекта соседства”: социальный капитал и активизм в новых анклавных жилищных комплексах // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 23. № 2. С. 7-35. EDN: ZAERTN
-
Тыканова Е. В., Шевцова И. К., Желнина А. А. (2024). Альянсы чиновников и активистов в городских локальных конфликтах // Социологическое обозрение. Т. 23. № 2. С. 90-119. EDN: LQRTMF
-
Хан Д. К., Имамаса Х. (2020). Преодолевая частную застройку Южной Кореи: взгляд сквозь оптику "совместностей" и "общего" // Urban commons. Городская совместность: за пределами государства и рынка / М. Делленбо, М. Кип, М. Бьеньек, А. К. Мюллер, М. Швегман (ред.). М.: Новое литературное обозрение. С. 122-134.
-
Харви Д. (2007). Краткая история неолиберализма. М.: Поколение. EDN: QOGDRN
-
Челнокова В. М., Гуревич А. Б. (2017). Анализ проблем организации комплексного освоения территорий // Вестник гражданских инженеров. № 1. С. 161-166. EDN: YGRWYB
-
Чернышева Л. А. (2019). Российское гетто: воображаемая маргинальность новых жилых районов // Городские исследования и практики. Т. 4. № 2. С. 37-58. EDN: PBEJER
-
Чернышева Л. А. (2020). Онлайн- и офлайн-конфликты вокруг городской совместности: забота о городском пространстве на территории большого жилого комплекса // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 23. № 2. С. 36-66. EDN: BSMPSO
-
Чернышева Л., Гизатуллина Э. (2021). "ВКонтакте" с соседями: черты и практики гибридного соседствования в большом жилом комплексе Санкт-Петербурга // Laboratorium: Russian Review of Social Research. Т. 13. № 2. С. 187-220. EDN: LCUBQU
-
Attwood L. (2012). Privatisation of Housing in Post-Soviet Russia: A New Understanding of Home? // Europe-Asia Studies, Vol. 64. № 5. Р. 903-928.
-
Birk R. H. (2017). Making responsible residents: On "responsibilization" within local community work in marginalized residential areas in Denmark // The Sociological Review. Vol. 66. № 3. P. 608-622.
-
Bissenova A. (2012). Post-socialist dreamworlds: housing boom and urban development in Kazakhstan. PhD Thesis. Cornell University.
-
Blokland T. (2003). Ethnic complexity: routes to discriminatory repertoires in an inner-city neighbourhood // Ethnic and Racial Studies Vol. 26. № 1. P. 1-24. EDN: GLWOSD
-
Blokland T., Hentschel C., Holm A., Lebuhn H., Margalit T. (2015). Urban citizenship and right to the city: the fragmentation of claims // International Journal of Urban and Regional Research. Vol. 39. № 4. Р. 655-665.
-
Bourdieu P. (1965). The Sentiment of Honour in Kabyle Society // Honor and Shame: The Values of Mediterranean Society / Jean G. Peristiany (ed.). London: Weidenfeld and Nicolson. P. 191-242.
-
Brenner N., Theodore N. (2002). Cities and the geographies of "actually existing neoliberalism" // Antipode. Vol. 34. № 3. P. 349-379.
-
Büdenbender M., Zupan D. (2017). The evolution of neoliberal urbanism in Moscow, 1992-2015 //Antipode. Vol. 49. № 2. P. 294-313. EDN: YWNQWR
-
Candan A. B., Kolluoğlu B. (2008). Emerging spaces of neoliberalism: A gated town and a public housing project in Istanbul // New perspectives on Turkey. Vol. 39. P. 5-46.
-
Castells M. (1983). The city and the grassroots: a cross-cultural theory of urban social movements. London: Edward Arnold.
-
Cook L. J. (2011). Russia's Welfare Regime: The Shift Toward Statism // Gazing at Welfare, Gender and Agency in Post-Socialist Countries / M. Jappinen, M. Kulmala, A. Saarinen (eds.). Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing. P. 14-35.
-
Davidson M. (2010). Love thy neighbour? Social mixing in London's gentrification frontiers // Environment and Planning A. Vol. 42. № 3. P. 524-544.
-
Dean M. (1999). Governmentality. Power and Rule in Modern Society. Los Angeles: Sage.
-
Dominelli L. (2013). Mind the gap: Built infrastructures, sustainable caring relations, and resilient communities in extreme weather events // Australian Social Work. Vol. 66. № 2. P. 204-217.
-
Fields D. (2015). Contesting the financialization of urban space: Community organizations and the struggle to preserve affordable rental housing in New York City // Journal of Urban Affairs. Vol. 37. № 2. P. 144-165.
-
Golubchikov O. (2004). Urban planning in Russia: towards the market // European Planning Studies. Vol. 12. № 2. P. 229-247. EDN: MDQDAZ
-
González-Hidalgo M. (2021). The ambivalent political work of emotions in the defence of territory, life and the commons // Environment and Planning E: Nature and Space. Vol. 4. № 4. P. 1291-1312.
-
Goodwin J., Jasper J. M., Polletta F. (Eds.). (2001). Passionate politics: Emotions and social movements. University of Chicago Press.
-
Gualini E., Majoor S. (2007). Innovative practices in large urban development projects: Conflicting frames in the quest for "new urbanity"// Planning Theory & Practice. Vol. 8. № 3. P. 297-318.
-
Hemment J. (2009). Soviet-style neoliberalism? Nashi, youth voluntarism, and the restructuring of social welfare in Russia // Problems of Post-Communism. Vol. 56. № 6. P. 36-50. EDN: NANVLB
-
Hidalgo Dattwyler R., Santana Rivas L. D., Link F. (2018). New neoliberal public housing policies: between centrality discourse and peripheralization practices in Santiago, Chile // Housing Studies. Vol. 34. № 3. P. 489-518.
-
Holston J. (2009). Insurgent citizenship in an era of global urban peripheries // City & Society. Vol. 21. № 2. P. 245-267.
-
Houdt F. V., Schinkel W. (2014). Crime, citizenship and community: Neoliberal communitarian images of governmentality // The Sociological Review. Vol. 62. № 1. P. 47-67.
-
Iveson K. (2013). Cities within the city: Do-it-yourself urbanism and the right to the city // International journal of urban and regional research. Vol. 37. № 3. P. 941-956.
-
Kasinitz P., Hillyard D. (1995). The Old-Timers' Tale: The Politics of Nostalgia on the Waterfront // Journal of Contemporary Ethnography. Vol. 24. № 2. P. 139-164. EDN: JNDWST
-
Kulmala M., Kainu M., Nikula J., Kivinen M. (2014). Paradoxes of agency: Democracy and welfare in Russia // Demokratizatsiya. Vol. 22. № 4. P. 523-552. EDN: XTEHQP
-
Majerowitz M., Allweil Y. (2019). Housing in the neoliberal city: Large urban developments and the role of architecture // Urban Planning. Vol. 4. № 4. P. 43-61.
-
Matveev I., Novkunskaya A. (2020). Welfare Restructuring in Russia since 2012: National Trends and Evidence from the Regions // Europe-Asia Studies, Vol. 74. № 1. P. 50-71.
-
McBrien J. (2021). On shame: The efficacy of exclaiming uiat! in Kyrgyzstan// American Ethnologist. Vol. 48. № 4. P. 462-473. EDN: YIQEJR
-
Miller P., Rose N. (2008). Governing the Present: Administering Economic, Social and Personal Life. Cambridge: Polity Press.
-
Oravec J. A. (2020). Online social shaming and the moralistic imagination: The emergence of Internet-based performative shaming // Policy & Internet. Vol. 12. № 3. P. 290-310. EDN: LHIVVC
-
Patton M. J. (2009). The Synergy between Neoliberalism and Communitarianism: "Erdogan's Third Way" // Comparative Studies of South Asia, Africa and the Middle East. Vol. 29. № 3. P. 438-449.
-
Peck J. (2010). Constructions of neoliberal reason. Oxford: OUP.
-
Pine A. M. (2010). The performativity of urban citizenship // Environment and Planning A. Vol. 42. № 5. Р. 1103-1120.
-
Purcell M. (2003). Citizenship and the right to the global city: reimagining the capitalist world order // International Journal of Urban and Regional Research. Vol. 27. № 3. Р. 564-590. EDN: EUAAMB
-
Puzanov A. (2018). Russia: A Long Road to Institutionalisation // Private Rental Housing in Transition Countries / J. Hegedüs, M. Lux, V. Horváth (eds.). London: Palgrave Macmillan. P. 287-309.
-
Pyysiäinen J., Halpin D., Guilfoyle A. (2017). Neoliberal governance and ‘responsibilization' of agents: reassessing the mechanisms of responsibility-shift in neoliberal discursive environments // Distinktion: Journal of Social Theory. Vol. 18. № 2. P. 215-235.
-
Romanov P. (2008). Quality evaluation in social services: Challenges for new public management in Russia // Mixes, matches, and mistakes: New public management in Russia and the Former Soviet republics / B. G. Peters (еd.). Local Government and Public Service Reform Initiative, Open Society Institute. P. 9-53.
-
Salet W. (2008). Rethinking urban projects: experiences in Europe // Urban Studies. Vol. 45. № 11. P. 2343-2363.
-
Stephens M., Lux M., Sunega P. (2015). Post-socialist housing systems in Europe: Housing welfare regimes by default? // Housing studies. Vol. 30. № 8. P. 1210-1234. EDN: WQRDSD
-
Stokoe E. H., Wallwork J. (2003). Space invaders: The moral-spatial order in neighbour dispute discourse // British journal of social psychology. Vol. 42. № 4. P. 551-569.
-
Uitermark J., Rossi U., Van Houtum H. (2005). Reinventing multiculturalism: urban citizenship and the negotiation of ethnic diversity in Amsterdam // International Journal of Urban and Regional Research. Vol. 29. № 3. P. 622-640.
-
Yiftachel O. (2015). Epilogue - from ‘Gray Space' to Equal ‘Metrozenship'? Reflections On Urban Citizenship // International Journal of Urban and Regional Research. Vol. 39. № 4. Р. 726-737.
-
Zavisca J. (2012). Housing the New Russia. Ithaca and London: Cornell University Press.
-
Zunino H. M., Hidalgo R. (2009). Spatial and socioeconomic effects of social housing policies implemented in neoliberal Chile: the case of Valparaiso // Urban Geography. Vol. 30. № 5. P. 514-542.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается расширенная версия идеи о том, что преднамеренная рандомизация (частным случаем которой являются лотереи) может быть полезным инструментом для решения различных социальных и политических проблем, выходящих за рамки второстепенных вопросов. Она способствует обсуждению роли лотерей в социальной и политической жизни тремя способами. Во-первых, в нем утверждается, что рандомизация применима к различным типам задач, а не ограничивается выбором между дискретными альтернативами, как это обычно воспринимается. Это расширяет сферу ее возможного применения, включая, например, задачи, связанные с оценкой или разработкой политики. Во-вторых, в ней описывается множество возможных причин и обоснований для использования социальной рандомизации, что еще больше расширяет применимость лотерей к социальным проблемам. Хотя в философских дискуссиях часто упоминаются нормативные основания для проведения лотерей, такие как равенство, справедливость и эпистемологическая рациональность, существует множество прагматических причин использовать их в социально значимых целях. В-третьих, основываясь на этом разнообразии использования, в статье предлагается эвристический принцип рандомизации по умолчанию, утверждающий, что рандомизация может быть общим подходом к социальным и политическим вопросам, используемым по умолчанию. Рассматривая рандомизацию как средство общего назначения, легче распознать и реализовать потенциал социальной рандомизации и устранить некоторые распространенные аргументы против использования случайного выбора в общественных делах.
В научных кругах и в рамках публичной политики все чаще обсуждается вопрос о возникновении многополярного мирового порядка. Эта дискуссия подкрепляется статистическими данными, историческими свидетельствами и конкретными фактами, которые подчеркивают поляризацию мира и ослабление влияния американской гегемонии. Эти повествования часто описывают текущее состояние мира как переход от одного определенного порядка к другому. Цель данной статьи - критически рассмотреть концепцию мирового порядка, которая служит основой для многих теорий в области глобализации и международных отношений. Критический обзор доминирующих теорий мирового порядка и глобализации показывает, что многие из них предполагают существование регулируемой структуры для воображаемого единства мира, будь то позитивного или негативного. Эта предпосылка является заметной благодаря всепроникающему влиянию эпистемологической антиномии фундаментализма/анти(не)-фундаментализма. Устраняя эту антиномию и деконструируя идею мирового порядка, опираясь на теорию общества риска и космополитизации как новой силы глобальной дифференциации, в этой статье утверждается, что современный мир движется не к новому, заранее установленному порядку, а скорее к состоянию неопределенности и изменчивости. Рост глобальных рисков в последнее время спровоцировал трансформационный процесс, который затронул различные аспекты жизни различных обществ. В этой статье утверждается, что понимание и интерпретация текущего состояния мира требует пересмотра нашей эпистемологии и смещения акцента на неопределенное, которым является риск.
Рецензия на книгу: Фёдоров В. В. (2023). Ума палата. М.: ВЦИОМ. - 300 с. ISBN 978-5-906345-45-5
Рецензия на книгу: Малахов В. (2023). Политика различий. Культурный плюрализм и идентичность. М.: НЛО. - 288 с. ISBN 978-5-4448-2182-4
В статье анализируются основные идеи одного из главных политических философов современности Юргена Хабермаса, изложенные им в его недавней работе «Новая структурная трансформация публичной сферы и делиберативная политика». Несмотря на свой небольшой объем, она дополняет вышедшую в свет более 60 лет назад работу того же автора «Структурное изменение публичной сферы. Исследования относительно категории буржуазного общества». Главным вектором трансформации публичной сферы Хабермас называет появление и взрывной рост влияния новых медиа, которые не просто расширили функционал традиционных источников информации, а ознаменовали собой новую в историческом масштабе веху, сопоставимую с появлением книгопечатания. Как отмечает Хабермас, у этого явления две стороны, и темная пока перевешивает. Например, общеизвестно, что социальные сети обещают каждому, что его голос будет услышан, и это, несомненно, важный шаг в развитии публичной сферы. Тем не менее декларируемая открытость на самом деле скрывает в себе еще большие риски, которые человечеству потребуется «приручить»: во-первых, отсутствие контроля при распространении новостного контента, следствием чего становится рост числа фейковых новостей; во-вторых, появление надгосударственных технокорпораций, использующих алгоритмы для манипулирования своими пользователями; в-третьих, размытие самого понятия «публичная сфера», поскольку продуцируемый пользовательский контент нередко лавирует между частным, приватным и публичным, общественным. Продолжая аналогию с книгопечатанием, Хабермас пишет о том, что с момента изобретения печатного станка до всеобщей грамотности в западных обществах прошло порядка 300 лет, и задается вопросом: сколько же лет потребуется нам, чтобы, по большому счету, научиться жить в эпоху новых медиа?
Статья посвящена проблеме современных исследований художественной культуры и искусства. Ситуация смены методологической парадигмы в социальном и гуманитарном знании в предметной области искусства рассматривается на примере новой монографии российского культуролога, философа и социолога искусства Н. А. Хренова. В книге «Искусство в ситуации культурологического поворота: методологические поиски» осуществляется системный анализ методологических трансформаций в гуманитарных науках. На обширном материале показаны изменения художественной культуры в социальной структуре индустриального и постиндустриального общества. Автор осуществляет критический разбор исторических, социологических, эстетических концепций искусства на этапе перехода от идеи культуры к науке о культуре. Выстраивая систему аргументации, Хренов считает, что наука о культуре, суботраслью которой выступает социология культуры и искусства, становится интеграционным центром гуманитарных наук. В статье обсуждается тезис ученого, что движение от классического искусствоведения в сторону социологии искусства и культурологии отвечает запросу на интеграцию различных дисциплин в современном гуманитарном знании. Положения и идеи, выдвигаемые в монографии, позволяют рассмотреть взаимоотношение культурологической рефлексии и искусствознания в общей ситуации обновления теоретико-методологического инструментария исследований искусства.
Интенсификация воздействия человека на среду, прогрессирующее глобальное неравенство и обостряющееся противостояние ресурсной логике восприятия природы привели к оформлению в начале XXI века дискурса об экстрактивизме - особой форме общественных отношений, приводящей к превращению развития в эксплуатацию ресурса с отчуждением локальных акторов (сообществ, людей, компаний и даже государств) от производящейся прибыли, вывозимой с территории, где этот ресурс находится. Концепция экстрактивизма распространилась за пределы изначальной тематики (от природных к ресурсам человеческого таланта, данных, зеленого регулирования и мн. др.) и подверглась обильной и разнообразной рефлексии использовавших ее представителей разных дисциплин. Описанные на латиноамериканском материале практики были обнаружены в других частях света, в том числе в скрытых, мимикрирующих под экологически и социально ответственное развитие формах. Расширенная концепция экстрактивизма претендует на роль еще одного большого обобщающего множество процессов понятия, сводящего постмодерное развитие к обновляющему и цементирующему существующие социальные расколы производству ресурсных периферий не только на бывших колониальных окраинах, но и в староосвоенных ядрах стран развитого капитализма. Воображаемая пустота новых ресурсных хинтерландов стала новым механизмом исключения растущих уязвимых групп из распределения прибыли, производящейся в глобальных цепочках добавленной стоимости.
В статье предпринимается попытка выделить из обширного творчества Бруно Латура последовательную теоретическую программу, получившую от него название «композиционизм». Целью композиционизма стоит считать выведение процедуры составления «общего мира», который понимается как форма реальности, способная обеспечить максимально благоприятные условия жизни для максимального числа составляющих ее агентов. Статья состоит из двух частей. В первой из них обозначаются теоретические особенности становления композиционистского проекта в контексте развития политической мысли Латура в период с 1980-х по 2010-е годы. Будучи впервые сформулирована в книге «Политики природы», дабы найти альтернативу миру, составленному господствующей и по сей день Конституцией Нового времени, или Модерна, теория композиционизма постепенно развивалась на протяжении всей дальнейшей академической карьеры Латура. Первой попыткой предложить подход к реализации идеи композиции общего мира стоит считать «Парламент вещей». Позже, в 2000-х годах, Латур во многом пересмотрит свой политический проект. Обратившись к традиции прямой демократии, он попытается сделать его более эмпирическим. Так на свет появится «объектно-ориентированная политика», или же Dingpolitik, неотъемлемой частью которой стоит считать также и описанный в «Исследовании модусов существования» политический тип высказывания [POL], всегда строящийся вокруг вещей. Во второй части статьи содержится попытка применения выделенного теоретического аппарата к интерпретации поздних работ Латура, посвященных проблеме климатического кризиса. Среди них исследование Où Atterrir? («Где приземлиться?»), воплотившее в себе, как стоит считать, позитивный проект по преодолению «политического оцепенения» перед лицом климатической угрозы.
В фокусе статьи находится вопрос о том, как социокультурная модернизация, в частности постепенное распространение эмансипативных (или постматериалистических) ценностных ориентаций, связана с экологическими установками в сравнительной перспективе. На основе эволюционной теории модернизации, предложенной Р. Инглхартом и К. Вельцелем, мы разрабатываем социологическую модель формирования экологических установок, комбинирующую перспективы микро- и макроуровней, а также учитывающую как субъективные, так и объективные факторы. Мы проверяем гипотезы, выведенные из этой модели, используя многоуровневый регрессионный анализ и данные опросов общественного мнения, проводившихся в рамках пятой волны Европейского исследования ценностей (2017-2020 гг.; N = 56,368), а также социально-экономическую статистику по 30 европейским странам. Наши результаты показывают, что как индивидуальная приверженность эмансипативным ценностям, так и распространенность этого типа ориентаций в обществе в целом статистически значимо и положительно коррелируют с выраженностью проэкологических взглядов на соответствующих уровнях - в большей степени на страновом, но и на индивидуальном уровне ценности являются наиболее важным предиктором экологических установок. Кроме того, имеет место межуровневое взаимодействие: чем в большей степени в конкретной стране распространены эмансипативные ориентации, тем сильнее в ней связь личных ценностей и отношения к проблемам окружающей среды. Вместе с тем выраженность проэкологических взглядов несколько снижается с возрастом и растет по мере увеличения уровней образования и дохода. Это показывает, что модернизационные процессы способствуют развитию бережного и внимательного отношения к природе не только за счет ценностного сдвига, но и посредством других механизмов, а именно через расширение доступных ресурсов действия.
В статье анализируется учение В. Зомбарта о генезисе и социальной сущности капитализма в аспекте культуркритики. Критика техники выделяется как специальный дискурс внутри культуркритики. Первая гипотеза заключается в том, что критика техники Зомбарта есть критика современного капитализма и требует рассмотрения в контексте фундаментальных философских и социологических дискуссий вокруг трансформации роли техники в культуре Германии накануне Первой мировой войны. Идеальный тип критики техники определяется инструментальной трактовкой техники и убеждением в том, что механизация и массовизация современного общества, отчуждение труда, психологическая деградация etc. суть следствия инверсии отношения «назначение/средство». Вторая гипотеза заключается в том, что Зомбарт предлагает версию «другого модерна», которая означает попытку поставить технику на службу буржуазному порядку посредством ее подчинения этическим принципам. Принятие достижений техники сопровождается беспокойством по поводу ее негативного воздействия на общественную и частную сферу. Доклад «Техника и культура» (1910) ставит проблему «культурной ценности техники», дает определение отношений между отдельными явлениями модерной культуры и предлагает баланс ценностей. Третья гипотеза связана с объяснением этой версии «другого модерна» компенсаторным интересом (она не отвергает индустриализацию как таковую, а указывает на требующие исправления дефекты развития позднекапиталистического общества). В исследовании выделяются две различные диахронные парадигмы в консервативной мысли Германии до Первой мировой войны и, соответственно, в период Интербеллума: 1) культурпессимистическая парадигма компенсации (кризисных явлений модерна) и 2) проактивная парадигма в смысле инициативной и деятельной вовлеченности, задающей новые ориентиры в осмыслении самих фундаментальных условий модерна. В 1920-1930-е годы зомбартовская критика капитализма преодолевает культуркритическую установку и демонстрирует черты проактивного модернизма («немецкий социализм» с плановой экономикой и технократическим менеджментом в интересах общего).
В статье на основе анализа политических сочинений Макиавелли «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «Государь» и «История Флоренции» показано, что неоднократно предпринимавшиеся на протяжении нескольких последний десятилетий такими эрудитами, как Антонио Негри, Джон Маккормик, Агнес Хеллер, Клод Лефор и Стивен Смит, попытки объявить Макиавелли поклонником радикальной демократии или же пророком современной демократической политики и даже «плебейского принципа» в политике, не находят ни идейного, ни терминологического подтверждения в работах флорентийского мыслителя. Отмечается, что одно из центральных мест в политическом мышлении Макиавелли занимает идея смешанного образа правления, заимствованная им из классической политической традиции и имеющая в силу этого по преимуществу досовременное происхождение. В свою очередь, попытки сделать из Макиавелли сторонника радикальной демократии в современном духе рассматриваются в статье как преподносящие идейное наследие великого флорентийца в сильно искаженном виде и продиктованные в первую очередь стремлением ряда современных авторов вычленить его политические идеи и концепции из исторического контекста их формирования и развития и поместить их в чуждую им интеллектуальную и культурную среду ради того, чтобы придать им злободневные политико-полемические смысловые коннотации.
Структурный функционализм Толкотта Парсонса - обязательный структурный элемент работ по истории и теории социологии: с одной стороны, постулируется и обосновывается его вклад в развитие макросоциологической версии теоретизирования в контексте «парадигмы социальных дефиниций», родоначальником которой считается Эмиль Дюркгейм (понятия социального факта, социального института, механической и органической социальной солидарности, объективного научного метода и т. д.). С другой стороны, в реконструкцию концепции Парсонса неизменно встроены критические аргументы, суть и объем которых варьируют от кратких упоминаний чрезмерной абстрактности (телеологичности) и даже утопичности предложенной схемы до развернутых цитат из многочисленных работ представителей тех исследовательских направлений, развитие которых в значительной степени отталкивалось от несогласия с конкретными постулатами или с общей логикой рассуждений Парсонса о структуре социальной системы и сути социального действия (как правило, здесь обязательно упоминаются представители теории конфликтов). Подобный формат презентации парсоновского наследия стал общепринятым, и потому несколько неожиданным оказалось наметившееся в последние два десятилетия возрождение интереса к идеям Парсонса, прежде всего, к понятию социетального сообщества, причем в весьма практико-эмпирическом ключе, в работах Джузеппе Скиортино (с соавторами). Признавая объективную невозможность вместить в ограниченный объем статьи все связанные с этим сюжетом тематические линии, аргументы и источники, а также высокую вероятность субъективных смещений в их реконструкции и интерпретации, автор предпринимает попытку представить общую аргументацию Скиортино, начиная с отвержения избыточно упрощенного историко-критического восприятия наследия Парсонса и попыток систематизировать те его теоретические построения, что требуют лишь некоторого уточнения для применения в изучении современных социальных реалий, и заканчивая обозначением тех областей теоретического и эмпирического социологического анализа, где парсоновская модель социетального сообщества обладает очевидным эвристическим (и даже гуманистическим) потенциалом, несмотря на свои общепризнанные ограничения.
Городские конфликты принято анализировать в пространственном ключе - как оспаривание несколькими сторонами притязаний друг друга на право трансформировать физические или символические аспекты городского пространства. Однако конфликты по определению разворачиваются не только в пространстве, но и во времени: как последовательность связанных между собой событий определенной продолжительности. В настоящей статье, опираясь на «социологию процессуальности» Эндрю Эббота и методологию анализа конфликтных эпизодов, рассматривается одно из темпоральных измерений городских конфликтов - упорядоченность действий во времени (sequencing). Подбор аналитических инструментов для анализа событийных последовательностей осуществляется с учетом их ключевых особенностей: «эффекта колеи» (зависимости текущей ситуации от прошлых состояний процесса) и «плюрисектальности» (неоднократного повтора одних и тех же стадий в эпизоде конфликта). Анализ городских конфликтных эпизодов выступает инструментом, позволяющим отследить взаимодействия между оспаривающей стороной (активными горожанами) и инициаторами проектов трансформации городской территории (застройщиками и публичной властью) с учетом вмешательства «четвертой стороны», выступающей в роли медиатора или союзника основных участников конфликта. Выстроенная в этой логике база данных о городских конфликтах в российских городах-миллионниках позволяет рассмотреть последовательности более пристально и провести разведочный анализ вариации в них. Собранные данные о 259 конфликтах демонстрируют, что между городами и типами конфликтов есть существенные различия в средних оценках продолжительности, длины действий и интенсивности конфликтов. Анализ последовательностей в конфликтах по поводу застройки рекреационных зон и уплотнительной застройки также свидетельствует о значительном разнообразии содержания конфликтных эпизодов, однако общим является активная роль горожан и публичной власти при значительно меньшей доле действий застройщиков и четвертой стороны. Половина последовательностей является короткой (до 5-6 действий), в то время как продолжительные эпизоды с большим числом действий несколько повышают вероятность благоприятного для жителей исхода. Исследование вносит вклад в дискуссию о паттернах городских конфликтов и их темпоральные аспекты.
Взаимодействия власти и активистов - распространенный сюжет в исследованиях общественных движений. При этом власти зачастую рассматриваются как «монолит» и изучаются как адресат действий активистов, влияющий на исход городского конфликта. Вместе с тем представители власти часто демонстрируют различные интересы и разную степень вовлеченности в решении городских конфликтов. Анализ массива данных о динамике городских конфликтов в российских городах-миллионниках показал, что ключевые чиновники исполнительной власти регионов и городов (губернаторы, вице-губернаторы и мэры) предпринимают попытки разрешить городской конфликт реже, чем местные или региональные депутаты. Опираясь на социологическую традицию изучения коалиций общественных движений (Van Dyke; Diani; Sterns and Almeida; Jasper and Duyvendak), в данной статье мы анализируем причины, по которым ключевые чиновники исполнительной власти принимают решение поддержать активистов в городском конфликте в контексте централизованного государства. Исследование базируется на материалах 97 полуструктурированных интервью с участниками градозащитных и экологических локальных конфликтов, а также экспертами в пяти городах-миллионниках: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде и Казани. Мы рассматриваем случаи поддержки активистов чиновниками как примеры коалиций типа «публичная власть - социальное движение» (state actor-social movement): в рамках таких коалиций чиновники предоставляют свои организационные ресурсы и влияние для достижения целей общественного движения. В результате анализа авторы выделили шесть причин, по которым губернаторы, вице-губернаторы и мэры городов могут поддержать активистов: (1) общественный резонанс, созданный активистами вокруг символически значимого объекта; (2) изменения в экономической и политической конъюнктуре; (3) угроза санкций или вмешательство со стороны федеральных чиновников; (4) близость выборов и/или необходимость поддержать политическую репутацию; (5) использование городских конфликтов для аппаратной борьбы; (6) эмоции и симпатии представителей исполнительной власти.
В статье представлены результаты исследования условий трансферта полномочий в сфере градостроительства с местного уровня на региональный. В конце 2014 года был принят федеральный закон, который позволил регионам брать на себя полномочия, ранее считавшиеся уникальной муниципальной зоной ответственности (разработка и принятие генеральных планов, норм межевания, правил землепользования и застройки). Исследование рассматривает, способствовали ли передаче градостроительных полномочий представленность интересов застройщиков в местной и региональной ассамблеях, партии «Единая Россия» в городской ассамблее, а также бюджетная обеспеченность города. Опираясь на метод качественного сравнительного анализа (QCA), мы доказываем, что, вопреки ожиданию, преобладание депутатов-застройщиков в составе городского представительного органа не стало необходимым условием для защиты муниципальных полномочий в части градостроительства. Напротив, доминирование застройщиков среди депутатского корпуса города и региона способствовало трансферту полномочий. Результаты также показывают, что преобладание партии «Единая Россия» в составе городской ассамблеи послужило институциональным дисциплинирующим инструментом по консолидации депутатов для передачи полномочий на региональный уровень. Большие бюджетные возможности муниципалитета также оказались необходимым условием для централизации градостроительных полномочий.
В статье представлен анализ инструмента градостроительного планирования - Правил землепользования и застройки (ПЗЗ), который является ключевым элементом российской градостроительной реформы 2000-х годов. Основная проблема в работе городского права и планирования - высокая изменчивость норм, которая ставит под сомнение их легитимность, поскольку они перестают регулировать отношения, а лишь описывают их. В результате встает ряд вопросов. Как возникает динамика норм и почему инструмент регулирования, который предсказуемо работал в зарубежной практике, при внедрении в российскую практику начинает вести себя иначе? Как инструмент ПЗЗ изменяется в ходе градостроительной реформы и как его действие структурирует ход реформы? Зависит ли это от его структуры или от тех концептуальных оснований, на которые он опирается? Как способ работы ПЗЗ связан с их переносом из неолиберальной экономической системы в постсоциалистическую, что это говорит об особенностях постсоциализма? Существующие исследования в области институционального анализа не дают ответов на эти вопросы, но позволяют рассматривать способы упорядочивания социальных отношений в конкретных ситуациях. На материале опубликованных документов, полевых исследований, в том числе глубинных и экспертных интервью, включенных наблюдений, в статье представлена попытка предложить альтернативный способ описания работы ПЗЗ. В отличие от неоинституционализма, акторно-сетевая теория и социальная топология предлагают концепт координации, позволяющий рассматривать работу инструмента ПЗЗ как координацию процессов на четырех уровнях: (1) согласования локальных интересов с помощью технических элементов ПЗЗ; (2) адаптации новых инструментов управления на уровне государства; (3) синхронизации различных реформ и процессов изменений; и (4) совмещения различных эпистемологических перспектив. Предложенный подход показывает, что высокая изменчивость норм ПЗЗ связана с различными способами их использования: от локальных взаимодействий до проектирования и реализации реформ с акцентом на временной синхронизации различных процессов.
Издательство
- Издательство
- ВШЭ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
- Юр. адрес
- 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
- ФИО
- Анисимов Никита Юрьевич (Ректор)
- E-mail адрес
- hse@hse.ru
- Сайт
- https://www.hse.ru/