МАССОВЫЙ ОТКРЫТЫЙ ОНЛАЙН-КУРС КАК ЦИФРОВОЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ (2024)
В статье проанализированы особенности массового открытого онлайн-курса (МООК) как образовательного ресурса, выявлена неоднозначность содержательного наполнения понятия «правовая грамотность», обозначены современные проблемы и перспективы дальнейшего применения МООК для повышения уровня индивидуальной и общей правовой грамотности. На основе диалектического, логического и системного
методов, анализа нормативных правовых актов и научных источников по теме статьи, ресурсов образовательных онлайн-платформ и результатов социальных опросов, проводившихся в российских вузах, сделаны выводы о целесообразности встраивания МООК в смешанный формат обучения, о необходимости оптимизации контента массовых открытых онлайн-курсов правовой тематики для обеспечения их
практикоориентированности и разноуровневости, о насущности развития общегосударственной нормативно-правовой основы подготовки и использования МООК при реализации образовательных программ.
Идентификаторы и классификаторы
Цифровизация российской экономики неразрывно связана с трансформацией системы
образования при активной имплементации в последнюю электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Субъекты образовательных отношений повседневно используют в своей деятельности облачные технологии, мобильное обучение, электронные учебные курсы и иные достижения цифровизации, что позволяет реализовывать актуальные в сегодняшних реалиях требования к непрерывности и персонификации образования, к либерализации знаний и обеспечению равенства возможностей в образовании.
В условиях правового государства особое значение имеют правовые знания и умения их
практического применения в личных интересах и в интересах общества и государства.
Современным инструментом формирования и приращения таких знаний и умений являются и могут выступать в дальнейшем массовые открытые онлайн-курсы, предлагающие различную тематику для обеспечения правовой грамотности широкого круга заинтересованных лиц.
Список литературы
-
Хусяинов Т.М. Основные характеристики массовых открытых онлайн-курсов (MOOC) как образовательной технологии // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2015. Т. 5. № 2. С. 21-29. EDN: UKOKPF
-
Глухова Т.В., Ефремова Л.И. Онлайн-курс как эффективный инструмент современного образования // Гуманитарные науки и образование. 2019. Т. 10. № 3 (39). С. 28-38. EDN: IWTOCS
-
Винник В.К., Тарасова Е.В., Воронкова А.А., Павлова И.А. Массовые образовательные онлайн-курсы - новая цифровая образовательная среда // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 8. С. 170-175. EDN: FNDGCK
-
Современная цифровая образовательная среда в РФ. URL: http://neorusedu.ru/about (дата обращения: 21.04.2023).
-
Baker R.M., Passmore D.L. Value and Pricing of MOOCs // Education sciences. 2016. Vol. 6(14).
-
Положение о государственной информационной системе “Современная цифровая образовательная среда” [Утв. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2020 № 1836] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 47. Ст. 7538.
-
Приказ СПбГУ от 08.04.2019 № 3201/1 “Об утверждении Порядка применения в Санкт-Петербургском государственном университете электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, учета результатов освоения онлайн-курсов”. URL: https://spbu.ru/sites/default/files/20190408_3201_1.pdf (дата обращения: 30.04.2023).
-
Положение об использовании и зачете результатов массовых открытых онлайн курсов в ФГБОУ ВО “Самарский государственный технический университет” [Утв. 25.12.2020] // URL: https://самгту.рф/uploads/documents/polojenie/P-596.pdf (дата обращения: 05.05.2023).
-
Гречушкина Н.В. Онлайн-курс: определение и классификация // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 6. С. 125-134. EDN: XRODTF
-
Васильев Ф.П., Орехова Л.М. К вопросу о современном толковании правовой грамотности // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 9. С. 100-104. EDN: STYLQL
-
Половникова А.В. Правовая грамотность и правовое просвещение в условиях современного общества // Культурные права и свободы человека и гражданина: вопросы теории и практики: сб. статей. М., 2016. С. 136-142. EDN: VYJAWX
-
Гогурчунов А.П. Формирование правовой грамотности студента в процессе обучения в вузе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 16. № 3. С. 46-52. EDN: NXCPQC
-
Шамьенова Г.Р. Принципы формирования правовой культуры в рамках реализации воспитательной работы со студентами в современном вузе. Правовая культура. 2020. №. 1 (40). С. 95-106. EDN: NNSSOM
-
Игнатенкова К.Е., Герцог Т.Ю. Правовая культура и правовая функциональная грамотность: аспекты соотношения // Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории "Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты". 2012. № S. С. 70-78. EDN: ZWDMJX
-
Осипов Р. А. Государственная политика в сфере повышения уровня правовой грамотности граждан Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2020. № 1. С. 34-38. EDN: XKQNMC
-
Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [Утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113761/(дата обращения: 15.04.2023).
-
T. Ingkavara, P. Panjaburee, N. Srisawasdi, S. Sajjapanroj. The use of a personalized learning approach to implementing self-regulated online learning // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2022; 3: Article 100086. EDN: IGQXRX
-
Головкин Р.Б., Жигарева Ю.С. Юридико-дидактические аспекты применения онлайн-курсов в юридическом образовании: компетентностный подход // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2021. № 5. С. 98-103. EDN: MPUFXJ
-
B. BygstadEgil, Ø. Ludvigsen, M. Dæhlen. From dual digitalization to digital learning space: Exploring the digital transformation of higher education // Computers & Education. 2022; 182: Article 104463.
-
S. Oinas, R. Hotulainen, S. Koivuhovi, K. Brunila, M.-P. Vainikainen. Remote learning experiences of girls, boys and non-binary students // Computers & Education. 2022; 183: Article 104499. EDN: JFPFXB
-
Яциков И.С. Мотивация и трудности самообразования в открытом образовательном пространстве на материале освоения онлайн-курсов // Электронный журнал СтРИЖ. 2022. № 2 (43). С. 33-37. EDN: OVCVKK
Выпуск
Соавторство ученого с искусственным интеллектом
Создание искусственного общего интеллекта
Значение человеческого капитала в условиях санкций
Глобальная цифровая валюта в цифровой экономике
Cтратегии речевого поведения в цифровой среде
Искусственный интеллект в образовательных системах
Архивная эвристика в информационном обществе
Информационно-психологическое насилие и уголовное право
Продвижение имиджей российских партий в YouTubeПодходы к управлению группой роботов
Другие статьи выпуска
Цифровые платформы широко применяются организациями для выполнения отдельных кадровых функций, таких как рекрутинг и обучение. По мере увеличения в цифровой среде взаимодействий между организациями и специалистами, формируется потребность в комплексном кадровом обеспечении на основе экосистемы. Проведенный анализ подходов к определению цифровой платформы показал, что ее отличительными признаками от других автоматизированных информационных систем специального
класса являются: наличие двух и более потребительских сегментов, между которыми взаимодействие устанавливается автоматически и практически мгновенно; перераспределение ценности по цепочке ее создания и доставки. Цифровая кадровая экосистема характеризуется масштабом, охватывающим несколько функций и/или комплексно кадровую деятельность в отрасли. В решении острой задачи подготовки кадров по ИТ-направлениям должна быть построена экосистема воспроизводства кадрового потенциала ИТ-отрасли. С использованием инструментов дизайна цифровых платформ составлено концептуальное описание кадровой экосистемы ИТ-индустрии на базе университета, включающее канву и матрицу мотивации, в которых указаны интересы и ценности различных участников.
В статье рассматривается современное состояние сферы цифровых социальных инноваций, выделяются основные особенности развития данного сектора. Показано, что в условиях современности цифровые социальные инновации выступают значимым инструментом решения социальных проблем. Отмечены ключевые драйверы и барьеры, оказывающие влияние на создание и реализацию таких проектов.
Представлены перспективы развития цифровых социальных инноваций.
Рассматриваются результаты исследований по языковым средствам и стратегиям речевого поведения в цифровой среде. Отражены используемые в современном общении языковые средства, их роль в создании эмоциональной окраски сообщений и формировании ценностных ориентаций. Показано, что использование определенных языковых
средств и стратегий речевого поведения может существенно влиять на восприятие сообщения и достижение поставленных целей. Конечной целью анонсированного исследования является формирование адекватных датасетов и алгоритмов машинного обучения, используемых в поддержке цифровых диалогов и живом общении.
В статье рассматриваются вопросы создания глобальной цифровой валюты в условиях цифровой экономики. Исследование показало, что в среднесрочной перспективе наиболее вероятным является создание наднациональных ЦВЦБ. Одним из наиболее успешных проектов в этой области является цифровой юань – e-CNY, – который уже почти полностью внедрен в национальную экономику КНР и имеет значительные перспективы для внедрения в международную сферу. Более того, Китай уже выступил с инициативой создания единой азиатской цифровой валюты. В долгосрочном периоде, при условии успешной реализации национальных и наднациональных проектов ЦВЦБ, станет возможным и создание мировой (глобальной) ЦВЦБ.
Целью данной работы является разработка методов оценки влияния человеческого капитала на экономический рост, конкурентоспособность, а также социальное благополучие регионов России, поскольку он, с одной стороны, становится в условиях всеобщей цифровизации общества одним из ключевых факторов устойчивого их развития, с другой стороны, введенные развитыми странами санкции на Россию в настоящее время накладывает существенный отпечаток не только на производственный, но также и на
трудовой рынок. Соответственно, введенные санкции требует адекватной реакции и по трансформации данного капитала. Для чего на базе одного из основных принципов цифровой трансформации общества – формирования структурированного информационного пространства научно-образовательных ресурсов
предложены две математические модели: модель оценки человеческого капитала в системе науки на примере аграрных научно-исследовательских учреждений, модель оценки влияния его на социально-экономическое положение регионов. Результаты исследований привели к разработке соответствующих единообразных методик на основе онтологической стандартизации представления научно-образовательных
ресурсов, как комплексной оценки всей деятельности учреждений науки, так и оценки влияния на региональное развитие человеческого капитала. На основе данных методик в 2022г. был завершен мониторинг и анализ состояния информационных ресурсов, имеющихся на сайтах аграрных научнообразовательных учреждений.
Возможности искусственного интеллекта растут с увеличением мощности суперкомпьютеров и инноваций. Уже идут разговоры о том, что мы видим элементы Создания Искусственного Общего Интеллекта (Artificial general intelligence, AGI), например, в виде генеративного предварительно обученного трансформатора (Generative pre-trained transformer, GPT). Однако возможности классических подходов к построению искусственного интеллекта не безграничны. Они сдерживаются трудностями дальнейшего
увеличения плотности транзисторов, дискретным (цифровым) представлением данных, невозможностью лингвистического представления мыслей и эмоций людей, отсутствием учета поведения атомов нейронов, число которых в квадриллион раз больше, чем самих нейронов, а поведение характеризуется нелокальностью.
Однако снятие этих ограничений, включая смену цифровой парадигмы представления данных на аналоговую и учет атомной структуры нейронов, потребует создания новых материалов, которых еще нет на земле, построения оптических аналоговых процессоров. Эти исследования потребуют международного сотрудничества и использования специальной конвергентной технологии, которая обеспечит целенаправленность сложных междисциплинарных исследований. Некоторые элементы такой технологии
уже отрабатываются на практике.
Центральная идея статьи заключается в попытке ответа на вопрос, поставленный японским ученым Хираоки Китано: сможет ли ИИ в ближайшие десятилетия преодолеть когнитивные ограничения, присущие человеку и, тем самым, ускорить процесс достижения научных открытий? Авторы отвечают на этот вопрос положительно, утверждая при этом, что необходимо внести дополнительные смыслы в само понимание ИИ. Для этого они привлекают, с одной стороны, подходы к данной проблеме таких авторов, как Д. Сёрл, Д. Деннет, Д. Хофштадтер. Р. Пенроуз и др. С другой – включают в свой анализ идеи представителей STS (Science. Technology. Society) – Б. Латура, К. Кнорр-Цетины, Х-И. Райнбергера и др. В итоге авторы формулируют вывод: признание Нобелевским комитетом соавторства ученого с ИИ – вполне реальная перспектива 2040-х гг.
Издательство
- Издательство
- ИРИО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 101000, Москва, Армянский переулок, дом 9 стр. 1, офис 310-1
- Юр. адрес
- 117312, г Москва, Академический р-н, пр-кт 60-летия Октября, д 9, кв 716
- ФИО
- Ершова Татьяна Викторовна (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@iis.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9122229
- Сайт
- http:/www.iis.ru