Исследуется влияние опорной сети автомобильных дорог Северо-Западного федерального округа на его социально-экономическое развитие. Подтверждается необходимость переосмысления роли транспортной инфраструктуры как вектора территориального развития в условиях геополитических вызовов и государственных инициатив. Выявлены исторические особенности формирования сети, а также современные тенденции: рост транспортной доступности, развитие туризма и логистики, освоение пригородных зон. Обоснована необходимость интеграции дорожной инфраструктуры в стратегии территориального планирования с учётом долгосрочных перспектив. Результаты подчёркивают потенциал автодорожной сети как инструмента устойчивого развития, но требуют дальнейшего анализа факторов влияния для дифференциации её функциональной роли.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Социология
Сеть автомобильных дорог, как правило, рассматривается с опорой на ее прямую функцию обеспечение доступности территорий, комфорта логистики, передвижения и миграции населения.
Список литературы
1. Новиков Р.В. Проектное развитие // Дороги России XXI века. 2024. № 3 (141). С. 16-19.
2. Гольц Г.А. Культура, экономика, транспорт: пути использования взаимосвязей в прогнозировании // Проблемы прогнозирования. 2000. № 1. С. 152-167.
3. Зверев Ю.М. Северо-Запад России в регионе Балтийского моря: проблемы и перспективы экономического взаимодействия и сотрудничества.1-е изд. Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2008, 295 c.
4. Голубев А.А. История становления транспортного комплекса Северо-Запада Российской Империи // Исторические аспекты науки и техники. 2010. № 2010/4. С. 274-284.
5. Отраслевая медиа-корпорация “Держава” Километры высокого качества / Отраслевая медиа-корпорация “Держава”. 1-е изд. Санкт-Петербург: Отраслевая медиа-корпорация “Держава”, 2019, 196 c.
6. Болотова Е.А., Болотов А.В. Факторы функционирования транспортной инфраструктуры в регионах // Региональные исследования. 2018. Т. 4. №. 4. С. 25-34.
7. Тархов С.А. Россия. География транспорта. Автомобильный транспорт. Большая Российская Энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/c/rossiia-geografiia-transporta-avtomobil-nyi-transport-1550c5 (дата обращения - 20.01.2025).
8. Гольц Г.А. История и проблемы дорожно-мостового хозяйства России // Энергия: экономика, техника, экология. 2008. № 3. С. 60-64. EDN: HXITHG
9. Тархов С.А. Региональные различия автомобилизации в России // География. 2004. № 1/2004. С. 41-43.
10. Шлихтер С.Б. Транспортные системы в территориальной структуре капиталистического хозяйства // Итоги науки и техники. Сер. География зарубежных стран. Т. 17 / под ред. В.Ф. Худолея. М.: ВИНИТИ, 1990. 195 с.
11. Шлихтер С.Б. География мировой транспортной системы. Взаимодействие транспорта и территориальных систем хозяйства. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. 103 с.
12. Беляков С. О значении сети автомобильных дорог в решении социальных и экономических задач и возможных сценариев развития // Транспортная стратегия - XXI век. 2018. № 40. С. 65-68. EDN: YOHOLR
13. Твардовский Д.В. Развитие автомагистралей и скоростных автомобильных дорог в России // Транспорт Российской федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2015. № 6(61). С. 9-14. EDN: VKSXGL
14. Немчинов Д.М. Принципы и методы планирования сетей автомобильных дорог. Монография. М.: ТехПолиграфЦентр, 2014. 305 с. (19,0 п.л.).
15. Немчинов Д.М. Особенности принципов и методов планирования сети автомобильных дорог в Российской Федерации / Д.М. Немчинов // Дороги и мосты. 2014. №2. С. 27-41. EDN: SMVCFB
16. Чеботарев Б.Н., Волоцков А.А. Транспортные коридоры как условие экономического развития и рыночной привлекательности территорий // Вестник ВИЭПП. 2024. № 1. С. 118-125.
17. Башкарев А.А. Развитие транспортной инфраструктуры как одна из приоритетных задач многонационального государства (на примере Северо-Западного федерального округа) // Путевой навигатор. 2022. № 52 (78). С. 52-61. EDN: XBKFKT
18. Пегин П.А, Немчинов Д.М., Ильин А.А. Анализ эффективности развития сети автомобильных дорог // Бюллетень результатов научных исследований. 2023. Вып. 2. С. 71-80. EDN: RHXWXZ
19. Лебедева Н.А., Проблемы развития транспортной системы Северо-Западного федерального округа // Вопросы территориального развития. 2021. Т. 9. № 4. С. 1-16. EDN: QNIDKJ
20. Кожевников С.А., Патракова С.С. Транспортная связность северных регионов России: проблемы и инструменты обеспечения // Проблемы развития территории. 2024. № 3. С. 50-66. EDN: JLVGSP
21. Безрукова Н.А., Вагин Д.Ю., Жулькова Ю.Н., Дудина В.Ю., Федотова О.В. Совершенствование управления транспортной инфраструктурой региона в контексте формирования комфортной и безопасной среды // Modern economy success. 2021. № 2. С. 85-91. EDN: QZREEJ
22. Гольц Г.А. Долговременные исторические тренды как фактор экономического прогнозирования: транспорт, экономика, демография // Проблемы прогнозирования. 2004. № 2. С. 25-36.
23. Карпушко М.О., Бартоломей И.Л. Перспективы развития многофункциональных дорожных зон на территории Пермского края // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. 2017. № 3. С. 77-93.
24. Исаев А.Г. Транспортная инфраструктура и экономический рост: пространственные эффекты // Пространственная экономика. 2015. № 3. С. 57-73. EDN: VCHKAJ
25. Шишкова Л.С., Пророков А.Н. Актуальные проблемы развития автотранспортной инфраструктуры в контексте регионального управления // Транспортное дело России. 2023. № 2. С. 72-74. EDN: HDRCWW
26. Бычков В.П., Букреев А.М., Проскурина И.Ю., Усова Ю.П. Автодорожный сервис и перспективы его развития на региональном уровне // Modern economy success. 2018. № 4 (43). С. 148-153. EDN: YTWBGP
27. Государственный доклад “О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2022 году”. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://2022.ecology-gosdoklad.ru/doklad/pochvy-i-zemelnye-resursy/harakteristika-pochv-i-zemelnyh-resursov/#cbf97726-4c55-4bdf-bc36-eda70ad8b1ee (дата обращения: 22.01.2025).
28. Государственный доклад “О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2003 году”. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: https://www.mnr.gov.ru/docs/o_sostoyanii_i_ob_okhrane_okruzhayushchey_sredy_rossiyskoy_federatsii/gosudarstvennyy_doklad_o_sostoyanii_i_ob_okhrane_okruzhayushchey_sredy_rossiyskoy_federatsii_v_2003_/ (дата обращения: 22.01.2025).
29. Дан старт движению беспилотных грузовиков по трассе М-11 “Нева” Министерство транспорта Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10741 (дата обращения: 22.01.2025).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Работа посвящена апробации комплексного индикатора риска загрязнения атмосферы TAQI (TROPOMI Air Quality Index). TAQI рассчитывается по 5 компонентам (CO, NO2, SO2, HCHO, аэрозоли), которые определяются спутником Sentinel-5P TROPOMI. На примере восточной части Белорусского Полесья определены пространственно-временные колебания тропосферных содержаний CO, NO2, SO2, HCHO и аэрозолей. Обнаружены существенные изменения TAQI, обусловленные трансграничными воздействиями. В апреле 2024 г. зафиксированы две аномалии резкого роста значений TAQI (высокий риск загрязнения), вызванные пыльной бурей в северной Африке и техногенными выбросами NO2 и SO2. Колебания TAQI неоднородны в пространстве и зависят от особенностей движения воздушных масс и поллютантов. Зоны высокого риска загрязнения атмосферы, возникающие в периоды трансграничных воздействий, могут охватывать значительные площади (более половины территории региона).
Рассматривается новый методологический подход к охране природы, основанный на сохранении структуры исходного природного ландшафта, отражении ландшафтного разнообразия, сохранении средообразующих и средовосстанавливающих функций ландшафтов и их генетического кода. Дано определение структуры особо охраняемых природных территорий. Показано, что структура природоохранных объектов региона должна отражать ландшафтную структуру на уровне ландшафтных зон, поясов, ярусов, местностей, включая количественные и качественные характеристики, а также систему вещественно-энергетических связей. Для территории Равнинного Крыма дан количественный и качественный анализ соотношений существующей системы охраны природы и ландшафтной структуры гидроморфного и плакорного ландшафтных уровней, а также зон, поясов, ярусов и местностей. Выявлены качественные и количественные диспропорции в организации системы охраны природы. Четырнадцать видов ландшафтных местностей и один ландшафтный пояс Равнинного Крыма не вошли в систему природоохранных объектов. Чем ниже уровень пространственно-временной организации ландшафтов, тем больше проявление диспропорций в организации охраны природы.
Приведены результаты исследований состояния почв после прекращения орошения. Исследования проводились на территории Симферопольского района, в центральной части предгорного Крыма. Исследовались физические и агрофизические свойства почв на залежном, богарном (суходольном) и постирригационном участках. Значительное внимание уделено морфологическому описанию профилей почв. Установлено, что длительное, на протяжении 40 лет орошение привело к перераспределению по профилю ила и пыли мелкой. Агрогенная обработка почвы привела к разуплотнению почвы, что на ряду, с увеличением дефляционно-опасных фракций гранулометрического состава неблагоприятно сказывается на противодефляционных свойствах почвы. При анализе гумусового состояния почв исследованных участков выяснилось, что черноземы на постирригационном участке содержат меньше всего гумуса.
В статье проведён анализ современного состояния виноградарства в Республике Крым, выявлены ключевые факторы, влияющие на развитие отрасли, а также обозначены её перспективы. Рассмотрены динамика производства винограда, изменения в структуре насаждений и финансовые аспекты, включая роль государственной поддержки и частных инвестиций. Отдельное внимание уделено основным проблемам отрасли, таким как дефицит посадочного материала, высокая капиталоемкость и климатические риски. Определены направления роста, включая модернизацию инфраструктуры, развитие питомниководства и расширение экспортного потенциала. Сформулированы рекомендации по повышению конкурентоспособности крымского виноградарства на внутреннем и внешнем рынках.
В статье анализируются показатели естественного движения населения (рождаемость, смертность, естественный прирост или убыль населения) в сельских территориях Равнинного Крыма. Выделяются территориальные различия в показателях естественного движения населения в зависимости от географического положения сельской территории. Проведена типологизация сельских территорий по отношению к приморским, примагистральным и приближенным к городским поселениям регионам Крымского полуострова. Выделены основные предложения по географическому дополнению демографической политики в сельских территориях Равнинного Крыма.
В данной статье разработана и обоснована система классификационных признаков инфраструктуры, отражающих совокупность свойств и специфику ее деятельности в условиях трансформации технологических процессов и смены экономических парадигм. Автором выделены этимологический, генетический, топологический, предметно-целевой, структурно-функциональный, многомерный и специфические (частные) признаки, позволяющие отнести объекты инфраструктуры и виды их деятельности к той или иной классификационной группе. Представляется, что предложенные автором классификационные признаки позволяют создать новый концептуальный инструментарий для дальнейшего исследования инфраструктуры, выстроить обновленную многомерную схему ее классификации и провести типологию инфраструктурных объектов, направленную на выработку и принятие конкретных управленческих решений.
В статье описывается сущность пространственного планирования в контексте развития туристских дестинаций. Авторы рассматривают пространственное планирование, как неотъемлемую часть стратегирования территорий. Особое внимание уделяется аналитическому аспекту пространственного планирования развития туристских дестинаций, исследуется его роль как инструмента координации, рационализации и эффективности региональной политики в контексте повышения туристской привлекательности, раскрытия потенциала и совершенствования качества жизни. Статья отражает авторский взгляд на значение пространственного планирования в решении проблемы увеличения межрегиональных взаимодействий на почве развития туристского комплекса и смежных отраслей.
В статье рассмотрены особенности территориального распределения медицинских учреждений, обеспеченности коечным фондом и медицинским персоналом в разрезе муниципальных образований Республики Крым. С целью визуализации территориальной структуры системы здравоохранения построена комплексная полианалитическая карта. Установлено, что высокие значения числа койко-мест в медицинских учреждениях в расчете на 10 тыс. человек местного населения достигнуты в городах Керчь, Джанкой и Нижнегорском муниципальном районе, минимальная обеспеченность коечным фондом зафиксирована в Симферопольском и Белогорском районах и г. Алушта. Выявлена резкая территориальная дифференциация регионов Республики Крым в кадровом обеспечении. Отмечены позитивные сдвиги в развитии системы здравоохранения, достигнутые в ходе реализации федеральных и региональных целевых программ. Сформулированы ключевые задачи дальнейшего совершенствования территориальной и организационной структуры системы управления, ее материально-технического, кадрового и информационного обеспечения.
В настоящее время в нашей стране уделяется значительное внимание развитию туризма в различных его формах и видах. Известны и популярны в различных регионах РФ и, особенно в Крыму, социокультурные виды туризма. Социокультурный вид туризма охватывает культурно- познавательные, деловые, круизные и некоторые иные аспекты туристической деятельности специалистов. Для обеспечения гармоничного и эффективного развития различных видов туризма необходимо вовлечения специалистов и организаций различного функционального профиля. Эффективность инвестиций в развитие туризма в целом и его различных видов влечёт за собой необходимость проведения исследований и оптимизации функциональной и территориальной структуры социокультурных видов этого бизнеса.
Издательство
- Издательство
- КФУ
- Регион
- Россия, Симферополь
- Почтовый адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- Юр. адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- ФИО
- Курьянов Владимир Олегович (Исполняющий обязанности ректора)
- E-mail адрес
- v.kuryanov@cfuv.ru
- Контактный телефон
- +7 (978) 9876086
- Сайт
- https://cfuv.ru