В статье анализируются показатели естественного движения населения (рождаемость, смертность, естественный прирост или убыль населения) в сельских территориях Равнинного Крыма. Выделяются территориальные различия в показателях естественного движения населения в зависимости от географического положения сельской территории. Проведена типологизация сельских территорий по отношению к приморским, примагистральным и приближенным к городским поселениям регионам Крымского полуострова. Выделены основные предложения по географическому дополнению демографической политики в сельских территориях Равнинного Крыма.
Исследуется влияние опорной сети автомобильных дорог Северо-Западного федерального округа на его социально-экономическое развитие. Подтверждается необходимость переосмысления роли транспортной инфраструктуры как вектора территориального развития в условиях геополитических вызовов и государственных инициатив. Выявлены исторические особенности формирования сети, а также современные тенденции: рост транспортной доступности, развитие туризма и логистики, освоение пригородных зон. Обоснована необходимость интеграции дорожной инфраструктуры в стратегии территориального планирования с учётом долгосрочных перспектив. Результаты подчёркивают потенциал автодорожной сети как инструмента устойчивого развития, но требуют дальнейшего анализа факторов влияния для дифференциации её функциональной роли.
В данной статье разработана и обоснована система классификационных признаков инфраструктуры, отражающих совокупность свойств и специфику ее деятельности в условиях трансформации технологических процессов и смены экономических парадигм. Автором выделены этимологический, генетический, топологический, предметно-целевой, структурно-функциональный, многомерный и специфические (частные) признаки, позволяющие отнести объекты инфраструктуры и виды их деятельности к той или иной классификационной группе. Представляется, что предложенные автором классификационные признаки позволяют создать новый концептуальный инструментарий для дальнейшего исследования инфраструктуры, выстроить обновленную многомерную схему ее классификации и провести типологию инфраструктурных объектов, направленную на выработку и принятие конкретных управленческих решений.
В статье рассмотрены инфраструктурная составляющая и информационное наполнение экологической тропы «Биюк-Исар», оборудованной в государственном природном заповеднике «Ялтинский горно - лесной» в Республике Крым. Оборудование данной тропы представляет собой пример благоустройства за счёт инвестора: санаторно-курортного комплекса «Мрия» (Mriya Resort&Spa). Авторы классифицировали виды информационно-познавательных элементов на тропе «Биюк-Исар», провели количественный и качественный анализ информационных носителей. Исследование позволило определить соответствие экотропы «Биюк-Исар» критериям привлекательности, доступности; информативности, природоохранности. По результатам исследования предложены рекомендации по совершенствованию информационного наполнения экотропы «Биюк-Исар».
Дана характеристика основным факторам формирования и развития локальных центров обслуживания в сельских предгорных районах Республики Крым. Выявлены особенности их размещения, основные расселенческие параметры. Определены территориально-функциональные типы изучаемых локальных центров обслуживания и характеристики транспортной доступности. Выяснено, что во всех исследуемых сельских районах численно доминируют комплексные центры с преобладанием социальных функций и центры с разветвленной сетью учреждений.
В статье рассмотрены основные методы, применяемые при изучении демографического поведения населения и методика географического исследования демографического поведения. Определены основные факторы, влияющие на демографическое поведение на современном этапе. Установлены особенности территориальной дифференциации моделей демографического поведения, проведена классификация субъектов Российской Федерации в зависимости от особенностей демографического поведения. Для исследования территориальной дифференциации демографического поведения россиян были отобраны четыре ключевых показателя: суммарный коэффициент рождаемости, средний возраст рождения первого ребенка, брачность и разводимость. Исследование региональных особенностей демографического поведения и факторов, влияющих на них ключ к разработке эффективных стратегий социально-экономического развития регионов.