Цель статьи — изучить нелинейное влияние кризисных ситуаций на политическую динамику интеграционных структур на материале четырех кейсов с опорой на теоретический, эмпирический и сравнительно-аналитический исследовательский инструментарий. Представлен новый объяснительный подход к тому, как интеграционные структуры реагируют на кризисные ситуации различной глубины и интенсивности. Постулируется, что не природа или сила кризиса, а зрелость и плотность институционального устройства интеграционного объединения, а также фактический баланс власти между уровнями управления в нем в конечном итоге определяют, будет ли организация продолжать консолидацию или начнет распадаться. Исследование, основанное на опросе 409 специально отобранных экспертов по вопросам интеграции, показывает, что сильно интегрированные союзы укрепляются в периоды кризиса, но сталкиваются с дезинтеграционным откатом после его завершения. Напротив, слабо интегрированные союзы снижают интенсивность своих связей во время кризиса, но вскоре после него быстро восстанавливают способность к сотрудничеству. Данная модель апробирована на материале четырех кейсов, отражающих влияние кризиса на Украине в 2022 г. и его последствий на интеграционную динамику ЕС (с фокусом на энергетический кризис), НАТО, БРИКС и квазиинтеграционную сеть, образуемую ведущими мировыми университетами.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- УДК
- 32. Политика
- Префикс DOI
- 10.5922/2079-8555-2025-2-1
Интеграция может принимать различные формы, что приводит к множеству определений этого термина. Однако в силу того что европейская интеграция была в центре внимания многих ученых, произошло сокращение объема самого понятия и, как следствие, возникли трудности в его применении к другим, менее глубоким формам интеграции.
Список литературы
1. Mayne, R. 1967, The Role of Jean Monnet, Government and Opposition, vol. 2, № 3, p. 349—371, https://doi.org/10.1111/j.1477-7053.1967.tb01172.x
2. Schimmelfennig, F. 2024, Crisis and polity formation in the European Union, Journal of European Public Policy, vol. 31, № 10, p. 3396—3420, https://doi.org/10.1080/13501763.2024.2313107
3. Haas, E. B. 1958, The Uniting of Europe Stanford: Stanford Univ. Press, URL: https://www.europarl.europa.eu/100books/file/EN-H-BW-0038-The-uniting-of-Europe.pdf (дата обращения: 11.11.2024).
4. Bellamy, R., Castiglione, D. 2013, Three models of democracy, political community and representation in the EU, Journal of European Public Policy, vol. 20, № 2, p. 206—223, https://doi.org/10.1080/13501763.2013.746118
5. Ruggie, J. G., Katzenstein, P. J., Keohane, R. O., Schmitter, P. C. 2005, Transformations in world politics: The intellectual contributions of Ernst B. Haas, Annual Review of Political Science, № 8, p. 271—296, https://doi.org/10.1146/annurev.polisci.8.082103.104843
6. Crowley-Vigneau, A., Kalyuzhnova, Y., Baykov, A. 2023, World-class universities in Russia: a contested norm and its implementation, Journal of Studies in International Education, vol. 27, № 3, p. 539—556, https://doi.org/10.1177/10283153221105322
7. Cappelletti, M., Seccombe, M., Weiler, J. H. 1986, Integration Through Law: Europe and the American Federal Experience. A General Introduction, in: Integration Through Law, Volume 1: Methods, Tools and Institutions, Book 1: A Political, Legal and Economic Overview, https://doi.org/10.1515/9783110921540.3
8. Haas, E. B., Schmitter, P. C. 1964, Economics and Differential Patterns of Political Integration: Projections About Unity in Latin America, International Organization, vol. 18, № 4, p. 705—737, https://doi.org/10.1017/S0020818300025297
9. Haas, E. B. 1961, International integration: the European and the universal process, International Organization, vol. 15, № 3, p. 366—392, https://doi.org/10.1017/S0020818300002198
10. Haas, E. B. 1975, The obsolescence of regional integration theory, Berkeley, Institute of International Studies, University of California, URL: https://catalogue.nla.gov.au/catalog/2293615 (дата обращения: 11.11.2024).
11. Caporaso, J. 1998, Regional integration theory: understanding our past and anticipating our future, Journal of European Public Policy, vol. 5, № 1, p. 1—16, https://doi.org/10.1080/13501768880000011
12. Wiener, A. 2019, European integration theory, Oxford University Press.
13. Mitrany, D. 1943, A Working Peace System. An Argument for the Functional Development of International Organization, London, Royal Institute of International Affairs, New York, Toronto, Bombay, Melbourne, Cape Town, Oxford University Press. Post-War Problems, URL: https://academic.oup.com/ia/article-abstract/20/1/109/2707131?redirectedFrom=fulltext (дата обращения: 11.11.2024).
14. Lemley, M. A., Frischmann, B. M. 2007, Spillovers, Columbia Law Review, vol. 107 (257), URL: https://ssrn.com/abstract=898881 (дата обращения: 11.11.2024).
15. Hussler, C. 2004, Culture and knowledge spillovers in Europe: new perspectives for innovation and convergence policies?, Economics of Innovation and New Technology, vol. 13, № 6, p. 523—541, https://doi.org/10.1080/1043859042000234302
16. Cutchin, M. P., Dickie, V. A. 2012, Transactionalism: Occupational Science and the Pragmatic Attitude, Occupational Science: Society, Inclusion, Participation, p. 21—37, https://doi.org/10.1002/9781118281581.ch3
17. Milward, A. S. 2006, History, political science and European integration, Handbook of European Union Politics, p. 99—103, https://doi.org/10.4135/9781848607903.n31
18. Moravcsik, A. 2005, Sequencing and path dependence in European integration. In Conference on “Sequencing of Regional Economic Integration: Issues in the Breadth and Depth of Economic Integration in the Americas”, Mendoza College of Business, Notre Dame, p. 9—10, URL: https://www.academia.edu/99674796/Sequencing_and_path_dependence_in_European_integration (дата обращения: 11.11.2024).
19. Rosenau, J. N. 1966, Turbulence in World Politics, History, vol. 7, № 2, p. 279—292.
20. North, D. C. 1990, A Transaction Cost Theory of Politics, Journal of theoretical politics, vol. 2, № 4, p. 355—367. EDN: JOCFGD, https://doi.org/10.1177/0951692890002004001
21. Ruggie, J. G. 1992, Multilateralism: the anatomy of an institution, International Organization, vol. 46, № 3, p. 561—598. EDN: BLMWRV, https://doi.org/10.1017/S0020818300027831
22. Ruggie, J. G. 1997, Consolidating the European pillar: The key to NATO’s future, Washington Quarterly, vol. 20, № 1, p. 109—124. EDN: HKQAZV, https://doi.org/10.1080/01636609709550232
23. Jensen, T. 2009, The Democratic Deficit of the European Union, Living Reviews in Democracy, 1, URL: https://cis.ethz.ch/content/dam/ethz/special-interest/gess/cis/cis-dam/CIS_DAM_2015/WorkingPapers/Living_Reviews_Democracy/Jensen.pdf (дата обращения: 11.11.2024).
24. Checkel, J. T. 2007, Constructivism and EU politics. In: Handbook of European Union Politics, London, p. 57—76, URL: /https://api.pageplace.de/preview/DT0400.9781446206492_A24010407/preview-9781446206492_A24010407.pdf (дата обращения: 11.11.2024).
25. Entin, M. L., Entina, E. G., Voynikov, V. V. 2022, New principles of resource distribution in the EU and their impact on the countries of the Baltic region, Baltic Region, vol. 14, № 1, p. 122—137. EDN: EQONRB, https://doi.org/10.5922/2079-8555-2022-1-8
26. Havlík, V., Hloušek, V. 2023, Breaching the EU governance by decompression, Journal of European Integration, vol. 46, № 3, p. 279—296, https://doi.org/10.1080/07036337.2023.2276286
27. Schmidt, V. A. 2020, Europe’s crisis of legitimacy: Governing by rules and ruling by numbers in the eurozone, Oxford University Press, https://doi.org/10.1093/oso/9780198797050.001.0001
28. van Meurs, W., de Bruin, R., van de Grift, L., Hoetink, C., van Leeuwen, K., Reijnen, C. 2018, The Unfinished History of European Integration, Amsterdam University Press, https://doi.org/10.1515/9789048540198
29. Dymova, L., Baykov, A. 2016, European Integration from Theoretical Perspective, International Trends / Mezhdunarodnye protsessy, vol. 14, № 2, p. 217—220, https://doi.org/10.17994/IT.2016.14.2.45/17
30. Savorskaya, E. 2015, The concept of the European Union’s normative power, Baltic Region, № 4, p. 66—76. EDN: YIXDBP, https://doi.org/10.5922/2079-8555-2015-4-5
31. Boin, A., t’Hart, P., Stern, E., Sundelius, B. 2016, The politics of crisis management: Public leadership under pressure, 2nd ed., Cambridge University Press, https://doi.org/10.1017/9781316339756
32. Webber, D. 2014, How likely is it that the European Union will disintegrate? A critical analysis of competing theoretical perspectives, European Journal of International Relations, vol. 20, № 2, p. 341—365, https://doi.org/10.1177/1354066112461286
33. Hirschmann, G. 2023, Crisis management in international organisations: the League of Nations’ response to early challenges, Cambridge Review of International Affairs, vol. 37, № 5, p. 573—591, https://doi.org/10.1080/09557571.2023.2271984
34. Deitelhoff, N., Zimmermann, L. 2020, Things we lost in the fire: How different types of contestation affect the robustness of international norms, International studies review, vol. 22, № 1, p. 51—76, https://doi.org/10.1093/isr/viy080
35. Duchek, S. 2020, Organizational resilience: a capability-based conceptualization, Business Research, vol. 13, № 1, p. 215—246. EDN: SCACCY, https://doi.org/10.1007/s40685-019-0085-7
36. Barnett, M. N., Finnemore, M. 1999, The Politics, Power, and Pathologies of International Organizations, International organization, vol. 53, № 4, p. 699—732. EDN: DBSTUN, https://doi.org/10.1162/002081899551048
37. Jones, E., Daniel Kelemen, R., Meunier, S. 2021, Failing forward? Crises and patterns of European integration, Journal of European Public Policy, vol. 28, № 10, p. 1519—1536. EDN: OGVYBT, https://doi.org/10.1080/13501763.2021.1954068
38. Crowley-Vigneau, A., Baykov, A., Gao, A. 2024, Diplomats on BRICS: Drawbacks and benefits of cooperation without integration, Terra Economicus, vol. 22, № 2, p. 124—137. EDN: DXLMQN, https://doi.org/10.18522/2073-6606-2024-22-2-124-137
Выпуск
Другие статьи выпуска
Процессы секуляризации, развернувшиеся с начала XX в., привели к значительному изменению традиционной религиозной структуры населения многих стран и регионов. Цель исследования — выявление сдвигов в конфессиональной структуре населения Северо-Запада России, Эстонии, Латвии и Литвы с конца XIX в. по настоящее время. Для этого использовались итоги переписей населения, проведенных в 1897 и 2021 гг., а также результаты социологических опросов, в которых задавался вопрос о религиозной принадлежности населения. В соответствии с динамикой конфессиональной структуры населения на территории Северо-Запада России и Прибалтики было выделено 24 историко-конфессиональных района. Осуществлена типологизация районов с опорой на изменение степени сложности конфессиональной структуры населения, а также на динамику доли четырех основных конфессиональных групп в регионе исследования — протестантов, католиков, восточных христиан и иудеев. Первый тип характеризуется гомогенизацией религиозной части населения в пользу православных и католиков при гетерогенизации общей конфессиональной структуры (включающей нерелигиозное население). В этот тип вошли все районы Северо-Запада России, уезд Ида-Вирумаа в Эстонии, Латгалия в Латвии и часть Литвы. Второй тип районов, представленный наиболее полно в Эстонии и Латвии, характеризуется гетерогенизацией как общей конфессиональной структуры населения, так и ее религиозной части. Спецификой третьего типа является гомогенизация общей конфессиональной структуры — в пользу католиков в Литве и в пользу протестантов и нерелигиозного населения — на юго-западе Эстонии.
Статья посвящена оценке трансформации научных связей России на восточном и западном направлениях. Актуальность работы обусловлена активным продвижением в практике идеи международного научного сотрудничества как необходимого условия развития современной науки. Цель исследования — оценить реструктуризацию международных научных связей России за последние 30 лет на макрорегиональном уровне. Методика исследования базируется на подходе пространственной наукометрии, позволяющей проводить географический анализ науки с использованием массива больших библиометрических данных. Исследование выполнено на материалах Балтийского и Индийского регионов и охватило период с 1990 по 2024 г. Источник данных — международная реферативная база Scopus. Полученные результаты позволили сделать выводы о месте исследуемых макрорегионов в мире по уровню приращения научного знания, вкладу стран в обеспечение макрорегиональной динамики публикационной активности и степени интеграции России в научное пространство Балтийского и Индийского регионов. Показано, что Балтийский регион занимает устойчивое положение в мире по количеству научных публикаций, демонстрируя небольшой, но стабильный ежегодный прирост и высокие значения научной продуктивности. Индийский регион — динамичнее в научном плане, однако имеет более высокую степень централизации научной активности и меньшую научную продуктивность. Россия вовлечена в научное сотрудничество с обоими макрорегионами. Однако если со странами Балтийского региона наблюдается его стагнация, усилившаяся после 2022 г., то со странами Индийского региона, напротив, отмечается рост совместной публикационной активности. Подчеркивается необходимость дальнейших качественных исследований по данной тематике для более глубокого понимания изменений в мировой географии науки и места России.
Антироссийские санкции оказали разнонаправленное влияние на многие сектора отечественной экономики, в том числе на сектор жилищного строительства, прежде всего на строительство многоквартирных домов. Из-за них ушли иностранные застройщики с передовыми практиками управления и маркетинга, а национальные застройщики-девелоперы были вынуждены оперативно адаптироваться к новым и усилившимся старым факторам развития первичного рынка многоквартирного жилья. Цель работы — выявление траекторий адаптаций крупнейших девелоперов-застройщиков на рынке жилой недвижимости Санкт-Петербургской агломерации в условиях антироссийских экономических санкций. Для этого было необходимо решить ряд задач: собрать и обработать данные из единой информационной системы жилищного строительства (ЕИСЖС) от ДОМ. РФ для жилищных проектов застройщиков; выявить территориальную структуру построенных и строящихся жилых комплексов застройщиков в Санкт-Петербургской агломерации; определить характер изменения интенсивности освоения территориальных зон застройщиками; оценить изменение пространственного поведения застройщиков на различных территориальных зонах с помощью индекса Херфиндаля — Хиршмана и др. Эмпирическую базу составили данные из единой информационной системы жилищного строительства (ЕИСЖС) ДОМ. РФ по проектам жилищного строительства (карта новостроек). Дополнительно были использованы сведения из СМИ. На основе картографирования данных были выделены территориальные кластеры жилищного строительства и дана оценка доле ввода жилья в каждом из них за три периода: 2016—2020 гг., 2020—2024 гг. и 2025—2028 гг. Произведена оценка разнообразия девелоперов по территориальным кластерам на основе индекса Херфиндаля — Хиршмана. Обоснованы 5 факторов кризиса, вызванного санкциями и около 9 траекторий адаптаций разных групп застройщиков. Наиболее очевидной адаптацией стал уход иностранных застройщиков. Предложены 4 адаптационные стратегии застройщиков с сильными и слабыми сторонами стратегий, а также спрогнозированы эффекты для города. Существенное влияние оказала выросшая ключевая ставка, из-за которой застройщики снизили интенсивность освоения пригородных территорий, так как это зависело от доступности ипотеки. Напротив, увеличилось освоение различных зон серого пояса с ориентацией на высокоплатежный спрос. Это ведет к увеличению связанности территорий внутри агломерации, к расширению центра.
Статья посвящена оценке уровня развития и современного состояния сельских территорий стран Балтии на примере Латвии, Литвы и Эстонии. Основная цель исследования — выявление ключевых аспектов сельскохозяйственного производства, демографической ситуации в сельских районах, социально-экономических вызовов, с которыми сталкиваются данные территории, а также выработка рекомендаций для их устойчивого и инклюзивного роста. Методология исследования базируется на междисциплинарном подходе, учитывающем демографические, экономические, социальные и экологические аспекты развития сельских территорий. Для анализа использовались методы сравнительного анализа, системного подхода и анализа статистических данных. Для углубленного изучения — методы экономико-географического анализа и анализа документов Европейского союза, включая программы CAP (Common Agricultural Policy). Результаты исследования выделяют как общие, так и специфические для каждой из стран Балтии проблемы сельских территорий, такие как депопуляция, старение населения, высокие уровни безработицы, низкий уровень занятости и инфраструктурные диспропорции. Основное внимание уделено анализу тенденций в сельском хозяйстве, включая влияние европейской сельскохозяйственной политики, изменения в структуре аграрного сектора, а также внедрение инновационных технологий. Подчеркивается важность усиления государственной поддержки сельского хозяйства, использования устойчивых методов производства и улучшения качества жизни сельского населения. Данная статья закладывает основу для дальнейших исследований, включая изучение роли и важности интеграции сельских территорий в национальные и европейские экономические процессы, усиление государственной и международной поддержки, а также разработку программ, ориентированных на повышение качества жизни в сельской местности с участием местных сообществ, в том числе волостных советов, союзов фермеров, ассоциаций предпринимателей.
Исследуются современные особенности кооперации Германии и Польши в политической и военной областях. Методически использованы сравнительный анализ и теория строительства вооруженных сил (ВС). В условиях конфронтации между Евро-Атлантическим сообществом и РФ стратегия Польши была схожа с линией Западной Германией в Холодную войну. Республика Польша (РП) подчеркивала свое положение как крупнейшего государства — члена НАТО в передовой части ее зоны ответственности, укрупнила ВС, стала реципиентом масштабного присутствия США. РП рассчитывает войти в круг «западных держав». Но современная ФРГ сама стремится увеличить вес в НАТО. Это обусловливает сочетание кооперации и заметной конкуренции в отношениях Германии и Польши. На концептуальном и практическом уровнях ФРГ уделяла повышенное внимание «Веймарскому треугольнику» как выразителю интересов ЕС, особенно на постсоветском пространстве. Стремясь ослабить влияние Германии, Польша в 2010- е гг. прервала работу «Веймарского формата» и механизма межправительственных консультаций. К середине 2020-х гг. обе площадки возобновили работу, а ФРГ укрепила позиции в отношении РП. Прежде всего это обусловлено заметным ростом стратегического присутствия Германии в Восточной Европе вне Польши, взаимной обеспокоенностью из-за риска ослабления позиций Запада в Украине. Польша ускоренно наращивала ВС, выйдя (2024) по их численности на третье место в НАТО. Германия более инерционна, но рациональнее использовала бундесвер, особенно в «домашнем» для РП регионе, развернула наземное присутствие к северу и югу от нее. Делается вывод о перспективах сотрудничества, рисках для обороны России и Беларуси.
Вопрос использования замороженных российских суверенных активов находится в зоне внимания со стороны политиков и экспертов на протяжении уже трех лет. В 2024 г. в рамках Группы семи (G7) было принято решение об использовании доходов от российских активов для обслуживания синдицированного кредита, направленного на дальнейшее финансирование военной и иной помощи Украине. В первой половине 2024 г. в рамках политики ограничительных мер ЕС принял пакет законодательных актов, направленных на создание необходимого общесоюзного юридического механизма по обращению в собственность Союза доходов от инвестирования замороженных российских суверенных активов. Данное решение представляет собой серьезный вызов современному международному праву и системе международных отношений. Цель настоящей статьи состоит в выявлении основных характеристик согласованного в рамках ЕС механизма использования российских суверенных активов с целью определения его соответствия международному праву и праву самого Союза. Для достижения поставленной цели автором проанализирована юридическая сторона механизма изъятия доходов от использования российских суверенных активов, а также осуществлена попытка смоделировать возможные последствия от применения данной меры, включая ответные меры со стороны РФ. Автор приходит к выводу о том, что утвержденный механизм использования российских активов может привести к нарушению права суверенной собственности РФ, а также иных принципов международного права. Кроме того, принятие на уровне ЕС решения об обращении в собственность Союза доходов от использования российских суверенных активов порождает целый ряд иных конфликтов с нормами национального и союзного права.
Издательство
- Издательство
- БФУ
- Регион
- Россия, Калининград
- Почтовый адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- Юр. адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- ФИО
- Федоров Александр Александрович (Руководитель)
- E-mail адрес
- post@kantiana.ru
- Контактный телефон
- +7 (401) 2595595
- Сайт
- https://kantiana.ru