Цель статьи – представить вузовское книгоиздание Бурятии за 2017–2021 гг., охарактеризовать видовое разнообразие выпускаемых изданий1. В работе содержится историографический анализ публикаций, посвященных изучаемой проблеме на примере вузовских издательств страны в целом, включая Сибирский и Дальневосточный регионы. Представлены статистические данные выхода в свет различных видов документов, отражена динамика выпуска изданий высших учебных заведений республики Бурятия: Бурятским государственным университетом им. Доржи Банзарова, Восточно-Сибирским государственным университетом технологии и управления, Восточно-Сибирским государственным институтом культуры, Бурятской государственной сельскохозяйственной академией. Авторы отмечают, что издательства высшей школы ежегодно демонстрируют высокие показатели по выпуску самых разных видов изданий на территории республики. Основную же часть их издательского репертуара составляют прежде всего учебные и научные издания, что связано с необходимостью обеспечения учебного процесса профильными изданиями.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Филология
- Префикс DOI
- 10.20913/2618-7515-2025-2-37-47
Проблемы вузовского книгоиздания, связанные с финансированием издательской деятельности, узостью и специфичностью тематики выпускаемых изданий, их полиграфическим оформлением, и как следствие трудности, связанные со сбытом продукции, отражены в публикациях Н. М. Запекиной [8], В. М. Гордиевских и В. В. Морковкиной [9].
Список литературы
1. Михайлина В. А. Система вузовского книгоиздания: кафедры - издательство - библиотека // Вестник Омского университета. 2009. № 3. С. 208-213.
2. Кучмурукова Е. А. История книгоиздания Бурятии (вторая половина 1930-х - 1991 гг.). Улан-Удэ : ВСГАКИ, 2002. 207 с.
3. Афанасьев А. Д. Развитие системы вузовского учебного книгоиздания в 1960-1980 годах. Москва : Изд-во МГОУ, 2006. 150 с.
4. Лизунова И. В. Вузовское книгоиздание: эволюция роли и издательской практики // Интерэкспо ГЕО-Сибирь. Новосибирск, 2013. Т. 6, № 1. С. 157-162.
5. Афанасьев А. Д. Становление и развитие системы учебного книгоиздания для высшей школы (вторая половина 1950-х - начало 1990х гг.) : автореф. дис. … д-ра ист. наук. Москва, 2009. 49 с.
6. Ермолаева М. А. Вузовское книгоиздание в России: история и современность // Библиография. 2007. № 1. С. 125-128.
7. Джиго А. А. Российское вузовское книгоиздание в 2010 г.: основные итоги // Университетская книга. 2011. № 5. С. 21-25.
8. Запекина Н. М. Актуальные проблемы регионального вузовского книгоиздания // Книжная культура региона: исторический опыт и современная практика : материалы IV Всерос. (с междунар. участием) науч. конф. (Челябинск, 23-25 нояб. 2016 г.). Челябинск, 2016. С. 119-122.
9. Гордиевских В. М., Морковкина В. В. Проблемы и перспективы современного вузовского книгоиздания на примере типографии ШГПУ // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016. № 3. С. 164-168.
10. Шеметова Е. П. Издательская деятельность вузов Сибири в последней четверти ХХ столетия : автореф. дис. … канд. ист. наук. Новосибирск, 2002. 18 с.
11. Волкова В. Н. Сибирская вузовская книга в системе современного регионального книгоиздания // Вузовская книга в Сибири: координация и планирование научного и информационно-методического обеспечения учебного процесса в высшей школе : материалы межрегион. науч.-практ. конф. Новосибирск, 1999. С. 191-195.
12. Альшевская О. Н., Подик И. В., Балган М. С. Издательская деятельность Тувинского государственного университета: исторический экскурс (1952-2022 гг.) // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2024. № 1. С. 25-36.
13. Ананченко Ю. М. Вузовские издательства Екатеринбурга: оценка деятельности // Гуманитарное знание и современные технологии: стратегии, практики, перспективы : 7-й молодеж. конвент УрФУ : материалы Междунар. конф. (Екатеринбург, 23-25 марта 2023 г.). Екатеринбург, 2023. С. 954-956.
14. Плотникова И. Ю., Климова О. В. Специфика организации работы вузовских издательств (на примере издательских подразделений вузов Екатеринбурга) // Научные и технические библиотеки. 2024. № 9. С. 99-124. https://doi.org//10.33186/1027-3689-2024-9-99-124
15. Панченко А. М., Тимофеева Ю. В. Издательская деятельность Новосибирского государственного университета в 2006-2010 гг. (на основе материалов к отчетам ректора НГУ) // Книга: Сибирь - Евразия. Информационное общество: новые приоритеты книжной культуры : материалы Междунар. семинара (Новосибирск, 13-15 сент. 2018 г.). Новосибирск, 2019. С. 285-292.
16. Базылева Е. А. Издательская деятельность научных учреждений и вузов Сибири. Вторая половина XIX - начало XX в. : автореф. дис. … канд. ист. наук. Новосибирск, 2001. 18 с.
17. Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. В 6 т. / Гос. публ. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2000-2021.
18. Арданова З. З., Галсанова Ж. В. Организация издательской деятельности в Бурятском госуниверситете // Книжная культура в цифровую эпоху : материалы Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. (УланУдэ, 24-25 нояб. 2022 г.). Улан-Удэ, 2023. С. 59-63.
19. Фокичева И. А. Научное книгоиздание Бурятии в 2017-2021 гг. // Труды ГПНТБ СО РАН. 2024. № 2. С. 36-42. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-36-42
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель статьи – представить информацию о международной научно-практической конференции «Наука, технологии, информация в библиотеках (Libway-2025)», прошедшей в ГПНТБ СО РАН 24–28 марта 2025 г., охарактеризовать мероприятия с кратким обзором докладов и сообщений.
В статье проведен анализ теоретических и практических аспектов проблемы внедрения в процесс обучения бакалавров специальности «Библиотечноинформационная деятельность» технологии «Обучение служением», ставшей с 2024 г. обязательной образовательной программой в вузах страны. Актуальность исследования, представленного авторами, определяется неразработанностью инструментов внедрения этой технологии в образовательный процесс конкретного направления обучения в вузе.
Цель статьи – рассмотреть теоретическую базу для реализации данной программы в процессе обучения бакалавров специальности «Библиотечно-информационная деятельность» с учетом того, что любая дисциплина, входящая в учебные планы вуза, должна быть направлена прежде всего на формирование и развитие профессиональных компетенций.
Результаты наблюдения за деятельностью студентов в ходе проектной работы показали, что обозначенная технология имеет высокий потенциал для развития профессиональных компетенций будущих специалистов библиотечного дела, если ее внедрение в практику обучения основано на главных требованиях к профессиональной модели специалиста, в том числе и специалиста библиотечного дела, а также если при разработке методического инструментария будут учтены главные принципы образования в высшей школе. Практическая значимость статьи состоит в приведении набора рекомендаций для внедрения технологии «Обучение служением» в других вузах и для других направлений подготовки.
Цель статьи – представить разработанную модель навигатора как единую точку доступа к информационным ресурсам научных библиотек Челябинска.
В статье обоснована актуальность единого информационно-образовательного пространства крупного промышленного города. Этой цели служит инициированный Челябинской областной универсальной научной библиотекой (ЧОУНБ) проект разработки навигатора – системы доступа к подписным электронным информационным ресурсам и ресурсам собственной генерации научных библиотек города. Создание единой точки доступа к информационным ресурсам научных библиотек Челябинска позволит учреждениям оптимизировать затраты на приобретение и хранение информационных ресурсов, а также эффективно координировать деятельность библиотек по работе с электронными ресурсами и их использованию читателями.
Определение тенденций эволюции системы научных коммуникаций и сервисов научно-технической информации является одной из ключевых задач в деятельности научно-технических библиотек с целью реализации своего функционального назначения – информационного обеспечения, популяризации и использования научного опыта как в среде обучающихся, так и в научном пространстве, что, в свою очередь, приведет к оперативному использованию теоретических знаний в практической деятельности. Статья посвящена анализу существующих и перспективных тенденций, определяющих развитие коммуникаций научно-технической информации, с применением нормативных правовых актов, служащих юридической основой исследования. Цель публикации – представить результаты анализа зарубежного и отечественного опыта ведущих научно-технических библиотек Российской Федерации и Союзного государства (Республики Беларусь) для определения эффективности их функционального назначения – информационного обеспечения, популяризации и использования научного опыта для формирования системы научных коммуникаций новых субъектов РФ, в частности Донецкой Народной Республики (ДНР). Указана необходимость модернизации модели Центральной научно-технической библиотеки ФГБНУ «Институт научно-технической информации» (далее – ЦНТБ) ДНР как цифрового центра научных знаний на территории новых субъектов РФ. В результате исследования предложена структура ЦНТБ, включающая ряд секторов с указанием функциональных задач и направлений их деятельности.
В статье рассмотрены виды информации, доступ к которым ограничен на основании законодательства Российской Федерации, а также режим хранения и использования этой информации в библиотеках. Анализ современной законодатель
Цели статьи: проанализировать основные законодательные акты, которыми должны руководствоваться в своей деятельности библиотеки, ограничивая доступ к определенной информации, и выявить особенности использования изданий, на которые действуют ограничения в информационной сфере. Рассмотрены виды информации, доступ к которым ограничен на основании законодательства Российской Федерации, а также режим хранения и использования этой информации в библиотеках.
Анализ современной законодательной базы в информационной сфере свидетельствует о том, что в любом демократическом государстве право на информацию признается одним из основополагающих, наряду с правом на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Однако практика ограничения широкого доступа к изданиям, содержащим информацию, по определенным параметрам признаваемую властью или обществом «вредной», существует практически во всех развитых странах. Текущая ситуация применения имеющихся законодательных норм заключается в размытости и неочевидности установленных в нормативных документах требований, которые могут быть истолкованы по-разному и поэтому вызывают многочисленные вопросы. Однако прямые рекомендации о порядке работы с изданиями, содержащими информацию ограниченного доступа, установлены только в отношении экстремистских материалов.
Публикация основана на результатах аналитического исследования нормативных основ региональной политики в сфере управления библиотечным делом. Цель статьи заключается в определении роли нормативных актов при взаимодействии библиотек на уровне субъектов Российской Федерации. Проанализированы работы отечественных теоретиков и практиков по вопросам законодательства в области библиотечного дела. Проведен анализ документальных потоков (федеральных законов, публикаций, электронных справочников правовых систем), законодательных актов субъектов РФ (законов субъектов РФ, учредительных документов библиотек – уставов). Представлены статистические результаты фактографического анализа региональных законов и нормативноправовых актов, касающихся управления библиотечным делом по федеральным округам РФ на 01.01.2024 г. Анализ вышеназванных документов, изучение особенностей их структуры и функционирования позволит более точно определить место и роль центральных библиотек субъектов РФ в обществе. Результаты исследования помогут прояснить участие государства в процессах библиотечной деятельности и выявить закономерности в развитии взаимодействия между региональными органами власти и библиотеками.
Цель статьи: представить результаты становления просветительской деятельности в библиотеках республик Алтай, Хакасия, Тыва, Бурятия и Саха (Якутия). Рассмотрены ключевые предпосылки, факторы и условия, которые повлияли на формирование национальных библиотек как центров сохранения историко-культурного наследия. Освещаются вопросы истории, анализируются традиции и инновации просветительской миссии региональных национальных библиотек.
Цель статьи – выявить примеры дальневосточного рок-самиздата и альтернативной печати в конце ХХ в., проследить взаимосвязь неформальной музыкальной деятельности с региональными рок-журналами.
В статье рассматриваются причины и предпосылки возникновения и становления музыкального самиздата и альтернативной печати на Дальнем Востоке России в середине 1980-х – начале 2000-х гг., выявляются региональные центры: Магадан, Хабаровск, Владивосток.
Приводится описание музыкальных изданий позднесоветского периода: «ДВР», «Штучка», «МИЦАР», «Провинция», «Рокер», «ИГРА» – и постсоветского: Grave Disgrace zine, «РокЛисток», «Первый Пилот», Hatross zine, «Пантакрин». Указываются редакторские коллективы, рассматривается тематика и содержание рубрик. Уделяется внимание музыкальной деятельности и проведению рок-фестивалей в Хабаровске, Владивостоке, Большом Камне, способствующих распространению печатной продукции. На материалах издательской деятельности А. Гладченко (от рукописного фанзина «Рокер» до печатного Grave Disgrace zine) и В. Мамонтова (от «Пост-Рока» до Hatross zine) рассматривается развитие журналов.
Приводятся эволюционные схемы дальне-восточного рок-самиздата и альтернативной печати с примерами взаимодействия в неформальной рок-среде региона. Выявляются коммуникационные цепочки и связи между различными изданиями, редакторами и авторами журналов.
Цель статьи – дать представление о выпуске учебной и учебно-методической литературы по дисциплинам, преподававшимся в Западно-Сибирском учебном округе в 1901–1917 гг. Автором приведены статистические сведения, продемонстрировано многообразие тематики работ, структура и содержание ряда публикаций. Источниковой базой явились данные из 2-го тома «Сводного каталога сибирской и дальневосточной книги» (Новосибирск, 2004). При подготовке статьи применялись библиографический, статистический, аналитико-тематический, историкоретроспективный методы исследования.
Обобщенные данные по статистике и тематике учебных и учебно-методических изданий, вышедших в типографиях Западно-Сибирского учебного округа в начале XX в., представлены впервые. Результаты проведенного статистического анализа свидетельствуют о том, что лидером в издании подобной литературы был Томск.
Среди учебников, учебных пособий, курсов лекций, были труды, посвященные различным дисциплинам. Значительную массу изданий составляли программы, отчеты учебных заведений и обществ, уставы, инструкции, протоколы, труды по истории учебных заведений. Наиболее активно издавали учебную литературу по технике и медицине.
Регулярное издание учебной и учебнометодической литературы в ЗападноСибирском учебном округе наблюдалось на протяжении всего периода и во многом было связано с деятельностью высших учебных заведений – Императорского Томского университета и Томского технологического института. Учебная литература подготавливалась и издавалась ведущими преподавателями и профессорами вузов и являлась результатом научных изысканий.
Цель исследования – охарактеризовать книги из личной библиотеки санктпетербургского священника иерея Иоанна Кирикова как часть книжного собрания Колывано-Воскресенских заводов, реконструировать историю их бытования и проанализировать подходы отца Иоанна к собиранию своей библиотеки.
Рассматриваются печатные и рукописные документы второй половины XVIII в., принадлежавшие иерею Иоанну Кирикову (1720–1770) и влившиеся в книжное собрание КолываноВоскресенских горных заводов. Крупнейшая сохранившаяся часть этой книжной коллекции сегодня находится в отделе ценных и редких книг Новосибирской государственной областной научной библиотеки.
Если биография и пастырское служение отца Иоанна изучены достаточно подробно, его личная библиотека и, соответственно, читательские интересы до сих пор оставались вне поля зрения исследователей. В статье представлены подробные описания печатных и рукописных документов, проанализированы владельческие записи и другие идентифицирующие признаки. Особое внимание уделено рукописным документам, которые впервые вводятся в научный оборот.
Охарактеризован их состав, история создания и другие особенности. Большинство документов – это тексты, созданные в петровскую эпоху, не утратившие своей популярности в последующие годы. Исследование существенно дополняет историю книгораспространения и чтения, а также историю частных библиотек в Российской империи в XVIII–XIX вв.
Издательство
- Издательство
- Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской Академии наук
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- Ул. Восход, 15, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630200
- Юр. адрес
- Ул. Восход, 15, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630200
- ФИО
- Лизунова Ирина Владимировна (Руководитель)
- E-mail адрес
- office@spsl.nsc.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2662585