Филигрань относится к ярким явлениям ювелирного искусства и народных промыслов Кавказа. На сегодняшний день ее исторические традиции мало изучены. В настоящей статье, на основе полевых исследований автора, а также наблюдений других ученых, поставлена задача углубить представления об исторических традициях филиграни как декоративной техники, получившей широкое распространение в конце ХIХ – начале ХХ вв. в областях Северного Кавказа, где в это время работали многие отходники из Дагестана.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство
Народные художественные промыслы Северного Кавказа исторически богаты своими школами мастерства. Особое разнообразие было характерно для ювелирного дела. Ювелирные школы отличало многообразие используемых декоративных техник, ассортимент изделий, исторические влияния, использование традиций различных школ ювелирного дела. Одной из интересных и широко распространенных форм народной культуры Северного Кавказа было ювелирное дело с использованием техники филиграни.
Список литературы
1. Хоменко Л.П., Кодзаева М.Б., Маркарян В.О. Литье по выплавляемым моделям как способ создания филигранных изделий в современном декоративно-прикладном искусстве осетин // Научные дискуссии о ценностях современного общества: сборник материалов VI международной научно-практической конференции / отв. ред. Е.М. Мосолова. Липецк, 2014. С. 73-76.
2. Камыгина Г.А. Филигранные изделия красносельских мастеров как пример синтеза русского традиционного ювелирного искусства и советской архитектуры второй половины ХХ века // Костромский гуманитарный вестник. 2013. № 1(5). С. 50-51.
3. Галанин С.И., Камыгина Г.А. Скань и филигрань: история, дизайн, технология. Кострома, 2011. 123 с. EDN: YXYCZF
4. Жилина Н.В. Русская зернь и филигрань XI-XV вв.: дисс. … д-ра ист. наук. М., 2003. 498 с. EDN: NMLNRN
5. Ювелирные техники: филигрань, скань, зернь и чернение. URL: https://jewellerymag.ru/p/jewellery-techniques/(дата обращения 30.01.2024).
6. Магомедов А.Дж. Полевой материал. С. Кубачи, Махачкала. Информатор Шахаев Омар и др. 1950 г.р.
7. Аствацатурян Э.Г. Оружие народов Кавказа. СПб.: Атлант, 2004. 432 с. EDN: QOVDFP
8. Мальбахов Б.К. Кабардинское народное декоративное искусство. Нальчик, 1984. 108 с.
9. Шилинг Е.М. Кубачинцы и их культура. Историко-этнографические этюды. М., Л.: Изд. АН СССР, 1949. 223 с.
10. Магомедов А.Дж. Традиционное художественное ремесло Дагестана. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 1999. 204 с. EDN: SAOLOH
11. Згленицкий В.К. Кустарное производство золотых и серебряных изделий в Бакинском районе и Дагестане и предлагаемые меры для упорядочения и развития оного // Труды первого съезда деятелей по кустарной промышленности Кавказа. Тифлис, 1902. С. 190-195.
12. Флеров А.В. Материаловедение и художественная обработка металла. М: Высшая школа, 1981. 158 с.
13. Сокровища курганов Адыгеи. М.: Советский художник, 1985. 152 с.
14. Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л. Золотое и серебряное дело ХV-ХХ вв. М.: Наука,1983. 374 c.
15. Дзуцова И. Ахалцихская филигрань // Декоративное искусство СССР. 1979. № 1. C. 46-47.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена проблеме изучения традиционной национальной одежды народности шэ, а также факторам, способствовавшим ее изменению. Национальная одежда шэ отражает национальный характер, региональные особенности, обычаи, искусство и культуру, накопленные народом за долгую историю. В настоящее время академическое сообщество еще не пришло к единому пониманию происхождения народности шэ, которое можно свести к следующим теориям: теории коренных народов, теории миграции и теории множественных источников. Национальная одежда помогает сохранить и передать традиции и ценности от одного поколения к другому, а также способствует сохранению разнообразия и уникальности культурного наследия
Проблемной поле статьи лежит в сфере рассмотрения эстетической парадигмы «циюньшэндун», которая используется в традиционной и современной китайской узорчатой тканевой символике1, присутствуя и обогащая своими уникальным рисунком области дизайна одежды и индустрии моды. Во многом это детерминировано корневыми основаниями древнекитайской культуры и сложившейся в ее лоне спецификой национальной традиции в области ранних художественных практик, в дискурсе которых зарождались, формировались и развивались в последующем базовые принципы не только когнитивного рационального восприятия мира китайским человеком, но также иррационально-чувственного его отражения в китайском искусстве.
Статья посвящена анализу двух хоровых поэм Т. Н. Хренникова на стихи Н. А. Некрасова – «Перед дождем» и «Несжатая полоса», вошедших в ор. 20. Актуальность обращения к хоровым сочинениям отечественного композитора-классика обусловлена отсутствием музыковедческих исследований, рассматривающих данную область наследия композитора. В процессе анализа поэм, наряду со спецификой музыкальной формы, выявляется взаимосвязь образного содержания произведений с музыкально-выразительными средствами, характеризуются особенности интерпретации поэтического текста, раскрываются индивидуальные черты трактовки жанра поэмы
Статья посвящена анализу художественного своеобразия оперы «Скорбь об ушедшей» выдающегося китайского композитора Ши Гуаннаня. Сочиненная в 1981 году по одноименному рассказу классика кит айской литературы XX века Лу Синя, она стала первым образцом жанра лирико-психологической оперы в современном китайском музыкальном театре. Замысел оперы рассматривается в контексте идеи подъема национального самосознания, вызванного важнейшим социокультурным феноменом в истории Китая – «движением Четвертого мая» 1919 года. В концепции произведения, наряду с претворением китайских культурных традиций, выявлено влияние европейской (итальянской) и русской лирической оперы. Впервые подробно рассмотрены черты жанрово-стилевой и музыкальнодраматургической специфики оперы.
В статье рассматривается образ Далекой возлюбленной в романсах С. Рахманинова ор. 38 на стихи поэтов-символистов. В музыкальной науке проблема Русского Эроса на сегодняшний день не получила должного освещения. Цель статьи – выявить в романсах С. Рахманинова образы-знаки куртуазного текста. Подвергнув анализу романсы «К ней» и «Ау!», автор обнаружил, что в драматургии романсов отражен новый тип любовной лирики – синтез возвышенно-одухотворенного и религиозно-мистического начал, который соответствовал концепции «Вечной Женственности» Вл. Соловьёва
Статья посвящена исследованию отдельных аспектов художественной конц епции первой в истории хоровой музыки Китая оратории «Песня вечного сожаления», созданной композитором Хуан Цзы на стихи поэта Вэй Ханьчжана в 1932 году по поэме «Вечная печаль» классика национальной поэзии Бо-Цзюйи. В ид ейно-философском замысле оратории автор отмечает роль национальнопатриотической идеи, обусловленной событиями китайско-японского конфликта начала 1930-х годов. В музыкальной драматургии оратории отмечены многоплановость, яркие контрасты, наличие драматической, лирической, жанровой сфер; значимость пейзажного начала, картинности. Особо акцентирована оригинальная трактовка синтеза музыки и поэтического слова, преломляющая особенности национальных культурных традиций
В теории музыки сегодня отсутствует единство позиции по вопросу о способе организации музыкального интонирования. Между тем музыкальная практика и идеология обнаруживают возможность преодоления названной недостаточности: например, на уровне социоуправленческих установок концепции искусства соцреализма, в акцентно-психоделическом способе организации интонирования в рок-музыке. Автор видит проблемой теоретического музыкознания доказательное обоснование позиции, способной преодолеть «концептуальный плюрализм» в теориях музыкального искусства.
Концептуальный дискурс статьи1 находится в области экспликации эстетической парадигмы «воспитания танцем», базирующейся на высокой танцевальноисполнительской культуре, призванной облагораживать и эстетизировать человека, формировать понимание красоты и отношение к прекрасному, центрирующему сферу искусства. В этой связи обосновывается своего рода «предохранительный механизм», призванный противодействовать практикам некорректной интерпретации танцевального фольклорного оригинала, которые имеют место в ходе фривольной обработки фольклорного первоисточника. Доказывается, что данные тенденции являются недопустимым искажением глубинной философии народного танцевального искусства и его базово-ценностных компонентов. В равной степени они губительны для формирования целостного культурно-исторического и эстетического сознания российской молодежи. Одновременно уточняется ключевая роль педагога-наставника, призванного раскрывать обучающимся «рисунок» танца во всей палитре его уникальности и своеобразия
В статье анализируются драматургические и режиссерские приемы историкоархивного (монтажного) фильма. Уточняется понятие хроники, выявляются способы соединения и сопоставления фрагментов хроники для создания цельного звукозрительного образа. Исследуются практические способы преодоления проблемы работы с неактуальным для современного монитора форматом хроники. Автор приходит к выводу, что эстетика историко-архивного (монтажного) фильма дает возможность не только формирования исторически достоверного хронотопа, но и использования хроники в качестве выразительного образа.
В ст атье на основе уникальных неопубликованных документов из фондов Архивного отдела (муниципального архива) Администрации города Судака, личного фонда, материалов периодической печати и обширной краеведческой литературы, посвященной Крыму, городу Судаку и его жителям, рассматриваются особенности жизнедеятельности и творчества Алексея Матвеевича Горшкова, участника Великой Отечественной войны, видного общественного деятеля, научного сотрудника и заведующего музеем-заповедником «Судакская крепость». А. М. Горшков проводил различные, в том числе научные исследования музея-заповедника «Судакская крепость», чем внес существенный вклад в отечественное музееведение и памятниковедение. В конце 1960-х годов А. М. Горшков был одним из тех, кто спас город от капитальной застройки, которая бы превратила судакскую бухту в порт, что неминуемо грозило уничтожением Судака как уникального исторического и культурного центра. Особый интерес представляет художественное творчество А. М. Горшкова. Будучи художником-самоучкой, он достиг значительных успехов, создавая пейзажи и картины на историческую тематику. Его многочисленные работы хранятся как в частных коллекциях, так и в музеях Москвы, Киева, Симферополя, Феодосии и т. д
Статья посвящена проблеме атрибуции произведений ранней русской фотографии. На примере дагеротипов Й. Венингера рассматривается возможность использования обрамлений для определения авторства. Выделяются и описываются основные типы монтировок, предпринимается попытка расположить их в хронологической последовательности; попутно поднимаются актуальные атрибуционные вопросы. Акцентируется внимание на противоречиях, возникающих при изучении дагеротипов, и на проблемах, связанных с опытом реконструкции утраченных обрамлений. Отсутствие исследований, посвященных изучению дагеротипных обрамлений, делает настоящую статью чрезвычайно актуальной
В статье сопоставляются структурные принципы организации звуков в рамках конкретного музыкального строя с представлениями о мироустройстве в общественном сознании на соответствующих этапах истории. Так как ведущая функция музыкального строя состоит в преобразовании естественного хаоса звуков в организованный звуковой космос, структура звукового строя отвечает тем представлениям о мироустройстве, которые преобладают в общественном сознании соответствующей исторической эпохи. Аргументами, доказывающими данное утверждение, выступают характеристики двух наиболее значимых для европейской музыкальной культуры способов «построения» звучаний – натурального (пифагорейского) строя и равномерно темперированного строя
В статье рассматриваются вопросы идентичности романтического мифа как автономной мировоззренческой системы. Феномены романтического мифа характеризуются согласно культурфилософским критериям, что дает возможность не только определить их идентичность, но и их отличия от феноменов других течений культуры европейского типа. Такой подход позволяет выявить истоки романтической мифологии в их исконном значении, что может быть академически важно и востребовано как в области исследований по истории культуры, так и для анализа современных культурных тенденций
Статья посвящена трактовке образа России как варвара в немецкой публицистике XVIII–XIX вв. Методологическую базу исследования составляют методы исторического и культурологического анализа. Сделаны выводы о том, что варваризации образа России в немецкой публицистике обозначенного периода способствовали исторические, природно-климатические и религиозные факторы, обусловливающие трактовку русской истории и культуры исключительно как азиатской и деспотической. Ракурс рассмотрения дихотомии «Европа – Россия» в немецком русофобском дискурсе переводится в плоскость противостояния цивилизации и варварства. Дихотомия «цивилизация – варварство» однозначно дополняет оппозицию Европа – Россия
В статье анализируются стилистические особенности символико-графического формообразования как сложной знаковой структуры, бытующей в традиционном художественном творчестве кабардинцев и балкарцев. Разработка вопросов, посвященных этнографии народного творчества, формулирующего национальные культурные коды, потребовала обратиться к научным трудам авторов, изучавших историю традиционной народной культуры, а также практику графического символотворчества кабардинцев и балкарцев. В ходе проведенного исследования установлено, что традиционное народное творчество, являясь идентификатором ремесленной культуры, демонстрирует стилистику символико-графического моделирования художественного образа
В статье рассматривается соотношение понятий национальной культурной идентичности и культурного кода нации, которые, в силу своей специфики, находятся в зоне единого концептуального поля, сопряжены с единым субъектом – нацией и, как следствие, демонстрируют случаи пересечения, наложения или подмены друг другом в современном научном дискурсе. Авторы исследуют понятийные границы этих двух терминов и иллюстрируют на примере культурных кодов наций стран постсоветского пространства возможности динамики национальной идентичности и культурных кодов.
2024 год объявлен в нашей стране Годом семьи, его цель – сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей. Семейные традиции, любовь и уважение к близким людям являются залогом воспитания молодых людей как активных членов общества, готовых к труду и творчеству. В данном аспекте особое значение имеет опора на фундамент традиционной народной культуры, поскольку именно в рамках семейных отношений наилучшим образом проявляется все лучшее, ценное и необходимое, что накопила за долгие века народная мудрость.
Издательство
- Издательство
- КГИК
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- Юр. адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- ФИО
- Зенгин Сергей Семенович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- kguki@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (861) 2577632
- Сайт
- https://kgik1966.ru/