Объектом исследования послужили правовые нормы, регулирующие деятельность органов публичной власти и природопользователей при реализации пенсионных прав коренных малочисленных народов Севера и возникающие в ходе осуществления этой деятельности общественные отношения. Целью исследования является комплексный анализ отмеченных выше правоотношений и норм, выявление направлений, позволяющих регулировать правовые механизмы льготного пенсионного обеспечения малочисленных народов. Предметом исследования стали нормативные правовые акты, позиции судов и представителей науки, механизмы правоприменения, а также данные статистики по рассматриваемой теме. Автором анализируются особенности правового регулирования и реализации пенсионных прав коренных малочисленных народов Севера в процессе государственного пенсионного обеспечения, взаимодействия с органами публичной власти, недропользователями, совещательными органами. Обозначены проблемы реализации действующего правового механизма льготного пенсионного обеспечения этих народов. Анализируется опыт Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по взаимодействию Совета представителей коренных малочисленных народов Севера ХМАО-Югры при правительстве автономного округа и компаний-недропользователей. Рассматривается возможность урегулирования проблемы с участием муниципальных структур и недропользователей, ведущих промышленную деятельность в границах территорий традиционного природопользования коренных народов. Результатом исследования являются выводы автора об учете итогов трехстороннего взаимодействия между недропользователями, органами местного самоуправления и коренными народами в контексте пенсионного обеспечения и предложения по уточнению правовых норм и развитию законодательства, направленных на защиту прав коренных народов и повышение объективности оценки их традиционного хозяйствования.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Право
- Префикс DOI
- 10.35266/2949-3455-2025-3-11
Важное значение защиты прав КМН через конституционное правосудие [11], защищающее их права, подчеркивает В. А. Кряжков, отмечая при этом особый правовой статус этих народов [3].
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации : федер. закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2208. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Кряжков В. А. Дело о традиционной охоте, или Первый опыт защиты прав коренных малочисленных народов в Конституционном Суде России // Сравнительное конституционное обозрение. 2019. № 4. С. 116-130.
4. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации : федер. закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4831. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5. Зарипова А. Р., Хамитова Г. М. Пенсионная реформа в Российской Федерации: ожидания и результаты // Социальное и пенсионное право. 2020. № 3. С. 32-36.
6. Об утверждении перечня малочисленных народов Севера и перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости : постановление Правительства РФ от 01.10.2015 № 1049 // СЗ РФ. 2015. № 41 (часть III). Ст. 5660. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и перечня видов их традиционной хозяйственной деятельности : распоряжение Правительства РФ от 08.05.2009 № 631-р // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2493. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8. О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 24.03.2000 № 255 // СЗ РФ. 2000. № 14. Ст. 1493. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
9. О признании частично не действующим Перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 № 1049 : решение Верховного Суда РФ от 02.08.2017 № АКПИ17-463. Доступ из СПС «Гарант».
10. Об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании частично недействующим перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 № 1049 : решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 31.07.2019 № АКПИ19-427. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
11. Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 № 1049 : решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19.06.2020 № АКПИ20-185. URL: https://bazanpa.ru/verkhovnyi-sud-rf-reshenie-nakpi20-185-ot19062020-h4840867/?ysclid=mdy1q4gwgz580933850 (дата обращения: 30.01.2025).
12. Исковые требования о возложении обязанности назначить социальную пенсию удовлетворены в отношении одного из ответчиков правомерно, поскольку суд обоснованно исходил из того, что истцом доказаны как факт принадлежности к числу коренных малочисленных народов Севера, так и факты проживания на территории городского округа, который отнесен к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России : определение Верховного Суда РФ от 22.06.2012 № 58-КГ12-2. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
13. По делу о проверке конституционности статьи 19 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с жалобой гражданина Г. К. Щукина : постановление Конституционного Суда РФ от 28.05.2019 № 21-П. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
14. Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению : приказ Минтруда России от 04.08.2021 № 538н (ред. от 25.09.2024). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
15. О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе : закон Ханты-Мансийского АО от 14.11.2002 № 62-оз. Доступ из СПС «Гарант».
16. О регулировании отдельных вопросов в области водных и лесных отношений на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры : закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 29.12.2006 № 148-оз. Доступ из СПС «Гарант».
17. Об административном регламенте предоставления государственной услуги по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан : постановления Губернатора Ханты-Мансийского АО - Югры от 25.06.2012 № 94. Доступ из СПС «Гарант».
18. О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статью 10 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» : федер. закон от 28.01.2022 № 1-ФЗ // СЗ РФ. 2022. № 5. Ст. 675. Доступ из СПС «Гарант».
19. Об утверждении Правил ведения списка лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, предоставления содержащихся в нем сведений, а также осуществляемого в связи с его ведением межведомственного взаимодействия : постановление Правительства РФ от 23.09.2020 № 1520. Доступ из СПС «Гарант».
20. Ирхин И. В. Конституционно-правовой статус лиц, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России // Журнал российского права. 2019. № 5. С. 31-39.
21. Рыбакова О. С. Реализация гарантий защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в практике Конституционного Суда Российской Федерации // Образование и право. 2023. № 10. С. 272-280.
22. Тумусова Т. Н. Российский правовой дискурс в сфере защиты прав коренных малочисленных народов // Российское право: образование, практика, наука. 2018. № 2. С. 66-70.
23. Ельмендеева Л. В. Правовые вопросы охраны окружающей среды на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера // Статус представителя коренных малочисленных народов Севера в современном праве : сб. науч. ст. по итогам Всерос. науч.-практич. конф., 24 марта 2023 г., г. Ханты-Мансийск. Ханты-Мансийск : Сектор редакционно-издательской работы Научной библиотеки ЮГУ, 2023. С. 73-79.
24. О Совете представителей коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры : постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 16.05.2016 № 149-п. Доступ из СПС «Гарант».
25. Координационные и совещательные органы // Департамент молодежной политики, гражданских инициатив и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры : офиц. сайт. URL: https://depos.admhmao.ru/koordinatsionnye-i-soveshchatelnye-organy/# (дата обращения: 30.01.2025).
26. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре : закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 28.12.2006 № 145-оз. Доступ из СПС «Гарант».
27. Об утверждении Модельного соглашения недропользователей с субъектами права традиционного природопользования об использовании земель для целей недропользования в границах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре : распоряжение Правительства ХантыМансийского АО - Югры от 05.10.2009 № 425-рп. Доступ из СПС «Гарант».
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье исследуются теоретические и практические аспекты глобального энергетического перехода от углеводородной зависимости к возобновляемым источникам энергии с акцентом на институциональные и экономические барьеры. Особое внимание уделяется институциональным факторам: роль углеродного налога (в том числе CBAM ЕС и пилотный эксперимент на острове Сахалин в Российской Федерации) в коррекции рыночных провалов (экстерналии CO2), необходимости государственного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по возобновляемым источникам энергии (теория общественных благ, теория внешних эффектов А. Пигу, эндогенный рост П. Ромера). Анализ патентной активности Российской Федерации выявил дисбаланс (129 и 90 патентов на электротранспорт и биотопливо и лишь 17, 15, 9, 9 на возобновляемые источники энергии, солнечные электростанции, ветряные электростанции, малые гидроэлектростанции соответственно) и технологическое отставание. Проведенный сравнительный анализ CAPEX/OPEX для электромобилей (Honda Kona, Lada Largus) и автомобилей с двигателями внутреннего сгорания подтверждают долгосрочную экономию эксплуатационных затрат (2,75 млн руб. за 25 лет для Honda; 470 тыс. руб. для Lada и инфраструктурные проблемы, среди которых неравномерное распределение 25–30 тыс. электромобилей и 2,5–3 тыс. зарядных станций по Российской Федерации)
Статья посвящена анализу проблематики взаимосвязи экономической безопасности и инвестиционной привлекательности предприятия, акцентируется внимание на важности данных показателей для устойчивого развития организации. Экономическая безопасность является многоаспектным явлением, охватывающим как защищенность экономики от угроз, так и возможности обеспечения роста. В исследовании подробно рассмотрены стратегические цели экономической безопасности Российской Федерации, указанные в стратегии на период до 2030 г., включая укрепление экономического суверенитета, поддержание конкурентоспособности на высоком уровне и улучшение качества жизни населения. Ключевой идеей является то, что экономическая безопасность и инвестиционная привлекательность представляют собой взаимозависимые явления, которые могут быть проанализированы как на микро-, так и макроуровне. Выделены основные внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на данные показатели. Зафиксировано, что внутренние факторы находятся под контролем организации и могут быть приспособлены для повышения инвестиционной привлекательности, что, в свою очередь, укрепляет экономическую безопасность организации. Одним из ключевых тезисов является то, что высокая инвестиционная привлекательность не при всех условиях укрепляет экономическую безопасность, особенно в контексте акционерных обществ, поскольку возможно агрессивное поглощение со стороны конкурентов. Выявляется необходимость тщательного мониторинга и управления рисками, а также формирования эффективной инвестиционной политики для обеспечения стабильной инвестиционной деятельности, направленной на развитие производственного и инновационного потенциала коммерческой организации.
Статья посвящена финансированию паллиативной медицинской помощи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Исследование выявляет проблему недостаточного финансового обеспечения бюджетных учреждений, что препятствует оказанию качественной и доступной паллиативной помощи населению. Целью авторов является анализ существующих нормативов финансирования и оценка их достаточности для удовлетворения потребностей населения в паллиативной помощи. Для достижения этой цели используются методы анализа нормативных актов, эмпирических данных и сравнительного анализа затрат. Авторы приходят к выводу, что действующие нормативы финансирования значительно ниже реальных затрат на оказание паллиативной помощи. Результаты показывают, что значительное количество людей, нуждающихся в паллиативной помощи, остаются без необходимого обслуживания, что указывает на системные проблемы в финансировании данной услуги. Научная новизна работы заключается в комплексном анализе нормативов финансирования паллиативной медицинской помощи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, позволяющем выявить недостатки в существующей модели финансирования. Авторы детализируют структуру затрат на оказание паллиативной помощи, сравнивая нормативные затраты с реальной себестоимостью услуг. Они подтверждают недостаточность текущих нормативов и предлагают конкретные рекомендации по их пересмотру, что может служить основой для дальнейших реформ в области финансирования здравоохранения. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных для пересмотра существующих нормативов и улучшения финансового обеспечения паллиативной медицинской помощи. Результаты статьи могут быть полезны для государственных органов, занимающихся разработкой и реализацией программ здравоохранения, а также для научных исследований в области финансирования медицинских услуг, способствуя повышению качества и доступности паллиативной помощи для населения.
Отрасль нефтесервиса имеет особо важное значение для нефтегазового комплекса, поскольку она является неотъемлемой его составляющей и включает в себя такие важнейшие сегменты, как переработка, добыча и эксплуатация. В условиях сложной геополитической ситуации и жесткой санкционной политики основной акцент делается на развитие внутреннего нефтесервиса. Но несмотря на то что результаты деятельности нефтесервисных компаний имеют тенденцию к росту, для сегмента характерен ряд проблем, решение которых требуется в ближайшее время. Статья посвящена оценке современного состояния рынка нефтесервисных услуг России и определению ключевых проблем его функционирования, которые связаны с высокой зависимостью нефтесервисных компаний от импортных технологий, недостаточностью финансовых ресурсов и высококвалифицированных кадров, поиском оптимальных вариантов организации нефтесервисных услуг. Обзор практики решения данных проблем позволил установить роль государства и вертикально интегрированных структур в данном процессе, конкретизировать направления работы по их дальнейшему решению. Решение данных проблем с активным участием государства, вертикально интегрированных структур, государственно-частного партнерства, участников финансового рынка будет способствовать не только повышению эффективности деятельности предприятий нефтесервиса, но и достижению запланированных показателей деятельности нефтегазового комплекса в целом.
В условиях цифровой трансформации банковской системы и расширения доступности финансовых услуг проблема обеспечения безопасности банковских транзакций приобретает стратегическое значение. Актуальность темы обусловлена необходимостью изучения проблемы эффективности методов прогнозирования и предотвращения мошенничества, которые являются важными составляющими комплексной системы экономической безопасности в банковском секторе. В данном исследовании сделан акцент на формировании моделей обнаружения мошенничества с банковскими картами. В результате исследования предложены конкретные рекомендации по совершенствованию систем антифрод-защиты в банковском секторе с использованием моделей машинного обучения. В рамках этого исследования были разработаны и протестированы модели XGBoost и ANN для выявления мошеннических транзакций, реализованные на языке Python. Эксперименты продемонстрировали их высокую эффективность, а также гибкость и способность адаптироваться к новым данным. Использование этих моделей позволяет банкам оперативно обнаруживать подозрительные операции, что снижает риски потерь и улучшает общую защищенность финансовой системы. Обеспечение безопасного функционирования системы совершения банковских транзакций требует комплексного подхода, включающего не только внедрение современных аналитических инструментов, но и постоянное обучение и обновление моделей для выявления новых способов мошенничества. Реализация предложенных мер позволит кредитным организациям повысить эффективность защиты от мошенничества, снизить финансовые потери от мошеннических действий и укрепить доверие клиентов.
В данной статье проведен аналитический обзор зарубежных и отечественных исследований, посвященных вопросу влияния средств массовой коммуникации на киберпреступления несовершеннолетних. Проанализированы детерминанты киберпреступлений несовершеннолетних на основе материалов уголовных дел, а также данных общественных организаций, занимающихся поиском материалов в сети Интернет, содержащих признаки вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность. Выявлено как положительное, так и отрицательное влияние средств массовой коммуникации на киберпреступления несовершеннолетних. Обосновывается необходимость введения новых субъектов профилактики правонарушений и киберпреступлений несовершеннолетних.
В статье, используя метод анализа предлагаемых административно-правовой наукой концептуальных подходов в вопросе формирования современной отрасли административно-процессуального права, рассматриваются проблемы соотношения понятий «административный процесс» и «административное производство». Административное производство рассматривается нами в виде самостоятельной процессуально-правовой формы (конструкции), являющейся, с одной стороны, частью системы административного процесса, с другой – имеющей свое содержание и структуру. Административное производство как процессуально-правовая конструкция с позиции широкого методологического подхода представляет собой две части: регулятивную (регламентарную, неюрисдикционную) и правозащитную (правоохранительную, юрисдикционную). Каждая из частей в своем содержании представляет собой однородную административную процедуру, имеющую свои особенности. Обосновывая необходимость правового регулирования, автор предлагает для формирования современной доктрины административно-процессуального права одновременное принятие законов «Об административных процедурах» и «Об административном производстве».
Предметом исследования в рамках настоящей статьи выступает маркетинг таможенных услуг. Цель заключается в развитии теоретических положений и разработке рекомендаций по применению маркетингового механизма в сфере таможенных услуг. Среди основных задач исследования следует выделить изучение теоретических основ таможенного маркетинга, определение действующего порядка функционирования маркетингового механизма в таможенной сфере, формулирование рекомендаций по повышению эффективности взаимодействия государства и бизнеса в сфере внешней торговли, разработку функциональных моделей по теме исследования. При написании статьи использованы методы анализа, моделирования, синтеза и обобщения. На основании проведенного исследования произведен анализ теоретических основ таможенного маркетинга, сформулирована конечная цель применения маркетингового механизма в таможенной деятельности, разработана «сервисная» концепция государства на примере таможенной службы. В рамках рекомендаций по повышению качества предоставления таможенных услуг разработана модель системы управления таможенными услугами, которая позволит оперативно выявлять и устранять проблемные зоны в работе таможенных органов.
Издательство
- Издательство
- СУРГУ
- Регион
- Россия, Сургут
- Почтовый адрес
- 628412, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, пр. Ленина, д. 1
- Юр. адрес
- 628412, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, пр. Ленина, д. 1
- ФИО
- Косенок Сергей Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- secretar@surgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (346) 2762900