Совершенствование неонатальной помощи привело к значительному увеличению выживаемости детей с перинатальными поражениями ЦНС, недоношенных новорожденных, у которых достаточно велик риск развития ДЦП. Таким образом, становится актуальным любое новое знание в области проблем, связанных с появлением в семье ребенка с данным диагнозом, так как оно позволяет разрабатывать наиболее эффективные виды психологической помощи такой семье.
Хотя высокие показатели эмоциональных стрессовых реакций выявлены у всех родителей тяжелобольных детей, характер и сила эмоционального ответа на стрессовую ситуацию имеют как общие, так и индивидуальные особенности, которые в первую очередь обусловлены различиями в индивидуально-психологических свойствах, реализуемых стратегий совладания, духовной зрелости родителей и получаемой ими помощи.
В статье рассмотрена проблема родителей ребенка с ДЦП как со стороны деструктивного влияния родительского стресса (РС), так и со стороны потенциально возможных позитивных личностных трансформаций родителей.
Проанализированы особенности родительского стресса (РС) при появлении в семье ребенка с ДЦП, описаны этапы адаптации к травмирующему событию, признаки социально-психологической дезадаптации родителей, деструктивные изменения в семье на соматическом, психологическом и социальном уровнях.
Дано понятие посттравматического роста (ПТР) и рассмотрены условия, при которых воспитание детей с особенностями развития может оказывать позитивное влияние как на развитие личности родителей, так и на семью в целом.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
В специальной психологии исследованию семьи как института воспитания, первичной социализации и основного лечебно-реабилитационного ресурса больного ребенка уделяется большое внимание. Изучается переживание семьей кризиса рождения ребенка с нарушениями развития; влияние пролонгированного стресса на соматическое и психологическое здоровье родителей; деформации в семейной системе и внутрисемейных отношениях; нарушение детско-родительских отношений и влияние Изучается переживание семьей кризиса рождения ребенка с нарушениями развития; влияние пролонгированного стресса на соматическое и психологическое здоровье родителей; деформации в семейной системе и внутрисемейных отношениях; нарушение детско-родительских отношений и влияние.
Список литературы
1. Вишневский В. А. О динамике психогенных депрессивных расстройств, вызванных рождением в семье больного ребенка // Журнал невропатологии и психиатрии. 2010. № 4. С. 563-567.
2. Гончарова С. С. Подходы к пониманию переживания утраты близкого человека // Актуальные проблемы кризисной психологии: сб. науч. ст. / ред.: К. В. Карпинский, Л. А. Пергаменщик. Гродно: ГрГУ, 2010. С. 147-156. EDN: VUIGCP
3. Ким К. А., Кадыров Р. В. Родительский стресс и воспитание ребенка с детским церебральным параличом: обзор зарубежных исследований // Клиническая и специальная психология. 2022. Т. 11. № 4. С. 1-29. DOI: 10.17759/cpse.2022110401 EDN: QDTHGF
4. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста: руководство для врачей. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1995. 558 с.
5. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 192 с. EDN: MNPVDT
6. Мазурова Н. В. Особенности эмоциональных реакций родителей на сообщение диагноза ребенка // International Journal of Medicine and Psychology. 2021. № 2. С. 27-31. EDN: PRNLIL
7. Мальцева А. А. Личностные особенности родителей, воспитывающих детей-инвалидов // International Journal of Medicine and Psychology. 2021. № 1. С. 13-16. EDN: CKHHDW
8. Матяш Н. В., Павлова Т. А. Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник БГУ. 2015. № 2. С. 119122.
9. Савенышева С. С., Аникина В. О., Мельдо Э. В. Факторы родительского стресса матерей детей раннего и дошкольного возраста: анализ зарубежных исследований // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 38-48. DOI: 10.17759/jmfp.2019080404 EDN: DEQJKJ
10. Сергиенко А. И. Психологические факторы посттравматического роста у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья: дис. … канд. психол. наук. М., 2021. 225 с. EDN: ZXNRXY
11. Сергиенко А. И. Эмоциональная дезадаптация и посттравматический рост родителя ребенка с ОВЗ: связь с субъективным восприятием тяжести симптоматики и с возрастом ребенка // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 93-106. DOI: 10.17759/cpse.2019080406 EDN: BVYQVH
12. Ткачева В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. М.: Национальный книжный центр, 2014. 160 с.
13. Ткачева В. В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: дис. … д-ра психол. наук. Нижний Новгород, 2005. 439 с. EDN: NNMQUP
14. Ткачева В. В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями // Дефектология. 2005. № 1. С. 25-34.
15. Холмогорова А. Б., Сергиенко А. И., Герасимова А. А. Установка на поддержку субъектной позиции ребенка и посттравматический рост у родителей детей с ОВЗ // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 1. С. 13-24. DOI: 10.17759/chp.2020160102 EDN: GCGXMW
16. Шац И. К., Смирнова А. И. Особенности взаимоотношений в семьях детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2020. № 2. С. 86-99. EDN: CBCFDH
17. Шипова Н. С. Совладающее поведение и ресурсы родителей детей с ограниченными возможностями здоровья // Защитная система личности и стресс / под ред. Е. В. Куфтяк. М.: Мир науки, 2017. С. 107-116.
18. Шумская Н. А., Куликова Е. Г. Копинг-стратегии и психологические защиты матерей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2021. № 200. С. 125-135. DOI: 10.33910/1992-6464-2021-200-125-135 EDN: DFOOTP
19. A systematic review of the association between coping strategies and quality of life among caregivers of children with chronic illness and or disability / Fairfax A. et al. // BMC Pediatrics. 2019. Vol. 19. № 1. P. 116. DOI: 10.1186/s12887-019-1587-3 EDN: POESXX
20. Abidin R. R. The determinants of parenting behavior // Journal of Clinical Child Psychology. 1992. Vol. 21. № 4. Р. 407-412. EDN: HIJTVP
21. Butcher P. R., Wind T., Bouma A. Parenting stress in mothers and fathers of a child with a hemiparesis: Sources of stress, intervening factors and long-term expressions of stress // Child: Care, Health and Development. 2008. Vol. 34. № 4. P. 530-541. DOI: 10.1111/j.1365-2214.2008.00842.x
22. Course of behavior problems of children with cerebral palsy: the role of parental stress and support / R. F. Sipal et al. // Child: Care, Health and Development. 2010. Vol. 36. № 1 P. 74-84. DOI: 10.1111/j.13652214.2009.01004.x
23. Crnic K., Greenberg M. Minor parenting stresses with young children // Child Development. 1990. Vol. 61. № 5. P. 1628-1637. DOI: 10.1111/j.1467-8624.1990.tb02889.x
24. Da Costa Cunha K., Pontes F. A. R., da Costa Silva S. S. Parenting stress and motor function of children with cerebral palsy // Psychology. 2017. Vol. 8. № 1. P. 44-58. DOI: 10.4236/psych.2017.81004
25. Findler L. The experience of stress and personal growth among grandparents of children with and without intellectual disability // Intellectual and Developmental Disabilities. 2014. Vol. 52. № 1. P. 32-48. DOI: 10.1352/1934-9556-52.1.32
26. Huang Y. P., Kellett U. M., St. John W. Being concerned: Caregiving for Taiwanese mothers of a child with cerebral palsy // Journal of Clinical Nursing. 2012. Vol. 21. № 1-2. P. 189-197. DOI: 10.1111/j.13652702.2011.03741.x
27. Maternal parenting stress and its correlates in families with a young child with cerebral palsy / S. Glenn et al. // Child: Care, Health and Development. 2008. Vol. 35. № 1. P. 71-78. DOI: 10.1111/j.13652214.2008.00891.x
28. Mokhtari M., Abootorabi F. Lived experiences of mothers of children with cerebral palsy in Iran: A phenomenological study // Child & Youth Services. 2019. Vol. 40. № 3. P. 224-244. DOI: 10.1080/0145935X.2019.1594757
29. Parenting stress and children with cerebral palsy: A European cross-sectional survey /j. Parkes et al. // Developmental Medicine and Child Neurology. 2011. Vol. 53. № 9. P. 815-821. DOI: 10.1111/j.14698749.2011.04014.x
30. Park E. Y. Relationship among gross motor function, parenting stress, sense of control, and depression in mothers of children with cerebral palsy // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. № 17. P. 110. DOI: 10.3390/ijerph18179285 EDN: TEQXOY
31. Respite care, marital quality, and stress in parents of children with autism spectrum disorders / A. Harper et al. // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2013. Vol. 43. P. 2604-2616. DOI: 10.1007/s10803-013-1812-0 EDN: AQDQTE
32. Rubin O., Schreiber-Divon M. Mothers of adolescents with intellectual disabilities: the “meaning” of severity level // Psychology. 2014. Vol. 5. № 6. P. 587-694. DOI: 10.4236/psych.2014.56069
33. Rudebeck S. R. The psychological experience of children with cerebral palsy // Pediatrics and Child Health. 2020. Vol. 30. № 8. P. 283-287. 10.1016/j.paed.2020. 05.003. DOI: 10.1016/j.paed.2020.05.003 EDN: VJVOJX
34. Smith M., Blamires J. Mothers’ experience of having a child with cerebral palsy. A systematic review // Journal of Pediatric Nursing. 2022. Vol. 64. № 7. P. 64-73. DOI: 10.1016/j.pedn.2022.01.014 EDN: VFFHKS
35. Taku K., Cann A., Calhoun L. G., Tedeschi R. G. The factor structure of the posttraumatic growth inventory: a comparison of five models using confirmatory factor analysis // Journal of Traumatic Stress. 2008. Vol. 21. № 2. P. 158-164. DOI: 10.1002/jts.20305
36. Tedeschi R. G., Calhoun L. G. Posttraumatic Growth: Conceptual Foundations and Empirical Evidence // Psychological Inquiry, 2004. Vol. 15 (1). P. 1-18. DOI: 10.4324/9781315527451
37. The contribution of marital quality to the well-being of parents of children with developmental disabilities /j. Kersh et al. // Journal of Intellectual Disability Research. 2007. Vol. 50. № 12 P. 883-893. DOI: 10.1111/j.1365-2788.2006.00906.x
38. Wanamaker C. E., Glenwick D. S. Stress, coping, and perceptions of child behavior in parents of preschoolers with cerebral palsy // Rehabilitation Psychology. 1998. Vol. 43. № 4. P. 297-312. DOI: 10.1037/00905550.43.4.297
Выпуск
Другие статьи выпуска
Целью статьи является определение системы социологического мониторинга для управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении (УИД ОУ).
В статье авторы обосновывают значение УИД ОУ, связывая его успешность с наличием системы социологического мониторинга. Расширение применения мониторинга в разных сферах жизнедеятельности общества приводит к увеличению числа исследований, как теоретических, так и практических. Проведенный авторами анализ нормативных правовых документов и научной литературы в области инноваций, управления и мониторинга позволил сформировать и обосновать систему организации социологического мониторинга инновационной деятельности.
Далее отмечается, что инновационная деятельность образовательной организации обусловлена имеющимися противоречиями, которые сложились не только между обществом и системой образования, но и в самой образовательной сфере. Решению обозначенных в статье противоречий будет способствовать социологический мониторинг, функциональность которого меняется в зависимости от этапа проведения инноваций.
Сформированная система социологического мониторинга включает три основных компонента: концепцию, условия, методы, - содержание которых раскрывается в статье. Системный подход позволил определить основные направления результативности инновационной деятельности образовательной организации, которые можно выявить при помощи мониторинга.
В результате при подведении итогов статьи обозначаются стержневые аспекты возможностей социологического мониторинга инновационной деятельности образовательной организации.
В статье рассматривается система взглядов русского писателя Владимира Галактионовича Короленко (1853-1921) на психическое развитие в детстве. Писатель, гуманист и демократ, Короленко верил в высокое призвание человека, а потому считал, что процесс психического развития нацелен на обретение ребенком счастья, смысла жизни, призвания вопреки физическим недугам, личностным страданиям. В этюде «Слепой музыкант» (1886) он представил целостную картину психического развития слепого мальчика - единственного ребенка богатых родителей, - растущего в двух замкнутых мирах: в доме с узким кругом близких людей и в усадьбе с окружающей ее природой родного края. Взрослые, будучи посредниками между внешним миром и мальчиком, направляли его на познание этого мира, включение в социум, а не на биологическую компенсацию сенсорного дефекта. Картина психического развития, во-первых, дана в последовательности четырех этапов. На каждом из них у ребенка в процессе разнообразной деятельности, собственной и организуемой взрослыми, складывались важные особенности: умственная деятельность, произвольность поведения и деятельности, познавательных и эмоциональных процессов; образ себя в совокупности знаний о себе и отношения к себе; дружба с ровесницей.
Во-вторых, прослежено становление яркой индивидуальности мальчика с музыкальными способностями (слушание, исполнение, сочинение музыки) как возможного, хотя и нетипичного, пути развития ребенка с физическим недостатком, а также особого типа женского характера («тихий подвиг любви, соединенный с заботой и печалью») у его подруги-сверстницы.
В-третьих, раскрыты системные взаимосвязи внутренних и внешних факторов, способствовавших развитию ребенка: природное предрасположение, саморазвитие, отношение близких людей, семейная атмосфера и семейное воспитание с гуманистической, личностно ориентированной позицией взрослых мужского и женского полов, природа родного края, народная музыка, дружба с ровесницей. Детство закончилось критическим периодом, когда возросли переживания одиночества и тоски по полноте существования, потребность выйти в большой мир к духовному свету.
В статье общение позиционируется как системообразующий фактор профессиональной деятельности социального работника, важным компонентом которой являются представления о коммуникативных качествах клиента.
Целью исследования являлось изучение мнения социальных работников об особенностях коммуникации у лиц старшего возраста. Были опрошены 492 социальных работника Омска и Омской области; их возраст оказался в диапазоне от 24 до 65 лет.
Отмечается, что социальная работа (СР) с пожилыми людьми осложняется тем, что их образ в общественном сознании существенно стереотипизирован. Эти стереотипические представления в основном негативного характера, что становится существенным барьером для реализации субъектного подхода, на который ориентирована современная СР с пожилыми людьми. Результаты работы позволили отметить, что представления социальных работников о старом и пожилом человеке различные. Пожилой человек описывается еще положительными качествами, а старый - амбивалентно, с преобладанием негативных характеристик. Наиболее позитивно оценивают коммуникативные качества как пожилых, так и старых своих подопечных социальные работники с профессиональным стажем более 20 лет. Существенно ниже, чем другие, оценивают коммуникативные качества старого человека респонденты-женщины, проработавшие в данной сфере от 15 до19 лет.
В статье предлагается расширенное, комплексное понимание мотивации, основанное на том, что практически все известные и изучаемые в психологии процессы и явления вносят свой вклад в регуляцию поведения. Это касается не только специфических мотивационных образований, которые давно и традиционно изучаются в данной области научных знаний, - инстинктов, потребностей, мотивов, целей, интересов, побуждений и влечений, - но также познавательных процессов, свойств личности и психологических состояний. В статье представлена схема такого комплесного понимания мотивации, в которую включены все изучаемые в психологии процессы и явления. Каждое из них далее рассматривается отдельно с точки зрения выполняемых им мотивационных функций.
При все более совершенных автоматизированных системах управления сохраняющаяся высокая аварийность на морском транспорте определяет необходимость поиска решений, обеспечивающих безопасность человека, груза и судна. При ведущей роли оператора в системе «человек - техника - среда» изучение представления судоводителей о профессиональном обучении на моделированных комплексах (тренажерах) имеет потенциал черного ящика, так как способно обнаружить имплицитные составляющие - смыслы, мотивы и ценности, - в значительной степени определяющие поведение субъекта в процессе обучения. В исследовании с участием двух групп специалистов - судоводителей, граждан России и граждан КНР, проходящих обучение на тренажере радиолокационной подготовки и морской электронной картографии, был применен метод интервью с последующей обработкой данных с помощью контент-анализа. Выделены пять компонентов (когнитивный, исполнительный, эмоциональный, ценностно-мотивационный, профессиональный), объединяющих различные единицы анализа текстов, на основе которых дана интерпретация представления субъектов об учебной деятельности и ее психологическом содержании. Результаты исследования обнаруживают различия в представлениях двух групп респондентов, которые характеризуют учебную деятельность на тренажере как развивающую (группа китайских судоводителей), стабилизирующую, или стагнирующую (группа российских судоводителей). На основе данных структурированных интервью сформулированы рекомендации по содержанию работы с группой специалистов-судоводителей при подведении итогов обучения. Акцент ставится на обсуждении выбранной самими судоводителями главной темы - ошибки оператора судна. Опыт ошибки имеет ведущее значение в представлении совокупного субъекта и выступает связующим звеном между профессиональным обучением и морской практикой.
В работе представлены теоретические предпосылки к изучению интегративных признаков одаренности в структуре интеллектуально-личностного ресурса. Получены основания положительно направленного процесса интеграции интеллектуальных и личностных способностей и возможностей, формирования компетентности как маркеров эффективности, достижений и одаренности личности. Акцент сделан на интегративном аспекте одаренности в структуре взаимосвязи компонентов интеллектуально-личностного ресурса. Выявлен ряд фактов. У студентов со средней мотивацией достижения успеха (50 % от общего количества) открытая познавательная позиция встречается значимо чаще. Обнаружено, что особенная аргументно-предиктивная структура ментальных репрезентаций (оперативные схемы, разнообразие модальностей характеристик, осведомленность метакогнитивного уровня, авторские стратегии, планирование при описании содержания понятия «успешность») характерна для студентов со средней и с умеренно высокой мотивацией достижения успеха. В статье показано, что степень обобщенности понятия «успешность» и тип образных схем высокого уровня (управляющий, оперативный); ментальные репрезентации с признаками разных модальностей характерны для студентов с умеренно высокой мотивацией достижения успеха. Эти факты свидетельствуют о признаках целостной картины, о способности стратегически планировать и определять способы действий, что подтверждается изучением стилевых особенностей. Для молодых людей, у которых сформирован высокий уровень ментальных репрезентаций успешности с признаками развивающейся компетентности, характерны когнитивные стили «поленезависимость», «абстрактная концептуализация» как признаки функционального метасистемного качества и одаренности. Им свойственно выбирать конструктивные стратегии преодоления трудностей; переключать внимание и рационально использовать интеллектуальные приемы; субъективно снижать значимость сложной ситуации при целенаправленном подавлении и сдерживании эмоций, минимизировать их влияние на восприятие ситуации.
Целью настоящей работы стало исследование системных особенностей мотивационных диспозиций личности как фактора развития внутриличностного конфликта. Маркером такого конфликта является противоречие между несколькими актуальными, но нереализованными видами мотивации. Особенностью внутреннего конфликта становится длительное ощущение переживаемого дистресса.
Исследование было проведено в Московском институте психоанализа и Академии транскультуральной психотерапии в Москве с 2022 по 2023 г. В нем приняли участие 240 обучающихся по программе дополнительного образования: 180 женщин и 60 мужчин в возрасте 24-36 лет. Использовались три методики: тест по выявлению уровня внутриличностной конфликтности (ВК) А. И. Шипилова и два ва рианта теста системного профиля мотивации Б. Н. Рыжова, в том числе вариант ранжирования ценностей, позволяющий получить профиль мотивации, наиболее близкий к реальному, или Я-реальное, и вариант шкалирования ценностей, позволяющий получить профиль мотивации, в большей мере учитывающий социальное давление на обследуемого социальных норм и требований, или Я-идеальное.
Исследование позволило установить, что в возрастной группе 24-36 лет различия индексов мотивации при разных уровнях внутренней конфликтности прослеживаются только в женской выборке, при этом значение медианы репродуктивной мотивации в группе женщин с высоким ВК статистически достоверно превышало соответствующие данные у женщин с низким ВК. У женщин с низким уровнем ВК в основе развития конфликтной ситуации лежит коллизия осознаваемого стремления к более полной реализации своих возможностей (самореализация) и скрытой неудовлетворенности своим социальным и профессиональным статусом (сохранение Я). У женщин молодого возраста с высоким уровнем ВК в основе развития конфликтной ситуации чаще лежит коллизия нарративов, определяющая противостояние нереализованной репродуктивной мотивации и переоцененных мотиваций самореализации и нравственности.
Целью статьи является изучение воздействия музейной арт-терапии на формирование копинг-стратегий. Музейная арт-терапия - это направление арт-терапии, основанное на целебном воздействии искусства, когда музей становится особой социальной средой, призванной оказывать благотворное воздействие на психику и здоровье человека.
Исследование состоит из комплекса взаимодополняющих методов: теоретических (анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы, синтез, сравнение); эмпирических (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент, анкетирование, тестирование по психодиагностическим методикам), статистических методов обработки. Нами были использованы следующие методики: метод наблюдения, методика для психологической диагностики копинг-механизмов Э. Хайма, тест Р. Лазаруса «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях».
В результате разработана психолого-педагогическая модель формирования конструктивных копинг-стратегий у студентов педагогического вуза с использованием методов музейной арт-терапии. Авторами представлена методика работы с музейными артефактами с целью расширения поведенческого диапазона копинг-стратегий студентов педвуза.
Использование методов музейной арт-терапии позволило сформировать конструктивные копинг-стратегии у студентов педвуза. Делается вывод о том, что реализация психолого-педагогической модели формирования конструктивных копинг-стратегий средствами музейной арт-терапии будет способствовать формированию стрессоустойчивой личности будущего педагога.
Системный подход наиболее полно проявляет себя при составлении различного рода типологий и классификаций. В настоящей статье мы рассмотрим реализацию системного подхода в определении культурной дистанции в типологии Всемирного исследования ценностей (WVS). Рассмотрены итоги WVS по России за 2017-2022 гг. (7-я волна), которые представлены в открытом доступе[1]. Р. Инглхарт (куратор и автор Всемирного исследования ценностей) в своей диаграмме реализует системный подход в пространстве двух многокомпонентных факторов: традиционные/секулярно-рациональные ценности и ценности выживания/самовыражения.
Все социальное и культурное пространство делится для нас на Я и Другой. Данное деление осуществ ляется на видимых и невидимых признаках в сложном процессе идентификации/самоидентификации. Культурная дистанция в виде маркеров определяет уникальность и отличие одной культуры или субкультуры от другой. Диакритиками культурной дистанции могут выступать разные признаки, при этом базовыми признаются родной язык и религия. Большинство таких признаков значимы лишь в комплексе. Более того, они постоянно меняются.
Р. Инглхарт переосмыслил теорию модернизации, доказав, что с ростом экзистенциальной безопасности в современном обществе постматериалистические ценности неизбежно трансформируются в ценности светские и ценности самовыражения. Всемирное исследование ценностей 2017-2022 гг. проводилось по 290 тематическим вопросам. В результате было выявлено, что показатели отношений к другим расам, национальностям, носителям других языков тесно взаимосвязаны с религиозным фактором. В данной классификации религиозный фактор является базовым для определения культурной дистанции, что и доказывается результатами исследования по России. В российских условиях религиозн ый фактор становится еще более весомым в силу того, что большинство респондентов признают, что религия и рели гиозные институты играют либо значимую, либо важную роль в их жизни.
Издательство
- Издательство
- МГПУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- Юр. адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- ФИО
- Реморенко Игорь Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@mgpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.mgpu.ru/