Настоящая статья посвящена сравнительному анализу эффективности применения аутентичных игровых методик и стандартных речевых упражнений в процессе обучения иностранных студентов русскому языку на начальном этапе освоения падежной системы. Эмпирической базой исследования послужил педагогический эксперимент, проведенный среди китайских студентов первого курса Северо-китайского университета водных ресурсов и электроэнергетики (г. Чжэнчжоу, провинция Хенань), возраст которых варьировался от 17 до 21 года. Все участники эксперимента начали изучение русского языка с нуля.
Основное внимание в работе уделено исследованию влияния различных подходов к изучению предложного падежа в локативном значении, как первого этапа освоения падежной системы, согласно методическому комплексу «Дорога в Россию. Учебник русского языка».
Предметом анализа выступают, с одной стороны, разработанные с учетом принципов аутентичности игровые техники, с другой — традиционные речевые упражнения, рекомендованные в учебнике.
Ключевая цель исследования — определить, существует ли статистически значимая разница в усвоении грамматической структуры русского языка при использовании игровых и традиционных методик. Иными словами, мы стремимся установить, обладают ли аутентичные игры, в силу присущих им характеристик, более высоким потенциалом для формирования грамматических навыков (в частности, навыков использования локатива), чем стандартные речевые упражнения.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Языкознание
- Префикс DOI
- 10.24412/2225-8264-10.24412/2225-8264-2025-1-936
В процессе игры были выявлены некоторые затруднения у студентов. В частности, некоторые студенты, не помня единственное число слова цветы, говорили: цветы в вазе или роза в вазе, пытаясь использовать знакомые слова для описания изображения, не всегда корректно.
Список литературы
1. Антонова В. Е., Нахабина М. М., Сафронова М. В., Толстых А. А. Дорога в Россию: учебник русского языка. СПб: Златоуст; М.: ЦМО МГУ, 2003.
2. Huyen N., Nga K. Learning Vocabulary through Games. The Effectiveness of Learning Vocabulary through Games // Asian EFL Journal. 2003. № 5 (4). P. 1-15.
3. Wang, Y. Using Communicative Games in Teaching and Learning English in Taiwanese Primary Schools // Journal of Engineering and Education. 2010. № 7(1). P. 126-142.
4. Yolageldili G., Arikan A. Effectiveness of Using Games in Teaching Grammar to Young Learners // Elementary Education Online, 2011, № 10 (1). p. 219-229.
5. Galeeva G., Martynova E., Peretochkina S., Marsheva T. The role of games in the teaching of foreign languages. ICERI 2016 Proceedings, 2016. P. 1822-1829.
6. Leontyeva A., Schnittke E. The use of Authentic Games in Teaching L2 Russian Grammar, in: Dynamic Teaching of Russian: Gamification of Learning. Routledge, 2023. https://doi.org/Ch. 5. P. 81-107.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассмотрена возможность управления совместными российско-китайскими инвестиционно-строительными проектами в условиях стремительной цифровизации. Предложена система управления проектами и бизнес-процессами инвестиционно-строительной компании с использованием известного и популярного в мире современного программного обеспечения, которое предлагается интегрировать на единой цифровой платформе. Учитывая совместную российско-китайскую деятельность, целесообразно строить управление на международных управленческих принципах, используя известные информационные системы и их аббревиатуры, которые будут понятны для специалистов из России и Китая. Это инновационное предложение позволит эффективно перейти на процессную бизнес-модель инвестиционно-строительной компании и осуществить поэтапную цифровую трансформацию в цифровой двойник, что повысит эффективность, снизит риски и повысит прибыльность.
В статье рассмотрен вопрос реализации прав потребителей в рамках розничной торговли на международных электронных площадках на примере Alibaba. com (Aliexpress. com). Предметом изучения выступает современное состояние гражданского законодательства в области защиты прав потребителей на международных площадках (в том числе при совершении трансграничных покупок).
Отмечается, защита прав потребителей в трансграничной розничной торговле обладает определенными особенностями, а сами такие сделки несут для потребителя дополнительные риски. Рассматриваются особенности взаимодействия площадки, продавца и покупателя на площадке Alibaba. com (Aliexpress. com) и судебная практика по отдельным спорам в связи с таким взаимодействием. Констатируется, что на настоящий момент практика торговли через данную площадку не в полной мере соответствует нормам законодательства РФ.
В статье рассматривается вопрос интеграции положений устойчивого развития в станкостроение в целях достижения технологического суверенитета Российской Федерации. Обсуждаются теоретические основы концепции устойчивого развития и принципы ESG. Автор анализирует существующие проявления устойчивого развития в машиностроении и разрабатывает возможные пути внедрения стратегии устойчивого развития в станкостроительную отрасль России. Рассмотрен зарубежный опыт внедрения принципов ESG в машиностроении. В заключении автор оценивает место устойчивого развития в развитии станкостроения и достижении технологического суверенитета Российской Федерации.
В статье отражены результаты исследования проблемных вопросов, раскрывающих специфические черты сценариев управления рисками с учетом критериев достижения экономической безопасности организации. Рассматриваемая методология сценариев управления рисками предопределила возможность зафиксировать их ключевые этапы: идентификация, анализ, прогнозирование и мониторинг рисков. Цель исследования представляет собой определение зависимости производственной деятельности хозяйствующего субъекта от дестабилизирующих факторов в виде вызовов, угроз и рисков, а также выявление инструментальных методов управления рисками и причин изменения экономической безопасности организации в следствии отрицательного воздействия тех или иных угроз. Определены следующие задачи исследования: обосновать теоретические аспекты управления рисками; выявить методы обеспечения экономической безопасности организации в условиях глобальных вызовов и внешних угроз; исследовать методический инструментарий сценариев управления рисками. В качестве методологического инструментария применены процессный и сценарный подходы. Для целей получения необходимых результатов использованы методы описания, обобщения, конструирования, сравнительный анализ и метод логики. Результатами исследования следует считать: обоснование сущности и содержания понятия «сценарий управления рисками», позволяющее изменить подходы к принимаемым управленческим решений в условиях неопределенности и изменчивости; разработка сценария управления рисками, включающего этапы, каждый из которых подвержен цикличному повторению, а сам процесс управления реализуется непрерывно и неизменно во времени.
В статье рассмотрена проблема оценки эффективности маркетинговой деятельности в высших учебных заведениях. Целью работы является разработка комплексного подхода к оценке эффективности маркетинга, учитывающего не только краткосрочный финансовый результат, но и долгосрочную ценность студентов как клиентов, а также влияние временного фактора на маркетинговые процессы. К используемым методам относятся расчет показателей Marketing Return on Equity (MRE), Lifetime Value (LTV) и темпоральный анализ. Результатом разработанной методики является комплексный подход, который позволяет оценить эффективность маркетинговых инструментов, анализируя ATL-, BTL- и TTL-коммуникации, а также прогнозировать долгосрочную прибыль от привлечения студентов. Полученные результаты могут быть применены в практике маркетинга высших учебных заведений для оптимизации маркетинговых стратегий и достижения стратегических целей. Авторы статьи пришли к следующим выводам: в условиях усиления конкуренции в сфере образовательных услуг, традиционные метрики оценки эффективности маркетинга (ROI, ROMI) недостаточны для полного понимания ценности маркетинговых усилий. Комплексный подход, предложенный в статье, включающий MRE, LTV и темпоральный анализ, позволяет более точно оценить эффективность маркетинговой деятельности и сделать ее более стратегически ориентированной. Раздел II. Региональная и отраслевая экономика (экономические науки)
В статье рассматриваются стратегии рекрутинга китайских студентов в российские образовательные учреждения. Основной целью работы является анализ существующих подходов к привлечению иностранных студентов и выявление эффективных практик, способствующих успешной адаптации китайских студентов в российскую образовательную систему. Методология работы включает комплексный анализ сравнительно-сопоставительных исследований действующих рекрутинговых программ, анализ статистических данных, анализ данных социологического исследования, проведенного в вузах России в апреле-мае 2024 г. (анкетный опрос китайских студентов, обучающихся в российских вузах). Результаты исследования выявили ключевые факторы, влияющие на выбор учебного заведения, такие как качество образования, репутация университета, наличие подготовительных курсов, программы поддержки и другие. Основным выводом является то, что для успешного привлечения китайских студентов необходимо адаптировать рекрутинговые стратегии, учитывая культурные и экономические особенности китайских студентов, их уникальные образовательные запросы и ожидания. Автором предложены разнообразные подходы к рекрутингу: эффективные целевые информационные кампании, демонстрация примеров успешных выпускников, организация ознакомительных поездок и вебинаров. Рекомендуется дальнейшее изучение и внедрение новых технологий в процессы рекрутинга для расширения международного сотрудничества и улучшения качества образовательных услуг.
В статье исследуется влияние технологического развития регионов на потребности в человеческих ресурсах. На основе анализа статистических данных, аналитической информации, рейтингов и обзора публикационных материалов, выявлено, что социально-экономическое развитие и внедрение цифровых решений в регионе формируют потребность в персонале с цифровыми компетенциями. Авторами обосновывается, что ключевыми факторами успешности внедрения инноваций становятся цифровые навыки персонала и их способность адаптироваться к новым технологиям. Доказано, что небольшие и средние региональные предприятия проигрывают крупным по внедрению новых технологий, не только из-за отсутствия достаточных финансовых ресурсов, но также вследствие недостаточного числа квалифицированных претендентов на свободные вакансии, поскольку многие предпочитают трудоустраиваться на крупные предприятия или уезжать в мегаполисы. Для решения проблем с дефицитом квалифицированных кадров требуется реализация программ по прогнозированию потребностей по перспективным и востребованным направлениям подготовки специалистов, добавление практико-ориентированных программ в образовании, проведение постоянного мониторинга трудоустройства выпускников. Необходимы разработки инструментариев по государственному регулированию взаимодействий между системой образования региона и сферой труда, функционирующие на цифровой основе.
В статье рассмотрены особенности занятости и безработицы молодежи в Китае на современном этапе развития. Целью статьи является проведение анализа современного состояния рынка труда молодежи Китая. В исследовании использовался теоретический анализ научной отечественной и зарубежной литературы, статистических данных, сравнение, синтез, обобщение. Автором статьи сделаны выводы о том, что для безработицы среди молодежи в Китае характерен циклический характер, обусловленный сокращением численности занятых во всех отраслях экономики в условиях наблюдающегося экономического спада страны; для сокращения численности безработных среди молодежи необходимо привлекать дополнительные инвестиции с целью расширения рабочих мест и создания условий для сокращения предложения рабочей силы; в рамках международного сотрудничества с Россией необходимо расширение программ профессиональных и учебных стажировок студентов из Китая с возможностью последующего трудоустройства, что позволит частично решить проблему кадрового дефицита в России, а в Китае сократить излишки рабочей силы; учитывая циклический характер развития национальных экономик, прогнозирование ситуации сокращения рабочей силы в возрасте от 16 до 24 лет на ближайшие несколько лет. Результаты исследования имеют практическую значимость и могут быть использованы в национальных программах социально-экономического и регионального развития.
В данной статье авторский коллектив, опираясь на опыт преподавания в Китае, рассматривает лингводидактические возможности использования кинофильмов в аспекте преподавания русского языка как иностранного китайским учащимся в условиях неязыковой среды с учётом их этнопсихологических особенностей на основе этнометодики. В статье дано краткое описание обучения общему владению русским языком магистрантов филологов и нефилологов совместного российско-китайского Университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне. Научная новизна данной статьи состоит в том, что в ней представлен комплекс упражнений, разработанный для формирования навыков и умений во всех видах речевой деятельности в рамках преподавания различных аспектов русского языка как иностранного (предметы «Практический русский язык», «Русское кино», «Сопоставительная лексикология в аспекте преподавания РКИ», «Газета. СМИ», «Экскурсоведение»). Также в представленной работе впервые даётся понятие «искусственно созданная языковая среда» в условиях неязыковой среды, эта искусственная среда оказалась возможной благодаря уникальному проекту Университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне.
В статье обосновывается использование регулятивно-деятельностного подхода в качестве психолого-педагогической основы подготовки педагогов к использованию цифровых инструментов, технологий и платформ в профессиональной деятельности. Целью работы является описание условий для развития способностей будущего педагога к использованию этих инструментов, технологий и платформ на разных уровнях регуляции своей педагогической деятельности. К используемым методам относятся психолого-педагогический анализ литературы, материалов исследований и документов, посвященных подготовке современного учителя, а также моделирование структуры и содержания подготовки к использованию цифровых инструментов, технологий и платформ в педагогической деятельности. Результатом работы является описание процесса подготовки педагогов к использованию цифровых инструментов, технологий и платформ как трехэтапного движения будущего педагога по индивидуальной образовательной траектории и саморегуляции им этого движения. Полученные результаты могут быть применены для разработки методической системы подготовки педагогов к использованию цифровых инструментов, технологий и платформ в профессиональной деятельности. Авторы статьи пришли к выводу, что использование регулятивно-деятельностного подхода позволяет строить процесс подготовки педагогов к использованию цифровых инструментов, технологий и платформ в профессиональной деятельности так, чтобы направить его на формирование у студентов профессиональной компетенции и последовательно вывести их на операционный, тактический и стратегический уровень регуляции педагогической деятельности.
В статье рассматриваются актуальные вопросы вовлечения обучающихся в образовательный онлайн-процесс. В качестве инновационного инструмента вовлечения исследуется онбординг — комплекс мероприятий, формирующих первое впечатление о виртуальной учебной среде и направленных на успешное начало обучения. Включение онбординга в организационную структуру образовательного онлайн-процесса способствует снижению уровня стресса, росту уровня комфорта, сокращению времени на сопровождение, ускорению процесса достижения результатов, повышению результатов и удовлетворенности. В статье рассмотрены различные подходы к модели вовлеченности, выделены факторы, влияющие на вовлеченность и их категории. Онбординг и адаптация представлены начальными этапами образовательного онлайн-процесса, которые помогают обучаемому успешно погрузиться в новую среду и стать ее частью. Описана трехэтапная стратегия онбординга (погружение, обучение, приспособление), основные правила и принципы юзабилити. Технология онбординга презентуется через структурное описание составляющих ее модулей (социальной адаптации, технической адаптации, учебной адаптации, профессионально-личностной самореализации), задаются форматы адаптационных активностей онбординга.
В статье рассматривается влияние технологий дополненной реальности на мотивацию курсантов, обучающихся в образовательных учреждениях системы МВД России, при обучении информатике. Технологии дополненной реальности помогают адаптировать сложный теоретический материал к практическим задачам, что способствует более глубокому усвоению знаний и повышению уровня вовлеченности. Анализ исследований в области применения дополненной реальности в образовательной среде показывает, что ее преимущества включают наглядность, интерактивность и персонализацию. Проведенное исследование включает разработку учебных материалов с использованием дополненной реальности, а также оценку их влияния на мотивацию курсантов. Результаты эксперимента демонстрируют, что дополненная реальность стимулирует активное участие обучающихся, улучшает их успеваемость и формирует устойчивый интерес к предмету. Выводы подчеркивают важность интеграции современных технологий в образовательный процесс для повышения качества профессиональной подготовки курсантов, обучающихся в образовательных учреждениях системы МВД России. Практическая значимость работы заключается в возможности масштабного внедрения AR-технологий для модернизации обучения в специализированных учреждениях.
В статье рассматриваются приемы начального этапа обучения китайских студентов русскому языку в неязыковой среде на основе педагогического опыта взаимодействия российского и китайского преподавателей. В условиях спроса в Китае на специалистов со знанием русского языка, тема статьи очень актуальна на современном этапе.
Целью исследования является анализ приемов обучения китайских студентов русскому языку на начальном этапе обучения в неязыковой среде на основе опыта взаимодействия китайского и российского преподавателей МГУ-ППИ в Шэньчжэне.
Для достижения цели были поставлены задачи выявить специфику преподавания русского языка в китайской аудитории, особенности организации учебного процесса китайским и российским преподавателями, проанализировать методы преподавания китайского и российского преподавателей русского языка как иностранного в обучении китайских студентов.
В качестве основных методов исследования были использованы описательно-аналитический и сравнительно-сопоставительный. Был произведен сравнительно-сопоставительный анализ основных приемов начального этапа обучения китайских студентов русскому языку в неязыковой среде на основе опыта педагогического взаимодействия российского и китайского преподавателей. Полученные результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе, а также для дальнейшей разработки проблемы.
В статье рассматривается взаимодействие России и Китая в образовательной сфере в последние годы. Гуманитарное сотрудничество всегда было одной из важнейших областей в двусторонних отношениях наших двух стран. В 21 веке контакты и обмены в сегменте высшего образования вышли на новый этап развития, кроме того, Россия и Китая начали активно наращивать взаимодействие на уровне школьного и профессионального образования. Страны расширяют горизонты сотрудничества, взаимодействуя не только на межгосударственном уровне, но и на международных площадках, как, например, БРИКС, ШОС и в рамках инициативы «Один пояс, один путь», находят все новые форматы сотрудничества, такие как, создание альянсов между учебными заведениями, совместное открытие школ и колледжей, активные обмены и консультации в подготовке кадров. Все это в перспективе должно еще больше укрепить фундамент социально-экономического сотрудничества между государствами и принести практическую пользу для народов наших стран.
Издательство
- Издательство
- АНОО ВО СИБИТ
- Регион
- Россия, Омск
- Почтовый адрес
- 644116, г. Омск, ул. 24-я Северная, 196/1
- Юр. адрес
- 644116, Омская обл, г Омск, Центральный округ, ул 24-я Северная, д 196 к 1
- ФИО
- Родионов Максим Георгиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______