В настоящее время наблюдается кризис этических ценностей, который затрагивает все сферы общества. В таких условиях нужно обращаться к исследованиям основ фундаментальных этических ценностей. Целью данной статьи является выявление основных аспектов буддийской социальной этики и их влияние на современное общество. Автор выделяет три основных источника социальной этики буддизма: философские принципы, основанные на ненасилии, доброте и сострадании, а также взаимосвязь всего живого в этом мире. Так, принцип ахимсы (ненасилия) - это один из центральных этических принципов буддизма, лежащий в основе его социальной философии. Доброта и сострадание в этике буддизма играют также важную роль, формируя основу нравственного поведения и взаимодействия между людьми. Принцип взаимозависимого возникновения пронизывает буддийскую этику и формирует основу социальной ответственности, поскольку человек не может существовать изолированно от общества и природы. Автор приходит к выводу, что буддийская этика предлагает проверенные временем инструменты и подходы для построения более справедливого и сострадательного общества, для решения глобальных экологических проблем и мудрой навигации в быстро меняющемся мире.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Философия
Кризис основ этических ценностей становится сегодня глубокой и многогранной проблемой, затрагивающей все сферы современного общества по всему миру. Происходит ослабление общепринятых моральных ориентиров, принципов и норм, которые служили фундаментом для социального взаимодействия. Люди теряют веру в традиционные социальные институты, что приводит к агрессии, конфликтности, апатии. Происходит развитие эгоцентризма, рост социального неравенства и несправедливости, недоверие к любым ценностным системам. В таких условиях, как нам представляется, нужно обратиться к исследованиям, направленным на выявление универсальных основ фундаментальных этических ценностей.
Список литературы
1. Берзин А. Буддизм в XXI веке: задачи и проблемы URL: [http://www.berzinarchives.com/web/ru/archives/approaching_buddhism/world_today/challenges_buddhism_21_century/challenges_buddhism_21_century.html] (дата обращения: 30.08.2025). Текст: электронный.
2. Геше Джампа Тинлей. Бодхичитта и шесть парамит. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. 230 с. Текст: непосредственный.
3. Далай-Лама XIV Тензин Гьяцо. Гармония миров. Диалоги о деятельном сострадании. Санкт-Петербург: Ясный свет, 1995. 172 с. Текст: непосредственный.
4. Его Святейшество Далай-лама. Этика в новом тысячелетии. Москва: София, 2006. 336 с. Текст: непосредственный.
5. Классическая буддийская философия / Т. В. Ермакова, Е. П. Островская, В. И. Рудой. Издание 2, расширенное и исправленное. Москва: Академический проект; Фонд “Мир”, 2021. 574 с. Текст: непосредственный.
6. Лама Сопа. Вкус Дхармы. Санкт-Петербург: Нартанг, 1996. 198 с. Текст: непосредственный.
7. Лепехов С. Ю. Философия мадхъямиков и генезис буддийской цивилизации. Улан-Удэ, 1999. Текст: непосредственный.
8. Мантатов В. В. Предмет экологической этики: природные и человеческие ценности. URL: https://studfile.net/preview/5246543/page:6/(дата обращения: 17.09.2025). Текст: электронный.
9. Нестеркин С. П. “Абхисамаяламкара” в Индии и Тибете // Тибетский буддизм: теория и практика / под редакцией Н. В. Абаева. Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 1995. С. 146-164. Текст: непосредственный.
10. Островская Е. П. Базовые черты буддийской личности// Письменные памятники Востока 2019. Т.16, № 3. С. 59-70. URL: https://www.orientalstudies.ru/rus/images/pdf/journals/PPV_16_3_38_2019_05_ostrovskaya.pdf (дата обращения: 05.09.2025). Текст: электронный.
11. Согьял Ринпоче. Тибетская книга жизни и смерти. Москва: Ганга, 2012. URL: https://www.klex.ru/18pu (дата обращения: 17.09.2025). Текст: электронный.
12. Урбанаева И. С. Основания этического знания и единая наука. Новосибирск, 1988. 194 с. Текст: непосредственный.
13. Цонкапа Чже Большое руководство по этапам Пути Пробуждения. I, II, III, IV т. Санкт-Петербург: Нартанг, 1994, 1995, 1997, 1998. Текст: непосредственный.
14. Шантидева Путь бодхисаттвы (Бодхичарья-аватара). Москва: Сохраним Тибет, 2012. 280 с. Текст: непосредственный.
15. Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму. Москва: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988. 428 с. Текст: непосредственный.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В 2024 г. исполнилось 100 лет со дня рождения доктора философских наук, профессора, участника Великой Отечественной войны В. И. Затеева. Жизнь Владимира Иосифовича Затеева представляет собой уникальный пример соединения фронтового опыта и академической карьеры. Если его вклад в развитие философской мысли в Бурятии относительно хорошо изучен [1], то военный период его биографии до сих пор не становился предметом специального исследования. Между тем, как справедливо отмечает И. И. Осинский, «именно война стала для Затеева тем горнилом, в котором «закалился его характер и сформировались основные жизненные принципы» [1, с. 48]. Статья призвана восполнить этот пробел, опираясь на ранее не публиковавшиеся автобиографические материалы из личного архива ученого.
Предметом данной научной работы является феномен гуманизма, прошедший многие стадии развития своего содержания и оборачивающийся в наши дни дегуманизацией при попадании на цифровое поле. В статье утверждается, что текущие процессы дегуманизации могут быть связаны с цифровой трансформацией деятельности человека, в частности профессиональной. Веками складывающиеся виды активной деятельности человека при переходе в цифровой формат утрачивают сущностные характеристики, видоизменяются или вовсе пропадают в процессе их алгоритмизации и роботизации. Истина бытия, открываемая человеку посредством его деятельности, оказывается под угрозой нераскрытия в современных условиях цифровизации. В исследовании ставится вопрос о необходимых установках и требованиях к человеку и прежде всего каждого к самому себе, чтобы возрастающие тенденции цифровой дегуманизации были заменены новой возможностью ступания на цифровое пространство в качестве более гуманного существа, чем прежде.
Искусственный интеллект постепенно внедряется во все сферы жизнедеятельности человека. Безусловно, его повсеместное использование имеет свои явные преимущества, однако все более актуальным становится вопрос о потенциальной угрозе, исходящей от ИИ. В данном исследовании рассматриваются возможные социальные риски и угрозы для рынка труда при внедрении систем искусственного интеллекта, а также разрабатывается комплекс мер по их минимизации в контексте сформулированных авторами ранее философских принципов применения систем искусственного интеллекта для гражданского общества, политиков и частного сектора, направленных на предотвращение, снижение риска возникновения и эскалации угроз и проблем при применении систем ИИ на рынке труда. Это принципы прозрачности, ответственности, автономии, конфиденциальности, социальной справедливости и непричинения вреда человеку. Выделенные принципы могут служить этическим императивом, способствующим укрепление социальной сплоченности в эпоху бурного развития искусственного интеллекта.
В статье даны результаты анализа феномена псевдонауки и сферы его влияния в период завершения первой четверти XXI в. Автор подчеркивает и обосновывает актуальность такого анализа, отмечая его социальную и политическую значимость как в современной ситуации, так и в контексте изучения проблемы демаркации научного и ненаучного знания. Сравнительный анализ позволяет сделать вывод о многообразии форм проявления псевдонауки, особенно выделяя роль влияния СМИ. Эти условия подчеркивают необходимость научной медиаграмотности, которая позволяет эффективно оценивать достоверность научной информации. Основной проблемой в разработке эффективных процедур проверки достоверности в СМИ и социальных сетях является невозможность подробного изучения информации, поскольку время ограничено в быстро меняющейся среде. Регулярное воспроизводство псевдонаучных идей может сохранять свою популярность и присутствовать в культуре человечества на протяжении длительного периода времени. Однако это обстоятельство не снижает эпистемологической и философско-научной значимости исследования данного феномена. Энтузиазм по отношению к науке и оптимизм по отношению инноваций в настоящее время соседствуют с дезинформацией и скептицизмом по отношению к экспертам. Чтобы противостоять последствиям этой поляризации, гражданское общество ожидает, что ученые будут не только обосновывать актуальность и полезность своей деятельности, но и предвосхищать общественный запрос.
Статья посвящена исследованию взаимосвязи между общественным законом и беззаконием в контексте социальной философии. Автор анализирует классические и современные философские концепции, включая теории Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, К. Маркса, Э. Дюркгейма, Ж. Батая и Дж. Агамбена, чтобы раскрыть природу этих понятий и их роль в социальном порядке. Особое внимание уделяется выявлению степени статичности и динамики общественного закона, которая актуальна по отношению к анализу кризисных явлений современного общества (политические волнения, экономическое неравенство, дисфункция традиционных институтов, возникновение новых форм социальной организации). В работе представлен переход от классической репрезентации на проблему понятий общественного закона и беззакония в виде их противопоставления к принципиально новой парадигме, предполагающей их внутреннюю координацию и глубокую взаимосвязь. Автор также раскрывает степень взаимной обусловленности в генезисе данных понятий. Новизна исследования заключается в доказательстве тезиса о диалектическом единстве общественного закона и беззакония, что опровергает их традиционное противопоставление в социальной философии. Авторская модель на основе логики различия впервые позволяет интерпретировать кризисы современности (криптоэкономика, сетевые сообщества) как следствие динамики этого единства. Статья вносит вклад в развитие методологии социальной философии, предлагая новые перспективы для анализа современных вызовов, таких как криптоэкономика и виртуальные сообщества.
В статье проанализирован один из составляющих религию элементов - религиозная деятельность, которая бывает культовой и внекультовой. Наибольший интерес для исследования представляет внекультовая деятельность религиозных организаций. На современном этапе развития общества через внекультовую деятельность религиозные организации проявляют активность в практической сфере. Это миссионерство, благотворительность, религиозное образование, помощь социально незащищенным слоям населения и многое другое. В исследованиях такой вид деятельности получил название «социальная деятельность». Государство обращает большое внимание на данный вид деятельности религиозных организаций, поддерживая ее различными способами. В статье приведены примеры подобной деятельности со стороны традиционных религиозных организаций, в частности социальная деятельность в пенитенциарной системе. Отмечается, что такие религиозные организации, как православие, ислам, иудаизм, разработали социальные принципы, в которых указали основание социальной деятельности.
В статье анализируются задачи «мягкой силы» в условиях растущей агрессии международных контактов и кризиса дипломатических служб. Обосновано значительное влияние организованной формы «мягкой силы» для достижения внешнеполитических целей без использования военной составляющей. Задачи рассматриваются с позиций силового, инфлюентного, технологического, коммуникативного, конструктивистского, инструментального и ресурсного подходов. На основе анализа текущей политической картины мира предложены примеры форм «мягкой силы». Подчеркнута важность развития межгосударственного мирного конструктивного диалога на основе ресурсов «мягкой силы».
В статье рассматриваются проблемы преподавания философии и фундаментальных научных дисциплин в системе высшего и среднего профессионального образования. Исходя из парадигмы целостного мировоззрения, активно развиваемой известным российским философом В. А. Балхановым, автор исследует проблемы фундаментализации образования, объявленной одним из важнейших направлений развития российского образования в начале века, но в действительности недостаточно реализуемой сегодня в образовательных организациях, в значительной степени ориентированных на цели и задачи прикладного образования. Опираясь на опыт развития российской высшей школы, на аргументы исследователей и практиков, автор приходит к выводу о необходимости и безальтернативности осуществления профессиональной подготовки современных специалистов на базе целого комплекса фундаментальных гуманитарных и естественных наук и философии как формы рационального мировоззрения.
Издательство
- Издательство
- БГУ
- Регион
- Россия, Улан-Удэ
- Почтовый адрес
- 670000, Дальневосточный федеральный округ, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 "а"
- Юр. адрес
- 670000, Дальневосточный федеральный округ, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 "а"
- ФИО
- Дамдинов Алдар Валерьевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- univer@bsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (301) 2297170
- Сайт
- https://bsu.ru