В статье представлены результаты специально проведённого эмпирического исследования особенностей ценностно-смыслового самоопределения работающих студентов в период дистанционного обучения. Показано, что в условиях существующей практики обучения в вузе ценностно-смысловое самоопределение студентов характеризуется конфликтной двухвершинной мотивационной направленностью личности без явного преобладания духовно-нравственных (гуманистических) и эгоистически-престижных (прагматических) ценностей.
Идентификаторы и классификаторы
Актуальность проблемы исследования обусловлена пониманием того, что мир серьёзно болен, болен самоуничтожением: экологическая катастрофа, братоубийственные войны и самоубийства, безработица и преступность, гибель людей от голода и болезней цивилизации. Болеет семья как клетка общественного организма.
Список литературы
- Булгаков М.А. Собачье сердце: сборник [Текст] / М. А. Булгаков. – М.: АСТ: Хранитель, 2007. – 555 с. – (Книга на все времена).
- Великанова (Герасимова) А.С. Ценностно-смысловое самоопределение личности как фак-тор психологического благополучия студентов в условиях дистанционного обучения [Электронный ресурс] / А.С. Великанова (Герасимова) // Психологическая безопасность образовательной среды: Материалы IV Международной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 19-20 февраля 2021) / Под ред. Г.В. Сорокоумова. Н. Новгород: НГЛУ, 2021. С. 47-54. – Режим до-ступа: https://drive.google.com/drive/folders/1dR9GFFlKdrg8JDhPa4-MRbuG_3K29PUI?usp=sharing (дата обращения: 11.06.2023).
- Великанова А.С. Оценка направленности личности молодых специалистов на основе авто-матизированного контент-анализа: постановка проблемы исследования [Электронный ресурс] / А.С. Великанова, К.А. Польщиков, Е.Н. Шакина // Познание, 3: 35-42. – Режим доступа: http://www.nauteh-journal.ru/files/63a64a73-31d0-4a66-8949-b722ce41578 (дата обращения: 11.06.2023).
- Гальперин П.Я. Введение в психологию : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям [Текст] / П. Я. Гальперин. - 5-е изд. – М.: Университет: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005 (Киров: ОАО Дом печати - Вятка). – 327 с.
- Герасимова А.С. Ценностно-смысловое са-моопределение студентов в ситуации выбора уровня высшего профессионального образования [Текст]// Человек в экономических и социальных отношениях: Материалы Всероссийской научной конференции / отв. ред. А.Б. Купрейченко, Л.Н. Широкова. М.: Изд-во «Институт психоло-гии РАН», 2012. с.138-142
- Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности [Текст] / Г. Е. Залесский. – Москва: Изд-во МГУ, 1994. – 138 с.
- Журавлев А. Л. Самоопределение лично-сти и группы в изменяющихся экономических условиях [Текст] / А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2006. – № 1. – С. 6-19.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям “Психология”, “Клин. психология” [Текст] / А. Н. Леонтьев. – 2-е изд., стер. – М.: Смысл : Academia, 2005. – 346 с.
- Марченко, Н. А. Взаимодействие ценностно-смысловой сферы личности студента педагогического вуза и его профессионального са-моопределения [Текст] / Н. А. Марченко // Изве-стия Южного федерального университета. Педа-гогические науки. – 2008. – № 3. – С. 79-84.
- Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценно-стей [Электронный ресурс] // Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809. – Ре-жим доступа: https://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202211090019 (дата обраще-ния: 11.06.2023).
- О молодежной политике в Российской Фе-дерации[Электронный ресурс] // Федеральный за-кон от 30.12.2020 № 489-ФЗ. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300003 (дата обращения: 11.06.2023).
- О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] // Указ Президента Российской Федерации от02.07.2021 № 400. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001 (дата обращения: 11.06.2023).
- О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Указ Президента Рос-сийской Федерации от 10.05.2017 № 208. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705150001 (дата обращения: 11.06.2023).
- Парфенова И. С. К вопросу о самоопределении личности в группе [Текст] / И. С. Парфенова // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2014. – № 5(20). – С. 98-103.
- Сопов В.Ф. Морфологический тест жиз-ненных ценностей: Руководство по применению [Текст] / В.Ф Сопов, Л.В. Карпушина. Самара: Изд-во СамИКП-СНЦ РАН, 2002. – 56 с.
- Фишман Б.Е. Ценностно-смысловая детер-минация деятельности студента вуза в контексте его жизненного самоопределения [Текст] / Б. Е. Фишман, Н. Б. Москвина, Б. С. Кузьмина [и др.] // Психология обучения. – 2019. – № 3. – С. 64-75.
- Шутова Е.П. Теория профессионального самоопределения старшеклассников в отечественной психологии [Электронный ресурс] / Е.П. Шутова, А.С. Великанова // Вестник Универ-ситета № 10/2021. С.187-194. – Режим доступа: https://vestnik.guu.ru/jour/issue/viewIs-sue/69/71 (дата обращения: 11.06.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В 21 веке движения в защиту окружающей среды, прав животных и сексуальных меньшинств выглядят автономными друг от друга, но на самом деле являются эле-ментами новой религии – планетаризма. Эта зелёная религия под лозунгом «Спаси Планету!» переросла секуляризацию и неоязычество. В планетаризме есть свои пророки, догмы, соборы, концепция времени (четыре стадии: благой исток, появление зла, появление истины, воссоединение с благом), апологетика и другие религиозные характеристики. Внедрение ценностей и этики планетаризма, которые несовместимы с традиционными религиями, порождает конфликты.
Известный немецкий социолог, автор концепции ускорения и резонанса Хартмут Роза разработал оригинальную версию «Социологии отношения к миру», или, как он её также называет, «Социология резонанса» или «Новая критическая теория». В своих публичных выступлениях на социально-политические, теологические темы, с критикой условий жизни, ускорения, «глухого мира», кризисов современности (демократии, экологии, психологии), в социально-педагогических и социально-философских исследованиях он постоянно обращается к необходимости резонансного отношения к миру в условиях отчужденного и безмолвного мира. При этом автор концепции подвергается критике за «мессианский», «метафизический» и «теологический» характер концепции. Данная статья посвящена рассмотрению ключевых аспектов социологии отношения к миру Хартмута Розы, таких как концепция ускорения, социология отношения к миру, отчуждения и критика позднего модерна. С другой стороны, предпринимается попытка проанализировать критику данной концепции с позиций социологической теории.
В статье рассматривается проблема религиозности молодёжи и факторов, оказывающих влияние на её формирование. Актуальность данной темы связана с возрастанием роли религии среди населения России, в том числе, среди молодёжи. В то же время характерная для религиозности молодёжи хаотичность и неопредёленность требует социологического изучения. В статье представлены результаты социологического исследования по выявлению факторов, оказывающих влияние на религиозность студентов г. Москвы. Исследование показало, что более значимыми для современной молодёжи являются факторы, связанные с институтом семьи и СМИ. Взаимодействие в семье путем обсуждения религиозных практик, совместное проведение религиозных праздников и т.д. оказывают решающее воздействие на уровень религиозности молодых людей, их отношение к церкви и поведенческие религиозные практики повседневности. При этом СМИ являются для молодёжи основным источником информации о религии, в том числе о молитвах. В то же время выявлено, что факторы, связанные с институтами образования и религиозными организациями, оказывают меньшее влияние на религиозность современной молодёжи.
В статье исследуется внешний вид христианина на примере молодёжи пятидесятнической и баптистской церквей. В ходе данного исследования была выбрана и применена качественная методология в целях детального рассмотрения проблемы. Применяется следующий инструментарий: методы кейс-стадис, полуструктурированное интервью, метод включенного наблюдения. Данные инструменты предоставили возможность не только детализированного изучения проблематики, но также позволили познакомиться с мировоззрением прихожан, их включённостью в современный мир, изобилующий множественностью феноменов и факторов, противоречащих как личной нравственности воцерковлённой молодежи, так и тому, что транслирует Священное Писание. В результате делается вывод о том, что внешний вид современного христианина имеет некоторые отличия от внешнего вида светского человека, хоть и не всегда явно выраженные. Внешний облик прихожан регламентируется не довлеющими правилами извне, а скорее их внутренней нравственностью, благочестием и Священным Писанием.
Механизмы общественно-политической социализации выступают инструментом включения молодёжи в общественные отношения. Религия продолжает сохранять влияние на формирование ценностно-мировоззренческих установок молодых людей, несмотря на тенденции секуляризации, а также размытость и неопределенность религиозного мировоззрения современной молодёжи. Расширение использования горизонтальных форм цифровой самоорганизации и сетевых практик затрагивает не только светские, но и религиозные институты. В рамках сетевых структур начинают формироваться свои особые субкультуры. Появляются новые формы общественного участия со значительной долей религиозных ценностей. В то же время подобные сообщества могут использоваться многими политическими и международными факторами как инструмент решения конкретных политических и идеологических задач. В условиях социальной нестабильности и аномии подобная религиозность может трансформироваться в религиозный скептицизм или радикализм, что требует адекватной реакции со стороны государства с учётом современных реалий.
В статье на основании обобщения данных качественных социологических исследований – открытой групповой дискуссии и включённого наблюдения – выявляются основные социальные технологии и функции православного молодежного активизма в аспекте воздействия на личность его участников и социальную среду их деятельности. Объектом исследования служит православный молодежный клуб «Феникс» (Республика Мордовия) в качестве инновационного социального проекта, преследующего одновременно цели вовлечения молодежи в общественную деятельность за счет формирования кругов единомышленников и её воцерковления в форме социального обмена. Основной социальный эффект участия его деятельности характеризуется как возможность получить уникальные знания и навыки в обмен на индоктринацию и дисциплину. Взаимоотношения православных молодежных активистов в своем кругу и со священнослужителями на уровне прихода и благочиния в основном характеризуются взаимопониманием, установкой на сотрудничество и общением на равных вне богослужения.
В статье рассмотрены основные теоретические подходы к исследованию религиозности, сложившиеся как в западной социологии, так и в отечественной. В качестве базиса социологического исследования уровня и глубины религиозности современной молодежи была использована трёхстадийная модель. На первой стадии при реализации данной модели был выявлен сдвиг в сторону значительного увеличения числа равнодушных к религии, неверующих и воинствующих атеистов среди представителей поколения Z. Преобладает выбор двух самых массовых для Бурятии конфессий, православия и буддизма. Соотношение конфессионального выбора /его отсутствия с обозначенной мировоззренческой позицией показывает непоследовательность и эклектичность представлений молодежи. На втором этапе были рас-смотрены данные о соотношении религиозной, конфессиональной самоидентификации и реальной культовой практики на примере двух параметров: соблюдение религиозных праздников и участие в религиозных обрядах. Данные опроса показали, что число не соблюдающих религиозные праздники меньше, чем число неверующих и атеистов, однако многие отмечают их без религиозной мотивации. Около половины всех опрошенных, вне зависимости от уровня подготовки, не участвуют ни в каких обрядах. Очень противоречивые суждения в целом у молодежи о роли религии в современном обществе. На третьем этапе исследования в целях выявления меры влияния мировоззренческих позиций, религиозной и конфессиональной самоидентификации на повседневную жизнь было рассмотрено отношение к проблеме безнадзорных животных. Распределение ответов подтвердило гипотезу о преобладании внеконфессиональных респондентов в негуманных стратегиях («усыплять» и «убивать»). В то же время данный этап требует своего дальнейшего развертывания, углубления через использование качественных методов. Полученные результаты были осмыслены с позиций психологических особенностей возрастной категории, а также общих характеристик для поколения Z.
В статье рассматриваются отдельные воззрения на проблему возрастного фактора религиозного обращения российских мыслителей и исследователей: Феофана (Говорова), М. А. Олесницкого, Д. М. Угриновича, А.Г. Петровой, В. Г. Безрогова, Л. П. Ипатовой, Т. А. Фолиевой. Представлена научная рефлексия таких аспектов возрастного фактора религиозного обращения, как: возрастные границы религиозного обращения; значимость детского и подростково-юношеского периодов в процессе религиозного обращения; влияние особенностей подростково-юношеского периода на процесс религиозного обращения. Подчёркивается кризисное и амбивалентное влияние подростково-юношеского периода на процесс религиозного обращения. Описываются возможные траектории личностного религиозного выбора в подростково-юношеский период: утрата детской религиозности, переход в другую конфессию или религию, обретение религиозной веры и интенсификация религиозной преданности. Рассматриваются духовно-нравственные риски и ресурсы подростково-юношеского периода религиозного обращения в православие. Указывается необходимость эмпирических исследований социально-психологических и социокультурных факторов личностного религиозного выбора в подростково-юношеский период.
Понятие и формы благотворительности изменялись на протяжении истории. Авторы выделили и классифицировали определения благотворительности в бытовом и научном контекстах, рассмотрели формы благотворительности на разных стадиях жизненного цикла общества, акцентировали исторические связи благотворительности и религиозности. Для анкеты благотворительность определена как безвозмездные занятия (в том числе трудовые), направленные на общественную пользу или оказание материальной помощи неимущим. Эти занятия могут иметь неорганизованную или организованную форму.
Религиозная благотворительность – это логическая сумма благотворительности, осуществляемой религиозной организацией, с благотворительностью, осуществляемой религиозно мотивированным индивидуумом. Применение логической суммы необходимо для преодоления возможного разрыва между наличием религиозной мотивации у лиц, не идентифицирующих себя как членов религиозной организации, и отсутствием религиозной мотивации у не-которых членов религиозной организации. Формы религиозной благотворительности классифицируются по основанию вероучения на авраамические, дхармические и т.д. с дальнейшим делением этого понятия вплоть до православной формы.
В статье формулируется концептуальный замысел тематического номера издания, обосновывается укрупнённая проблематика связки «религия – молодёжь» в мире Современности и даётся обзор вошедших в номер исследовательских статей.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- БелГУ
- Регион
- Россия, Белгород
- Почтовый адрес
- 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
- Юр. адрес
- 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
- ФИО
- Полухин Олег Николаевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- Info@bsu.edu.ru
- Контактный телефон
- +7 (472) 2559809
- Сайт
- https:/bsuedu.ru