В статье исследуется внешний вид христианина на примере молодёжи пятидесятнической и баптистской церквей. В ходе данного исследования была выбрана и применена качественная методология в целях детального рассмотрения проблемы. Применяется следующий инструментарий: методы кейс-стадис, полуструктурированное интервью, метод включенного наблюдения. Данные инструменты предоставили возможность не только детализированного изучения проблематики, но также позволили познакомиться с мировоззрением прихожан, их включённостью в современный мир, изобилующий множественностью феноменов и факторов, противоречащих как личной нравственности воцерковлённой молодежи, так и тому, что транслирует Священное Писание. В результате делается вывод о том, что внешний вид современного христианина имеет некоторые отличия от внешнего вида светского человека, хоть и не всегда явно выраженные. Внешний облик прихожан регламентируется не довлеющими правилами извне, а скорее их внутренней нравственностью, благочестием и Священным Писанием.
Идентификаторы и классификаторы
Баптистское и пятидесятническое течения относятся к протестантизму, одной из трёх конфессий христианства. Для них присуще почитание основных принципов всего протестантского мира, которые привнес Мартин Лютер в XVI в. Одним из таких базовых принципов является sola scriptura или только Писание.
Список литературы
- Chase M. L. A Biblical Theology of Clothing // Crossway. 2023. URL: https://www.cross-way.org/articles/a-biblical-theology-of-clothing/ (дата обращения: 28.05.2023).
- Maphosa A. Biblical values on dress in teach-ing clothing and textiles // Institute for Christian Teaching. South Africa: Helderberg College, 2005. Pp. 213-230.
- Williams C. The Christian Corner: Christian Dress Code // HubPages. 2019. URL: https://dis-cover.hubpages.com/religion-philosophy/The-Chris-tian-Corner-Christian-Dress-Code (дата обращения: 28.05.2023).
- Белякова Н., Френч Эйприл Л. Богословие приличия: представления евангельских христиан-баптистов о внешнем виде женщин в поздне - и постсоветский периоды // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bo-goslovie-prilichiya-predstavleniya-evangelskih-hris-tian-baptistov-o-vneshnem-vide-zhenschin-v-pozdnei-postsovetskiy-periody (дата обращения: 25.07.2022).
- Бойко С. Об одежде христианина // Церковь Христова. 2009. URL: http://www.ki-evchurch.org.ua/Library/Arti-clesTruth/2002/214.aspx (дата обращения: 27.05.2023).
- Браймен А. Интервью в качественных исследованиях // Социология власти. 2007. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intervyu-v-kachestvennyh-issledovaniyah-1 (дата обращения: 08.09.2022).
- Варганова Г. В. Кейс-стадис как метод научного исследования // Библиосфера. 2006. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-stadis-kak-metod-nauchnogo-issledovaniya (дата обраще-ния: 08.09.2022).
- Веселкова Н. В. Методические принципы полуформализованного интервью// Социологический журнал. 1994. №3. URL: http://www.soci-ologos.ru/metody_i_tehnologii/Sbor_dannyh_i_or-ganizaciya_polevyh_rabot/Voprosy_metod-ologii/Metodicheskie_principy_poluformalizovan-nogo_intervyu_N_V_Veselkova (дата обращения: 09.09.2022).
- Дударенок С. М. Федирко О. П., Поспелова А. И. История христиан веры евангельской (пяти-десятников) Дальнего Востока России, (1920-е - конец 1980-х гг.) // Религиозная жизнь Дальнего Востока России. Владивосток: Дальневосточный федеральный ун-т, 2018. 464 с.
- Елсуков А. Н., Данилов А. Н. История социологии: Учебное пособие / А. Н. Елсуков, А. Н. Данилов. Минск.: Книжный Дом, 2012. 576 с.
- Комаров С. Духовная одежда христианина // Портал «Православная жизнь». 2018. URL: https://pravoslavie.ru/118121.html (дата обращения: 30.05.2018).
- Лункин Р. Н. Российский протестантизм: евангельские христиане как новый социальный феномен // Современная Европа. 2014. № 3 (59). С. 133–143.
- Масалков И. К., Семина М. В. Стратегия кейс стади: методология исследования и препода-вания. Москва: Академический Проект; Альма Матер, 2011 С. 18–20.
- Мудрик А. В. Включённое наблюдение как метод психолого – педагогических исследований // Вестник ПСТГУ. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2017. №47. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/vklyuchennoe-nablyudenie-kak-metod-psi-hologo-pedagogicheskih-issledovaniy (дата обращения: 08.09.2022).
- Ньюман Л. Анализ качественных данных // Социология за рубежом. 1998. С. 101–114.
- Ревуненкова Н. В. Протестантизм // Рели-гии Мира. Москва, 2007. 224 с.
- Рейдман А. Я избираю простоту…: беседы с прихожанами о духовной жизни. Екатеринбург, Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь, 2019. 699 с.
- Семенова В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. Москва.: Добросвет, 1998. С. 15.
- Чеховский И. В. Интервью как способ по-лучения информации в качественной стратегии исследовательского поиска // Вестник РУДН / Социология. 2009. №4. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/intervyu-kak-sposob-polu-cheniya-informatsii-v-kachestvennoy-strategii-issle-dovatelskogo-poiska (дата обращения: 08.09.2022).
- Храпов Н. П. Дом Божий и служение в нем. Издание СЦ ЕХБ, Раздел 57. 2003. URL: http://www.blagovestnik.org/books/00280.htm (дата обращения: 30.07.2022).
- Чеснокова В. Ф. Язык социологии: курс лекций. Москва: ОГИ, 2010. 544 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В 21 веке движения в защиту окружающей среды, прав животных и сексуальных меньшинств выглядят автономными друг от друга, но на самом деле являются эле-ментами новой религии – планетаризма. Эта зелёная религия под лозунгом «Спаси Планету!» переросла секуляризацию и неоязычество. В планетаризме есть свои пророки, догмы, соборы, концепция времени (четыре стадии: благой исток, появление зла, появление истины, воссоединение с благом), апологетика и другие религиозные характеристики. Внедрение ценностей и этики планетаризма, которые несовместимы с традиционными религиями, порождает конфликты.
Известный немецкий социолог, автор концепции ускорения и резонанса Хартмут Роза разработал оригинальную версию «Социологии отношения к миру», или, как он её также называет, «Социология резонанса» или «Новая критическая теория». В своих публичных выступлениях на социально-политические, теологические темы, с критикой условий жизни, ускорения, «глухого мира», кризисов современности (демократии, экологии, психологии), в социально-педагогических и социально-философских исследованиях он постоянно обращается к необходимости резонансного отношения к миру в условиях отчужденного и безмолвного мира. При этом автор концепции подвергается критике за «мессианский», «метафизический» и «теологический» характер концепции. Данная статья посвящена рассмотрению ключевых аспектов социологии отношения к миру Хартмута Розы, таких как концепция ускорения, социология отношения к миру, отчуждения и критика позднего модерна. С другой стороны, предпринимается попытка проанализировать критику данной концепции с позиций социологической теории.
В статье представлены результаты специально проведённого эмпирического исследования особенностей ценностно-смыслового самоопределения работающих студентов в период дистанционного обучения. Показано, что в условиях существующей практики обучения в вузе ценностно-смысловое самоопределение студентов характеризуется конфликтной двухвершинной мотивационной направленностью личности без явного преобладания духовно-нравственных (гуманистических) и эгоистически-престижных (прагматических) ценностей.
В статье рассматривается проблема религиозности молодёжи и факторов, оказывающих влияние на её формирование. Актуальность данной темы связана с возрастанием роли религии среди населения России, в том числе, среди молодёжи. В то же время характерная для религиозности молодёжи хаотичность и неопредёленность требует социологического изучения. В статье представлены результаты социологического исследования по выявлению факторов, оказывающих влияние на религиозность студентов г. Москвы. Исследование показало, что более значимыми для современной молодёжи являются факторы, связанные с институтом семьи и СМИ. Взаимодействие в семье путем обсуждения религиозных практик, совместное проведение религиозных праздников и т.д. оказывают решающее воздействие на уровень религиозности молодых людей, их отношение к церкви и поведенческие религиозные практики повседневности. При этом СМИ являются для молодёжи основным источником информации о религии, в том числе о молитвах. В то же время выявлено, что факторы, связанные с институтами образования и религиозными организациями, оказывают меньшее влияние на религиозность современной молодёжи.
Механизмы общественно-политической социализации выступают инструментом включения молодёжи в общественные отношения. Религия продолжает сохранять влияние на формирование ценностно-мировоззренческих установок молодых людей, несмотря на тенденции секуляризации, а также размытость и неопределенность религиозного мировоззрения современной молодёжи. Расширение использования горизонтальных форм цифровой самоорганизации и сетевых практик затрагивает не только светские, но и религиозные институты. В рамках сетевых структур начинают формироваться свои особые субкультуры. Появляются новые формы общественного участия со значительной долей религиозных ценностей. В то же время подобные сообщества могут использоваться многими политическими и международными факторами как инструмент решения конкретных политических и идеологических задач. В условиях социальной нестабильности и аномии подобная религиозность может трансформироваться в религиозный скептицизм или радикализм, что требует адекватной реакции со стороны государства с учётом современных реалий.
В статье на основании обобщения данных качественных социологических исследований – открытой групповой дискуссии и включённого наблюдения – выявляются основные социальные технологии и функции православного молодежного активизма в аспекте воздействия на личность его участников и социальную среду их деятельности. Объектом исследования служит православный молодежный клуб «Феникс» (Республика Мордовия) в качестве инновационного социального проекта, преследующего одновременно цели вовлечения молодежи в общественную деятельность за счет формирования кругов единомышленников и её воцерковления в форме социального обмена. Основной социальный эффект участия его деятельности характеризуется как возможность получить уникальные знания и навыки в обмен на индоктринацию и дисциплину. Взаимоотношения православных молодежных активистов в своем кругу и со священнослужителями на уровне прихода и благочиния в основном характеризуются взаимопониманием, установкой на сотрудничество и общением на равных вне богослужения.
В статье рассмотрены основные теоретические подходы к исследованию религиозности, сложившиеся как в западной социологии, так и в отечественной. В качестве базиса социологического исследования уровня и глубины религиозности современной молодежи была использована трёхстадийная модель. На первой стадии при реализации данной модели был выявлен сдвиг в сторону значительного увеличения числа равнодушных к религии, неверующих и воинствующих атеистов среди представителей поколения Z. Преобладает выбор двух самых массовых для Бурятии конфессий, православия и буддизма. Соотношение конфессионального выбора /его отсутствия с обозначенной мировоззренческой позицией показывает непоследовательность и эклектичность представлений молодежи. На втором этапе были рас-смотрены данные о соотношении религиозной, конфессиональной самоидентификации и реальной культовой практики на примере двух параметров: соблюдение религиозных праздников и участие в религиозных обрядах. Данные опроса показали, что число не соблюдающих религиозные праздники меньше, чем число неверующих и атеистов, однако многие отмечают их без религиозной мотивации. Около половины всех опрошенных, вне зависимости от уровня подготовки, не участвуют ни в каких обрядах. Очень противоречивые суждения в целом у молодежи о роли религии в современном обществе. На третьем этапе исследования в целях выявления меры влияния мировоззренческих позиций, религиозной и конфессиональной самоидентификации на повседневную жизнь было рассмотрено отношение к проблеме безнадзорных животных. Распределение ответов подтвердило гипотезу о преобладании внеконфессиональных респондентов в негуманных стратегиях («усыплять» и «убивать»). В то же время данный этап требует своего дальнейшего развертывания, углубления через использование качественных методов. Полученные результаты были осмыслены с позиций психологических особенностей возрастной категории, а также общих характеристик для поколения Z.
В статье рассматриваются отдельные воззрения на проблему возрастного фактора религиозного обращения российских мыслителей и исследователей: Феофана (Говорова), М. А. Олесницкого, Д. М. Угриновича, А.Г. Петровой, В. Г. Безрогова, Л. П. Ипатовой, Т. А. Фолиевой. Представлена научная рефлексия таких аспектов возрастного фактора религиозного обращения, как: возрастные границы религиозного обращения; значимость детского и подростково-юношеского периодов в процессе религиозного обращения; влияние особенностей подростково-юношеского периода на процесс религиозного обращения. Подчёркивается кризисное и амбивалентное влияние подростково-юношеского периода на процесс религиозного обращения. Описываются возможные траектории личностного религиозного выбора в подростково-юношеский период: утрата детской религиозности, переход в другую конфессию или религию, обретение религиозной веры и интенсификация религиозной преданности. Рассматриваются духовно-нравственные риски и ресурсы подростково-юношеского периода религиозного обращения в православие. Указывается необходимость эмпирических исследований социально-психологических и социокультурных факторов личностного религиозного выбора в подростково-юношеский период.
Понятие и формы благотворительности изменялись на протяжении истории. Авторы выделили и классифицировали определения благотворительности в бытовом и научном контекстах, рассмотрели формы благотворительности на разных стадиях жизненного цикла общества, акцентировали исторические связи благотворительности и религиозности. Для анкеты благотворительность определена как безвозмездные занятия (в том числе трудовые), направленные на общественную пользу или оказание материальной помощи неимущим. Эти занятия могут иметь неорганизованную или организованную форму.
Религиозная благотворительность – это логическая сумма благотворительности, осуществляемой религиозной организацией, с благотворительностью, осуществляемой религиозно мотивированным индивидуумом. Применение логической суммы необходимо для преодоления возможного разрыва между наличием религиозной мотивации у лиц, не идентифицирующих себя как членов религиозной организации, и отсутствием религиозной мотивации у не-которых членов религиозной организации. Формы религиозной благотворительности классифицируются по основанию вероучения на авраамические, дхармические и т.д. с дальнейшим делением этого понятия вплоть до православной формы.
В статье формулируется концептуальный замысел тематического номера издания, обосновывается укрупнённая проблематика связки «религия – молодёжь» в мире Современности и даётся обзор вошедших в номер исследовательских статей.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- БелГУ
- Регион
- Россия, Белгород
- Почтовый адрес
- 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
- Юр. адрес
- 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
- ФИО
- Полухин Олег Николаевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- Info@bsu.edu.ru
- Контактный телефон
- +7 (472) 2559809
- Сайт
- https:/bsuedu.ru