Понятие и формы благотворительности изменялись на протяжении истории. Авторы выделили и классифицировали определения благотворительности в бытовом и научном контекстах, рассмотрели формы благотворительности на разных стадиях жизненного цикла общества, акцентировали исторические связи благотворительности и религиозности. Для анкеты благотворительность определена как безвозмездные занятия (в том числе трудовые), направленные на общественную пользу или оказание материальной помощи неимущим. Эти занятия могут иметь неорганизованную или организованную форму.
Религиозная благотворительность – это логическая сумма благотворительности, осуществляемой религиозной организацией, с благотворительностью, осуществляемой религиозно мотивированным индивидуумом. Применение логической суммы необходимо для преодоления возможного разрыва между наличием религиозной мотивации у лиц, не идентифицирующих себя как членов религиозной организации, и отсутствием религиозной мотивации у не-которых членов религиозной организации. Формы религиозной благотворительности классифицируются по основанию вероучения на авраамические, дхармические и т.д. с дальнейшим делением этого понятия вплоть до православной формы.
Идентификаторы и классификаторы
Исследовать благотворительность актуально по нескольким причинам. Во первых, она неизменно важна для общества на разных этапах его развития. Во вторых, она разнообразна в своих проявлениях и может действовать на различных масштабах социальной реальности.
Список литературы
- Аберкромби Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер; пер. с англ. И.Г. Ясавеева под ред. С.А. Ерофеева. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2004. – 620 с.
- Алексенцева Н.В. Благотворительность в программах социального управления // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012. №3. С. 40–42.
- Андронова Ю.Э. Благотворительность в оценках предпринимателей: вариативность смыс-лов // Вестник Поволжского института управления. 2016. №2 (53). С. 100–105.
- Антонов Е.Н. Благотворительность в Рос-сии: основные проблемы и пути решения // Изве-стия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 63-1. С. 20–22.
- Анучин О.И. Благотворительность как ме-ханизм передачи высших ценностей (на примере г.о. Тольятти) // Теория и практика общественного развития. 2015. №24. С. 105–107.
- Березина Е.М. Благотворительность в кон-тексте социально-культурной практики // ВЕСТ-НИК Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2010. №4 (24). С. 54–60.
- Библия. Книги Священного Писания Вет-хого и Нового Завета. М., 2010. 1690 с.
- Боридель Дж.К. Благотворительность и ротарианство в России: взгляд извне // Проблем
- управления в социальных системах. 2010. №3. С. 38–50.
- Буданцева С.В. Развитие благотворитель-ной деятельности в России // Вестник Тамбов-ского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. №2. С. 56–61.
- Быков А.А. Благотворительность как социокультурный феномен: генезис идей и практик // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2012. №1(17). С. 5–10.
- Васильева Е.Г. Благотворительность как объект историко-социологического анализа (ме-тодологический аспект) // Вестник Волгоград-ского государственного университета. Сер. 7, Фи-лос. 2013. №2. С. 67–78.
- Васильева Е.Г. Тенденции и перспектива институциональной благотворительности в Рос-сии // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Филос. 2016. №1. С. 59–64.
- Воробьева Н.В. Благотворительность: взгляд студенческой молодежи // Вестник Ом-ской православной духовной семинарии. 2019. №1. С. 164–166.
- Давыдов С.Г., Логунова О.С. Потенциаль-ные благотворители в сегменте помощи пожи-лым артистам как социальные акторы и коммуни-каторы // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2016. №4. С. 80–98.
- Демяхина Е.В. Генезис традиций благотво-рительности в России // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2016. №2. С. 46–51.
- Джери Д. Большой толковый социологиче-ский словарь. Том 1 (А-О). – М.: Вече, АСТ, 1999. 544 с.
- Елютина М.Э., Андронова Ю.Э. Практики благотворительности в оценках предпринимате-лей: гендерный аспект // Известия высших учеб-ных заведений. Поволжский регион. Обществен-ные науки. 2016. №3 (39). С. 121–129.
- Иванова Т.Н. Мотивационная основа бла-готворительности населения: когортные разли-чия // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. №1(26). С. 156–160.
- Кравченко С.А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь. М.: Астрель, АСТ, Транзиткнига, 2004. 511 с.
- Краснопольская И.И., Чернышева М.В., Корнеева И.Е., Солодова Г.С. Роль религии в денежной благотворительности воцерковлен-ных жертвователей: на примере прихожан мос-ковских приходов // Мир России. 2021. №2. С. 123–145.
- Кублицкая Е.А., Лебедев С.Д. К анализу религиозной ситуации в Белгородской области // Мир науки. Социология, филология, культуроло-гия. 2022. №3. [Электронный ресурс]. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/46SCSK322.pdf (дата обра-щения: 07.10.2022).
- Кублицкая Е.А., Лебедев С.Д. Религиозная ситуация в Белгородской области (мониторинго-вые исследования) // Социально-гуманитарные знания. 2019. №6. С. 160–180.
- Ларионова Т.П. Благотворительная дея-тельность в российских регионах: цели и инструменты координации // Ученые записки Казан-ского государственного университета. 2009а. №151-5-2. С. 19–30.
- Ларионова Т.П. Благотворительность и милосердие в социальных учениях конфессиональных организаций в России (на примере Республики Татарстан) // Ученые записки Казанского университета. 2011. №153-5. С. 150–158.
- Ларионова Т.П. Государственное регулирование благотворительной деятельности: анализ регионального законодательства // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2009б. №4. С. 52–60.
- Литвинова Л.В., Левин С.С. Благотвори-тельность / Православная энциклопедия [Элек-тронный ресурс]. URL: https://www.pravenc.ru/text/149333.html (дата об-ращения: 07.10.2022).
- Мекумянова Ч.Н. Программа социологиче-ского исследования методом опроса экспертов «Спонсорство и благотворительность в Респуб-лике Саха (Якутия): специфика понятий, состоя-ние, проблемы и перспективы развития» // Гума-нитарные, социально-экономические и обще-ственные науки. 2014. №12-1. С. 201–206.
- О благотворительной деятельности и доб-ровольчестве (волонтерстве): Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ (в ред. от 14.07.2022) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_law_7495/ (дата обра-щения: 07.10.2022).
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеоло-гических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова М.: Азбуковник, 1998 944 с.
- Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. Социологи-ческий словарь. М.: Норма, 2008. 608 с.
- Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. Социологи-ческий словарь. М.: Норма, Инфра-М, 2010. 608 с.
- Осипов Г.В. Социологический энциклопе-дический словарь. – М.: ИНФРА-М, НОРМА, 1998. 488 с.
- Паршакова Ю.А. Благотворительность как объект социологического исследования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015а. №2. С. 143–145.
- Паршакова Ю.А., Суханова А.Ю. Благо-творительность как форма социального обмена // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015б. №2. С. 145–148.
- Петрова А.В. Благотворительность как со-циально-ролевое взаимодействие: теория и исто-рия процесса: автореф. дис. … канд. соц. наук. Екатеринбург, 2003. 23 с.
- Пешкова Н.Н. Гражданское общество в мо-тивации благотворительной деятельности населе-ния // Власть. 2013. №5. С. 148–151.
- Позднякова Ж.С. Российская благотвори-тельность: конфликт интересов // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. №12. С. 145–148.
- Попова Н.В., Попова Е.В. Благотворитель-ность как фактор формирования нравственных норм молодежи // Образование и наука. 2018. №10. С. 139–155.
- Ракитина А.Ю. Благотворительность как механизм нивелирования социального неравен-ства // Вестник Московского Университета. Се-рия 18. Социология и политология. 2014. №4. С. 261–274.
- Рыбальченко М.Б., Иксанов М.Ш. Институциализация благотворительности как социального института современного российского обще-ства // Auditorium: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. №1. С. 61–76.
- Ситников А.В. Православие, институты власти и гражданского общества в России. СПб, 2012. 248 с.
- Соколов А.В., Власова А.А. Благотвори-тельность в системе гражданской активности рос-сиян // Власть. 2014. №12. С. 56–61.
- Тихонов А.В. Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь. М.: КРАСАНД, 2015. 480 с.
- Тупаева А.С. Благотворительность и её об-раз глазами общественности Республики Татар-стан // Вестник экономики, права и социологии. 2012. №1. С. 356–359.
- Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983.– 840 с.
- Фольц Ф., Фольц Ф. Благотворительность в технологическом обществе: от милостыни к кор-порации // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 8, Науковедение: Реферативный журнал. 2011. № 3. С. 37–42.
- Циткилов П.Я. История социальной ра-боты: учеб. пособие для студ. вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 448 с.
- Шарков И.Г. Перспективы развития и ин-новатизация практик благотворительной деятельности Русской православной церкви при участии российских некоммерческих организаций // Гуманитарий Юга России. 2019. №3. С. 149–156.
- Шарков И.Г. Социальное партнерство гос-ударства и Русской православной церкви как фак-тор развития благотворительной деятельности // Гуманитарий Юга России. 2018. №2. С. 233–241.
- Явон С.В. Благотворительная деятельность и Добровольческое движение в Самарской обла-сти // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. №1. С. 115–118.
- Яковлева О.К. Благотворительное поведе-ние как форма социального активизма в России // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. №4. С. 614–621.
- Яковлева О.К. Благотворительность как со-циальная форма деятельности в контексте развития университетского образования // Вестник Вятского государственного университета. 2014.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В 21 веке движения в защиту окружающей среды, прав животных и сексуальных меньшинств выглядят автономными друг от друга, но на самом деле являются эле-ментами новой религии – планетаризма. Эта зелёная религия под лозунгом «Спаси Планету!» переросла секуляризацию и неоязычество. В планетаризме есть свои пророки, догмы, соборы, концепция времени (четыре стадии: благой исток, появление зла, появление истины, воссоединение с благом), апологетика и другие религиозные характеристики. Внедрение ценностей и этики планетаризма, которые несовместимы с традиционными религиями, порождает конфликты.
Известный немецкий социолог, автор концепции ускорения и резонанса Хартмут Роза разработал оригинальную версию «Социологии отношения к миру», или, как он её также называет, «Социология резонанса» или «Новая критическая теория». В своих публичных выступлениях на социально-политические, теологические темы, с критикой условий жизни, ускорения, «глухого мира», кризисов современности (демократии, экологии, психологии), в социально-педагогических и социально-философских исследованиях он постоянно обращается к необходимости резонансного отношения к миру в условиях отчужденного и безмолвного мира. При этом автор концепции подвергается критике за «мессианский», «метафизический» и «теологический» характер концепции. Данная статья посвящена рассмотрению ключевых аспектов социологии отношения к миру Хартмута Розы, таких как концепция ускорения, социология отношения к миру, отчуждения и критика позднего модерна. С другой стороны, предпринимается попытка проанализировать критику данной концепции с позиций социологической теории.
В статье представлены результаты специально проведённого эмпирического исследования особенностей ценностно-смыслового самоопределения работающих студентов в период дистанционного обучения. Показано, что в условиях существующей практики обучения в вузе ценностно-смысловое самоопределение студентов характеризуется конфликтной двухвершинной мотивационной направленностью личности без явного преобладания духовно-нравственных (гуманистических) и эгоистически-престижных (прагматических) ценностей.
В статье рассматривается проблема религиозности молодёжи и факторов, оказывающих влияние на её формирование. Актуальность данной темы связана с возрастанием роли религии среди населения России, в том числе, среди молодёжи. В то же время характерная для религиозности молодёжи хаотичность и неопредёленность требует социологического изучения. В статье представлены результаты социологического исследования по выявлению факторов, оказывающих влияние на религиозность студентов г. Москвы. Исследование показало, что более значимыми для современной молодёжи являются факторы, связанные с институтом семьи и СМИ. Взаимодействие в семье путем обсуждения религиозных практик, совместное проведение религиозных праздников и т.д. оказывают решающее воздействие на уровень религиозности молодых людей, их отношение к церкви и поведенческие религиозные практики повседневности. При этом СМИ являются для молодёжи основным источником информации о религии, в том числе о молитвах. В то же время выявлено, что факторы, связанные с институтами образования и религиозными организациями, оказывают меньшее влияние на религиозность современной молодёжи.
В статье исследуется внешний вид христианина на примере молодёжи пятидесятнической и баптистской церквей. В ходе данного исследования была выбрана и применена качественная методология в целях детального рассмотрения проблемы. Применяется следующий инструментарий: методы кейс-стадис, полуструктурированное интервью, метод включенного наблюдения. Данные инструменты предоставили возможность не только детализированного изучения проблематики, но также позволили познакомиться с мировоззрением прихожан, их включённостью в современный мир, изобилующий множественностью феноменов и факторов, противоречащих как личной нравственности воцерковлённой молодежи, так и тому, что транслирует Священное Писание. В результате делается вывод о том, что внешний вид современного христианина имеет некоторые отличия от внешнего вида светского человека, хоть и не всегда явно выраженные. Внешний облик прихожан регламентируется не довлеющими правилами извне, а скорее их внутренней нравственностью, благочестием и Священным Писанием.
Механизмы общественно-политической социализации выступают инструментом включения молодёжи в общественные отношения. Религия продолжает сохранять влияние на формирование ценностно-мировоззренческих установок молодых людей, несмотря на тенденции секуляризации, а также размытость и неопределенность религиозного мировоззрения современной молодёжи. Расширение использования горизонтальных форм цифровой самоорганизации и сетевых практик затрагивает не только светские, но и религиозные институты. В рамках сетевых структур начинают формироваться свои особые субкультуры. Появляются новые формы общественного участия со значительной долей религиозных ценностей. В то же время подобные сообщества могут использоваться многими политическими и международными факторами как инструмент решения конкретных политических и идеологических задач. В условиях социальной нестабильности и аномии подобная религиозность может трансформироваться в религиозный скептицизм или радикализм, что требует адекватной реакции со стороны государства с учётом современных реалий.
В статье на основании обобщения данных качественных социологических исследований – открытой групповой дискуссии и включённого наблюдения – выявляются основные социальные технологии и функции православного молодежного активизма в аспекте воздействия на личность его участников и социальную среду их деятельности. Объектом исследования служит православный молодежный клуб «Феникс» (Республика Мордовия) в качестве инновационного социального проекта, преследующего одновременно цели вовлечения молодежи в общественную деятельность за счет формирования кругов единомышленников и её воцерковления в форме социального обмена. Основной социальный эффект участия его деятельности характеризуется как возможность получить уникальные знания и навыки в обмен на индоктринацию и дисциплину. Взаимоотношения православных молодежных активистов в своем кругу и со священнослужителями на уровне прихода и благочиния в основном характеризуются взаимопониманием, установкой на сотрудничество и общением на равных вне богослужения.
В статье рассмотрены основные теоретические подходы к исследованию религиозности, сложившиеся как в западной социологии, так и в отечественной. В качестве базиса социологического исследования уровня и глубины религиозности современной молодежи была использована трёхстадийная модель. На первой стадии при реализации данной модели был выявлен сдвиг в сторону значительного увеличения числа равнодушных к религии, неверующих и воинствующих атеистов среди представителей поколения Z. Преобладает выбор двух самых массовых для Бурятии конфессий, православия и буддизма. Соотношение конфессионального выбора /его отсутствия с обозначенной мировоззренческой позицией показывает непоследовательность и эклектичность представлений молодежи. На втором этапе были рас-смотрены данные о соотношении религиозной, конфессиональной самоидентификации и реальной культовой практики на примере двух параметров: соблюдение религиозных праздников и участие в религиозных обрядах. Данные опроса показали, что число не соблюдающих религиозные праздники меньше, чем число неверующих и атеистов, однако многие отмечают их без религиозной мотивации. Около половины всех опрошенных, вне зависимости от уровня подготовки, не участвуют ни в каких обрядах. Очень противоречивые суждения в целом у молодежи о роли религии в современном обществе. На третьем этапе исследования в целях выявления меры влияния мировоззренческих позиций, религиозной и конфессиональной самоидентификации на повседневную жизнь было рассмотрено отношение к проблеме безнадзорных животных. Распределение ответов подтвердило гипотезу о преобладании внеконфессиональных респондентов в негуманных стратегиях («усыплять» и «убивать»). В то же время данный этап требует своего дальнейшего развертывания, углубления через использование качественных методов. Полученные результаты были осмыслены с позиций психологических особенностей возрастной категории, а также общих характеристик для поколения Z.
В статье рассматриваются отдельные воззрения на проблему возрастного фактора религиозного обращения российских мыслителей и исследователей: Феофана (Говорова), М. А. Олесницкого, Д. М. Угриновича, А.Г. Петровой, В. Г. Безрогова, Л. П. Ипатовой, Т. А. Фолиевой. Представлена научная рефлексия таких аспектов возрастного фактора религиозного обращения, как: возрастные границы религиозного обращения; значимость детского и подростково-юношеского периодов в процессе религиозного обращения; влияние особенностей подростково-юношеского периода на процесс религиозного обращения. Подчёркивается кризисное и амбивалентное влияние подростково-юношеского периода на процесс религиозного обращения. Описываются возможные траектории личностного религиозного выбора в подростково-юношеский период: утрата детской религиозности, переход в другую конфессию или религию, обретение религиозной веры и интенсификация религиозной преданности. Рассматриваются духовно-нравственные риски и ресурсы подростково-юношеского периода религиозного обращения в православие. Указывается необходимость эмпирических исследований социально-психологических и социокультурных факторов личностного религиозного выбора в подростково-юношеский период.
В статье формулируется концептуальный замысел тематического номера издания, обосновывается укрупнённая проблематика связки «религия – молодёжь» в мире Современности и даётся обзор вошедших в номер исследовательских статей.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- БелГУ
- Регион
- Россия, Белгород
- Почтовый адрес
- 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
- Юр. адрес
- 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
- ФИО
- Полухин Олег Николаевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- Info@bsu.edu.ru
- Контактный телефон
- +7 (472) 2559809
- Сайт
- https:/bsuedu.ru