Обеспеченность общественным транспортом Белгородской агломерации как фактор устойчивого развития (2024)
В статье проведено исследование города Белгорода и его пригородов на предмет обеспеченности селитебных пространств маршрутами общественного транспорта. Целью статьи является отражение сложившегося положения общественного транспорта в разных частях селитебной зоны Белгорода и районирование селитебной зоны по степени вовлечённости в маршрутную сеть города. Задача исследования заключается в картографировании маршрутов общественного транспорта и сопоставлении численности маршрутов, проходящих через конкретную селитебную территорию, для оценки степени вовлечённости данной территории в маршрутную сеть города. Число маршрутов определяет возможность перемещения в разные части города и пригорода. Проведены параллели между спроловой застройкой пригородов американских городов и современной застройкой частного сектора в Белгороде. Обозначены недостатки сформированной селитебной застройки с точки зрения устойчивого развития и экологизации поселения. Составлены карты маршрутной сети общественного транспорта города, на тематической карте отражена интенсивность движения автобусов на разных участках дорожной сети. Дана оценка влияния плотности населения на степень обеспеченности автобусными маршрутами горожан. Проведено районирование селитебной территории города по степени доступности общественным транспортом. Определена численность населения, проживающего в условиях разной степени доступности общественного транспорта. Территории с высокой степенью обеспеченности общественным транспортом можно считать в большей степени соответствующими концепции устойчивого развития. Около 23,1 % населения города живут в условиях доступности общественного транспорта низких и ниже среднего.
Идентификаторы и классификаторы
В современных городах остро стоит проблема автомобилизации. С одной стороны,
автомобиль – это комфортное средство передвижения для горожанина, с другой стороны,
использование автомобиля несёт множество издержек для города: необходимость обеспе-
чивать парковочные места, строительство крупных автомагистралей, способных вместить
дневной автомобильный трафик, экологические издержки от выхлопных газов [Niglio,
Comitale, 2015; Гришаева и др., 2018].
Список литературы
Гришаева Ю.М., Матанцева О.Ю., Спирин И.В., Савосина М.И., Ткачева З.Н., Васин Д.В. 2018.
Устойчивое развитие транспорта в городах России: опыт и актуальные задачи. Юг России:
экология, развитие, 13 (4): 24–46. https://doi.org/10.18470/1992-1098-2018-4-24-46.
Дорохов Р.А., Синицын Н.А. 2020. Спрол в России: рост и структурная трансформация
пригородов Белгорода. Известия Российской академии наук. Серия географическая, 84(2):
191–206. https://doi.org/10.31857/S2587556620020053.
Зубаревич Н.В. 2010. Города как центры модернизации экономики и человеческого капитала.
Общественные науки и современность, 5: 5–19.
Нотман О.В. 2021. Концепция 15-минутного города как основа устойчивой модели развития
мегаполиса в условиях современных рисков. Урбанистика, 3: 73–85.
https://doi.org/10.7256/2310-8673.2021.3.35086.
Разенков П.И., Корнилов А.Г. 2023. Дифференциация плотности населения в пределах крупного города для выявления уровня антропогенной нагрузки (на примере Белгорода). Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Науки о Земле, 23(3): 168–175.
https://doi.org/10.18500/1819-7663-2023-23-3-168-175.
Разенков П.И., Лопина Е.М., Шульгин В.М., Жидких Д.В. 2021. Функционально-планировочное зонирование города как инструмент социально-экономического развития и геоэкологической оценки. Московский экономический журнал, 10: 73–86. https://doi.org/10.24412/2413-046Х-2021-10629.
Трейвиш А.И. 2016. Сельско-городской континуум: судьба представления и его связь с
пространственной мобильностью населения. Демографическое обозрение, 3(1): 52–70.
https://doi.org/10.17323/demreview.v3i1.1763.
Чугунова Н.В., Полякова Т.А., Лихневская Н.В. 2013. Развитие системы городского расселения Белгородской области. География и природные ресурсы, 1: 112–118.
Чугунова Н.В., Полякова Т.А., Морковская Д.Н., Ткачев Е.В. 2023. Поляризация пространства
староосвоенного региона как фактор «сжатия». На материалах Белгородской области.
Региональные геосистемы, 47 (2): 226–237. https://doi.org/10.52575/2712-7443-2023-47-2-226- 237.
Anas A., Lindsey R. 2011. Reducing Urban Road Transportation Externalities: Road Pricing in Theory and in Practice. Review of Environmental Economics and Policy, 5(1): 66–88.
https://doi.org/10.1093/reep/req019.
Cervero R. 2014. Transport Infrastructure and the Environment in the Global South: Sustainable Mobility and Urbanism. Jurnal Perencanaan Wilayah dan Kota, 25(3): 174–191.
https://doi.org/10.5614/jpwk.2015.25.3.1.
Donchenko V., Kunin Y., Ruzski A., Barishev L., Trofimenko Y., Mekhonoshin V. 2016. Estimated
Atmospheric Emission from Motor Transport in Moscow Based on Transport Model of the City.
Transportation Research Procedia, 14: 2649–2658. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2016.05.423.
Garau C., Masala F., Pinna F. 2016. Cagliari and Smart Urban Mobility: Analysis and Comparison.
Cities, 56(1): 35–46. https://doi.org/10.1016/j.cities.2016.02.012.
Moreno C., Allam Z., Chabaud, D., Gall C., Pratlong F. 2021. Introducing the “15-Minute City”:
Sustainability, Resilience and Place Identity in Future Post-Pandemic Cities. Smart Cities, 4(1):
93–111. https://doi.org/10.3390/smartcities4010006.
Niglio R., Comitale P.P. 2015. Sustainable urban mobility towards smart mobility: The case study of Bari area,Italy. TeMA Journal of Land Use, Mobility and Environment, 8(2): 219–234.
https://doi.org/10.6092/1970-9870/3009.
Oueslati W., Alvanides S., Garrod G. 2015. Determinants of Urban Sprawl in European Cities. Urban Studies, 52(9): 1594–1614. https://doi.org/10.2139/ssrn.2397141.
Stawiarska E., Sobczak P. 2018. The Impact of Intelligent Transportation System on the Sustainable Growth of Passenger Transport in EU Regions. Sustainability, 10(5): 1318.
https://doi.org/10.3390/su10051318.
Pinna F., Masala F., Garau C. 2018. Urban Policies and Mobility Trends in Italian Smart Cities.
Sustainability, 9: 494. https://doi.org/10.3390/su9040494.
Pojani D., Stead D. 2015. Sustainable Urban Transport in the Developing World: Beyond Megacities.
Sustainability, 7: 7784–7805. https://doi.org/10.3390/su7067784.
Yigitcanlar T., Fabian L., Coiacetto E. 2008. Challenges to Urban Transport Sustainability and Smart Transport in Atourist City: The Gold Coast. The Open Transportation Journal, 2(1): 29–46.
https://doi.org/10.2174/1874447800802010029.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рассмотрены вопросы использования пространства в трансформационной модели российской экономики. Подчеркивается, что это понятие вмещает в себя значительно больше смыслов, чем обычно вкладывают в него отдельные авторы и составители официальных документов. Пространство – еще среда обитания, качество жизни, экологическое состояние, этническая родина, а также геополитические и геостратегические интересы федеративного государства. Отстаивается многомерность определения модернизации с идентификацией многих критериев, включая пространственный. Анализируется содержание стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года, во многом ориентированной на западные рынки. Уточнение смысла понятий «пространство» и «модернизация» сопровождается увязкой этих категорий с конкретной территорией. В связи с новой геостратегической ситуацией и реализацией идеи «Восточного поворота» привлекается внимание к процессу создания в Сибири и на Дальнем Востоке территорий опережающего развития (ТОР) для привлечения внешних инвестиций, ускоренного развития экономики и улучшения жизни населения. Географическая близость России и Китая, а также во многом совпадающие их геополитические интересы, способны стать мультипликатором эффективности такого освоения.
В статье дан анализ степени изученности и разработанности тематики геоэкологической оценки лесных территорий на примере основных направлений исследований геосистем Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – региона, обладающего значительным природно-ресурсным потенциалом, важной составной частью которого являются его лесные и нефтегазовые ресурсы. Приведены результаты анализа публикационной активности по теме геоэкологической оценки и оптимизации лесных ландшафтов, роли рационального лесопользования и лесоуправления в контексте устойчивого развития региона. Основой для проведённого исследования явились результаты поисковых запросов по количеству проиндексированных в системах научного цитирования публикаций и авторефераты на соискание учёных степеней кандидатов и докторов наук. По результатам анализа сделаны выводы об актуальности и разнонаправленности тематики геоэкологической оценки лесных территорий в целом, и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – в частности, а также о стабильно высокой заинтересованности сообщества научных исследователей темой геоэкологической оценки территории.
Хорошо освоенная территория Окско-Донской равнины, в пределах которой расположена Тамбовская область, служит одним из важнейших районов аграрного производства страны. С точки зрения экологически устойчивого функционирования агроландшафтов, занимающих большую часть области, а также ответственного управления земельными ресурсами, актуальна задача комплексной оценки земельного фонда региона. В статье представлены результаты морфометрического анализа рельефа двух муниципальных округов на северо-западе Тамбовской области. Инструментами ГИС-приложений построена цифровая модель рельефа с пространственным разрешением ячейки 30 м, составлены гипсометрическая карта, морфометрические карты крутизны, экспозиции склонов, эрозионного потенциала рельефа (LS- фактора). Для территорий изученных муниципальных округов рассчитаны средневзвешенные значения абсолютной высоты, уклона, LS-фактора, а также степень вертикального и горизонтального расчленения рельефа. Исследованные территории северо-запада Тамбовской области отличаются равнинным рельефом с преобладающими уклонами местности менее 0,5°, слабой расчленённостью и малыми значениями оценок эрозионного потенциала. Результаты работы могут найти применение при организации рационального землепользования, картографированные значения морфометрических характеристик могут стать первичными материалами для проектирования адаптивно-ландшафтных систем земледелия на региональном уровне. Данные об эрозионном потенциале рельефа будут использованы для расчётов эрозионных потерь почвы от талой, дождевой, ирригационной эрозии.
Военная деятельность наносит огромный вред экологическому состоянию окружающей среды. Особое место в данном случае занимают военные полигоны, на которых испытывается и применяется огромное количество различного оружия. Поэтому для оценки экологического ущерба и планирования мероприятий по регенерации почвенного покрова актуальна разработка новых подходов к прогнозированию развития экологической ситуации на территориях объектов военной деятельности. Существующие методы и нормативы непригодны для оценки экологической безопасности почв при воздействии нескольких факторов, оказывающих влияние на их деградацию. В данном случае под деградацией почв понимается трехмерное изменение рельефа территории с вариациями по глубине не более 10 м (воронки от взрывов) и ее геохимическое загрязнение. В основу методики положена модифицированная рекуррентная модель Ферхюльста, используемая в разных областях знаний для описания систем динамического хаоса. Для оценки и прогноза состояния экологических систем используется понятие, предложенное авторами ранее, – геоэкологическая энтропия, которая изменяется в интервале [0, 4] и определяет уровень их устойчивости в диапазоне от 0 до 1. Методика
апробирована на участке типичного авиационного полигона в Центральном федеральном округе. Показано, что его многофакторная экологическая безопасность в целом находится на низком уровне (компенсируемый экологический кризис). Сделан прогноз развития экологической ситуации на полигоне на ближайшие 30 лет. Даны рекомендации по проведению реабилитации почвенного покрова авиационного полигона. Цель настоящего исследования – построение методики оценки физической и химической деградации почв в результате военных действий.
Цель исследований – изучение изменений тропосферных содержаний NO2, SO2 и CO на территории Беларуси, измеряемых с помощью космической съемки. По результатам съемки спутника Sentinel-5P TROPOMI (зима и лето 2022 года) получены усредненные концентрации над городами, особо охраняемыми природными территориями и для Беларуси в целом. Установлены значительные сезонные колебания содержаний NO2, SO2 и CO. Зимой средние и медианные концентрации SO2 выше летних в 23,77 и 17,9 раза соответственно; NO2 – в 3,35 и 2,69 раза, CO – в 1,16 и 1,17 раза. Содержание NO2 над городами выше, чем над особо охраняемыми природными территориями в 1,2 раза. В летний период наибольшие концентрации NO2 наблюдались над Гомелем, Гродно, Брестом, Минском, Речицей, Светлогорском; в зимний период – над Минском, Гомелем, Новополоцком, Витебском. Концентрации SO2 характеризуются сильной пространственно-временной изменчивостью. Концентрации SO2 и СО над городами и ООПТ близки и статистически значимо от фона не отличаются.
В статье отражены результаты мониторинга несанкционированных карьеров на территории муниципальных образований Белгородской области, чему уделено особое внимание при реализации основных направлений экологической политики региона. Рассмотрено несколько методов проведения мониторинга для подобных исследований, в том числе дистанционные методы, такие как дистанционное зондирование и беспилотная съёмка. По результатам исследований определены карьеры, требующие проведения рекультивации. С использованием ГИС-технологий данные несанкционированные карьеры нанесены на карту. Проанализирована динамика правонарушений в сфере недропользования за период с 2019 по 2023 год. В ходе анализа установлено, что количество правонарушений в данной сфере продолжает расти, штрафы в связи с введёнными ограничениями на осуществление надзорных мероприятий в отношении субъектов предпринимательской деятельности уменьшаются. Среди муниципальных образований региона есть лидеры по количеству правонарушений в сфере незаконной добычи недр, которые удерживают свои позиции на протяжении нескольких лет. Существующие меры ответственности являются недостаточными и не решают проблему не только незаконного пользования недрами, но и в том числе проблему проведения рекультивации земель, нарушенных несанкционированной разработкой карьеров.
В статье рассмотрены вопросы, связанные с уровнем современного социально- экономического развития и потенциалом поселений. Объектом исследования являются муниципальные поселения и населенные пункты Камчатского края. Камчатский край является отдаленным субъектом РФ от основной западной части страны. Это слабоосвоенный регион с очаговым типом расселения, слабой транспортной инфраструктурой и обладает неблагоприятными природно-климатическими условиями для проживания и освоения территории. Муниципальные поселения и их населенные пункты были поделены на 3 группы в зависимости от их экономико-географического расположения. Каждая из этих групп имеет различия в факторах развития и потенциале своих поселений (населённых пунктов), что сказывается на их уровень социально-экономической развитости. Наиболее развитыми поселениями являются приморские и прибрежные, которые специализируются на добыче и переработке морских биоресурсов. Менее развитыми являются континентальные поселения – для них природно-ресурсный фактор играет меньшую роль. Отдельно выделяются пригородные поселения Петропавловска-Камчатского, потенциал которых зависит от развития данного города. В целом потенциал поселений слабоосвоенного региона более зависим от использования природно-ресурсной базы территории и природно-ресурсный фактор является ключевым для развития большинства поселений.
В работе рассматривается рельеф Ленинградской области как основа рекреационного природопользования с позиции рекреационно-геоморфологических исследований. На основании характеристик рельефа определяются возможные для реализации рекреационные занятия, рассчитывается рекреационно-геоморфологический потенциал и проводится рекреационно- геоморфологическое районирование как пространственное распределение данного показателя. Объектом исследования выступает рельеф Ленинградской области, предметом – его рекреационный потенциал. По результатам исследования стало возможным выделение трех рекреационно-геоморфологических районов: Северного, Западного и Восточного. Наибольшим георазнообразием обладает Северный район, благодаря чему на его территории возможна реализация большого числа рекреационных занятий. Западный район обладает потенциалом к лечебной рекреации. Потенциал Восточного района заключается в спортивной и познавательной рекреации.
Целью данной статьи, является оценивание возможности развития туризма в горных частях Газах-Товузского экономического района. В результате исследования установлено, что исследуемые районы обладают большим туристическим потенциалом, состоящим из природных и историко-культурных туристических ресурсов. Показано, что природные условия и природные ресурсы исследуемых районов благоприятствуют в развитии некоторых видов туризма, таких как экотуризм, лечебно-оздоровительный, спортивный, горнолыжный, событийный, этнографический и историко-культурный туризм. В ходе проведенного анализа установлено, что развитие туризма может сыграть ведущую роль в социально-экономическом развитии Гедабекского и Товузского районов. В качестве источника использовались статистические показатели, полученные от Государственного Статистического Комитета Азербайджана, материалы Фондовых трудов Института географии, а также различные литературные материалы. В исследовании использовались системные, оценочные и статистические методы. При росте экономических показателей гостиниц и аналогичных средств размещения в Газах-Товузском экономическом районе и Товузском районе в течение 2015–2022 годов в Гедабекском районе наблюдалось снижение статистических данных по некоторым параметрам, таким как число ночлегов, предоставленных лицам, размещенных в гостиницах и численность размещенных лиц. Основная причина этого в том, что туристический потенциал Гедабекского района еще не полностью использован. Предложенную методику, при наличии данных о природных и историко-культурных ресурсах, возможно, использовать для изучения развития туризма в других районах Газах-Товузского экономического района.
В статье представлены результаты анализа релокации юридических фирм в России в 2016–2023 гг. Релокация (миграция) компании понимается как изменение адреса регистрации.
Исследование основано на открытых данных Федеральной налоговой службы (ФНС России), преобразованных в панельный геопривязанный табличный набор данных. Методы анализа – описательная статистика, статистический тест Фишера, картографирование, визуализация данных. Показано, что релокация юридических фирм в России – редкое явление. Как правило, компании перемещаются на небольшое расстояние (10–50 км). Две трети организаций мигрируют в пределах субъекта федерации. Малые предприятия меняют адрес статистически значимо чаще, чем микропредприятия. Пространственная картина релокаций разнообразная и не характеризуется чёткими тенденциями. Москва лидирует по оттоку фирм, а Московская область – по их притоку. Центростремительная и центробежные тенденции примерно уравновешивают друг друга по числу перемещающихся фирм и работников, но по движению доходов преобладает центростремительная.
Издательство
- Издательство
- БелГУ
- Регион
- Россия, Белгород
- Почтовый адрес
- 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
- Юр. адрес
- 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
- ФИО
- Полухин Олег Николаевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- Info@bsu.edu.ru
- Контактный телефон
- +7 (472) 2559809
- Сайт
- https:/bsuedu.ru