РЕГИОНАЛЬНЫЕ ГЕОСИСТЕМЫ
Архив статей журнала
В статье дан анализ степени изученности и разработанности тематики геоэкологической оценки лесных территорий на примере основных направлений исследований геосистем Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – региона, обладающего значительным природно-ресурсным потенциалом, важной составной частью которого являются его лесные и нефтегазовые ресурсы. Приведены результаты анализа публикационной активности по теме геоэкологической оценки и оптимизации лесных ландшафтов, роли рационального лесопользования и лесоуправления в контексте устойчивого развития региона. Основой для проведённого исследования явились результаты поисковых запросов по количеству проиндексированных в системах научного цитирования публикаций и авторефераты на соискание учёных степеней кандидатов и докторов наук. По результатам анализа сделаны выводы об актуальности и разнонаправленности тематики геоэкологической оценки лесных территорий в целом, и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – в частности, а также о стабильно высокой заинтересованности сообщества научных исследователей темой геоэкологической оценки территории.
В статье проведено исследование города Белгорода и его пригородов на предмет обеспеченности селитебных пространств маршрутами общественного транспорта. Целью статьи является отражение сложившегося положения общественного транспорта в разных частях селитебной зоны Белгорода и районирование селитебной зоны по степени вовлечённости в маршрутную сеть города. Задача исследования заключается в картографировании маршрутов общественного транспорта и сопоставлении численности маршрутов, проходящих через конкретную селитебную территорию, для оценки степени вовлечённости данной территории в маршрутную сеть города. Число маршрутов определяет возможность перемещения в разные части города и пригорода. Проведены параллели между спроловой застройкой пригородов американских городов и современной застройкой частного сектора в Белгороде. Обозначены недостатки сформированной селитебной застройки с точки зрения устойчивого развития и экологизации поселения. Составлены карты маршрутной сети общественного транспорта города, на тематической карте отражена интенсивность движения автобусов на разных участках дорожной сети. Дана оценка влияния плотности населения на степень обеспеченности автобусными маршрутами горожан. Проведено районирование селитебной территории города по степени доступности общественным транспортом. Определена численность населения, проживающего в условиях разной степени доступности общественного транспорта. Территории с высокой степенью обеспеченности общественным транспортом можно считать в большей степени соответствующими концепции устойчивого развития. Около 23,1 % населения города живут в условиях доступности общественного транспорта низких и ниже среднего.