В статье анализируется процесс формирования представительных органов власти в арабских монархиях Персидского залива − членов региональной организации ССАГЗ. Автор дает представление о схожих чертах, присущих их политическим системам, а также об особенностях каждой из рассматриваемых стран, определявшейся уровнем ее политического развития и темпами модернизации. Представительные органы в этих государствах также различаются в зависимости от предоставленных им полномочий, а также их состава. В статье также рассматривается электоральный процесс в этой группе арабских государств. Особое внимание было уделено выборам и деятельности парламента в Бахрейне и Кувейте как наиболее продвинутых в политическом развитии арабских монархий региона Залива.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- УДК
- 32. Политика
Государства — члены Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) имеют много общих черт в своей политической системе. Правитель является представителем правящей семьи, легитимировавшей свое положение в структуре политической власти опорой на исторические обстоятельства, связанные со становлением их государственности. Договор между представителями правящей семьи и племенами, которых они брали под свою защиту, был той основой, которая обеспечила власть правящей семьи, закрепленной в конституционных текстах, принятых после обретения государствами политической независимости, или же в период ускоренной модернизации (в случае Омана и Саудовской Аравии). Во всех государствах-членах, являющихся монархиями, были созданы органы представительной власти.
Список литературы
1. Мелкумян Е. С. Разделенное общество Бахрейна и перспективы его консолидации // Политическая наука. 2016. № 1.
2. The Constitution of the State of Kuwait. Kuwait. 1962.
3. Katzman K. CRS Report for Congress. Bahrain Reform, Security and US Policy. Updated. 17.10.2008.
4. Katzman K. The United Arab Emirates (UAE): Issues for US Policy. Congressional Research Service. Report for Congress. 17.10.2013.
5. Khuri F. Tribe and State in Bahrain. L., 1986.
6. The Middle East and North Africa. 2005.
7. Qatar // The Middle East and North Africa 1994. Europa 1994.
8. United Arab Emirates Yearbook. 2003.
9. Катар. Аль-Китаб ас-санавий 1989-1990. (Катар. Ежегодник 1989-1990 г.) Доха, 1991.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В течение первого года президентства Джо Байдена американо-северокорейский диалог продолжает оставаться в состоянии затянувшейся паузы, так и не обретя выхода из переговорного тупика 2019 г. Однако к началу 2022 г. стало очевидно, что ситуация начинает приобретать черты, характерные для намечающегося обострения. Сохраняющиеся жесткие санкции, ковидные ограничения, зависимость от внешней помощи, а также незавершенность переговоров с США не могут устраивать северокорейские власти, что побуждает их инициировать продолжение диалога. Однако США в текущий момент явно не готовы идти на уступки и отказываться от своей позиции, что вынуждает Пхеньян вернуться к продолжению работ по совершенствованию своего ракетного потенциала.
В статье рассматривается история создания тюркской общины в Японии в качестве феномена, повлиявшего на развитие японо-турецких отношений. Предпосылкой ее образования явились сложившиеся исторические условия первой половины ХХ в., когда в Японии были популярны паназиатские идеологические идеи. Руководствуясь собственными политическими целями, правительство Японии проводило политику, ориентированную на союз азиатских и мусульманских народов, и выступало в поддержку ислама и радикализации в регионе исламских группировок. Анализируется деятельность представителей тюрко-татарской эмиграции на Дальнем Востоке Абдуррашида Ибрагимова, М. Г. Курбангалиева и Гаяза Исхаки.
В статье рассматриваются особенности борьбы японских властей с пандемией COVID-19, в период 2020−2021 гг. Авторы отмечают, что она проходила в два этапа: на первом этапе — с 2019 до начала Токийской Олимпиады-2020 в июле 2021 г. Япония выделялась среди других мировых держав с минимальными показателями по числу летальных исходов от COVID-19, что вызывало немалое удивление во многих странах мира и стимулировало желание последних проанализировать причины такого развития там пандемического процесса. И второй этап охватывал период проведения самой Олимпиады-2020 и время после нее, когда в Японии за сутки фиксировалось максимальное за все время пандемии число заболеваний коронавирусом, достигавшее 20 тыс. инфицированных, что следовало из официальных данных на правительственном сайте, посвященном результатам течения COVID-19 в стране. Успехи японских властей в борьбе с COVID-19 на первом этапе ее распространения были обусловлены как рядом случайных факторов, так и рядом объективных причин. К последним японские ученые, а также специалисты из других стран относили индивидуальные особенности японской нации, ее национальные традиции, генетический иммунитет японцев к восприятию штамма коронавируса COVID-19. Японские власти на этом этапе отказывались следовать рекомендациям ВОЗ и не проводили массовое тестирование городского населения на COVID- 19: по данным на конец 2020 г., только 0,27% всех жителей страны сделали тесты на ПЦР (с использованием полимеразной цепной реакции). В Токио до 1 сентября 2021 г. действовал режим чрезвычайной ситуации. Впрочем, несмотря на неблагоприятное развитие эпидемической ситуации в Японии в 2021 г., нельзя отрицать, что в этой стране борьба с эпидемией оказалась намного эффективнее, чем в большинстве других развитых стран мира.
В статье рассматриваются особенности японо-американского стратегического партнерства и его влияние на внешнюю политику Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Внимание уделяется японо-китайским и японо-корейским отношениям, политике США в отношении Китая, Южной и Северной Кореи, перспективам развития японо-американского военно-политического союза.
На проведенных 1 ноября 2021 г. в ЮАР местных выборах депутатов законодательных и муниципальных собраний всех уровней во всех провинциях страны правящий Африканский национальный конгресс (АНК) впервые в 27-летней истории постапартеидной демократии не сумел получить поддержку большинства избирателей (46% голосов). На местном, муниципальном, уровне власти наиболее наглядно проявляется коррупционное разложение и криминально-клановое перерождение аппарата правящей партии, «материализующееся» в бесхозяйственности, деградации инфраструктуры, кризисе энерго- и водоснабжения, дефиците расхищенных средств на общественные нужды, пренебрежении жизнью, здоровьем, безопасностью сограждан, предельно низком качестве различных общественных служб и услуг, росте бедности и безработицы. Несмотря на потери и очевидное разочарование избирателей, снижающуюся поддержку от выборов к выборам, провал практически всех программ экономического и инновационного развития, АНК пока остается ведущей политической силой в стране. Основная оппозиционная партия — Демократический альянс — сохранила большинство в Кейптауне, в других крупных центрах предстоит формирование коалиций. Правящая партия потеряла большинство в крупных мегаполисах, сохраняя преимущество в основном в малых городах и сельских районах. Очевидный вотум недоверия избирателей делает проблематичным сохранение АНК парламентского большинства на предстоящих общенациональных выборах 2024 г., тем более, что партия глубоко погрязла в межфракционных и коррупционных скандалах и склоках и не демонстрирует способности к консолидации и самоочищению.
Статья посвящена одной из сложных тем в парламентской практике Пакистана — разработке и принятию поправок к Конституции на фоне политической борьбы правящей коалиции под руководством Пакистанской партии Справедливости (ППС), возглавляемой премьер-министром И. Ханом и альянсом одиннадцати оппозиционных партий — Демократическим Движением Пакистана. Автор «раскрывает» секреты традиций депутатов и сенаторов для продвижения на законодательном уровне своих целей. Жесткая позиция антиправительственных партий блокировала многие законодательные инициативы в 2018−2021 гг., в частности принятие 26-й поправки к конституции, предусматривавшей процедуру открытого голосования на выборах в законодательные и исполнительные органы власти и предоставление гражданам Пакистана, проживающим за рубежом, права отдать свой голос с использованием электронных машин.
В статье исследуются основные события, последствия и результаты 10-летнего сирийского кризиса. Автор обращает особое внимание на исторические предпосылки, вызвавшие эти события в Сирии, уделяя особое внимание актуальным политическим, социальным, экономическим, этническим, идеологическим, региональным и международным измерениям сирийского кризиса, основанным на историческом контексте. Автор исследует перспективы урегулирования конфликта политическими, а не военными инструментами, стремясь принять во внимание новые тенденции в развитии сирийского кризиса. Большое внимание уделяется политике и действиям основных региональных и международных игроков в сирийском кризисе. Автор отмечает ключевую роль России в урегулировании сирийского кризиса и предпринимаемые нашей страной усилия по восстановлению основных институтов сирийского государства. Автор считает, что, несмотря на всю сложность этого кризиса, мир в Сирии вполне возможен. Многое зависит от политической̆ воли и готовности к взаимным компромиссам между ключевыми внутренними и внешними участниками на поле сирийского кризиса.
Статья акцентирует внимание на наиболее важных аспектах внешних и внутренних проблем, с которыми Ливан сталкивается в последние годы. Необходимость преодоления архаичных религиозных обычаев и жесткой конфессиональной структуры, пронизывающей государство сверху донизу, диктуется системным кризисом в экономике, политике и социальной сфере. В настоящее время Ливан активно ищет новые пути выхода из кризисного состояния и нестабильности к построению современного светского и успешного государства.
После прихода к власти в Турции Партия справедливости и развития (ПСР) отношения Турции и Египта прошли ряд этапов. С устранением от власти в Египте М. Мурси ПСР лишилась важного союзника на Ближнем Востоке, это привело к обострению турецко-египетских отношений. Новый виток ухудшения отношений наблюдается из-за противоречий двух стран по решению проблем в Восточном Средиземноморье и Ливии. Вместе с тем в последние годы, несмотря на углубление кризиса в отношениях двух стран, наблюдалась активизация торгово-экономического сотрудничества. С 2021 г. отмечается стремление Турции восстановить связи с Египтом, и первые шаги уже сделаны.
Пандемия COVID-19 нарушила сравнительно устойчивую социально-экономическую ситуацию, преобладавшую в Марокко в течение двух последних десятилетий. Объявленный властями локдаун вызвал резкую остановку многих видов экономической активности. После первоначальных усилий по преодолению начального этапа пандемии, правительство страны перешло к корректировке долгосрочной стратегии развития, нацеленной на ликвидацию макроэкономических и структурных дисбалансов.
Нефтеэкспортирующие страны, входящие в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), стоят перед проблемой восстановления и стабилизации национальных экономик от последствий пандемии COVID-19. В ССАГПЗ уже давно осуществляемые стратегии экономической диверсификации в сторону повышения доли ненефтяных источников государственных доходов и образования ВВП должны получить новый импульс в их реализации. Пандемия COVID-19 усилила воздействие на экономики стран ССАГПЗ ряда глобальных факторов, таких как колебания на мировом рынке нефти, борьба изменениями климата, внедрение энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии, препятствия для роста секторов, важных для ненефтяной диверсификации стран ССАГПЗ, таких как туризм, авиация, коммерческая деятельность (выставки, ярмарки и другие ее формы), авиация. Стратегии восстановления экономик стран ССАГПЗ должны сочетать как участие в борьбе за стабилизацию рынка нефти и цен на нефть, так и решительное ускорение диверсификации финансов и экономических структур.
В статье исследуется период после военного конфликта 2020 г. между Арменией и Азербайджаном, который выявил противоречивые аспекты во взаимоотношениях этих стран с основными мировыми и региональными акторами. На современном этапе правительство Армении имеет амбициозную повестку демократических реформ, решительно настроено на претворение их в жизнь и надеется на содействие международных партнеров как стимула для их успешной реализации. Анализ внутри- и внешнеполитической жизни страны выявляет некоторые противоречивые аспекты в деятельности армянского правительства.
Молниеносное распространение сетевых коммуникаций в самых разных слоях населения с начала второго десятилетия XXI века сделало мировое информационно-культурное пространство доступным миллиардам пользователей мобильных устройств по всему миру, а дополнительное наличие молниеносного автоматического перевода «достроило» новую Вавилонскую башню. Пребывание в ней стирает зыбкую грань между прямым и экранно опосредованным восприятием жизни, делает ее кибернетически уязвимой. С распространением глобальной пандемии, опасной для жизни больших групп населения, происходит не только позитивное, но и негативное размежевание сознания, в частности, делящее индивидов на сторонников и противников вакцинирования и использования средств индивидуальной защиты. Более высокий уровень ощущения личной и общей нестабильности глубоко деформирует психологические связи с миром в самых разных регионах планеты и начинает все заметнее проявляться во всех сферах общественной жизни.
Результатами пандемии коронавируса и принятых против нее мер, в частности, локдауна, стали снижение ВВП, падение доходов значительных слоев населения на фоне роста цен, в особенности на продукты питания, рост безработицы, в том числе среди молодежи, ухудшение положения многих развивающихся стран. В целом локдаун и пандемия оказали крайне негативное влияние на экономику большинства стран, последствия пандемии уже назвали «коронакризисом». Пандемия стала фактором усиления социальной и политической нестабильности по всему миру, в том числе и в афро-азиатских странах.
Издательство
- Издательство
- ИВ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 107031, Москва, ул. Рождественка, д.12
- Юр. адрес
- 107031, Москва, ул. Рождественка, д.12
- ФИО
- Аликберов Аликбер Калабекович (Директор)
- E-mail адрес
- inf@ivran.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6254262
- Сайт
- https:/www.ivran.ru