ЛИЧНЫЕ ИСТОРИИ И НАРРАТИВЫ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ СОВРЕМЕННОСТИ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ (2024)
В современном научном знании повышается внимание к языку и его потенциалу. Вышедшие на первый план вследствие лингвистического поворота личные истории и нарративы позволили исследователям сфокусироваться вокруг новых репрезентативных возможностей и эвристических граней в восприятии, объяснении и структурировании социокультурной реальности. Вполне правомерно говорить об осознании значимости повествований в жизнедеятельности, сосредоточенных не в специализированных текстах, но в обыденном языке. Кроме этого, следует констатировать, что в современных условиях акценты смещаются именно на перформативную природу личностного конструирования и моделирования действительности в самых различных сообществах. Стало быть, структурный и функциональный потенциал личных историй и нарративов перманентно расширяется. Настоящая статья посвящена рассмотрению личных историй и нарративов в современных реалиях. Автор фиксирует активную нарративизацию научного знания, сосредоточиваясь на репрезентативных возможностях этих социальных феноменов и проводя дифференциации между нарративами как таковыми, выражающими авторское осмысление каких-либо фактов через призму своего жизненного опыта и их последующее изложение, и личными историями как рассказами ментальных субъектов непосредственно о своих жизненных событиях. На основе анализа различных подходов уточнены сущностные характеристики рассматриваемых социальных феноменов. В работе также изучены стадии формирования личных историй и нарративов. В заключение подведены итоги исследования.
Идентификаторы и классификаторы
Активно осуществляемая нарративизация знания проходит в связи с учетом детерминационных и объяснительных возможностей обозначенных когнитивных объектов, создаваемых ментальными субъектами. Для нас отличие нарративов от личных историй состоит в том, что первый из феноменов – это, по сути, любое повествование, осуществляемое через личностное переосмысление каких-либо хроник или событий, в которых автор мог вовсе не находиться физически, например, расстановка акцентов на произошедших в эпоху модерна фактах и их изложение. В свою очередь, личная история всегда непосредственно связана с жизнедеятельностью самого рассказчика. Через аналитику личных историй и нарративов весьма удобно схватываются предпочтения авторов по восприятию, структуризации, сохранению и транслированию знаний об окружающей действительности в форме вербальных сообщений, позволяющих создавать определенный мир, в котором одновременно репрезентированы и драматургия происходящего с человеком, и реализуемые ими коммуникативные интенции. Таким образом, изучение историй и нарративов открывает возможности к пониманию функционирования различных наук и областей знания через учет их повествовательной природы. В рамках обществоведения нарративизацию одним из общепринятых вариантов раскрытия ее сути полагает перенос исследовательского интереса с анализа объективных социальных явлений на осмысление субъективности. Так, в реалиях современной общественной жизни индивидуальные судьбы и интерпретации сознания любого человека, предстающего как совокупность текстов, напрямую указывают на неизбежность наличия множественных, а вполне возможно, и на допущение существования ошибочных трактовок текста, как и на признание влияния личных историй и нарративов на моделирование практик и реалий повседневности [7].
Список литературы
- Божков О.Б. Биографии и генеалогии: ретроспективы социальнокультурных трансформаций // Социологический журнал. 2001. № 1. С. 74–87.
- Брокмейер И., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. № 3. С. 29–42.
- Готлиб А.С. Нарративный поворот // Международный журнал исследований культуры. 2013. № 1 (10). С. 9–14.
- Женетт Ж. Фигуры. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. 472 с.
- Иовва Н.И. Нарративные ресурсы публицистического высказывания:
Дисс. … канд. филол. наук. Воронеж, 2019. 162 с. - Козлов А.С. Некоторые свойства поведения исторического нарратива в
современности // Документ. Архив. История. Современность. Материалы VII
Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. С. 296–301. - Крокинская О.К. Слово как единица повествования. Познавательные
возможности дискурса и нарратива в социологической анкете // Международный журнал исследований культуры. 2013. № 1 (10). С. 15–29. - Лехциер В.Л. Нарративный поворот и актуальность нарративного разума // Международный журнал исследований культуры. 2013. № 1. С. 5–8.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.
384 с. - Пилюгина Е.В. Нарративное прочтение истории: ретроспектива и перспектива // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2016. № 6. С. 89–93.
- Потамская В.П. Проблема исторического нарратива в англоамериканской аналитической философии истории: Автореферат дисс. … канд.
филос. наук. Москва, 2018. 23 с. - Равочкин Н.Н. Лингвистический поворот: социально-философский потенциал // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2018. № 8. С. 70–74.
- Рикер П. Время и рассказ: в 2 т. М.; СПб.: Унив. книга, 2000. Т. 1. 313 с.
- Салиева Л.К. Нарративный анализ. История и современность. Сферы
приложения // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление
(государство и общество). 2012. № 3. С. 116–128. - Сыров В.Н. К вопросу о нарративной природе социальной реальности
и эпистемологическом статусе исторического нарратива // Вестник Томского
государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2009.
№ 3 (7). С. 39–52. - Сыров В.Н. Нарратив в историческом познании: о перспективах использования нарратологии // Философия. Журнал Высшей школы экономики.
- Т. 4, № 3. С. 113–135.
- Сыров В.Н. Тема нарратива в современной западноевропейской философии истории // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2000. № 7 (23). С. 14–18.
- Теребков А.С. К вопросу о трактовке феномена нарратива в современном гуманитарном знании. Сущность и истоки // Омский научный вестник.
- № 3 (109). С. 114–117.
- Томпсон П. Голос прошлого. Устная история. М.: Весь Мир, 2003. 368 с.
- Томпсон П. Гуманистическая традиция и жизненные истории в Польше
// Биографический метод. История, методология, практика. М.: Институт социологии РАН, 1994. 147 с. - Троцук И.В. Нарратив как междисциплинарный методологический
конструкт в современных социальных науках// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2004. № 1 (6). С. 41–53. - Троцук И.В. Нарративный анализ в социологии (Возможности практического применения): Автореферат дисс. … канд. соц. наук. Москва, 2005. 24 с.
- Троцук И.В. Теория и практика нарративного анализа в социологии.
М.: Уникум-центр, 2006. 207 с. - Тюпа В.И. На пути к исторической нарратологии // Новый филологический вестник. 2020. № 3 (54). С. 32–54.
- Тюпа В.И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса
(«Архиерей» А.П. Чехова). Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. 58 с. - Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.
- Fludernik M. Towards a «Natural» Narratology. London: Routledge. 1996.
454 p. - Framosi R Narrative analysis - or why (and how) sociologists should be interested in narrative // Annual Review of Sociology. 1998. Vol. 24. P. 517–554.
- Silverman D. Doing qualitative research. London: Sage publications, 2006.
395 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рассматривается проблематика понимания смерти в культурной антропологии Эрнеста Беккера. Анализируются исторические предпосылки и особенности его творчества. Показано, что вся существующая культура действует как фабрика по отрицанию смерти и биологической тварности человека. Установлено, что в условиях падения веры в Бога и строительства земного Рая человек может спасти себя от ужаса смерти в стремлении к божественности, трансгрессии и созданию индивидуального проекта бессмертия в творчестве.
Рассматриваются представления К. Скиннера - одного из самых известных представителей интеллектуальной истории Кембриджской школы. Отмечается, что для Скиннера любое осознанное высказывание подразумевает под собой не только определенный смысл, но и иллокутивную силу, понимание которой эквивалентно пониманию основных намерений, двигавших автором текста. Указывается, что истинное историческое понимание, по Скиннеру, состоит в изучении намерений автора текста посредством анализа лингвистического контекста.
В статье рассматривается феномен меланхолии как особенный способ человеческого бытия во времени. Психоаналитический ракурс Фрейда и Лакана, исследовавших данное явление, предлагает специфическое рассмотрение устройства психического пространства: Я и интроецированный объект желания/утраты, процесс, похожий на скорбь, но невозможный для её работы. В контексте работы проводится последовательный сравнительный анализ подходов к меланхолии Фрейда и Лакана. Выявляются существенные черты их исследовательских стратегий. Проблематизируются и обсуждаются их выводы в плане значимости и эвристических возможностей.
В статье рассматривается полемика, развернувшаяся между Н.А. Бердяевым и Г.П. Федотовым - двумя мыслителями русского зарубежья. Главным образом эта дискуссия интересна тем, что она произошла между идейно близкими представителями христианского персонализма. В центре внимания оказываются две статьи седьмого номера журнала «Новый град» (1933): критическая Н.А. Бердяева и ответная со стороны Г.П. Федотова. Концептуальной точкой разрыва стала проблематика капитализма и либеральной свободы. Однако подробный анализ данной полемики приводит к тому, что это было не просто ситуативное разногласие, а принципиально отличные друг от друга взгляды по ряду фундаментальных вопросов. Особое же внимание отводится проблематике культуры как производству Социального, которая подробно раскрывается в контексте спора.
В статье через призму цивилизационной историософии Н.Я. Данилевского рассматривается проблема «европейничания», актуальная как для России XIX века, так и для нашей современности. Цивилизационная историософия Н.Я. Данилевского и ее базовые принципы - множественности и разнообразия культурно-исторических типов, невозможности сведения мировой истории к германо-романскому типу и др. - интерпретируются в качестве мировоззренческого основания современной модели многополярного мира. При этом анализируемая проблематика фокусируется на России в плане ее вовлеченности в мировой исторический процесс, взаимодействия с цивилизацией Запада, преодоления веками тормозившей ее развитие «болезни европейничания». Рассматриваются проблемы взаимоотношений России и Европы, причины враждебности западного мира по отношению к нашей стране, намечаются пути будущего развития России в качестве самобытного славянского культурно-исторического типа.
Цель статьи - на примере лекций российского историка-медиевиста Т.Н. Грановского, прочитанных в Московском университете в середине XIX в., рассмотреть возможность синтеза исторических фактов и мифов. С социокультурной точки зрения миф представлен как живой источник прошлого, помогающий погрузиться в изучаемую эпоху. В историческом повествовании Грановского обнаружена возможность гармоничного сочетания фактов и мифов. Сделан вывод о том, что столь разные источники не противоречат друг другу, а наоборот, взятые воедино, производят на выходе особый исследовательский эффект - симбиоз научно-критического и «живого» знания. Для наглядности в первой статье представлен исторический портрет Жанны д’Арк, вышедший из-под пера Грановского.
Исследуется трансляция мифов в эстетической коммуникации в современном обществе на примере фэнтезийной повести современной русской писательницы Елены Хаецкой «Летающая Тэкла» (2007). Научная значимость работы заключается в решении вопроса о способности жанра фэнтези сохранять традицию в информационном пространстве, транслирующем идеи трансгуманизма и отказа от христианской антропологии. Методология исследования основана на структурно-семантическом анализе литературных произведений и коммуникативном подходе к художественным произведениям в философии культуры. В работе показано, что образы леса и дороги в фэнтезийной повести Хаецкой сохраняют связь с ритуалом инициации, отмеченную Владимиром Проппом. Испытания в ходе пути делают героя свидетелем конфликта двух систем ценностей: бессмертная жизнь идеального тела без души и смысла или короткая тяжелая жизнь искалеченного тела, одухотворенного любовью к людям. Этот конфликт решается с позиций христианской антропологии. В работе показано, что русское фэнтези может транслировать архаичный инициационный миф и христианские антропологические идеи, что практически значимо для сохранения православной культуры в информационном пространстве, параметры которого задаются западной цивилизацией.
Авторы статьи доказывают, что человек с множественной идентичностью не способен к гармоничному существованию. По мнению авторов, такой человек страдает от своей неспособности к примирению как с самим собой, так и со своим оппонентом в дискуссии. Выход из этой ситуации видится авторам статьи в ориентации на ценностную установку диалогичности. Следствием этой ориентации должно стать сглаживание внутриличностных противоречий и научение вести агональный диалог с оппонентом.
В статье в рамках гендерного подхода рассмотрены компоненты социальной, экономической, политической программы постреволюционного российского государства, оказавшие влияние на трансформацию женской идентичности в советский период. Проанализирована специфика и динамика данных трансформационных процессов. Сделаны выводы о фактической нецелесообразности и нереализуемости идеи абсолютного равенства полов в нашем обществе, однако названы и конструктивные итоги попыток ее воплощения.
Новый этап развития естественных наук и связанной с ними медицины, приходящийся на начало XIX в., и общесоциальные тенденции к обособлению детства, а тем самым всего периода биологического роста, меняют и культурные практики, и культурный семиозис. Формируется культурное поле нового медицинского праксиса, ориентированного на детский и юношеский возраст, развитие соответствующего сегмента когнитивного пространства и семиотического поля. Обособление детской медицины происходит параллельно с освоением новой темы в искусстве, особенно в литературе. Эффект обращения планов позволяет не только рассматривать семиотические отображения этого рода как иллюстрации, созданные благодаря языкам культуры, но и использовать такой художественный дискурс для создания интерпретационных рамок, нужных для рецепции текстов. Оба варианта семиотических отношений используются в дискурсе культурной антропологии.
В статье рассматриваются проблемы, связанные с «сетевыми эффектами» глобализации. Показано их влияние на генезис и динамику развития «сетевого» терроризма. Отмечается, что сетевые исследования по времени совпали с исследованием процессов глобализации. В постиндустриальном обществе сеть имеет статус системы, лежащей в основе коммуникационных процессов, представляя собой результат эффективной структуризации социальных воздействий в общественном пространстве. Сетевой принцип характеризует построение современного социокультурного пространства. В настоящее время для терроризма характерна такая особенность, как форма сети, облегчающая руководителям террористических структур управление и взаимодействие между её членами. В террористической сети руководители группировок обезличены. В современных условиях не обязательна личная связь между членами этих групп, так как она может осуществляться через сети. Сетевые структуры терроризма явились следствием глобализации. Такая сеть, имеющая общепланетарный характер, имеет в своей основе террористическую идеологию. Она как система не регулируется и не контролируется государством, имеет жѐсткую в организационном плане структуру. Сетевая структура представляет собой в настоящее время новый феномен - «сетевой» терроризм, который можно отнести к деструктивной составляющей общего понятия «сетевая культура». Статья констатирует, что масштабная децентрализация террористических объединений во многом усложняет борьбу с ними.
Статья посвящена позиционированию философии в современном мире, где активно протекают процессы цифровизации общества. Обосновываются изменения концептуальных философских исследований под воздействием цифровой трансформации в условиях использования интернет-коммуникаций и цифровых ресурсов. Установлено, что, несмотря на цифровые новации, философское миропонимание является смыслонесущим элементом в системе научных знаний. Философский взгляд на применение цифровых технологий в обществе структурирует новые этические и моральные ценности, сохраняя при этом инварианты сложившихся традиций человеческого бытия.
Рассматриваются две стратегии образовательной деятельности: одна - вестернизация подготовки неофитов с игнорированием императивов национальных культур и отображающих их державных интересов; другая - модернизация, оптимизация аутентичных национальных моделей образовательных систем с учетом диспозиций «почвы». Показывается недееспособность приоритетов поддерживаемого либерально-рыночными кругами Болонского процесса в качестве основы перестройки отечественной высшей школы. В опоре на значительный практический материал делается вывод: институт образования, готовя к жизни, не конкурирует, а взаимодействует с иными общесоциальными институтами: семьей, религией, бизнесом и др.
В статье рассмотрено влияние изменений геополитической, техногенной и социокультурной реальности начала XXI века на характер войн и применение международного гуманитарного права (право вооруженных конфликтов). Проанализированы проблемы определения и классификации нетрадиционных войн, а также специфические особенности таких войн, включая их трансграничный характер и участие вооруженных негосударственных субъектов. Выявлены основные характеристики нетрадиционных войн и их отличие от традиционных войн, а также проблемы в классификации вооруженных конфликтов на основе Женевских конвенций. Отмечено, что нетрадиционные войны плохо вписываются в предложенную международным гуманитарным правом классификацию и что стандартные нормы и ценности, регулирующие взаимоотношения между нациями, подвергаются переосмыслению из-за войн нетрадиционного типа. Доказано, что в нетрадиционных войнах даже собственные граждане могут стать мишенями в рамках информационной войны. Сделан вывод о том, что существует необходимость переосмысления основ, на которых строятся наши правовые и моральные системы, особенно в свете сложностей классификации нетрадиционных войн.
В статье показаны негативные тенденции развития международной и военно-политической обстановки, влияющие на обеспечение безопасности Союзного государства. Конфликтная среда развития Беларуси и России обусловливает приоритетное внимание к системе безопасности Союзного государства и его военной составляющей. Показаны основные цели военной политики Беларуси и направления ее коалиционной составляющей. Акцентируется внимание, что в целях обеспечения военной безопасности Союзного государства необходимо понимать диалектику интересов государства и угроз им в военной сфере. Рассмотрены основные характеристики доминирующих способов противоборства: ментальная, гибридная и прокси-война, а также цветная революция. Сделан вывод о важности развития и изучения теории войны, дальнейшего совершенствования военной сферы национальной безопасности как приоритете сохранения государства в условиях нарастания военного насилия.
Система координат мира объединяет предельные динамические равновесия его вещей. Она определяется через равновесные взаимодействия конкретной вещи с окружающей средой, уровнем ее структурного равновесия и областью соответствующих ритмов. Естественное состояние вещи является неравновесным, и связаться со своими предельными равновесиями она может только через границы равновесной части вещи и ее взаимодействий с тремя вышеупомянутыми областями: «границу-среды», «границу-уровня», «границу-ритма». Все эти границы являются внешними характеристиками равновесной части вещи в поле ее взаимодействий и обретают устойчивость только при достижении своего предельного состояния - системы координат мира на основе предельных динамических равновесий, где порядок и хаос оказываются разделенными. «Взгляд на мир» с точки зрения этой системы координат представляет собой фиксацию присутствия конкретной вещи. Носитель этого «взгляда» не человек с его сознанием, не наблюдатель, а «присутствователь», фиксирующий присутствие вещи в мире. Фиксацию такого присутствия может осуществить любая другая вещь с точки зрения взаимодействий, связанных с ее предельными равновесиями.
Рассматривается создание специальной теории относительности, как решение проблем классической физики. Основные положения эйнштейновской теории относительности представлены как логически взаимосвязанные постулаты. Показана их конвенциональная природа и конвенциональный характер специальной теории относительности, как любой трансцендентальной теории.
В современной философии науки не существует ни единого определения научной истины, ни универсального критерия истинности научных теорий. И это отнюдь не случайно. Дело в том, что в науке имеются качественно различные по своему содержанию области научного знания, качественно различные по своим предметам отдельные науки внутри одной и той же области науки, различные по своему содержанию и методам уровни научного знания в любой конкретной науке. Поэтому вполне естественно, что разные уровни научного знания представлены разными (по содержанию и методам своего обоснования) типами научных теорий. Для эмпирического уровня научного знания это феноменологические теории (эмпирические по своему содержанию). Для идеальных объектов теоретического уровня это логически доказательные, аксиоматические теории. Для метатеоретического уровня это теории парадигмального или общенаучного статуса. Очевидно, что для столь разных по содержанию и методам построения теорий не может существовать единых критериев их истинности. Поэтому для современной методологии науки одной из актуальных проблем является разработка соответствующих критериев истинности для разных типов теорий. Только такой подход может наилучшим образом соответствовать структурному и методологическому плюрализму современной науки.
Издательство
- Издательство
- ТВГУ
- Регион
- Россия, Тверь
- Почтовый адрес
- 170100, Тверская область, г. Тверь, ул. Желябова, д.33
- Юр. адрес
- 170100, Тверская область, г. Тверь, ул. Желябова, д.33
- ФИО
- Смирнов Сергей Николаевич (ВРЕМЕННО ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@tversu.ru
- Контактный телефон
- +7 (482) 2342452
- Сайт
- https://tversu.ru/