Рассматриваются две стратегии образовательной деятельности: одна - вестернизация подготовки неофитов с игнорированием императивов национальных культур и отображающих их державных интересов; другая - модернизация, оптимизация аутентичных национальных моделей образовательных систем с учетом диспозиций «почвы». Показывается недееспособность приоритетов поддерживаемого либерально-рыночными кругами Болонского процесса в качестве основы перестройки отечественной высшей школы. В опоре на значительный практический материал делается вывод: институт образования, готовя к жизни, не конкурирует, а взаимодействует с иными общесоциальными институтами: семьей, религией, бизнесом и др.
Идентификаторы и классификаторы
На фоне изложенного понятно рачительное, трепетное отношение наших вынужденных эмигрантов (времен конца гражданской войны – 1920 г., «философского парохода» – 1922 г.) к воспроизводству национальных корней через восстановление, поддержание, передачу отечественного национального образовательного процесса на чужбине. Знаменательны факты: в 1921 г. в одном лишь Стамбуле под эгидой земскогородского союза организовано 10 детских садов, 3 прогимназии, 10 начальных школ, 5 гимназий; частные учебные заведения – гимназия Нератовой, начальная школа Врангель; далее – школы-интернаты, гимназии в Бельгии, Франции, Харбине, русский университет в Праге (проработавший с 1923 по 1945 г.). Мобильности, свободе трудоустройства мешают ужесточение визового режима, ограничение перемещения в ЕС. Имеется в виду препятствование массовой миграции подготовленных и неподготовленных трудовых ресурсов из России на Запад; эфемерной социальной утилизации наших граждан (специалистов) положила конец оголтелая реакция руководства ЕС на февральское 2022 г. вынужденное решение России по проведению СВО на Украине. Что касается ассимиляции специалистов экстра-класса, проблем с обеспечением их импортации как не было (вспомнить казусы Зворыкина, Сикорского, апатридов «философского парохода», Уфимцева и др.), так и нет (казусы Гейма, Новоселова, Абрикосова и др.). (b) – во многом удалось, принимая во внимание не унификацию европейско (американско)-российского образовательного пространства, но (в том числе вопреки увещеваниям Каткова) системный демонтаж отечественных образовательных институтов вследствие бездумного копирования западных шаблонов, привнесения в их деятельность инородного элемента. Как результат – некомпенсированное падение качества национального образования с вынужденным «исходом» или деградацией профессионалов. Фактически культивируемое десятилетиями (советской истории) отечественное образование развалено, подорвана его системная, массовая основа.
Список литературы
- Асмолов А. Модернизация образования заставила готовить школу к
ребенку, а не ребенка к школе. // Российское образование 2004–2011: эпоха
перемен. Изд-во «МедиаЛайн», 2011. С. 9–11. - Барбер М., Доннелли К., Ризви С. Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция // Вопросы образования. 2013. № 3. С. 152–
Вахштайн В.С.1
3. Социальный капитал и адаптация населения к экономическим трудностям. [Электронный ресурс]. URC: http: //www. ranepa.ru/ images/News/2017-04/27-04-2017-opros. pdf. (дата обращения – 10.01.2024).
4. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 томах. Т. 5. Л: Наука, Ленингр.
отделение., 1973. 407 с.
5. Ильин В.В. Аксиология. 2-е издание. М.: Проспект, 2020. 190 с.
6. Ильин В.В. Российская империя. Отжившее и живое. М.: Проспект,
2023. 383 с.
7. Каверин К.Д. Наш умственный строй. Статья по философии русской
истории и культуры. М.: Правда, 1989. 653 с.
8. Катков М.Н. Наша учебная реформа. М.: изд. С.Н. Фишер, 1890. 167 с.
9. Коротневич В.И. История современной России 1991–-2003. СПб. Издво С.-Петерб. ун-та, 2004. 293 с.
10. Леонтьев К.Н. Записки отшельника. М.: Русская книга, 1992. 538 с.
11. Основные цели Болонского процесса. [Электронный ресурс]. URC: //
http://magistratura.rggu.ru/article.html?id=1020900ния – 10.01.2024).
12. Магун В.С., Руднев М.Г. Европейская ценностная типология и базовые
ценности россиян. [Электронный ресурс]. URC: http: //www. hsc.ru/data
2015/04/03/1096440477/Magun_Rudnev. pdf. (дата обращения – 10.01.2024).
13. Маркузе Г. Одномерный человек: исследование о идеологии развитого
индустриального общества. М.: АСТ, 2002. 526 с.
14. Сетницкий Н.А. Об идеале // Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 368 с.
15. Соловьев В.С. Соч. в 2 томах. Т. 1. М.: Мысль, 1988. 892 с.
16. Специализированная магистерская программа: иностранные языки.
Список компетенций. [Электронный ресурс].
URL:http://magistratura.rggu.ru/article.html?id=1020900. (дата обращения –
10.01.2024).
17. Трубецкой С.Н. Избранное. М.: Мысль, 1994. 816 с.
18. Флоренский П. Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное
искусство, 1996. 336 с.
19. Хабермас Ю. Модерн – незавершенный проект // Вопросы философии.
1992. № 4. С. 40–52.
20. Шеллинг Ф.В.Й. Лекции о методе университетского образования.
СПб.: Издательский дом «Mipb», 2009. 352 с.
21. Шлейермахер Ф. Из сочинения «Размышление об университете в
немецком смысле» // Университетская идея в Российской империи XVIII –
начала ХХ века: антология. М.: РОССПЭН, 2011. 527 с.
22. Buck-Morss S. Thinking Past Terror. Yslamism and Critical Theory on the
left. London; New York: verso, 2006.
23. Derrida J. Who’s Afraid of philosophy? Right to philosophy 1. Stanford
Univ. Press, 2002.
24. Foucault M. Power / Knouledge. New York: Pantheon Books, 1980.
25. Goethe Y.W. Samtlische werke. Bd. 33. Weimar, 1903.
26. Habermas J., Blazek Y. The Idea of the University: Learning Process // New
German Critique № 41. Special Issue on the critiques of the Enlightement. Spring –
Summer. 1987. P. 8–9.
27. Marcuse H. Negations: Essays in Critical Theory. London, 1970.
28. Marcuse H. The Individual in the Great Society. // Alternatives. 1966. V. 1. № 1–2.
29. Marcuse H. Towards a Critical Theory of Society. Collected Papers. № 2.
New York; Routledge, 2001.
30. Pareto V. Trattato di sociologica generalé. Mil., 1964. V. 1–2.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рассматривается проблематика понимания смерти в культурной антропологии Эрнеста Беккера. Анализируются исторические предпосылки и особенности его творчества. Показано, что вся существующая культура действует как фабрика по отрицанию смерти и биологической тварности человека. Установлено, что в условиях падения веры в Бога и строительства земного Рая человек может спасти себя от ужаса смерти в стремлении к божественности, трансгрессии и созданию индивидуального проекта бессмертия в творчестве.
Рассматриваются представления К. Скиннера - одного из самых известных представителей интеллектуальной истории Кембриджской школы. Отмечается, что для Скиннера любое осознанное высказывание подразумевает под собой не только определенный смысл, но и иллокутивную силу, понимание которой эквивалентно пониманию основных намерений, двигавших автором текста. Указывается, что истинное историческое понимание, по Скиннеру, состоит в изучении намерений автора текста посредством анализа лингвистического контекста.
В статье рассматривается феномен меланхолии как особенный способ человеческого бытия во времени. Психоаналитический ракурс Фрейда и Лакана, исследовавших данное явление, предлагает специфическое рассмотрение устройства психического пространства: Я и интроецированный объект желания/утраты, процесс, похожий на скорбь, но невозможный для её работы. В контексте работы проводится последовательный сравнительный анализ подходов к меланхолии Фрейда и Лакана. Выявляются существенные черты их исследовательских стратегий. Проблематизируются и обсуждаются их выводы в плане значимости и эвристических возможностей.
В статье рассматривается полемика, развернувшаяся между Н.А. Бердяевым и Г.П. Федотовым - двумя мыслителями русского зарубежья. Главным образом эта дискуссия интересна тем, что она произошла между идейно близкими представителями христианского персонализма. В центре внимания оказываются две статьи седьмого номера журнала «Новый град» (1933): критическая Н.А. Бердяева и ответная со стороны Г.П. Федотова. Концептуальной точкой разрыва стала проблематика капитализма и либеральной свободы. Однако подробный анализ данной полемики приводит к тому, что это было не просто ситуативное разногласие, а принципиально отличные друг от друга взгляды по ряду фундаментальных вопросов. Особое же внимание отводится проблематике культуры как производству Социального, которая подробно раскрывается в контексте спора.
В статье через призму цивилизационной историософии Н.Я. Данилевского рассматривается проблема «европейничания», актуальная как для России XIX века, так и для нашей современности. Цивилизационная историософия Н.Я. Данилевского и ее базовые принципы - множественности и разнообразия культурно-исторических типов, невозможности сведения мировой истории к германо-романскому типу и др. - интерпретируются в качестве мировоззренческого основания современной модели многополярного мира. При этом анализируемая проблематика фокусируется на России в плане ее вовлеченности в мировой исторический процесс, взаимодействия с цивилизацией Запада, преодоления веками тормозившей ее развитие «болезни европейничания». Рассматриваются проблемы взаимоотношений России и Европы, причины враждебности западного мира по отношению к нашей стране, намечаются пути будущего развития России в качестве самобытного славянского культурно-исторического типа.
Цель статьи - на примере лекций российского историка-медиевиста Т.Н. Грановского, прочитанных в Московском университете в середине XIX в., рассмотреть возможность синтеза исторических фактов и мифов. С социокультурной точки зрения миф представлен как живой источник прошлого, помогающий погрузиться в изучаемую эпоху. В историческом повествовании Грановского обнаружена возможность гармоничного сочетания фактов и мифов. Сделан вывод о том, что столь разные источники не противоречат друг другу, а наоборот, взятые воедино, производят на выходе особый исследовательский эффект - симбиоз научно-критического и «живого» знания. Для наглядности в первой статье представлен исторический портрет Жанны д’Арк, вышедший из-под пера Грановского.
Исследуется трансляция мифов в эстетической коммуникации в современном обществе на примере фэнтезийной повести современной русской писательницы Елены Хаецкой «Летающая Тэкла» (2007). Научная значимость работы заключается в решении вопроса о способности жанра фэнтези сохранять традицию в информационном пространстве, транслирующем идеи трансгуманизма и отказа от христианской антропологии. Методология исследования основана на структурно-семантическом анализе литературных произведений и коммуникативном подходе к художественным произведениям в философии культуры. В работе показано, что образы леса и дороги в фэнтезийной повести Хаецкой сохраняют связь с ритуалом инициации, отмеченную Владимиром Проппом. Испытания в ходе пути делают героя свидетелем конфликта двух систем ценностей: бессмертная жизнь идеального тела без души и смысла или короткая тяжелая жизнь искалеченного тела, одухотворенного любовью к людям. Этот конфликт решается с позиций христианской антропологии. В работе показано, что русское фэнтези может транслировать архаичный инициационный миф и христианские антропологические идеи, что практически значимо для сохранения православной культуры в информационном пространстве, параметры которого задаются западной цивилизацией.
В современном научном знании повышается внимание к языку и его потенциалу. Вышедшие на первый план вследствие лингвистического поворота личные истории и нарративы позволили исследователям сфокусироваться вокруг новых репрезентативных возможностей и эвристических граней в восприятии, объяснении и структурировании социокультурной реальности. Вполне правомерно говорить об осознании значимости повествований в жизнедеятельности, сосредоточенных не в специализированных текстах, но в обыденном языке. Кроме этого, следует констатировать, что в современных условиях акценты смещаются именно на перформативную природу личностного конструирования и моделирования действительности в самых различных сообществах. Стало быть, структурный и функциональный потенциал личных историй и нарративов перманентно расширяется. Настоящая статья посвящена рассмотрению личных историй и нарративов в современных реалиях. Автор фиксирует активную нарративизацию научного знания, сосредоточиваясь на репрезентативных возможностях этих социальных феноменов и проводя дифференциации между нарративами как таковыми, выражающими авторское осмысление каких-либо фактов через призму своего жизненного опыта и их последующее изложение, и личными историями как рассказами ментальных субъектов непосредственно о своих жизненных событиях. На основе анализа различных подходов уточнены сущностные характеристики рассматриваемых социальных феноменов. В работе также изучены стадии формирования личных историй и нарративов. В заключение подведены итоги исследования.
Авторы статьи доказывают, что человек с множественной идентичностью не способен к гармоничному существованию. По мнению авторов, такой человек страдает от своей неспособности к примирению как с самим собой, так и со своим оппонентом в дискуссии. Выход из этой ситуации видится авторам статьи в ориентации на ценностную установку диалогичности. Следствием этой ориентации должно стать сглаживание внутриличностных противоречий и научение вести агональный диалог с оппонентом.
В статье в рамках гендерного подхода рассмотрены компоненты социальной, экономической, политической программы постреволюционного российского государства, оказавшие влияние на трансформацию женской идентичности в советский период. Проанализирована специфика и динамика данных трансформационных процессов. Сделаны выводы о фактической нецелесообразности и нереализуемости идеи абсолютного равенства полов в нашем обществе, однако названы и конструктивные итоги попыток ее воплощения.
Новый этап развития естественных наук и связанной с ними медицины, приходящийся на начало XIX в., и общесоциальные тенденции к обособлению детства, а тем самым всего периода биологического роста, меняют и культурные практики, и культурный семиозис. Формируется культурное поле нового медицинского праксиса, ориентированного на детский и юношеский возраст, развитие соответствующего сегмента когнитивного пространства и семиотического поля. Обособление детской медицины происходит параллельно с освоением новой темы в искусстве, особенно в литературе. Эффект обращения планов позволяет не только рассматривать семиотические отображения этого рода как иллюстрации, созданные благодаря языкам культуры, но и использовать такой художественный дискурс для создания интерпретационных рамок, нужных для рецепции текстов. Оба варианта семиотических отношений используются в дискурсе культурной антропологии.
В статье рассматриваются проблемы, связанные с «сетевыми эффектами» глобализации. Показано их влияние на генезис и динамику развития «сетевого» терроризма. Отмечается, что сетевые исследования по времени совпали с исследованием процессов глобализации. В постиндустриальном обществе сеть имеет статус системы, лежащей в основе коммуникационных процессов, представляя собой результат эффективной структуризации социальных воздействий в общественном пространстве. Сетевой принцип характеризует построение современного социокультурного пространства. В настоящее время для терроризма характерна такая особенность, как форма сети, облегчающая руководителям террористических структур управление и взаимодействие между её членами. В террористической сети руководители группировок обезличены. В современных условиях не обязательна личная связь между членами этих групп, так как она может осуществляться через сети. Сетевые структуры терроризма явились следствием глобализации. Такая сеть, имеющая общепланетарный характер, имеет в своей основе террористическую идеологию. Она как система не регулируется и не контролируется государством, имеет жѐсткую в организационном плане структуру. Сетевая структура представляет собой в настоящее время новый феномен - «сетевой» терроризм, который можно отнести к деструктивной составляющей общего понятия «сетевая культура». Статья констатирует, что масштабная децентрализация террористических объединений во многом усложняет борьбу с ними.
Статья посвящена позиционированию философии в современном мире, где активно протекают процессы цифровизации общества. Обосновываются изменения концептуальных философских исследований под воздействием цифровой трансформации в условиях использования интернет-коммуникаций и цифровых ресурсов. Установлено, что, несмотря на цифровые новации, философское миропонимание является смыслонесущим элементом в системе научных знаний. Философский взгляд на применение цифровых технологий в обществе структурирует новые этические и моральные ценности, сохраняя при этом инварианты сложившихся традиций человеческого бытия.
В статье рассмотрено влияние изменений геополитической, техногенной и социокультурной реальности начала XXI века на характер войн и применение международного гуманитарного права (право вооруженных конфликтов). Проанализированы проблемы определения и классификации нетрадиционных войн, а также специфические особенности таких войн, включая их трансграничный характер и участие вооруженных негосударственных субъектов. Выявлены основные характеристики нетрадиционных войн и их отличие от традиционных войн, а также проблемы в классификации вооруженных конфликтов на основе Женевских конвенций. Отмечено, что нетрадиционные войны плохо вписываются в предложенную международным гуманитарным правом классификацию и что стандартные нормы и ценности, регулирующие взаимоотношения между нациями, подвергаются переосмыслению из-за войн нетрадиционного типа. Доказано, что в нетрадиционных войнах даже собственные граждане могут стать мишенями в рамках информационной войны. Сделан вывод о том, что существует необходимость переосмысления основ, на которых строятся наши правовые и моральные системы, особенно в свете сложностей классификации нетрадиционных войн.
В статье показаны негативные тенденции развития международной и военно-политической обстановки, влияющие на обеспечение безопасности Союзного государства. Конфликтная среда развития Беларуси и России обусловливает приоритетное внимание к системе безопасности Союзного государства и его военной составляющей. Показаны основные цели военной политики Беларуси и направления ее коалиционной составляющей. Акцентируется внимание, что в целях обеспечения военной безопасности Союзного государства необходимо понимать диалектику интересов государства и угроз им в военной сфере. Рассмотрены основные характеристики доминирующих способов противоборства: ментальная, гибридная и прокси-война, а также цветная революция. Сделан вывод о важности развития и изучения теории войны, дальнейшего совершенствования военной сферы национальной безопасности как приоритете сохранения государства в условиях нарастания военного насилия.
Система координат мира объединяет предельные динамические равновесия его вещей. Она определяется через равновесные взаимодействия конкретной вещи с окружающей средой, уровнем ее структурного равновесия и областью соответствующих ритмов. Естественное состояние вещи является неравновесным, и связаться со своими предельными равновесиями она может только через границы равновесной части вещи и ее взаимодействий с тремя вышеупомянутыми областями: «границу-среды», «границу-уровня», «границу-ритма». Все эти границы являются внешними характеристиками равновесной части вещи в поле ее взаимодействий и обретают устойчивость только при достижении своего предельного состояния - системы координат мира на основе предельных динамических равновесий, где порядок и хаос оказываются разделенными. «Взгляд на мир» с точки зрения этой системы координат представляет собой фиксацию присутствия конкретной вещи. Носитель этого «взгляда» не человек с его сознанием, не наблюдатель, а «присутствователь», фиксирующий присутствие вещи в мире. Фиксацию такого присутствия может осуществить любая другая вещь с точки зрения взаимодействий, связанных с ее предельными равновесиями.
Рассматривается создание специальной теории относительности, как решение проблем классической физики. Основные положения эйнштейновской теории относительности представлены как логически взаимосвязанные постулаты. Показана их конвенциональная природа и конвенциональный характер специальной теории относительности, как любой трансцендентальной теории.
В современной философии науки не существует ни единого определения научной истины, ни универсального критерия истинности научных теорий. И это отнюдь не случайно. Дело в том, что в науке имеются качественно различные по своему содержанию области научного знания, качественно различные по своим предметам отдельные науки внутри одной и той же области науки, различные по своему содержанию и методам уровни научного знания в любой конкретной науке. Поэтому вполне естественно, что разные уровни научного знания представлены разными (по содержанию и методам своего обоснования) типами научных теорий. Для эмпирического уровня научного знания это феноменологические теории (эмпирические по своему содержанию). Для идеальных объектов теоретического уровня это логически доказательные, аксиоматические теории. Для метатеоретического уровня это теории парадигмального или общенаучного статуса. Очевидно, что для столь разных по содержанию и методам построения теорий не может существовать единых критериев их истинности. Поэтому для современной методологии науки одной из актуальных проблем является разработка соответствующих критериев истинности для разных типов теорий. Только такой подход может наилучшим образом соответствовать структурному и методологическому плюрализму современной науки.
Издательство
- Издательство
- ТВГУ
- Регион
- Россия, Тверь
- Почтовый адрес
- 170100, Тверская область, г. Тверь, ул. Желябова, д.33
- Юр. адрес
- 170100, Тверская область, г. Тверь, ул. Желябова, д.33
- ФИО
- Смирнов Сергей Николаевич (ВРЕМЕННО ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@tversu.ru
- Контактный телефон
- +7 (482) 2342452
- Сайт
- https://tversu.ru/