Изучаются особенности регулирования наказаний и их назначения в Уголовном кодексе Монголии как одном из новейших уголовных законов. Выявлены следующие специфические черты уголовного наказания и его назначения в Монголии: 1. Целями уголовной ответственности названы кара, восстановление прав, нарушенных преступлением, и возмещение ущерба или предупреждение совершения новых преступлений, а также ресоциализация. 2. Система наказаний существенно упрощена за счет исключения специальных наказаний для военнослужащих, а также дублирующих друг друга по содержанию видов наказания. В качестве основных могут быть назначены четыре вида наказаний: штраф, общественно полезные работы, ограничение прав на передвижение, лишение свободы. Смертная казнь исключена. Единственным дополнительным видом наказания является лишение права. 3. Смягчение наказания достигается путем установления понижающего коэффициента, применяемого не только к верхней, но и к нижней границе санкции. Назначение наказания при множественности преступлений допускает сложение штрафа с другими видами наказания. Исключена возможность назначения лишения свободы на срок, превышающий двадцать лет. 4. Условное осуждение на срок до пяти лет является альтернативной наказанию самостоятельной принудительной мерой – без назначения наказания в виде лишения свободы. 5. Единственным видом наказания юридических лиц является штраф. К нему могут быть присоединены принудительные меры. Делается вывод о необходимости использовать положительный опыт монгольского законодательства в решении вопросов наказания и его назначения.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Право
- Префикс DOI
- 10.52468/2542-1514.2025.9(2).108-117
Наказанием в виде общественно полезных работ (ст. 5.4 УК Монголии) является установленная судом обязанность выполнения в интересах общества работы лицом, совершившим преступление, без оплаты. Ограничения в их применении установлены более корректно, нежели в российском уголовном законе. Во-первых, это наказание не может быть назначено лицам, признанным полностью утратившими трудоспособность.
Список литературы
1. Степашин В. М. Уголовный Кодекс Монголии. Общая часть. Преступление / В. М. Степашин // Правоприменение. - 2024. - Т. 8, № 3. - С. 142-151. - https://doi.org/10.52468/2542-1514.2024.8(3).142-151.
2. Раднаева Э. Л. Генезис развития уголовного законодательства в Монголии / Э. Л. Раднаева, Д. Сурэнжав // Экономика, политика, право: вчера, сегодня, завтра. Роль профсоюзов : сб. науч. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 25-летию образования ФНПР и 110-летию профсоюз. Движения (УланУдэ, 27 мая 2016 г.). - Улан-Удэ : Бурят. фил. Акад. труда и соц. отношений, 2016. - С. 105-109.
3. Ганмягмар Б. Э. Сравнительный анализ законодательства о профилактике преступлений в Монголии и России / Б. Э. Ганмягмар // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2017. - № 4 (24). - С. 118-123.
4. Ганбат Э. Уголовное право РФ и Монголии: некоторые проблемы сравнительного анализа / Э. Ганбат // Сравнительное правоведение в странах Азиатско-Тихоокеанского региона : материалы междунар. науч.практ. конф. (г. Улан-Удэ, 15-16 июня 2007 г.). - Улан-Удэ : Изд-во Бурят. ун-та, 2007. - С. 134-137.
5. Наваан Г. Некоторые вопросы реформы Уголовного кодекса Монголии / Г. Наваан // Международный пенитенциарный журнал. - 2016. - № 4. - С. 49-51.
6. Эрхитуева Т. И. Некоторые особенности системы видов наказания России и Монголии / Т. И. Эрхитуева // Уголовно-исполнительное право. - 2021. - Т. 16, № 3. - С. 357-362. - https://doi.org/10.33463/2687-122X.2021.16(14).3.357-362.
7. Рарог А. И. Еще раз о смертной казни / А. И. Рарог // Всероссийский криминологический журнал. - 2022. - Т. 16, № 6. - С. 661-668. - https://doi.org/10.17150/2500-4255.2022.16(6).661-668.
8. Хармаев Ю. В. О реформе уголовных наказаний в проекте нового Уголовного кодекса Монголии / Ю. В. Хармаев // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2017. - № 3 (64). - С. 79-81. - https://doi.org/10.12737/article_593fc343bd0597.85858738.
9. Бабурин В. В. Уголовно-правовое регулирование и практика применения штрафа в Монголии / В. В. Бабурин, Л. В. Иногамова-Хегай, Ж. Энхтур // Вестник Кузбасского института. - 2023. - № 3 (56). - С. 9-21.
10. Бавсун М. В. Влияние особенностей исполнения наказания в виде штрафа на степень репрессивности уголовно-правового воздействия / М. В. Бавсун, К. Н. Карпов, А. А. Кузнецов // Всероссийский криминологический журнал. - 2022. - Т. 16, № 3. - С. 355-364. - https://doi.org/10.17150/2500-4255.2022.16(3).355-364.
11. Огорелков Д. А. Наказание в виде штрафа по уголовному законодательству России и Монголии: истоки и современность / Д. А. Огорелков // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2022. - № 1 (57). - С. 178-183. - https://doi.org/10.36511/2078-5356-2022-1-178-183.
12. Огорелков Д. А. Отличия в регламентации наказания в виде штрафа в уголовном законодательстве России и Монголии / Д. А. Огорелков // Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Самара, 3-4 июня 2021 г. - Самара : СЮИ ФСИН России, 2021. - С. 154-156.
13. Энхтур Ж. Правила назначения уголовного наказания в виде штрафа в России и Монголии / Ж. Энхтур // Развитие уголовно-исполнительной системы: организационные, правовые и экономические аспекты : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 23 мая 2019 г.) в рамках междунар. юрид. форума «Право и экономика: национальный опыт и стратегии развития». - Новосибирск : НГУЭУ ; Новокузнецк : Кузбас. ин-т ФСИН России, 2019. - С. 167-174.
14. Наваан Г. Новые тенденции в развитии института наказания в Монголии / Г. Наваан // Преступление, наказание, исправление : III Междунар. пенитенциар. форум (Рязань, 21-23 нояб. 2017 г.) : сб. тез. выступлений и докл. участников : в 8 т. - Рязань : Акад. права и управления Федер. службы исполнения наказаний, 2017. - Т. 1. - С. 38-42.
15. Баасанцэрэн А. Правовая природа условного осуждения по уголовному законодательству Монголии / А. Баасанцэрэн // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. - 2015. - Т. 1 (67), № 3. - С. 61-69.
16. Эрхитуева Т. И. Сравнительное исследование оснований применения условного осуждения по уголовному законодательству России и Монголии / Т. И. Эрхитуева // Вестник Бурятского государственного университета. Юриспруденция. - 2020. - № 1. - С. 33-40. - https://doi.org/10.18101/2658-4409-2020-1-33-40.
17. Корнеев С. А. Социально-правовая природа принудительных мер медицинского характера в соответствии с уголовным законодательством России и Монголии / С. А. Корнеев // Вестник Югорского государственного университета. - 2021. - Т. 17, № 3. - С. 91-98. - https://doi.org/10.17816/byusu20210391-98.
18. Хармаев Ю. В. К вопросу о преступности несовершеннолетних в Российской Федерации и Монголии / Ю. В. Хармаев, И. Батчулуун // Вестник Югорского государственного университета. - 2018. - Т. 14, № 2. - С. 79-84. - https://doi.org/10.17816/byusu20180279-84.
19. Сыренова Е. С. Назначения наказания несовершеннолетним по уголовному законодательству России и Монголии / Е. С. Сыренова // Дружественное к ребенку правосудие и восстановительные технологии : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. в рамках Байк. юрид. декады, посвящ. 90-летию БГПИ-БГУ им. Доржи Банзарова, Улан-Удэ, 2-3 дек. 2021 г. - Улан-Удэ : Бурят. гос. ун-т им. Д. Банзарова, 2022. - С. 334- 340.
20. Алпатова С. Ю. Уголовная ответственность несовершеннолетних по законодательству Монголии / С. Ю. Алпатова, А. Н. Павлухин, Н. Д. Эриашвили // Образование и право. - 2021. - № 10. - С. 318-322. - https://doi.org/10.24412/2076-1503-2021-10-318-322.
21. Бытко Ю. И. Почему в России до сих пор не принят закон об уголовной ответственности юридических лиц? / Ю. И. Бытко // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2019. - Вып. 2 (44). - С. 352- 373. - https://doi.org/10.17072/1995-4190-2019-44-352-373.
22. Кузнецова Н. И. И снова об уголовной ответственности юридических лиц: два взгляда на проблему (на примере экологических преступлений) / Н. И. Кузнецова, М. Н. Урда // Всероссийский криминологический журнал. - 2023. - Т. 17, № 6. - С. 567-576. - https://doi.org/10.17150/2500-4255.2023.17(6).567-576.
23. Федоров А. В. Уголовная ответственность юридических лиц в Монголии / А. В. Федоров // Российский следователь. - 2022. - № 4. - С. 73-80.
24. Федоров А. В. Институт уголовной ответственности юридических лиц в Монголии / А. В. Федоров // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. - 2022. - № 2 (36). - С. 14-31. - https://doi.org/10.54217/ 2411-1627.2022.36.2.002.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представлен анализ практики арбитражных трибуналов по вопросам толкования и применения международных обычаев при разрешении инвестиционных споров. Делается вывод, что арбитры не склонны анализировать вопросы наличия или отсутствия устойчивой практики государств или opinio juris как элементов формирования обычая. Они опираются на выводы о наличии обычной нормы, сделанные ранее другими международными судами и трибуналами или исследователями. Арбитры руководствуются Статьями об ответственности государств за международно-противоправные деяния 2001 г. (Статьи), рассматривая их как документ, содержащий положения, идентичные существующим международным обычаям. Однако применение положений Статей отличается непоследовательностью, особенно в чувствительных для государств вопросах, связанных с выплатой компенсации инвесторам. В будущем высока вероятность возникновения инвестиционных споров, основанных исключительно на нормах международного обычного права.
Исследование внедрения программ цифрового профиля работника проводится с позиций Стратегии национальной безопасности РФ, а также угрозы массового сокращения рабочих мест в условиях цифровой трансформации промышленности. Программы могут анализировать профили социальных сетей работников, выявляя их навыки, предпочтения и способности к освоению новых компетенций, а затем предлагать работодателю индивидуальные образовательные траектории работников без высвобождения рабочей силы. Отмечается, что использование программ в сегодняшнем виде как аналогов западных разработок без интеграции в национальное законодательство может не только принести пользу работодателю, но и нарушить гарантии прав работников, что недопустимо в условиях необходимой социальной стабильности и деглобализации современного общества. Игнорирование проблемы отсутствия разработанной на нормативном уровне методики функционирования информационных систем у конкретного работодателя может привести к негативным последствиям в области распространения персональных данных.
Обосновывается необходимость анализа внедрения новых технологий в цивилистический процесс с позиции эффективности в достижении цели правосудия и оценки того, как такое внедрение влияет на соблюдение процессуальной формы. Исследуется влияние технологий онлайн-коммуникаций, применяемых в цивилистическом процессе, на его процессуальную форму. Делается вывод о том, что в условиях цифровизации цивилистического процесса дистанционные формы участия в судебном заседании изменяют процессуальную форму, упрощая и оптимизируя ее, что в большей степени носит технический характер, обеспечивая транспарентность и доступность правосудия.
Анализируются правовые особенности закупки у единственного поставщика в сравнении с другими способами закупки, осуществляемыми отдельными видами юридических лиц, а также исследуется проблематика заключения договора с единственным поставщиком. Предлагается исходить из принципа исключительности закупки у единственного поставщика, а также максимально отказаться от неопределенности при заключении договора с единственным поставщиком. Отмечается отсутствие единого подхода к осуществлению закупок такого рода, конкретного состава документов, которыми будет обладать потенциальный единственный поставщик до заключения договора, что снижает правовую определенность отношений, возникающих в процессе закупки.
Законодательно установленные сроки давности привлечения судьи к дисциплинарной ответственности являются дополнительной гарантией обеспечения их неприкосновенности и независимости. В статье отмечается отсутствие единообразной правоприменительной практики по вопросу исчисления указанных сроков и законодательно определенных правовых последствий их истечения в виде прекращения дисциплинарного производства, неприменение сроков давности при досрочном прекращении полномочий судей за нарушения, не признаваемые дисциплинарными проступками, что не способствует реализации предназначения института сроков давности в дисциплинарном производстве. Автором сформулированы предложения о внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей». Реализация этих предложений позволит обеспечить справедливость и предсказуемость решений о дисциплинарной ответственности судей, что в конечном итоге будет гарантировать их независимость.
Обоснована необходимость организации совместной работы должностных лиц Росфинмониторинга и правоохранительных органов в межведомственных следственно-оперативных группах. Предложены поправки в уголовно-процессуальное законодательство и регламент Росфинмониторинга. Предложено расширить перечень полномочий должностных лиц Росфинмониторинга при работе в межведомственных следственно-оперативных группах. Дана характеристика общего порядка организации их работы. Рекомендовано принять межведомственные нормативные правовые акты, закрепляющие упрощенный порядок взаимодействия и использования результатов финансовых расследований в уголовном делопроизводстве, - это позволит повысить эффективность взаимодействия при проведении финансовых и предварительных расследований.
Исследуются вопросы суверенитета и территории государства в световых проблемах конституционализма, трансформация взглядов ученых на место и роль территориального государства среди таких критериев государственного суверенитета, как сохранение свойств государства и главного элемента конституционного строя. Проанализированы некоторые предложения по реформированию территориально-политического устройства России, которые могут быть приемлемыми, если сохранить ограничение единства государства и его государственнообразующего народа.
Исследуются развитие законодательства об абортах в соотношении с эволюцией представленного человека о мироустройстве, усложнении структуры общества и изменении системы наследования в обществе. Представлено, как эти факторы влияют на развитие предпосылок формирования бобно-медицинских знаний, так как вопрос о живо- или мертворождении прямо связан с наследованием монархической власти, ее легитимизацией. Статья иллюстрирована примерами, которые подкрепляются ссылками на законодательство соответствующего периода. Автор обосновывает углубленное исследование генезиса законодательства об абортах с Датой представления полной исторической картины, в рамках которой начинается формироваться судебная медицина и закрепляться на законодательном уровне.
Издательство
- Издательство
- ОМГУ ИМ. Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
- Регион
- Россия, Омск
- Почтовый адрес
- 644077, Омская обл, г Омск, Советский округ, пр-кт Мира, д 55А
- Юр. адрес
- 644077, Омская обл, г Омск, Советский округ, пр-кт Мира, д 55А
- ФИО
- Замятин Сергей Владимирович (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
 
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                     
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                            