Обоснована необходимость организации совместной работы должностных лиц Росфинмониторинга и правоохранительных органов в межведомственных следственно-оперативных группах. Предложены поправки в уголовно-процессуальное законодательство и регламент Росфинмониторинга. Предложено расширить перечень полномочий должностных лиц Росфинмониторинга при работе в межведомственных следственно-оперативных группах. Дана характеристика общего порядка организации их работы. Рекомендовано принять межведомственные нормативные правовые акты, закрепляющие упрощенный порядок взаимодействия и использования результатов финансовых расследований в уголовном делопроизводстве, - это позволит повысить эффективность взаимодействия при проведении финансовых и предварительных расследований.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Право
- Префикс DOI
- 10.52468/2542-1514.2025.9(2).87-96
Результаты финансовых расследований могут быть как поводом для оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, так и дополнительной информацией для оценки оперативной обстановки, оседающей в архивах.
Список литературы
1. 	Stroligo K. Financial Intelligence Units Working With Law Enforcement Authorities and Prosecutors / K. Stroligo, C-L. Hsu, T. Ch. Kouts. - Washington, D.C.: World Bank Group, 2018. - 82 р. - URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/741651547823413372/Financial-Intelligence-Units-Working-With-Law-Enforcement-Authorities-and-Prosecutors.	
2. 	Бастрыкин А. И. Расследование легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма: практика следственного комитета России / А. И. Бастрыкин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. - 2021. - Т. 12, вып. 3. - С. 493-501. -. DOI: 10.21638/spbu14.2021.301 EDN: NMBZYP	
3. 	Сахарова Е. Г. Использование правоохранительными органами возможностей Росфинмониторинга при расследовании легализации доходов, полученных преступным путем / Е. Г. Сахарова // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2018. - № 4 (46). - С. 106-113. EDN: POUKKF	
4. 	Суров О. А. Использование результатов финансовых расследований в раскрытии легализации преступных доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков / О. А. Суров, Л. П. Климович // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. - 2016. - № 2 (23). - С. 37-45.	
5. 	Кольцов Д. В. Виды “специальных методов расследования” универсального уровня. Оперативно-розыскной взгляд / Д. В. Кольцов // Труды Академии управления МВД России. - 2023. - № 4 (68). - С. 118-130. -. DOI: 10.24412/2072-9391-2023-468-118-130 EDN: DKNDAH	
6. 	Сигалова О. Ю. Состояние межведомственного взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов в целях противодействия незаконному выводу капитала / О. Ю. Сигалова // Научный портал МВД России. - 2022. - № 1 (57). - С. 73-82. EDN: EZPYPV	
7. 	Тисен О. Н. Использование результатов деятельности Росфинмониторинга в уголовном судопроизводстве / О. Н. Тисен, А. В. Гриненко // Всероссийский криминологический журнал. - 2022. - Т. 16, № 4. - С. 492-504. -. DOI: 10.17150/2500-4255.2022.16(4).492-504 EDN: JCYECI	
8. 	Абрамов О. А. Противодействие легализации преступных доходов: проблемы и пути повышения эффективности / О. А. Абрамов // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2018. - № 2 (45). - С. 27-33. EDN: YLHIRV	
9. 	Поляков Н. В. К вопросу о взаимодействии органов внутренних дел Российской Федерации с Росфинмониторингом в борьбе с незаконной банковской деятельностью / Н. В. Поляков // Научный компонент. - 2019. - № 4 (4). - С. 122-126. -. DOI: 10.51980/2686-939X_2019_4_122 EDN: GJMBHP	
10. 	Страхов И. А. Анализ эффективности взаимодействия Росфинмониторинга и правоохранительных органов в целях противодействия терроризму / И. А. Страхов, Н. В. Капустина // Вестник евразийской науки. - 2023. - Т. 15, № S3. - URL: https://esj.today/PDF/15FAVN323.pdf. EDN: LRCXLO	
11. 	Кузовлева Н. Ф. Совершенствование механизма взаимодействия Росфинмониторинга с правоохранительными органами и контролирующими организациями / Н. Ф. Кузовлева, М. И. Митюкова, А. А. Костина // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2020. - № 5-6 (180-181). - С. 26-31. EDN: DNSXRO	
12. 	Данилкина В. М. Отдельные аспекты финансовых расследований / В. М. Данилкина, М. С. Шуваева // Пробелы в российском законодательстве. - 2023. - Т. 16, № 2. - С. 273-278. EDN: HZAMDE	
13. 	Ахпанов А. Н. Некоторые вопросы противодействия финансированию терроризма и экстремизма / А. Н. Ахпанов, А. Г. Мадиева // Вестник Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева. Серия: Право. - 2019. - № 1 (126). - С. 66-71. EDN: FJEPBN	
14. 	Bondarenko O. Mechanisms for interaction of law enforcement agencies in the field of countering money laundering / O. Bondarenko, M. Utkina, O. Reznik, M. Dumchikov // Journal of Money Laundering Control. - 2024. - Vol. 27, iss. 1. - P. 34-50. -. DOI: 10.1108/JMLC-01-2023-0006 EDN: JTEAVG	
15. 	Pavlidis G. Financial information in the context of anti-money laundering: Broadening the access of law enforcement and facilitating information exchanges / G. Pavlidis // Journal of Money Laundering Control. - 2020. - Vol. 23, iss. 2. - P. 369-378. -. DOI: 10.1108/JMLC-10-2019-0081 EDN: TXQSXG	
16. 	Zolkaflil S. Implementation evaluation: a future direction in money laundering investigation / S. Zolkaflil, N. Omar, S. N. F. Syed Mustapha Nazri // Journal of Money Laundering Control. - 2019. - Vol. 22, iss. 2. - P. 318-326. -. DOI: 10.1108/JMLC-03-2018-0024	
17. 	Захарова В. О. О некоторых особенностях функционирования следственно-оперативных групп: ошибки и рекомендации / В. О. Захарова, И. А. Самохвалов // Пробелы в российском законодательстве. - 2023. - Т. 16, № 6. - С. 208-211. EDN: MAPBSU	
18. 	Ларичев В. Д. Понятие и сущность следственной и следственно-оперативной групп / В. Д. Ларичев, В. Г. Кучкина // Вестник Воронежского института МВД России. - 2016. - № 1. - С. 118-124. EDN: VQSSSN	
19. 	Бастрыгин А. С. Организационно-правовые вопросы формирования следственно-оперативной группы / А. С. Бастрыгин // Научный журнал КубГАУ. - 2016. - № 117. - С. 216-233.	
20. 	Баловина И. В. Следственная группа как объект уголовно процессуального регулирования / И. В. Баловина // Государственная служба и кадры. - 2021. - № 5. - С. 25-26. EDN: LMSIIU	
21. 	Шхагапсоев З. Л. Сравнительный анализ следственной и следственно-оперативной групп / З. Л. Шхагапсоев, М. М. Хамгоков // Закон и право. - 2014. - № 6. - С. 76-80. EDN: SEMUIR	
22. 	Лубягин М. С. Следственная группа как объект уголовно-процессуальных правоотношений: методологический анализ / М. С. Лубягин // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. - 2022. - № 4 (38). - С. 11-22. -. DOI: 10.17150/2411-6122.2022.4.11-22 EDN: MHFMLU	
23. 	Гордеев А. Ю. Процессуальные особенности производства предварительного следствия следственной группой / А. Ю. Гордеев, С. Н. Хорьяков // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2020. - № 3. - С. 19-27. EDN: DFEERL		
24. 	Jayasekara S. D. Administrative model of financial intelligence units: an analysis of effectiveness of the AML/CFT regime / S. D. Jayasekara // Journal of Money Laundering Control. - 2022. - Vol. 25, iss. 3. - P. 511-525. -. DOI: 10.1108/JMLC-05-2021-0048 EDN: YOQBWG	
25. 	Крайнова Н. А. Некоторые тенденции современной отечественной государственной политики в сфере предупреждения преступности / Н. А. Крайнова // Правоприменение. - 2024. - Т. 8, № 2. - С. 102-111. -. DOI: 10.52468/2542-1514.2024.8(2).102-111 EDN: BIZHOR
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представлен анализ практики арбитражных трибуналов по вопросам толкования и применения международных обычаев при разрешении инвестиционных споров. Делается вывод, что арбитры не склонны анализировать вопросы наличия или отсутствия устойчивой практики государств или opinio juris как элементов формирования обычая. Они опираются на выводы о наличии обычной нормы, сделанные ранее другими международными судами и трибуналами или исследователями. Арбитры руководствуются Статьями об ответственности государств за международно-противоправные деяния 2001 г. (Статьи), рассматривая их как документ, содержащий положения, идентичные существующим международным обычаям. Однако применение положений Статей отличается непоследовательностью, особенно в чувствительных для государств вопросах, связанных с выплатой компенсации инвесторам. В будущем высока вероятность возникновения инвестиционных споров, основанных исключительно на нормах международного обычного права.
Исследование внедрения программ цифрового профиля работника проводится с позиций Стратегии национальной безопасности РФ, а также угрозы массового сокращения рабочих мест в условиях цифровой трансформации промышленности. Программы могут анализировать профили социальных сетей работников, выявляя их навыки, предпочтения и способности к освоению новых компетенций, а затем предлагать работодателю индивидуальные образовательные траектории работников без высвобождения рабочей силы. Отмечается, что использование программ в сегодняшнем виде как аналогов западных разработок без интеграции в национальное законодательство может не только принести пользу работодателю, но и нарушить гарантии прав работников, что недопустимо в условиях необходимой социальной стабильности и деглобализации современного общества. Игнорирование проблемы отсутствия разработанной на нормативном уровне методики функционирования информационных систем у конкретного работодателя может привести к негативным последствиям в области распространения персональных данных.
Обосновывается необходимость анализа внедрения новых технологий в цивилистический процесс с позиции эффективности в достижении цели правосудия и оценки того, как такое внедрение влияет на соблюдение процессуальной формы. Исследуется влияние технологий онлайн-коммуникаций, применяемых в цивилистическом процессе, на его процессуальную форму. Делается вывод о том, что в условиях цифровизации цивилистического процесса дистанционные формы участия в судебном заседании изменяют процессуальную форму, упрощая и оптимизируя ее, что в большей степени носит технический характер, обеспечивая транспарентность и доступность правосудия.
Анализируются правовые особенности закупки у единственного поставщика в сравнении с другими способами закупки, осуществляемыми отдельными видами юридических лиц, а также исследуется проблематика заключения договора с единственным поставщиком. Предлагается исходить из принципа исключительности закупки у единственного поставщика, а также максимально отказаться от неопределенности при заключении договора с единственным поставщиком. Отмечается отсутствие единого подхода к осуществлению закупок такого рода, конкретного состава документов, которыми будет обладать потенциальный единственный поставщик до заключения договора, что снижает правовую определенность отношений, возникающих в процессе закупки.
Изучаются особенности регулирования наказаний и их назначения в Уголовном кодексе Монголии как одном из новейших уголовных законов. Выявлены следующие специфические черты уголовного наказания и его назначения в Монголии: 1. Целями уголовной ответственности названы кара, восстановление прав, нарушенных преступлением, и возмещение ущерба или предупреждение совершения новых преступлений, а также ресоциализация. 2. Система наказаний существенно упрощена за счет исключения специальных наказаний для военнослужащих, а также дублирующих друг друга по содержанию видов наказания. В качестве основных могут быть назначены четыре вида наказаний: штраф, общественно полезные работы, ограничение прав на передвижение, лишение свободы. Смертная казнь исключена. Единственным дополнительным видом наказания является лишение права. 3. Смягчение наказания достигается путем установления понижающего коэффициента, применяемого не только к верхней, но и к нижней границе санкции. Назначение наказания при множественности преступлений допускает сложение штрафа с другими видами наказания. Исключена возможность назначения лишения свободы на срок, превышающий двадцать лет. 4. Условное осуждение на срок до пяти лет является альтернативной наказанию самостоятельной принудительной мерой – без назначения наказания в виде лишения свободы. 5. Единственным видом наказания юридических лиц является штраф. К нему могут быть присоединены принудительные меры. Делается вывод о необходимости использовать положительный опыт монгольского законодательства в решении вопросов наказания и его назначения.
Законодательно установленные сроки давности привлечения судьи к дисциплинарной ответственности являются дополнительной гарантией обеспечения их неприкосновенности и независимости. В статье отмечается отсутствие единообразной правоприменительной практики по вопросу исчисления указанных сроков и законодательно определенных правовых последствий их истечения в виде прекращения дисциплинарного производства, неприменение сроков давности при досрочном прекращении полномочий судей за нарушения, не признаваемые дисциплинарными проступками, что не способствует реализации предназначения института сроков давности в дисциплинарном производстве. Автором сформулированы предложения о внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей». Реализация этих предложений позволит обеспечить справедливость и предсказуемость решений о дисциплинарной ответственности судей, что в конечном итоге будет гарантировать их независимость.
Исследуются вопросы суверенитета и территории государства в световых проблемах конституционализма, трансформация взглядов ученых на место и роль территориального государства среди таких критериев государственного суверенитета, как сохранение свойств государства и главного элемента конституционного строя. Проанализированы некоторые предложения по реформированию территориально-политического устройства России, которые могут быть приемлемыми, если сохранить ограничение единства государства и его государственнообразующего народа.
Исследуются развитие законодательства об абортах в соотношении с эволюцией представленного человека о мироустройстве, усложнении структуры общества и изменении системы наследования в обществе. Представлено, как эти факторы влияют на развитие предпосылок формирования бобно-медицинских знаний, так как вопрос о живо- или мертворождении прямо связан с наследованием монархической власти, ее легитимизацией. Статья иллюстрирована примерами, которые подкрепляются ссылками на законодательство соответствующего периода. Автор обосновывает углубленное исследование генезиса законодательства об абортах с Датой представления полной исторической картины, в рамках которой начинается формироваться судебная медицина и закрепляться на законодательном уровне.
Издательство
- Издательство
- ОМГУ ИМ. Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
- Регион
- Россия, Омск
- Почтовый адрес
- 644077, Омская обл, г Омск, Советский округ, пр-кт Мира, д 55А
- Юр. адрес
- 644077, Омская обл, г Омск, Советский округ, пр-кт Мира, д 55А
- ФИО
- Замятин Сергей Владимирович (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
 
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                     
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                            