Россия и Южная Осетия: сотрудничество в сфере образования (2024)
В статье анализируется российско-югоосетинское сотрудничество в сфере образования. Рассматривается двусторонний формат сотрудничества, в котором большое значение уделяется интеграции и интернационализации. Дается характеристика официальным документам, составляющим нормативно-правовую базу данного сотрудничества. Актуализируется роль министерств и ведомств в развитии международного образовательного взаимодействия. Рассматриваются различные формы сотрудничества: научные проекты, возможность поступать в вузы России, совместные олимпиады, конкурсы, конференции. Больше внимание в статье уделяется роли Юго-Осетинского государственного университета в развитии образовательного, научного и социального сотрудничества. В статье на примерах раскрывается роль межвузовского взаимодействия в развитии российско-югоосетинского сотрудничества. Немаловажную роль в этом процессе
играют неправительственные организации и проекты. Российско-югоосетинское
сотрудничество демонстрирует широкий спектр возможностей и растущий потенциал взаимовыгодной деятельности в сфере образования.
В статье используются материалы ежегодного мониторинга коммуникационных режимов постсоветских стран. Мониторинг проводится Национальным исследовательским
институтом развития коммуникаций (г. Москва).
Идентификаторы и классификаторы
В 2023 г. исполнилось 15 лет признания Российской Федерацией государственной независимости Республики Южная Осетия и установления дипломатических отношений между двумя государствами. Был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РЮО и РФ. Помимо РФ Южную Осетию признали Никарагуа, Венесуэла, Науру, Сирия.
Южная Осетия имеет с Россией давние союзные отношения. Находясь с 1774 г. в составе Российской империи, осетины установили прочные русско-осетинские отношения. На всем историческом пути Осетия оставалась верным союзником России. Многие эксперты по Южной Осетии считают, что быть в составе России – это исторический выбор. На научных мероприятиях1 , приуроченных к 250-летию вхождения Осетии в состав России, анализировались преобразования, которые способствовали интеграции Кавказского региона в общероссийское пространство и формированию национальной интеллигенции, общественно-культурной среды.
Список литературы
- Богуславский М.В. Концептуальные основы консервативно-традиционной стратегии
развития российского образования [Conceptual foundations of the conservative-traditional
strategy for the development of Russian education] // Гуманитарные науки и образование. 2016. No 1(25). С. 17–21. - Богуславский М.В. Трансформация идеологии реформ российского образования в 1991-2021 годы: модернизации и ретроинновации [Transformation of the Russian education reforms stragedy in 1991-2021: modernization and retroinnovation] // Наука. Управление. Образование. РФ. 2022. No 1(5). С. 8–14. DOI: 10.48621/z8962-3798-1585-m.
- Большаков А.Г. Непризнанные государства постсоветского пространства в системе
российских национальных интересов [Unrecognized states of the post-Soviet space in the
system of Russian national interests] // Политекс. 2008. Т. 4. No 1. С. 180–197. - Братерский М.В., Скриба А.С., Сапогова А.И. Борьба за признание или повышение статуса:
условия устойчивости и развития непризнанных государств (на примерах в Евразии) [The
struggle for recognition or status enhancement: conditions for the stability and development of
unrecognized states (by examples in Eurasia)] // Вестник международных организаций. 2021.
Т.16. No3. С. 1–24. - Джиоева И.К., Техов А.В., Бекоев С.В. Институционализация методологических подходов к
исследованию непризнанных государств [Institutionalization of methodological approaches to
the study of unrecognized states] // Вестник Донецкого национального университета. Серия
«В». Экономика и право. 2023. No 1. С. 56–65. - Джуринский А.Н. Высшее образование в современном мире: тренды и проблемы [Higher
education in the modern world: trends and problems]. М.: Прометей, 2017. 230 с. - Дзагоева М.Р., Туаев А.А. Становление системы образования в Южной Осетии – Государстве Алания: структура и организационно-педагогические особенности управления, правовой аспект [Formation of the education system in South Ossetia – the State of Alania: structure and organizational and pedagogical features of management, legal aspect] // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2021. No 3. С. 79–85. DOI: 10.29025/1994-7720-2021-3-79-85.
- Думина Е.В. Сотрудничество в сфере высоких технологий: новый этап интеграции России
и Южной Осетии [Cooperation in the field of high technologies: a new stage of integration of
Russia and South Ossetia] // Россия: общество, политика, история. 2023. No 2(7). С. 186–203.
DOI: 10.56654/ROPI-2023-2(7)-186-203. - Карданова А.К. Теоретические и практические аспекты реализации права на образование
гражданами Республики Южная Осетия [Theoretical and practical aspects of the realization
of the right to education by the citizens of the Republic of South Ossetia] // Научный журнал
Кубанского государственного аграрного университета. 2015. No 3. - Касаткин П.И. Реформа российского образования: консерватизм vs либерализм [Reform of Russian education: conservatism vs. liberalism] // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2017. Т. 6. No5А. С. 93–103.
- Коваленко С.А., Оберемко О.А. Промежуточные итоги либерализации высшего образования в России [Interim results of the liberalization of higher education in Russia] // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2009. No 3.
- Комлева В.В. Интернационализация высшего образования как провоцирующий фактор
обострения конкуренции национальных образовательных систем [Internationalization of
higher education as a provoking factor of competition of national educational systems] // Россия и мир: диалоги. Материалы научно-практ. Конф. (Москва, 24 апреля 2017 г.). М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2017. С. 57–77. - Комлева В.В. Противоречия интернетизации высшего образования [Contradictions of the
internetization of higher education] // Социально-экономические явления и процессы. 2017.
Т.12. No 6. С. 469–477. - Комлева В.В. Россия в контексте новых мировых тенденций интернационализации высшего образования [Russia in the context of new global trends in the internationalization of higher education] // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12. No 6. С. 13–34.
- Кочиева Ж.Г., Туаев А.А., Букулова В.М. Международно-правовые основы сотрудничества Республики Южная Осетия и российской Федерации в сфере образования [International legal foundations of cooperation between the Republic of South Ossetia and the Russian Federation in the field of education] // Бюллетень Владикавказского института
управления. 2022. No 61. С. 27–34. - Маркедонов С. Де-факто образование постсоветского пространства: двадцать лет
государственного строительства. [De facto formation of the post-Soviet space: twenty years of
state building]. Аналитические доклады Института Кавказа. Ереван: Институт Кавказа. 2012.
No5. - Синагатуллин И.М., Усманов С.М. Вызов глобализации: переход от классической к
информационной парадигме образования [The challenge of globalization: the transition
from the classical to the information paradigm of education] // Вестник Бирского филиала
Башкирского государственного университета. 2019. No4. С. 44–50. - Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции,
проблемы и перспективы [Internationalization of higher education: main trends, problems and
prospects] // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». 2015. No3. С. 203–211. - Цыганков А.П., Цыганков П.А. Глобальность и самобытность в теории международных
отношений [Internationalization of higher education: main trends, problems and prospects] //
Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». 2022. No 1. С. 7-16. - Шафранова, О.И., Ермоленко Л.П., Цховребова К.А. Роль Российской Федерации в сохранении
и развитии системы образования Южной Осетии (1992-2008) [The role of the Russian
Federation in the preservation and development of the education system of South Ossetia (1992-
2008)] // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2019. No 4(107). С. 69–73. - Knight J., De Wit H. Strategies for Internationalization of Higher Education: historical and
conceptual perspectives // Strategies for Internationalization of Higher education: a comparative
study of Australia, Canada, Europe and the United States of America / De Wit H. (ed.) Amsterdam:
European Association for International Education, 1995. P. 5–33 [In Russian].
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена особенностям политики глобальных игроков холодной войны на примере Афганистана. Подчеркивая особенности афганской политики холодной войны, автор выделил модельное содержание самого понятия «холодная война», политические события в Афганистане, внутренние и внешние вызовы, этнические проблемы и проблему женщин в период холодной войны. Рассматривается влияние геополитических процессов на развитие, внутренние и внешние интересы афганского общества в XX в., социальные, экономические и политические последствия влияния, особенности развития политической системы и политической культуры Афганистана, этнические проблемы в афганском общественном дискурсе и др. Автор заключает, что холодная война сверхдержав оказала прямое влияние на внутриполитическое развитие в Афганистане, где представленные партии и общественные организации сформировались и идеологически стали политическими органами, имеющими светскую или исламскую систему ценностей. Автор приходит к выводу, что внутриполитическое единство афганского общества не было обеспечено и по той причине, что афганская элита не смогла сформировать идеологию, выражающую национальное единство, а отдельные ее части предпочли служить интересам того или иного игрока, не поддерживая национальные интересы Афганистана.
Статья подготовлена в рамках Программы международной академической
мобильности, организованной Национальным исследовательским институтом развития коммуникаций (г. Москва) для молодых ученых зарубежных стран.
Статья посвящена анализу Искандеркульской экспедиции 1870 г., организованной с целью исследования малоизвестных территорий вдоль восточной границы Зарафшанского округа и к южной границе Сырдарьинской области. Основное внимание уделено роли востоковеда А.Л.Куна в проведении экспедиции и его вкладу в подготовку «Дневника Искандеркульской экспедиции» мирзы муллы ‛Абд ар-Рах̣мана, сына Мух̣аммада Латӣфа Мустаджира. Статья выделяет стратегическое значение этой экспедиции для царской России и подчеркивает роль А.Л.Куна, обладавшего глубокими знаниями в области восточных культур и языков. Он стал ключевой фигурой, уделив особое внимание языку и культуре таджиков долины Зарафшана. В контексте геополитики, этнографии и языковых исследований статья подчеркивает актуальность сотрудничества между русскими исследователями и местными авторами для изучения и сохранения культурного наследия Средней Азии. Искандеркульская экспедиция и «Дневник» А.Мустаджира представляют собой значимые источники для исследования истории, этнографии, духовной культуры и социально-экономических аспектов верховий Зарафшана во второй половине XIX в. Данное исследование имеет актуальное значение для понимания исторического и культурного контекста Средней Азии, особенно в контексте верховий Зарафшана.
В статье рассмотрена специфика сталинских репрессий в Абхазии в 30−40-е гг. XXв. Автор выявил изменения в общественно-политических процессах страны, происходившие под влиянием сталинизма. В результате исследования были выделены основные направления сталинской репрессивной политики в Абхазии. Подробно описаны попытки уничтожения политической и культурной элиты, ущемления прав абхазов и иных народов, проживавших в Абхазии. Предоставлены официальные данные о принудительном изменении этнического состава населения и преследовании представителей политической элиты, а также проанализированы условия грузино-абхазского взаимодействия в указанный период. Автор сделал вывод о трагическом влиянии сталинских репрессий на развитие абхазской государственности, сохранение национальной идентичности, а также построение грузино-абхазских взаимоотношений.
Статья подготовлена в рамках Программы международной академической мобильности,
организованной Национальным исследовательским институтом развития коммуникаций (г. Москва) для молодых ученых зарубежных стран.
Геополитические трансформации последних десятилетий актуализировали исследования цивилизационных различий Востока и Запада. Среди факторов, способствовавших их формированию, наиболее часто называют религию, подтверждая данный тезис примером раскола христианской церкви на римско-католическую и православную Церкви и, как следствие, возникновения западно- и восточнохристианской цивилизаций. Как правило, авторы «вычленяют» религию из социальной системы, рассматривая ее независимо от всех остальных сфер, как первичный фактор, запускающий выделение цивилизации. В настоящей работе возникновение новой цивилизации, в том числе западно- / восточнохристианской, рассмотрено в рамках институционального подхода, как процесс формирования сложной институциональной структуры, состоящей из комплекса
взаимосвязанных и взаимозависимых экономических, политических, социокультурных
институтов, в том числе религии. Данный процесс может начаться в недрах «материнской» цивилизации, вызвав ее кризис, этапы развития и разрешения которого проанализированы на примере раскола единого христианского мира с использованием матричного подхода, предполагающего, что цивилизация характеризуется цивилизационной матрицей,
образованной институциональным ядром, содержащим одновременно на условиях доминантности – комплементарности рыночные и редистрибутивные институты, и оболочкой, включающей культурно-религиозные и национально-демографические особенности, природно-климатическую и материально-технологическую среду. Показана необходимость как укрепления доминантных институтов в институциональном ядре, так и создания балансиров (комплементарных институтов) для устойчивого развития
цивилизации.
Авторы статьи – участники дискуссии «Коммуникационный режим Грузии: тенденции развития» – представили свои взгляды на общественные процессы в современной Грузии. Рассматриваются глубинные духовные связи грузин и русских, историко-культурная обусловленность российско-грузинских отношений. Обосновывается, что глубинные духовные связи грузин и русских базируются на православии и взаимопомощи, которую оказывали друг другу русские и грузины на протяжении веков. Общее историческое прошлое способствовало взаимопроникновению культур и традиций. Однако под влиянием западных идеологем у большой части современной грузинской молодежи сформировано другое мировоззрение. Авторы статьи вносят свои предложения, как преодолеть мировоззренческий разрыв путем реализации культурных проектов. Рассматриваются перспективные области сотрудничества России и Грузии в условиях отсутствия дипломатических отношений и антироссийской позиции грузинской власти. Кроме культурных обменов, есть перспективы молодежных коммуникаций и сотрудничества в экономике (в первую очередь в сельскохозяйственном секторе). В качестве рисков такого сотрудничества рассматриваются: неурегулированные отношения по вопросу Южной Осетии и Абхазии, флуктуации политических элит Грузии, хаотичность грузинской экономики, роль антироссийски настроенных русских в Грузии, недостаточность работы с грузинским обществом с российской стороны и необходимость активизации потенциала грузинской диаспоры в России.
Статья подготовлена по материалам международного круглого стола
«Коммуникационный режим Грузии: тенденции развития» (проведен Национальным
исследовательским институтом развития коммуникаций в декабре 2023 г.).
В настоящее время активно ведутся споры о влиянии виртуальной (онлайн) коммуникации на реальную (офлайн) коммуникацию. Являются ли онлайн- и офлайн-коммуникации двумя дополняющими друг друга сферами или коммуникация в сетевом пространстве постепенно и полностью заменит реальную (офлайн) коммуникацию, в том числе в профессиональной и личной жизни современного человека? Если люди, оставаясь дома, занимаются своими
повседневными делами, не взаимодействуя с другими членами общества, и это их устраивает, то они не будут прилагать усилий для создания социальных связей за пределами онлайн-сферы, и область реальных (офлайн) взаимоотношений полностью или существенно трансформируется. В статье рассматриваются распространение социальных сетей среди армянских пользователей и их разновидности, онлайн-и/или офлайн-коммуникационные предпочтения армянских пользователей в той или иной сфере жизни, в зависимости от возраста, пола и субъекта коммуникации. В результате исследования, проведенного методом анкетирования, был выявлен ряд предпочтений, на основе которых пользователи строят онлайн-коммуникацию. Особенности этих предпочтений рассмотрены как цели использования социальных сетей в Армении.
Исследование выполнено при финансовой поддержке ЕГУ в рамках научного проекта «Механизмы распространения и потребления фейковых новостей в социальных сетях», 2022–2024. Статья подготовлена в рамках Программы международной академической мобильности, организованной Национальным исследовательским институтом развития коммуникаций (г. Москва) для молодых ученых зарубежных стран.
В статье рассматриваются в определенном смысле доминирующие подходы к осмыслению феномена актуализации архаики в отечественной гуманитаристике. Некоторые исследователи, анализирующие то, что часто именуется архаизацией современных обществ, с позиций политологии и истории, философии истории, политики, культуры и религии, выдвигают концепции, в том числе концентрирующиеся на поиске «точек отсчета», ключевых факторов, определяющих тенденции развития чуть ли не всех стран, народов, цивилизаций. При этом, например, А.С.Ахиезер и Б.М.Кондорский исходят из наличия у них во многом не совпадающих базовых оснований. В то же время все большую поддержку
специалистов получают идеи, базирующиеся на необходимости исходить из того, что
следует рассматривать актуализацию архаики как часть актуализации культурно-
исторического, культурно-национального наследия народов с непременным учетом
своеобразия их исторического, культурно-цивилизационного развития. Среди авторов, придерживающихся этой исследовательской, философской парадигмы, следует отметить В.Г.Федотову, А.А.Беломыцева, В.Б.Земскова, А.В.Рубанова, А.П.Ситникова, М.С.Уварова и др. В известном смысле в этой парадигме идет также разработка проблем, связанных со спецификой трансформации, модернизации ценностей культурного наследия, включая архаику, в политике и экономике, в социальной сфере, с существенным влиянием на эти процессы этноконфессиональных и цивилизационных особенностей, характерных для различных регионов мира. В авторских размышлениях, в выводах формулируется видение наиболее перспективных путей развития рассматриваемых явлений.
В статье рассматриваются ключевые векторы внешней политики Азербайджанской Республики. Определяются основные внешнеполитические партнеры Азербайджана (Россия, Турецкая Республика, Иран, США и Европейский союз), анализируется актуальная повестка взаимодействия республики с ними. Сделан вывод о последовательности, многовекторности внешней политики Азербайджана, ее направленности на выстраивание прагматичного экономического сотрудничества на региональном и макрорегиональном уровнях. В сфере безопасности, военного и военно-технического сотрудничества Азербайджан по итогам 44-дневной войны в Нагорном Карабахе в 2020 г., а затем роспуска непризнанной Нагорно-Карабахской Республики к 1 января 2024 г. углубляет сотрудничество с Турецкой Республикой. Для Азербайджана возросла актуальность создания региональных транспортных коммуникаций и интенсификации экономического сотрудничества с ближайшими соседями.
В данной статье представлены результаты исследования информационно коммуникационной среды в Грузии, роли и значения национальных и зарубежных коммуникационных ресурсов, проведенного в рамках ежегодного мониторинга дружественности коммуникационных режимов Национального исследовательского института развития коммуникаций (НИИРК). Авторами были рассмотрены основные вызовы и угрозы в коммуникационном режиме двух стран. Раскрываются латентные проблемы коммуникационного режима, в том числе концентрация СМИ в руках узкого круга лиц и политических сил, а также усиливающаяся политизированность информации. Изучаются особенности подачи новостных материалов, формирующих антироссийскую риторику и повестку дня. Коммуникационный режим между двумя странами во многом определяется сохраняющейся напряженностью вокруг Цхинвальского региона и Абхазии, а также нестабильностью внутриполитической ситуации. Все большая фрагментация грузинского общества, крайняя поляризация различных политических сил, а также усиливающаяся роль внерегиональных акторов оказывают большое влияние на грузинский политический дискурс и официальную риторику, что является фактором дополнительного осложнения двусторонних отношений.
В статье используются материалы ежегодного мониторинга коммуникационных режимов постсоветских стран. Мониторинг проводится Национальным исследовательским
институтом развития коммуникаций (г. Москва).
В статье представлен Рейтинг дружественности коммуникационных режимов постсоветских стран за 2023 г. Автор акцентирует внимание на странах Южного Кавказа, показывает тенденции развития коммуникационных режимов, степень их дружественности в отношении России. Коммуникационный режим определяется как система правил, норм, условий и возможностей коммуникации государственных и негосударственных акторов. Для определения дружественности анализируются правовые, политические, социокультурные условия развития 12 видов межстрановых коммуникаций. Аргументируется усиление формирования общего коммуникационного пространства с Россией у Южной Осетии и Абхазии. В Азербайджане и Грузии фиксируется усиление прагматичного подхода к развитию коммуникаций с Россией и усиление роли экономического фактора. На примере Армении показывается, как политическая элита усиливает движение в сторону недружественности в условиях, когда в сознании армянского общества отсутствует глубинная антироссийская позиция. Автором составлены профили
дружественности коммуникационных режимов для каждой страны и раскрываются их особенности. В статье используются материалы ежегодного мониторинга
коммуникационных режимов постсоветских стран. Мониторинг проводится Национальным исследовательским институтом развития коммуникаций (г. Москва) под руководством автора данной статьи.
Издательство
- Издательство
- НИИРК
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119034, город Москва, пер. Коробейников, д. 22 стр. 1
- Юр. адрес
- 119034, город Москва, пер. Коробейников, д. 22 стр. 1
- ФИО
- Гасумянов Владислав Иванович (ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- institut@nicrus.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2526788
- Сайт
- https://nicrus.ru