Статья: Художественная интеллигенция как субъект общественного договора в период культурной революции в СССР (1930-е гг.) (2024)

Читать онлайн

В статье автор рассматривает особенности общественного договора между художественной интеллигенцией и советской политической элитой во времена культурной революции в СССР. В данный период общественный договор носит патерналистский характер, но строится не только на насилии, но и на согласии, на общей идее реализации социальной и культурной революции, на преференциях разного рода, которые могли получить творцы от новой власти. С конца 20-х гг. управление сферой культуры и искусства начинает носить централизованный характер, государство становится главным субъектом культурной политики, осуществляется жесткий идеологический контроль за культурным процессом, преследование эстетического инакомыслия, и в то же время осуществляется поощрение лояльных деятелей культуры путем государственных заказов, высокого социального статуса, высокой зарплаты, предоставления прав на публикации, персональных выставок и заграничных командировок, наград и премий, решения бытовых и семейных проблем и т. д. Принцип «социалистического реализма» провозглашается доминирующим творческим методом. Советское партийное и государственное руководство получает исключительные возможности влиять на формирование и изменение общественного сознания советских людей посредством культурного производства.

Ключевые фразы: ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР, КОНТРАКТАРИАНИЗМ, художественная интеллигенция, творческие союзы, СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
Автор (ы): Тартыгашева Галина В.
Журнал: ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Искусство
УДК
7.07. Занятия и виды деятельности в искусстве. Деятели искусства
Префикс DOI
10.28995/2073-6401-2024-3-24-34
Для цитирования:
ТАРТЫГАШЕВА Г. В. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ КАК СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА В ПЕРИОД КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В СССР (1930-Е ГГ.) // ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ. 2024. № 3
Текстовый фрагмент статьи