Цель — выяснение особенностей ценностных составляющих сознания, мотивирующих на качественное осуществление служебно-профессиональной деятельности сотрудников полиции в зависимости от внешних и внутренних факторов развития личности. Материалы и методы. Исследование проведено в 2017–2018 гг. Выборку составили более 6 тыс. респондентов с высшим образованием, представителей 9 федеральных округов Российской Федерации и 8 направлений (специальностей) правоохранительной деятельности. Использовались опросник «Мотивационный профиль» Ричи-Мартина, методика многостороннего исследования личности и методы корреляционного и дисперсионного анализа данных. Результаты и обсуждение. Выявлены особенности ценностных составляющих сознания как мотивирующие факторы служебнопрофессиональной деятельности сотрудников полиции в зависимости от внешних и внутренних условий развития личности, к которым отнесены регион проживания, этнокультурные и профессиональные прессы, а также полоролевой и возрастной статусы и характерологические особенности респондентов. Выводы. Подтверждены статистически значимые различия ценностных переменных представителей регионов Российской Федерации с этнокультурными особенностями различных специальностей, разного пола и возраста, имеющих различный характерологический статус. Необходим учет мотивационноценностной специфики сотрудников при отборе и психологическом сопровождении подразделений правоохранительной системы.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
1. В переломные периоды развития государства в обществе происходят изменения ценностно-смыслового пространства. Ценности, являясь ядром сознания человека, формируют мотивационный фон деятельности. Развитие и динамика личностных ценностей, соответственно, мотивации зависят от многих факторов и связаны с этнокультурными, региональными, служебнопрофессиональными, половозрастными и личностными особенностями людей.
Список литературы
1. Шатене К. Психология ценностей. Харьков, 2021. 244 с.
2. Алишев Б. С. Психологическая теория ценности: Системно-функциональный подход : дис. ... д-ра психол. наук. Казань, 2002. 367 с.
3. Арутюнян Э. А. Микросреда и трансформация общественных ценностей в ценностную ориентацию личности // Образ жизни и ценностные ориентации личности. Ереван, 1979. С. 49–61.
4. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. 268 с.
5. Вегас Х. М. Ценности и воспитание. Критика нравственного релятивизма. СПб., 2007. 225 с.
6. Кабрин В. И. Транскоммуникация и личностное развитие. Томск, 1992. 225 с.
7. Kohlberg L. Moral stages and moralization: The cognitive developmental approach. Moral development and behavior: Theory research and Social issues. N. Y., 1976. Рр. 31–53.
8. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13–25.
9. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / пер. с англ. Г. А. Балл, А. П. Попогребский. М., 1999. 425 с.
10. Мясищев В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. С. 35–38.
11. Олпорт Г. Личность в психологии / пер. c англ. И. Авидон. М., 1998. 345 с.
12. Rokeach M. The nature of human values. N. Y., 1973. 140 p.
13. Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. Л., 1968. 124 с.
14. Франкл В. Человек в поисках смысла / пер. с англ. и нем Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша и Е. В. Эйдмана. М., 1990. 368 с.
15. Фромм Э. Психоанализ и этика / пер. с англ. М., 1993. 415 с.
16. Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values. Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 53. No. 3. Рр. 550–562.
17. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. № 1. С. 35–52.
18. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000. 203 с.
19. Thomas W. I., & Znaniecki F. The polish pea sont in Europe and America. Boston: Badger, 1918–1920.
20. Spranger E. Types of men: the psychology and ethics ofpersonalhy’ by “Eduard Spranger (ed. Authorised translation of the fifth german edition: Lebensformen: Geiteswissenchaftiche Psychologie und Ethik der Personlichkeit. lere ed. 1913). Halle: Niemeyer, 1922, 3eme ed.
21. Allport G., Vernon P. E., & Lindzey G. Study of values (ed. 3rd). Boston, 1960. 178 p.
22. Postman L., Bruner J. S., & McGinnies E. (texte 1948). Valeurs personnelles en tant que facteurs selectifs dans la perception. Dans A. Levy, Psychologie sociale, textes fondamentaux anglais et americains, tome I. Paris, 1994. Рp. 125–138.
23. Kluckhohn C. Values and value-orientations in the theory of action. Dans T. Parsons, & E. A. Shils, Toward a general theory of action. Cambridge, 1951. 190 p.
24. Williams R. M. Change and stability in values and value Systems: a sociological perspective. Dans M. Rokeach, Understanding human values, individual and societal. N. Y., 1979. Рp. 15–46.
25. Schwartz S. H. Value priorities and behavior: Applying a theory of integrated value Systems. In C. Seligman J. M. Oison & M. P. Zanna (Eds.), The Psychology of values: The Ontario Symposium, Mahwah, N. J. : Erlbaum, 1996. Vol. 8. Pp. 1–24.
26. Крук В. М., Федотов А. Ю. Психологическое обеспечение морально-политического и психологического состояния, надежности военнослужащего: к сущности, содержанию, общему, особенному // Человеческий капитал. 2021. № 8. С. 101–111.
27. Федотов А. Ю., Крук В. М., Васильева М. С. Военно-профессиональная направленность личности: от истоков к надежностному подходу // Военный академический журнал. 2024. № 1(41). С. 19–30.
28. Schwartz S. H. Universal in the content and structure of values: theoretical advances and empirical tests in 20 countries. In M. Zanna (Ed.). Advances in experimental social psychology. 1992. Vol. 25. Pp. 1–65.
29. Struch N., Schwartz S. H., & Van der Kloot W. Meanings of basic values for women and men: a cross-cultural analysis. Personality and Social Psychology Bulletin. 2002. № 28(1). Pp. 16–28.
30. Schwartz S. H. Les valeurs de base de la personne: theorie, mesures et applications. Revue Francaise de Sociologie. 2006. № 47(4). Pp. 929–968.
31. Lawrence P. R., & Nohria N. Driven: how human nature shapes our choices. San Francisco, CA: Jossey Bass, 2002. 160 p.
32. Schwartz S. H., Melech G., Lehmann A., & Burgess, S. Extending the cross-validity of the theory of basic human values with a different method of measurement. Journal of Cross-Cultural Psychology. 2001. № 32(5). Pp. 519–542.
33. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. М., 2011. 464 с.
34. Triandis H. Individualisai and collectivism. Boulder, CO: Westview, 1995.
35. Hofstede G. Cultures consequences. Beverly Hills, CA: Sage, 1980.
36. O’Reilly III. С. A., Chatman J., & Caldwell D. F. People and organizational culture: a profile comparison approach to assessing person-organization fit. Academy of Management Journal. 1991. № 34(3). Pp. 487–516.
37. Носс И. Н., Бородина Т. И. Экспериментальная апробация Методики исследования личностных смыслов // Человеческий капитал. 2023. Ч. 1, № 11(179). С. 156–167.
38. Носс И. Н., Булыгина В. Г., Проничева М. М. Методология исследования ценностно-смысловых конструктов личности. Глава 6 // Ценностно-смысловые и интеллектуальные основания стратегического развития России в условиях глобальных вызовов : монография / под ред. В. А. Фадеева, Т. А. Вархотова. М., 2023. С. 94–119.
39. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией : учеб. пособие для вузов / пер. с англ. ; под ред. проф. Е. А. Климова. М., 2004. 399 с.
40. Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). 3-е изд. М., 2011. 320 с.
41. Wach M., Hammer B. La structure des vcileurs est-elle universelle? Genese et validation du modele comprehensif de Schwartz. Paris, 2003. 120 р.
42. Носс И. Н., Бородина Т. И. Личностно-профессиональная спецификация: региональный аспект // Психология и Психотехника. 2016. № 9. С. 780–786.
43. Гальперин П. Я. Введение в психологию : учеб. пособие для вузов. М., 1999. 332 с.
44. Lee R. M. Commentary: LaPiere and methodological opportunism. International journal of epidemiology. 2010. Vol. 39. № 1. Рр. 16–17.
45. Носс И. Н., Кабанова Т. Н. Психологический анализ персонала с различающейся типологией поведения в фрустрационных ситуациях // Прикладная юридическая психология. 2022. Т. 58, № 1. С. 36–45.
46. Feather N. T. Cross-cultural studies with the Rokeach Value Survey: the Flinders program of research on values. Australian Journal of Psychology. 1986. № 38. Pp. 269–283.
47. Schwartz S. H. Basie values in Europe. Communication to ESS Launch Conference, Brussels, November 25. 2003.
48. Feather N. T. Values, valences, and course enrolment: testing the role of personal values within an expectancy-value framework. Journal of Educational Psychology. 1988. № 80. Рp. 381–391.
49. Schwartz S. H. A proposal for measuring value orientations across nations [Chapter 7 in- the Questionnaire Development Report of the European Survey]. 2003a. Recupere sur http://www.europeansocialsurvey.org/index.php?option=com_docman&task=doc_ view&gidl26&item=80.
50. Connor P. E. & Becker B. W. Values and the organization: suggestions for research. Dans M. Rokeach, Understanding human values, individual and societal. N. Y., 1979. Рр. 71–81.
51. Schwartz S. H. & Rubel T. Sex differences in value priorities: cross-cultural and multimethod studies. Journal of Personality and Social Psychology. 2005. № 89(6). Pp. 1010–1028.
52. Mokounkolo R. Les jeunes fran?ais face aux valeurs traditionnelles: une etude psychosociale et interculturelle. Les Cahiers Internationaux de Psychologie Sociale. 2006. № 69. Pp. 83–95.
53. Ржанова И., Алексеева О. Различия ценностей мужчин и женщин // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 55 (дата обращения: 17.02.2024).
54. Daniel E., Schiefer D., Mollering A., Benish-Weisman M., Boennke K. & Knafo A. Value differentiation in adolescence: the role of age and cultural complexity. Child Development. 2012. № 83(1). Рp. 322–336.
55. Bilsky W. & Schwartz S. H. Values and personality. European Journal of Personality. 1994. № 8. Рp. 163–181.
56. Roccas S., Sagiv L., Schwartz S. H., & Knafo A. The Big Five Personality Factors and personal values. Personality and Social Psychology Bulletin. 2002. № 28(b). Pp. 789–801.
57. Hilbig В. E. & Zettler I. Pillars of cooperation: honesty-humility, social value orientation, and economic behavior. Journal of Research in Personality. 2009. № 43. Pp. 516–519.
58. Caprara G. V., Vecchione M. & Schwartz S. H. Mediational role of values in linking personality traites to political orientation. Asian Journal of Social Psychology. 2009. № 12. Pp. 82–94.
59. Schwartz S. H. Normative influence on altruism. Dans L. Berkowitz, Advances in experimental social psychology. 1977. № 10. Pp. 221–279.
60. Bargh J. A. & Barndollar K. Automaticity in action: the unconscious as a repository of chronic goals and motives. Dans J. A. Brag & P. M. Gollwitzer. The psychology of action: linking cognition and motivation to behavior (pp. 457–481). N. Y., 1996. 683 р.
61. Maio G. R. & Olson I. M. Involment and persuasion: evidence for different types of involvement. Canadian Journal of Behavioural Science. 1995. № 27(1). Pp. 64–78.
62. Алексеева О., Ржанова И. Ценности и их связь с базовыми чертами личности // Психологические исследования. 2019. № 2. С. 61–72.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Недостаточная изученность влияния гендерных различий на поведение всех участников буллингструктуры (агрессоров, их жертв, сторонних наблюдателей) сдерживает разработку профилактических мер, призванных оказать помощь подросткам в условиях буллинга, предупредить насилие и травлю в системе образования. Цель — определение гендерных различий проявления факторов буллинга у подростков в общеобразовательной организации, в условиях малого города. Материалы и методы. Для реализации поставленной цели использовались методы анкетирования (адаптированная методика «Школьный климат») и тестирования (Единая методика социально-психологического тестирования). Результаты и обсуждение. В подростковом возрасте юноши и девушки одинаково склонны к проявлению агрессии, однако содержательные характеристики такого поведения (вид агрессии, степень выраженности факторов буллинга) проявляются по-разному. Девочки с позитивными установками в отношении буллинга ориентированы в большей степени на соперничество, применяя вербальную агрессию, воздействие через виртуальную среду. Юноши с позитивными установками в отношении буллинга предпочитают физическую агрессию, видят результативность профилактики буллинга в ужесточении контроля со стороны администрации. Выводы. Для юношей фактором риска чаще является склонность к риску, фактором защиты от буллинга — социальная активность. Для девушек факторами риска возникновения буллинга выступают импульсивность и тревожность; факторами защиты от буллинга — принятие родителями и принятие одноклассниками, что расширяет представление о специфике и гендерных различиях выраженности факторов буллинга в старшем подростковом возрасте. Результаты опытно-поисковой деятельности позволяют выработать стратегии первичной профилактики с учетом гендерных различий: к работе с девушками важно подключать родителей, а для юношей необходимо организовать возможность их участия в общественно полезных делах.
Цифровизация системы образования вскрыла ряд проблем, стоящих перед системой высшего образования в России, среди них обеспечение психологической готовности к обучению в цифровой образовательной среде. Цель — разработка модели психологической готовности обучающихся вуза к обучению в цифровой образовательной среде. Материалы, результаты и обсуждение. Готовность обучающихся к обучению в цифровой образовательной среде рассматривается как целостное, интегрированное образование, включающее в себя взаимосвязанные компоненты: индивидуально-типологический, ценностно-мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, коммуникативный, поведенческий и технологический. Выводы. Разработана модель психологической готовности к обучению в цифровой образовательной среде с выделенными и описанными компонентами: индивидуально-типологическим, ценностномотивационным, когнитивным, эмоционально-волевым, коммуникативным, поведенческим и технологическим.
В современном мире среди специалистов разных областей существует необходимость формирования внутренней потребности в самоактуализации и реализации собственного творческого потенциала в личностном росте. Цель — актуализировать проблему взаимосвязи между степенью выраженности самоактуализации и типом направленности личности студентов педагогического вуза. Результаты и обсуждение. Важнейшими факторами, определяющими эффективность работы, являются психическое здоровье, высокая личностная зрелость, стремление к самоактуализации, проявляющееся в желании познать окружающий мир, способности брать на себя ответственность, рефлексии, самопринятии и самоуважении, а также готовности к дальнейшему развитию и самосовершенствованию себя. Выводы. Выявлено, что значимой взаимосвязи между самоактуализацией и типами направленности личности нет. Существует лишь взаимосвязь между отдельными показателями самоактуализации и типами направленности личности в группах с высокой и низкой степенями выраженности самоактуализации.
Представлено исследование сопряженности структуры компонентов педагогического общения и психологической безопасности образовательной среды. Цель — выявление показателей общения педагога, положительно взаимосвязанных с оценкой педагогом психологической безопасности образовательной среды. Материалы и методы. Применялись методики «Направленность личности в общении» С. Л. Братченко; методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко; тест коммуникативных умений Л. Михельсона; опросник для определения педагогической ингибиции Л. Б. Полосова; методика диагностики уровня рефлексивности А. В. Карпова, В. В. Пономаревой; анкета «Психологическая безопасность образовательной среды» И. А. Баевой. Выборку исследования составили 127 женщин — педагогов дошкольных образовательных организаций, их средний возраст — 35 лет. Обработка проводилась на основе применения факторного анализа методом главных компонент. Применялся пакет программы SPSS Statistics 21. Результаты и обсуждение. Взаимосвязь компонентов общения педагога с его оценкой психологической безопасности образовательной среды отражается через пять латентных факторов — видов коммуникативного поведения: рефлексивность; эмпатийность; конформность; авторитарность; манипулятивность. Выводы. Положительная оценка психологической безопасности образовательной среды взаимосвязана с позитивными показателями педагогического общения, такими как рефлексивность, эмпатийность и конформность.
Рассматриваются психологические характеристики профессиональной рефлексии обучающихся профессиональных образовательных организаций — будущих специалистов среднего звена. Цель — выявление психологических особенностей профессиональной рефлексии обучающихся профессиональных образовательных организаций. Материалы и методы. В исследовании использовались следующие методики: «Определение уровня развития рефлексивности» А. В. Карпова, «Уровень выраженности и направленности рефлексии» М. Гранта, «Дифференцированный тип рефлексии» Д. А. Леонтьева, Е. Н. Осина. Выборку составили 40 обучающихся профессиональных образовательных организаций. Результаты и обсуждение. Выделяются психологические характеристики профессиональной рефлексии обучающихся медицинского и педагогического колледжей, определяющие их представление о себе как будущем профессионале. Приводятся данные анализа категории «профессиональная рефлексия», а также результаты сравнительного анализа особенностей профессиональной рефлексии обучающихся, полученные нами в процессе эмпирического исследования. Выводы. Профессиональная рефлексия обучающихся профессиональных образовательных организаций имеет особенности, к которым можно отнести способность анализировать и оценивать свои «шаги» в профессию, умение сопереживать и проникать во внутренний мир другого человека, проявлять эмпатию, толерантность, чуткость, способность осознавать и осмысливать свои переживания по поводу вхождения в профессию, прогнозировать последствия собственных профессиональных действий.
Представлены результаты сравнительного анализа ценностных оснований метаресурса жизненной успешности преподавателей и обучающихся образовательных организаций МВД России. Обоснована актуальность исследования ценностных оснований в связи с необходимостью актуализации традиционных ценностей в обществе, содержательными изменениями в системе высшего образования и значимостью ценностной направленности сотрудников органов внутренних дел. Дано понимание роли ценностных оснований в выстраивании координат и направлений жизненной успешности личности. Материалы и методы. В исследовании приняли участие обучающиеся (169 человек) и преподаватели (164 человека) образовательных организаций МВД России. Применялась авторская методика «Жизненная успешность». Для обработки эмпирических данных были применены методы описательной статистики, критерий различий Уилкоксона. Данные обрабатывались в программе IBM SPSS Statistics 26. Результаты и обсуждение. Выявлены сходства и различия в иерархии ценностных оснований жизненной успешности преподавателей и обучающихся образовательных организаций МВД России в рамках экспериментальной выборки. Сходства: значимость наиболее традиционных ценностей российского общества; малая значимость таких ценностей, как владение информацией, смысл жизни, духовный рост и независимость; ценности абстрактного успешного человека и реальные ценности не имеют слишком больших расхождений. Различия: у преподавателей проявляется материально-прагматическая направленность ценностей, у обучающихся — эгоистическая. Выводы. Результаты исследования позволяют судить о тенденциях ценностных оснований метаресурса жизненной успешности обучающихся и преподавателей образовательных организаций МВД России, что делает возможным прогнозирование, предупреждение и конструктивное разрешение противоречий при взаимодействии субъектов образовательного процесса.
Цель — определение основных направлений повышения эффективности мотивационной компоненты на приобретение профессиональной компетентности в период обучения. Материалы и методы. Для оценки социальнопсихологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере применялась «Методика диагностики социальнопсихологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной». В исследовании приняли участие 135 курсантов первых курсов. Использовались сравнительный анализ, обобщение, моделирование, проектирование, педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, анализ документов и результатов деятельности, экспертная оценка. Результаты и обсуждение. Вопросы формирования профессиональной компетентности тесно связаны с проблемами духовно-нравственных ценностей в профессионально-деятельностной идентификации. Определены мотивационные установки на приобретение профессиональной компетентности у курсантов вузов войск национальной гвардии. Выводы. Структура мотивационных установок на приобретение профессиональной компетентности у курсантов вузов войск национальной гвардии обладает качественными различиями, что обусловливает поиск новых психолого-педагогических подходов к формированию мотивации курсантов военного вуза на приобретение профессиональной компетентности.
Интуиция представляет собой фундаментальное психологическое явление, которое реализуется в различных формах активности человека, оказывая влияние на способы ее организации и продуктивность. Цель — определение психологических условий влияния интуиции на эффективность профессиональной деятельности следователей. Материалы и методы. Использованы авторские методики определения интуиционного потенциала личности. Эффективность профессиональной работы следователей определялась методом экспертной оценки по предложенным квалификационным требованиям и реальной оценки успешности работы. Выборку составили 292 следователя различной ведомственной подчиненности. Результаты и обсуждение. Приводятся результаты количественного и качественного анализа фактологических данных. На основе факторного моделирования определены модели личности эффективного и неэффективного следователя, построены графические модели корреляционных отношений свойств и качеств личности следователей в зависимости от уровня проявления свойств интуитивности. Выводы. Фактор интуитивности личности определяет успешность и эффективность профессиональной деятельности следователя. В личности высокоинтуитивных и низкоинтуитивных следователей имеются содержательные отличия, которые могут служить основанием для оценки, профессионального отбора, профессиональной пригодности специалистов для работы в должности следователей.
Служебно-деятельностные особенности: интенсивность, напряженность деятельности, необходимость решения оперативно-служебных задач в условиях неопределенности — являются условиями, способствующими развитию утомленности сотрудников органов внутренних дел. Другим немаловажным фактором, препятствующим и усиливающим данное состояние, выступают темпоральные характеристики личности сотрудника, к которым относятся отношение ко времени, его функции и временная направленность. Цель — выявление связей утомленности с временной направленностью, функциями и отношением ко времени у сотрудников с разным уровнем утомленности. Материалы и методы. Респондентами выступили 187 сотрудников органов внутренних дел (90 слушателей первоначальной подготовки Санкт-Петербургского университета МВД России, а также 97 сотрудников со стажем служебной деятельности от 1 года до 10 лет, проходивших повышение квалификации в СПбУ МВД России). Использовался комплекс авторских психодиагностических опросников: «Субъективная оценка уровня утомленности личности», «Шкала субъективного отношения к времени», «Субъективная оценка временной направленности» и анкета «Оценка темпорального типа личности». Статистическими методами выступили анализ первичных описательных статистик, регрессионный и сравнительный анализ. Результаты и обсуждение. У сотрудников с низким уровнем утомленности превалирует пластичное отношение ко времени в сочетании с мобилизующей функцией времени и ресурсной временной направленностью с доминированием ориентации на настоящее. Сотрудники с умеренным уровнем утомленности отличаются временной зависимостью — пристрастным отношением ко времени, которое выполняет ограничивающую функцию, и фиксированной временной направленностью с доминированием ориентации на будущее. Для сотрудников с высоким уровнем утомленности характерно равнодушное отношение в сочетании с подавляющей функцией времени и фиксированной временной направленностью с доминированием ориентации на прошлое. Выводы. Отношение ко времени, временная направленность и функции времени выступают детерминантами утомленности, наиболее значимыми среди которых являются временная зависимость (пристрастное отношение ко времени), ограничивающая и подавляющая функции времени, а также фиксированная временная направленность на прошлое и будущее.
Издательство
- Издательство
- ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ
- Регион
- Россия, Омск
- Почтовый адрес
- 644092, Омская обл, г Омск, Кировский округ, пр-кт Комарова, д 7
- Юр. адрес
- 644092, Омская обл, г Омск, Кировский округ, пр-кт Комарова, д 7
- ФИО
- Буряков Сергей Константинович (НАЧАЛЬНИК ОМСКОЙ АКАДЕМИИ МВД РОССИИ)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______