В статье представлены результаты изучения, обобщения и систематизации трудов зарубежных и отечественных экономистов, посвященных проблеме оценки эффективности организаций с позиций различных научнометодических подходов. Особое внимание уделено рассмотрению методик оценки эффективности туристских организаций, обладающих специфическими особенностями функционирования в современных условиях цифровой трансформации на рынке туристских услуг, что вызывает необходимость адаптации имеющихся методик и методов к особенностям деятельности данных организаций для обеспечения комплексного, системного подхода к проведению исследования.
В ходе критического анализа рассмотренных методик и методов оценки эффективности организаций, в том числе туристских, определена сущность и последовательность проведения исследований, выявлены основные достоинства и недостатки предлагаемых методик и определена сфера их применения в практике деятельности организаций. В заключительной части по результатам исследования сформулированы обобщающие выводы о применимости рассмотренных методик оценки эффективности в деятельности туристских организаций и необходимости их адаптации к современным условиям внешней и внутренней среды, трендам развития экономики и общества, отраслевой специфики функционирования организаций на рынке туристских услуг.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
Быстро меняющаяся на рынке туристских услуг среда, требования потребителей и условия конкуренции создают необходимость постоянного совершенствования деятельности туристских организаций. Кроме того, в период неопределенности и кризисов необходимо учитывать воздействие внешних факторов, таких как пандемии или экономические изменения, на эффективность их деятельности. Учитывая современные темпы цифровизации, традиционные методы оценки эффективности могут оказаться недостаточно информативными и адаптивными. Важность повышения эффективности туристских организаций подчеркивает необходимость глубокого анализа и пересмотра существующих подходов к ее оценке, что позволит выявить их сильные и слабые стороны, а также адаптировать к новым реалиям. Такой подход не только усилит позиции организаций на рынке, но и повлияет на общую устойчивость и привлекательность рынка туристских услуг, что, в свою очередь, может способствовать развитию других смежных секторов экономики.
Список литературы
1. Antonietti, J-F. The image of Swiss universities in the public eye [Text] / J-F. Antonietti, F. K. De Rothen, J.-F. Leresh // Higer education in Europe. - 2002. - No 3. - Pp. 313-323.
2. Duzevic, I. An expected framework for analyzing higher education performance [Text] / I. Duzevic, J. Mikulich, T. Bakovic // Total Quality Management and Business Excellence. - 2018. - No 5-6 (29). - Pp. 599-617.
3. McCowan, T. Quality of higher education in Kenya: Addressing the conundrum [Text] / T. McCowan // International Journal of Educational Development. - 2018. - No 60. -Pp. 128-137.
4. Yavuz, M. The assessment of service quality perception in higher education [Text] / M. Yavuz, D. Gulmez // Egitim ve Bilim. - 2016. - No 184(41). - Pp. 251-265.
5. Особенности взаимодействия участников рынка образовательных услуг высшего образования [Текст] / Л. В. Багузова, Ю. Ю. Суслова, А. В. Волошин [и др.] // Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 1(138). - С. 587-591.
6. Волошин, А. В. Концептуальный подход к механизму формирования конкурентоспособности организаций на рынке образовательных услуг высшего образования [Текст] / А. В. Волошин, Ю. Л. Александров // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 9-1. - С. 153-158.
7. Рынок образовательных услуг дополнительного профессионального образования: особенности взаимодействия участников рынка в современных условиях [Текст] / М. В. Крылова, Ю. Ю. Суслова, А. В. Волошин, Ю. Л. Александров // Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 1(138). - С. 596-601.
8. Елецкий, Н. Д. Глобальные университеты в “новой реальности” неоглобализации [Текст] / Н. Д. Елецкий // Стратегия устойчивого развития в антикризисном управлении экономическими системами: материалы VII Международной научно-практической конференции, Донецк, 08 апреля 2021 года. - Донецк: Донецкий национальный технический университет, 2021. - С. 380-391.
9. Железов, Б. В. Гибкость и качество: опыт реформ структуры и содержания программ высшего образования в ЕС [Текст] / Б. В. Железов // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2008. - Т. 3, № 3. - С. 4-11.
10. Железов, Б. В. Анализ политики стран-членов ОЭСРвобласти признания результатов неформального и информального образования [Текст] / Б. В. Железов // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2010. - Т. 5, № 1. - С. 51-62.
11. Железов, Б. В. Осмысление опыта реформ управления высшим образованием в ЕС [Текст] / Б. В. Железов // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2008. - Т. 3, № 2. - С. 27-35.
12. Кальней, В. А. Роль образования в социально-экономическом развитии страны [Текст] / В. А. Кальней // Туризм: наука и образование: материалы V Международного форума, Химки, 11 апреля 2019 года. - Химки: Литературное агентство “Университетская книга”, 2019. - С. 45-50.
13. Клячко, Т. Л. Вклад образования в социально-экономическое развитие регионов России [Текст] / Т. Л. Клячко, Е. А. Семионова // Экономика региона. - 2018. - Т. 14, № 3. - С. 791-805.
14. Клячко, Т. Л. Образование в России и мире. Основные тенденции [Текст] / Т. Л. Клячко // Образовательная политика. - 2020. - № 1(81). - С. 26-42. 15. Романова, И. Б. Современные тенденции развития высшего профессионального образования [Текст] / И. Б. Романова // Креативная экономика. 2010. - Т. 4, № 6. - С. 91-96.
15. Романова, И. Б. Современные тенденции развития высшего профессионального образования [Текст] / И. Б. Романова // Креативная экономика. 2010. - Т. 4, № 6. - С. 91-96.
16. Терещенко, Н. Н. Исследование рынка образовательных услуг высшей школы: монография [Текст] / Н. Н. Терещенко. - Красноярск, Красноярск. гос. ун-т, 2005. - 267 с.
17. Будущее мировой науки [Текст] / Л. М. Гохберг, Т. Е. Кузнецова, Ю. В. Мильшина [и др.]. - Москва: Высшая школа экономики, 2024. - 314 с.
18. Делаем науку в России: деловой климат в сфере науки и технологий [Текст] / Л. М. Гохберг, М. А. Гершман, В. В. Лапочкина [и др.]. - Москва: Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, 2023. - 200 с.
19. Ленчук, Е. Б. Роль науки и образования в решении задач новой индустриализации [Текст] / Е. Б. Ленчук // Экономическое возрождение России. - 2018. - № 1(55). - С. 16-22.
20. Ленчук, Е. Б. Россия в мировом процессе научно-технологического развития [Текст] / Е. Б. Ленчук // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2021. - Т. 14, № 4. - С. 72-91.
21. Величкович, К. В. Экономическое содержание образовательной услуги сравнительный анализ концептуальных подходов [Текст] / К. В. Величкович // Вестник БДУ. Сер. 3. - 2007. - № 3. - С. 79-84.
22. Баталова, О. С. Специфика образовательной услуги как основа маркетинговой политики вуза [Текст] / О. С. Баталова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). Т. II. - Москва: РИОР, 2011. - С. 7-12.
23. Пугач, В. Н. Образовательные услуги: общие понятия [Текст] / В. Н. Пугач, С. В. Абдуллина // Интернет-журнал “Науковедение”. - 2013. - № 2(15). - URL: https://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-2-13 (дата обращения: 21.05.2025).
24. Воронько, Э. Н. Особенности образовательной услуги как объекта стратегии регионального вуза в экономике знаний [Текст] / Э. Н. Воронько // Vesnik of Yanka Kupala State University of Grodno. Series 5. Economics. Sociology. Biology. - 2020. - Vol. 10, No 2. - Pp. 17-23.
25. Демина, С. А. Образовательная услуга как социально-экономическая категория [Текст] / С. А. Демина, О. Н. Бекетова // Экономические науки. - 2020. - № 2(183). - С. 21-27.
26. Зотов, В. Н. Разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности вузов на рынке образовательных услуг и научно-технической продукции: автореф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.05 / В. Н. Зотов; РЭА им. Г. В. Плеханова. - Москва, 1997. - 18 с.
27. Кудряшов, А. В. Гражданско-правовые отношения в сфере образовательных услуг: дисс. канд юрид. наук. - Москва, 2008. - 69 с.
28. Стрижов, А. А Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений [Текст] / А. А. Стрижов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - № 3. - С. 47-50.
29. Шадманова, Г. Ш. Комплексное управление образовательными услугами в современных условиях [Электронный ресурс] // Science and Education. - 2021. - № 12. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnoe-upravlenie-obrazovatelnymi-uslugami-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 05.05.2025).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В современных условиях развития инноваций и глобальной цифровой трансформации особую актуальность приобретает маркетинг высокотехнологичных продуктов, который формирует новые возможности для роста и конкуренции. Экономика взаимодействия экосистем, в рамках которой различные технологические компании, стартапы, инвесторы и потребители объединяются в сеть взаимовыгодных отношений, открывает широкое поле для исследования механизмов продвижения инновационной продукции.
Цель данной статьи заключается в анализе ключевых факторов, влияющих на маркетинг высокотехнологичных продуктов в контексте экосистемного подхода, а также в оценке эффективности стратегий, основанных на взаимной интеграции участников инновационных сообществ.
Проведенное исследование с использованием социологического опроса и анализа статистических данных позволяет выявить особенности поведения и предпочтений покупателей при выборе высокотехнологичной продукции, определить динамику роста и перспективы маркетинговых стратегий. Результаты показывают, что маркетинг в экономике взаимодействия экосистем требует комплексного и адаптивного подхода, включающего в себя разработку уникальных ценностных предложений и формирование устойчивых каналов коммуникации с конечными пользователями.
В статье также рассматриваются риски и ограничения, связанные с быстрыми изменениями технологических и рыночных условий, и предлагаются направления дальнейших исследований, способствующих повышению эффективности маркетингового взаимодействия участников высокотехнологичных экосистем.
Существующие подходы к оценке инвестиционного потенциала часто не учитывают сложные взаимосвязи между городом и его окрестностями. Большинство методик сосредоточено на анализе совокупности блоков факторов, таких как инфраструктура, экономика, социальное положение и экология, однако этого недостаточно для всесторонней оценки инвестиционной привлекательности. Учитывая, что крупные городские агломерации формируют около 48 % валового внутреннего продукта страны, необходимо уделить особое внимание инвестиционному потенциалу именно урбанизированных территорий. В процессе всестороннего анализа был разработан ограниченный набор показателей для оценки инвестиционного потенциала их устойчивого развития, включающий трудовой, финансово-экономический, инновационный, инфраструктурный, потребительский и природно-ресурсный потенциалы. На основе этих показателей была создана методология оценки, которая содержит порядок анализа и ключевые формулы для вычислений, разработанные на основе теории оптимального проектирования. Предложен динамический подход к оценке инвестиционного потенциала, который учитывает не только сам город, но и его пригород, взаимосвязанные общими потоками материальных и нематериальных ресурсов, а также инвестиций. В качестве направления для будущих исследований автор предлагает разработать методику интегральной оценки эффективности мероприятий по устойчивому развитию урбанизированных территорий. Она должна основываться на комплексном анализе бюджетного, коммерческого и социального эффектов, что позволит более точно определить влияние различных факторов на инвестиционный климат и обеспечить сбалансированное развитие как городских, так и пригородных территорий.
В данной статье исследуется роль маркетингового менеджмента как детерминанты конкурентоспособности предприятия. Проводится анализ ключевых аспектов управленческих воздействий в сфере маркетинга, оказывающих влияние на формирование конкурентных преимуществ. Результаты исследования свидетельствуют о том, что эффективное управление маркетинговой деятельностью является необходимым условием успешного функционирования и устойчивого развития предприятия в современных условиях цифровизации. В работе представлено авторское видение понятия «конкурентоспособность предприятия», а также предложены маркетинговые практики для стратегического развития компании в секторе малого бизнеса с целью увеличения доли рынка с учетом цифровых технологий.
Представленная статья посвящена актуальной проблеме оценки и систематизации свойств, формирующих качество услуг в сфере розничной торговли. В работе проводится критический анализ существующих научных подходов к определению понятия и сущности качества услуг, с акцентом на специфику розничной торговли. Автор систематизирует различные свойства качества услуг этой сферы, выделяя основные и вспомогательные, и предлагает структурированный подход к оценке, учитывающий многоаспектность этого понятия.
Особое внимание уделено адаптации существующих моделей оценки качества, таких как SERVQUAL, CSI, NPS и другие, для практического применения в розничной торговле с учетом современных трендов развития отрасли, включая цифровизацию. Предложена адаптация метода графического представления конкурентоспособности для визуализации различных факторов качества услуг.
Статья представляет собой ценный вклад в развитие теоретических основ управления качеством услуг в розничной торговле. Систематизация ключевых свойств и адаптация существующих моделей оценки качества позволяет сформировать комплексное представление об определяющих факторах и проблемных зонах, что создает основу для разработки эффективных стратегий повышения уровня удовлетворенности клиентов и укрепления конкурентных преимуществ розничных предприятий.
Издательство
- Издательство
- СФУ
- Регион
- Россия, Красноярск
- Почтовый адрес
- Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79
- Юр. адрес
- 660041, Красноярский край, г Красноярск, Октябрьский р-н, Свободный пр-кт, д 79
- ФИО
- Румянцев Максим Валерьевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@sfu-kras.ru
- Контактный телефон
- +7 (391) 2062077