В статье представлены материалы, связанные с анализом причин возникновения дисфункций управления в современном спорте и дальнейшими перспективами развития спорта в условиях изменяющегося мирового порядка. Как это ни парадоксально, начало конфликта на Украине и последующая реакция спортивных чиновников Международного олимпийского комитета (МОК) и международных спортивных федераций (МСФ) позволила реально посмотреть на существующие модели управления отдельными видами спорта и всей олимпийской системой в прикладном аспекте.
Управление и власть в спорте рассматриваются через призму теорий символического капитала, критического реализма, теорию господства и трехуровневого измерения власти в спорте.
В аналитической части делается акцент на том, что международный спорт не придерживается унитарной или федеративной модели управления, а соответствует принципам полицентричной системы управления, поскольку власть в спорте асимметрична и рассредоточена по отдельным созданным органам с перекрывающимися юрисдикциями, которые не всегда находятся в иерархичной связи друг с другом. Именно поэтому президент МОК Томас Бах выступил с рекомендациями об отстранении атлетов России и Белоруссии от международных соревнований, отмены соревнований на территории этих стран и запрета на российские и белорусские государственные символы. Других управленческих рычагов у руководства МОК на принятие решений нет.
Выявлены дисфункции модели управления, приведшие к зависимости олимпийского движения от американского капитала и несправедливому распределению доходов; тренд на развитие региональных спортивных проектов и формирование новой геополитической экономии спорта.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Право
- Префикс DOI
- 10.28995/2073-6304-2024-2-8-24
В течение одной недели Президент МОК Томас Бах осудил действия российских властей в Украине и рекомендовал международным спортивным федерациям отменить или перенести все международные турниры, которые должны были пройти в России и Белоруссии.
Список литературы
1. Бурдье 2002 - Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. С. 60-74.
2. Бурдье 1994 - Бурдье П. Начала / Пер. с фр. Н.А. Шматко. M.: Socio-Logos, 1994. 288 с.
3. Abbott, Snidal 2000 - Abbott K., Snidal D. Hard and soft law in international governance // International Organization. 2000. № 54 (3). P. 421-456.
4. Altukhov, Nauright 2018 - Altukhov S., Nauright J. The new sporting Cold War: Implications of the Russian doping allegations for international relations and sport // Sport in Society. 2018. Vol. 21. P. 1120-1136.
5. Bergsgard 2018 - Bergsgard N.A. Power and domination in sport policy and politics: three intertwined levels of exercising power // International Journal of Sport Policy and Politics. 2018. № 10 (4), pp. 653-667. https://doi.org/http://dx.doi.org10.1080/19406940.2018.1490335.
6. Bhaskar 1997 - Bhaskar R. The realist theory of science. London: Verso, 1997. 128 p.
7. Black 2008 - Black J. Constructing and contesting legitimacy and accountability in polycentric regulatory regimes // Regulation and Governance. 2008. № 2. P. 137-164.
8. Bourg 2016 - Bourg J.-F. Dopage et mondialisation financière du sport: ce que nous apprend l’analyse économique // Drogues, santé et société. 2016. № 15 (1). P. 66-84.
9. Bourdieu 1978 - Bourdieu P. Sport and social class // Social Science Information. 1978. № 17. 826 p.
10. Casini 2015 - Casini L. The emergence of global administrative systems: The case of sport. Glocalism // Journal of Culture, Politics and Innovation. 2015. № 1. https://doi.org/10.12893/gjcpi.2015.1.4.
11. Chadwick 2022 - Chadwick S. From utilitarianism and neoclassical sport management to a new geopolitical economy of sport // European Sport Management Quarterly. 2022. № 22 (5). P. 685-704.
12. Geeraert 2018 - Geeraert A. The limits and opportunities of self-regulation: Achieving international sport federations’ compliance with good governance standards // European Sport Management Quarterly. 2018. Vol. 19. Iss. 4. P. 520- 538. https://doi.org/10.1080/16184742.2018.1549577.
13. Henry, Lee 2004 - Henry I., Lee P.C. Governance and ethics in sport // The Business of Sport Management / Ed. by S. Chadwick, J. Beech. Harlow: Pearson Education, 2004. P. 25-41.
14. Houlihan 2009 - Houlihan B. Mechanisms of international influence on domestic elite sport policy // International Journal of Sport Policy and Politics. 2009. № 1 (1). P. 51-69. https://doi.org/10.1080/19406940902739090.
15. Isailovic, Pattberg 2016 - Isailovic M., Pattberg P. Private governance // Handbook on Theories of Governance / Ed. by C. Ansell, J. Torfing. Edward Elgar Publishing Limited, 2016. P. 468-476.
16. Krasner 1982 - Krasner S.D. Structural causes and regime consequences: Regimes asintervening variables // International Organization. 1982. № 36 (2). P. 185-205.
17. Marsh, Richards, Smith 2003 - Marsh D., Richards D., Smith M. Unequal plurality: Toads an asymmteric power model of British politics // Government and Opposition. 2003. № 38 (3). P. 306-332.
18. Morris 1981 - Morris D. The Soccer Tribe. London: Jonathan Cape, 1981. 276 p.
19. Ostrom et al. 1961 - Ostrom V. Tiebout C.M., Warren R. The Organization of Government in Metropolitan Areas: A Theoretical Inquiry // American Political Science Review. 1961. Vol. 55. P. 831-842.
20. Skelcher 2005 - Skelcher C. Jurisdictional Integrity, Polycentrism, and the Design of Democratic Governance // Governance: An International Journal of Policy, Administration and Institutions. 2005. № 18 (1). P. 89-110.
21. Vogel 2006 - Vogel D. The Market for Virtue: The Potential and Limits of Corporate Social Responsibility. Washington, DC: Brookings Institute, 2006. 237 р.
22. Weber 1968 - Weber M. Economy and Society. Berkeley: University of California Press, 1968.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена сравнительному анализу положений действующего чрезвычайного законодательства, закрепляющего порядок установления и реализации экстраординарных (особых) правовых режимов. Исследованы акты федерального законодательства, регламентирующего правовые режимы военного, чрезвычайного положения, чрезвычайных ситуаций, противодействия терроризму и экстремистской деятельности, а также регионального законодательства о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (всего – 93 нормативных акта). Отмечено, что законодатель (в особенности региональный) по-разному подходит к вопросу нормативно-правового закрепления предмета регулирования, определения и разграничения оснований введения экстраординарных (особых) правовых режимов, полномочий органов публичной администрации и их должностных лиц, которые обеспечивают реализацию таких режимов. Так, например, в законодательстве о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, противодействия терроризму и экстремистской деятельности не предусмотрены основания введения соответствующих режимов.
Выявлено несоответствие нормативного содержания законодательных актов субъектов РФ в части закрепления экстраординарных полномочий публичной администрации. В целях устранения неопределенностей в вопросах соотнесения объектов правового регулирования и оснований для введения экстраординарных (особых) административно-правовых режимов обосновывается предложение о необходимости формулирования бланкетных правовых норм, определяющих основания введения экстраординарных (особых) правовых режимов и направленных на обеспечение их реализации. По итогам исследования делается вывод о необходимости приведения в соответствие содержания нормативных правовых актов субъектов РФ, которые наделяют органы публичной администрации и их должностных лиц экстраординарными полномочиями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Описываются возможные направления совершенствования законодательства в данной сфере.
В современных условиях, при многообразии форм и видов предлагаемых на рынке финансовых продуктов и услуг, а также множестве организаций, предлагающих их клиентам, особую роль играет деятельность Банка России, направленная на защиту прав потребителей финансовых продуктов и услуг, предотвращение нарушений этих прав, а также повышение уровня финансовой грамотности населения. Реактивное и превентивное направления деятельности Банка России в этой сфере позволяют эффективно решать проблему нарушения прав клиентов.
Автор статьи предпринимает попытку анализа понятия суверен с позиции юридического децизионизма и политической теологии – учений, разработанных немецким философом и правоведом Карлом Шмиттом (1888–1985).
Децизионизм по праву считается одним из базовых концептов шмиттовского политико-правового дискурса. В своем объемном трактате «Диктатура» (1910 г.) Шмитт инициирует детально разработанное учение о децизионизме, в основе которого лежит принятие политического решения, обоснованного соответствующей властью (а не законом). Позднее (в 1922 г.) Шмитт издает свою «Политическую теологию»*, в оптику которой снова попадает децизионизм, а также те его государственно-правовые понятия, которые возможны к соотнесению с понятиями теологическими. К ним, прежде всего, относятся понятия суверен, суверенитет, чрезвычайное положение. И наконец в работе «О трех видах юридического мышления» (1934 г.) он предлагает классификацию юридического мышления (в котором допустимо предположить одновременное существование всех его трех видов), отвергая нормативизм и обосновывая свою склонность к децизионизму и мышлению в категориях конкретного порядка.
Некоторые исследователи трудов Шмитта – и в частности его «Политической теологии» – считают, что посредством соотнесения суверена с Богом, чрезвычайного положения – с чудом и политического действия – с крестным путем, ученый пытался оградить свое учение о децизионизме от какой-либо критики, поскольку «пропущенная» сквозь призму теологического, а не критического мышления политика становилась предметом веры, принимая форму и выражение неоспоримого догмата. На самом деле такое «исследовательское» видение проводимых Шмиттом аналогий не объясняло ни интерпретативно сложную теорию суверена, ни его политическую теологию, а лишь упрощало, а порою и вульгаризировало их.
Занимаясь исследованием генеалогии политической власти, Шмитт пытался установить характерный для конкретной эпохи тип суверена (Папа Римский – в период раннего и классического Средневековья (V– XIV вв.); протестанстский реформатор (в лице Ж. Кальвина) – в период позднего Средневековья (XVI в.), абсолютный монарх – в период европейского абсолютизма (XVI–XVIII вв.), немецкий народ – в период существования Веймарской республики (1918–1933 гг.), рейхспрезидент – в период зарождения национал-социализма (30-е гг. XX в.). По Шмитту сущностная природа каждого из них выявляется в процессе принятия ими только тех политических решений, которые немецкий исследователь определяет как решения о введении чрезвычайного положения. При этом каждая эпоха «задает» своего суверена, что предполагает обязательное подчинение его политического решения духу времени конкретного исторического периода. Таким образом, с поступательным развитием политической теологии развивается и (юридический) децизионизм, вследствие чего понятия суверен, суверенитет и решение о чрезвычайном положении «обрастают» новыми смысловыми значениями.
Статья посвящена рассмотрению понятия «мезосисмема» в контексте управления социально-экономическим развитием, а также приведены методика оценки и методы управления развитием социальноэкономическими мезосистемами. В статье предложены ряд методик, которые позволят оценить уровень развития социально-экономических систем для дальнейшей разработки мероприятий с целью повышения эффективности управления ими.
Системная экономика рассматривает понятие «мезоэкономика» преимущественно в контексте хозяйственной сферы, фокусируя внимание на региональном измерении [Клейнер 2006]. При этом целесообразно расширить концептуальные рамки, включив в сферу мезоэкономических исследований следующие аспекты:
– отраслевые кластеры и экосистемы – группы взаимосвязанных предприятий и организаций, объединенных единой отраслевой специализацией, общими технологиями и рынками;
– локальные экономические системы – автономные территориальные образования, обладающие собственными ресурсами, производственной базой и инфраструктурой, но взаимодействующие с внешней средой;
– глобальные цепочки создания стоимости – сети взаимосвязанных предприятий и организаций, осуществляющих совместную деятельность по производству и распространению товаров и услуг в глобальном масштабе. Разработка теоретических основ мезоэкономики позволит не только изучать, но и управлять этими объектами, способствуя повышению эффективности экономической системы в целом. Для этого потребуется привлечение междисциплинарного подхода, объединяющего методы системного анализа, экономики, социологии и других наук. Таким образом, мезообъекты выводят современную экономику за рамки неоклассической парадигмы, открывая новые горизонты для исследования и практического применения. Системная экономика, расширенная на основе предложенных концептов, служит перспективной теоретической базой для построения мезоэкономических моделей и разработки эффективных механизмов управления.
На сегодняшний день социальное предпринимательство является одним из наиболее динамично развивающихся видов предпринимательской деятельности и выступает, наряду с государственными структурами, драйвером социокультурных изменений в обществе. Используя предпринимательский подход, социальные предприниматели решают актуальные социальные проблемы и действуют, исходя из общественных интересов. Возможность оперативного реагирования на возникающие запросы общества, удовлетворение потребностей разных категорий населения, предоставление равного доступа и новых возможностей, способствующих социально-экономической адаптации и построению инклюзивного общества, являются определяющими для развития института социального предпринимательства. Специфика такого вида деятельности определяется конкретной сферой, в рамках которой реализуются, к примеру, социокультурные проекты. Рост интереса к сфере культуры и тенденция активной поддержки проектов в данной сфере обусловили цель настоящей статьи – анализ особенностей социокультурного предпринимательства.
В статье рассматривается проблематика эффективного ведения хозяйственной деятельности в условиях роста неопределенности деловой среды. В последние годы эта неопределенность резко повысилась, что определяется, в частности, двумя последовательными макрошоками (пандемический, 2020 г. и санкционный, 2022 г.), которые породили слабопредсказуемые изменения в российской экономике. Авторами эта ситуация определена как политико-экономическая турбулентность. Политико-экономическая турбулентность в целом негативно влияет на эффективность управления в экономике, что подтверждается имеющимися статистическими данными. В то же время, есть многочисленные контрпримеры, когда даже в турбулентной среде за счет эффективного управления удается получать высокие результаты в хозяйственной деятельности. Показано, что сложившиеся условия хозяйствования требуют пересмотра подходов к управлению. Обновленное управление должно быть ориентировано на защиту от рисков, вызванных турбулентностью, и, одновременно, на использование порождаемых ею новых возможностей. Рекомендовано, в этой связи, более активно использовать проектный подход в управлении. Формирование сбалансированного по рискам и результативности портфеля проектов позволяет экономическим системам успешно функционировать и развиваться даже в условиях политико-экономической турбулентности.
Статья посвящена влиянию финансовых технологий в цифровой экономике и возможным инновационным решениям в сфере финансов и финансовых услуг. В статье рассмотрен методический подход к имплементации технологии блокчейн в российскую платежную систему «Мир». Обоснованы основные этапы внедрения технологии блокчейн в деятельность платежной системы «Мир». Разработаны предложения по выбору оптимального партнера в части разработки и внедрения блокчейна для платежной системы «Мир».
Предложен и обоснован процесс внедрения технологий блокчейн в работу платежной системы «Мир». Сформированы проектные предложения и обоснован проект внедрения технологий блокчейн в работу платежной системы «Мир» с последующим расчетом экономического эффекта от практической реализации проектных предложений.
Разработан экономический прогноз от имплементации проекта по реалистичному, оптимистичному и пессимистическому сценарию.
Статья посвящена одному из факторов снижения мотивации сотрудников в организации – синдрому эмоционального выгорания. Согласно опросу Аналитического центра НАФИ, каждый второй работник находился в состоянии эмоционального выгорания в прошлом либо испытывает его в настоящее время. Определены основные причины возникновения синдрома эмоционального выгорания и практики, способствующие профилактике возникновения выгорания. Особое внимание уделено природе стресса как основной причине эмоционального выгорания сотрудников. Одним из решений проблем, связанных с выгоранием сотрудников, является внедрение комплексных программ благополучия, которые затрагивают все сферы жизни человека. Основная цель программ благополучия – улучшение качества жизни сотрудников, повышение уровня жизненной энергии и стрессоустойчивости. Классические сферы благополучия, являющиеся базой для разработки соответствующих программ, сопоставимы с классической теорией мотивации А. Маслоу, описывающей иерархию потребностей человека – от базовых физиологических до духовных – потребностей высшего уровня.
В данной статье рассматривается место и роль трендвотчинга в современном бизнесе. Вначале проводится сравнительный анализ основных понятий, с которыми отождествляется тренд (тенденция, мода, аналитика, технологическое предпринимательство). Рассмотрена базовая классификация трендов по масштабируемости, ключевым сферам жизни общества, отраслевой (рыночной) принадлежности, доминированию положения и динамичности развития. Определяются приоритетные свойства тренда: направление, сила, продолжительность. Особо подчеркивается, что трендвотчинг является важной частью любого инновационного процесса, поскольку позволяет предугадывать новые технологические, потребительские и иные тенденции. В целом он все больше становится инструментом для поиска возможностей, способствующих успешной конкуренции на рынке XXI в. за счет сформирования предложения на основе потенциальных ожиданий пользователей, опережения соперников, действующих в исследуемой отрасли, учета влияния факторов макросреды и адекватной под нее подстройки со стороны корпоративного менеджмента. В этой связи приводится методика определения тренда, важное место в которой занимают средства (источники) его исследования и выбора. Обсуждается вопрос применения матрицы потребительского тренда, дающей хорошие результаты по поиску свободных ниш и способствующей открытию новых рыночных окон, что особенно актуально для начинающих бизнес-стартапов. В завершении статьи отмечается, что активное использование трендвотчинга способствует развитию технологического предпринимательства, а наблюдение за трендами обеспечивает мир бизнеса необходимой информацией, в результате чего становится более рациональным выбор компаниями перспективных направлений повышения их конкурентоспособности и роста.
Издательство
- Издательство
- РГГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- Юр. адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- ФИО
- Логинов Андрей Викторович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rsuh@rsuh.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2506118
- Сайт
- https://www.rsuh.ru/