Статья: К. Д. Ушинский в Смольном институте: перестройка системы (2025)

Читать онлайн

В статье речь идет о перестройке образовательной системы закрытых женских институтов Российской империи, происходившей в начале 1860-х гг. В первой части статьи рассматривается предыстория реформы, дается характеристика учебной части институтов, начиная со Смольного института, основанного в 1764 г., вплоть до 1850-х гг., как динамично развивавшейся структуры. Во второй части рассматривается деятельность К. Д. Ушинского на посту инспектора классов Смольного института. Ушинским был разработан новый проект учебной программы, обоснованы подходы к распределению учебных предметов по классам в зависимости от возраста учащихся, причем в качестве главного предмета обучения определен родной язык. Согласно проекту, увеличивалось число уроков за счет сокращения их длительности, устанавливался семилетний срок обучения с годовым учебным курсом. Проект Ушинского, одобренный в 1860 г., послужил нормативным образцом для других женских институтов. Кроме того, предметом анализа стал конфликт внутри самого института, явившийся следствием решительных действий Ушинского, с одной стороны, и стремлением начальницы института и ее сторонников сохранить в неприкосновенности институтские традиции – с другой. В заключении сделан вывод о значимости проведенных Ушинским преобразований, о степени готовности Ведомства учреждений императрицы Марии к трансформации.

Ключевые фразы: повседневность, ушинский, смольный институт, ведомство учреждений императрицы марии, РЕФОРМА, РОДНОЙ ЯЗЫК, учебная программа
Автор (ы): ПОНОМАРЕВА ВАРВАРА ВИТАЛЬЕВНА
Журнал: ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ «ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЯЗЫКОЗНАНИЕ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Образование
УДК
37. Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Префикс DOI
10.28995/2686-7249-2025-4-46-54
Для цитирования:
ПОНОМАРЕВА В. В. К. Д. УШИНСКИЙ В СМОЛЬНОМ ИНСТИТУТЕ: ПЕРЕСТРОЙКА СИСТЕМЫ // ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ «ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЯЗЫКОЗНАНИЕ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ». 2025. № 4
Текстовый фрагмент статьи