Статья посвящена вопросу о том, почему в современной историографии так мало говорится о судьбе римского общества и римлян как этноса и носителей определенного языка и определенной культуры после падения Западной Римской империи, когда римляне утратили свою государственность. Под этим углом зрения рассматривается ситуация в основных национальных школах медиевистики: немецкой, французской, итальянской, испанской, английской, американской, недавно оформившейся австрийской и в российской школе, которой уделено особое внимание. Применительно к каждой из них автор исследует научные традиции, обусловившие такое положение вещей, а также влияния на историографию, идущие из общественной жизни. В заключении к статье предлагаются возможные пути изучения римского общества после 476 г., с учетом состояния источников и реалий раннесредневековой истории.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- История
Куда исчезли римляне после того, как Одоакр сверг Ромула Августула? Судя по текстам некоторых исследователей, они пропали, «аки обри» из Повести временных лет. Были – и нет их. Если верить другим текстам, от миллионов людей, считавших себя римлянами, уцелели лишь жалкие остатки, живущие отныне в тени варваров и навсегда отодвинутые на обочину истории. Открыв любую книгу по истории Западной Европы в раннее Средневековье, мы обязательно находим развернутые повествования о государствах вестготов, остготов, бургундов, франков, лангобардов, других германских народов. Сведения же о населявших эти государства римлянах обычно скудны и даны, так сказать, в примечаниях, притом петитом. Читатель обречен на вывод, что их роль была в ту эпоху, если не ничтожной, то явно незначительной. Это касается литературы, выходящей не только в России, но и едва ли не во всех странах Европы, отчасти и Америки. Подавляющему большинству жителей других стран проблема романских и германских истоков европейской цивилизации либо неинтересна, либо вовсе неизвестна
Список литературы
1. Ауров О.В. Испания в эпоху вестготов: Краткая история. СПб., 2019.
2. Бессмертный Ю.Л. Дискуссионные вопросы генезиса феодализма на территории Франции // Средние века. 1984. Вып. 47. С. 166-184.
3. Бородин О.Р. Византийская Италия в VI-VIII вв: (Равеннский экзархат и Пентаполь). Барнаул, 1991.
4. Бородин О.Р. Равеннский экзархат: Византийцы в Италии. СПб., 2001.
5. Дубровский И.В. Археология и история экономики раннего Средневековья // Средние века. 2009. Вып. 70 (3). С. 148-162. EDN: MVGFHN
6. История средних веков. М., 1938. Т. I / под ред. А.Д. Удальцова, Е.А. Косминского и О.Л. Вайнштейна.
7. Кабальеро Л.С. Христианская архитектура в Испании в период от поздней Античности до раннего Средневековья: (Находки и новые взгляды. Новые методы и модели интерпретаций. 1975-2008) // Электронный научно-образовательный журнал “История”. 2011. T. 2, вып. 8 [Электронный ресурс]. URL: https://history.jes.su/s207987840000233-5-1.
8. Корсунский А.Р. Готская Испания. М., 1969.
9. Крих С.Б. Образ древности в советской историографии. М., 2013. EDN: SDJIHN
10. Люблинская А.Д. Типология раннего феодализма в Западной Европе и проблема романо-германского синтеза // Средние века. 1968. Вып. 31. С. 9-17, 42-44. EDN: YHJQCL
11. Манко Дж. Как заселялась Европа: От первых людей до викингов / пер. под ред. Г.В. Бондаренко. М., 2019.
12. Неусыхин А.И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI-VIII вв. М., 1956.
13. Неусыхин А.И. Дофеодальный период как переходная стадия развития от родо-племенного строя к раннефеодальному (на материале истории Западной Европы раннего средневековья) // Вопросы истории. 1967. № 1. С. 75-87.
14. Неусыхин А.И. Дофеодальный период как переходная стадия развития от родоплеменного строя к раннефеодальному (на материале истории Западной Европы раннего средневековья) // Проблемы истории докапиталистических обществ. М., 1968. Кн. 1. С. 596-617.
15. Неусыхин А.И. От античности к средневековью // История Италии / под ред. С.Д. Сказкина. М., 1970. Т. 1. С. 9-70.
16. Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма: Избранные труды. М., 1974.
17. Уколова В.И. “Последний римлянин” Боэций. М., 1987. EDN: RROYON
18. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья. М., 1989. EDN: RROZIX
19. Филиппов И.С. Варварская Европа, “Солидарность” и цивилизованный Запад: [заметки о книге] Modzelewski K. Barbarzynska Europa. W-wa: Wydawnictwo Iskry, 2004. 520 p. // Средние века. 2010. Вып. 71 (3-4). С. 400-415. EDN: OEEHPZ
20. Филиппов И.С. [рец. на кн.] Rio A. Slavery after Rome, 500-1000. Oxford: Oxford university press, 2017. XII+285 p. // Средние века. 2020. Вып. 81 (2). С. 202-213.
21. Филиппов И.С. [Рец. на кн.:] Wood I. The Modern Origins of the Early Middle Ages. Oxford, 2013 // Средние века. 2016. Вып. 77 (1-2). С. 387-394. EDN: WHWGUR
22. Филиппов И.С. Средиземноморская Франция в Раннее Средневековье: Проблема становления феодализма. М., 2000. EDN: RRRRWT
23. Целунов А.Б. Равенна и Романья в темные века. М., 2021.
24. Шевеленко А.Я. К типологии генезиса феодализма // Вопросы истории, 1971. № 1. С. 97-107.
25. Amory P. People and Identity in Ostrogothic Italy, 489-554. Cambridge, 1997.
26. Arce J. Bárbaros y Romanos en Hispania (400-507 A.D.). Madrid, 2005.
27. Arnau A.Ch., Brogiolo G.P. Aristocrazie e Campagne nell’Occidente da Costantino a Carlo Magno. Firenze, 2005.
28. Azzara C. L’Italia dei barbari. Bologna, 2002.
29. Banniard M. Viva voce: Comunicazione scritta e comunicazione orale nell’Occidente latino dal IV al IX secolo / Edizione italiana con una Retractatio dell’autore. Trieste, 2020.
30. Bjornlie M.S. Politics and Tradition between Rome, Ravenna and Constantinople: A Study of Cassiodorus and the Variae, 527-554. Cambridge, 2013.
31. Conant J. Staying Roman: Conquest and Identity in Africa and the Mediterranean, 439-700. Cambridge, 2012.
32. Drinkwater J.F. Review: Pohl W. Die Germanen. Berlin, 2000 // Francia. 2002. T. 29/1. P. 348-350.
33. García Moreno L.A. Historia de España visigoda. Madrid, 1989.
34. Geary P. Aristocracy in Provence: The Rhône Basin at the Dawn of the Carolingian Age. Philadelphia; Stuttgart, 1985.
35. Geary P.J. The Myth of Nations: The Medieval Origins of Europe. Princeton; Oxford, 2002.
36. The Genetic Challenge to Early Medieval History and Archaeology / Ed. W. Pohl, A. Gingrich // Medieval Worlds. 2016. Vol. 4.
37. Ghosh Sh. Writing the Barbarian Past: Studies in the Early Medieval Historical Narrative. Leiden, 2015.
38. Goetz H.-W. Europa im frühen Mittelalter. 500-1050. Stuttgart, 2003.
39. Goffart W. Barbarians and Romans, A.D. 418-584: The Techniques of Accommodation. Princeton, 1980.
40. Halsall G. Barbarian Migrations and the Roman West 376-568. Cambridge, 2007.
41. Heather P. Rome Resurgent: War and Empire in the Age of Justinian. Oxford, 2018.
42. Hobsbawm E.J. Nations and Nationalism since 1780. Programme, Myth, Reality. Cambridge, 1990.
43. Jones A.H.M. The Later Roman Empire, 284-602: A Social, Economic and Administrative Survey. 3 vol. Oxford, 1964.
44. Kennell S.A.H. Magnus Felix Ennodius: A Gentleman of the Church. Ann Arbor, 2000.
45. Kingdoms of the Empire: The Integration of Barbarians in Late Antiquity / Ed. by W. Pohl. Leiden, 1997.
46. Klingshirn W.E. Caesarius of Arles: The Making of a Christian Community in Late Antique Gaul. Cambridge, 1994.
47. Le Jan R. La société du haut Moyen Âge. Paris, 2003.
48. Liebeschuetz W. East and West in Late Antiquity: Invasion, Settlement, Ethnogenesis and Conflicts of Religion. Leiden, 2015.
49. Manco J. Ancestral Journeys: The Peopling of Europe from the First Venturers to the Vikings. London, 2013.
50. Markus R.A. Gregory the Great and His World. Cambridge, 1997.
51. Pohl W. Die Germanen. Berlin, 2000.
52. Post-Roman Transitions: Christian and Barbarian Identities in the Early Medieval West / Ed. W. Pohl. Turnhout, 2013.
53. Regna and Gentes: The Relationship between Late Antique and Early Medieval Peoples and Kingdoms in the Transformation of the Roman World / Ed. H.-W. Goetz, J. Jarnut, W. Pohl and S. Kaschke. Leiden, 2002.
54. Reimitz H. History, Frankish Identity and the Framing of Western Ethnicity, 550-850. Cambridge, 2015.
55. Strategies of Distinction: The Construction of Ethnic Communities, 300-800 / Ed. W. Pohl and H. Reimitz. Leiden, 1998.
56. Strategies of Identification: Ethnicity and Religion in Early Medieval Europe / Ed. W. Pohl. Turnhout, 2013.
57. The Transformation of Frontiers: From Late Antiquity to the Carolingians / Ed. W. Pohl, I. Wood and H. Reimitz. Leiden, 2000.
58. Transformations of Romanness: Early Medieval Regions and Identities / Ed. W. Pohl. Berlin, 2018.
59. Wickham Ch. Framing the Early Middle Ages. Oxford, 2005. EDN: RSQPKN
60. Wood I. The Modern Origins of the Early Middle Ages. Oxford, 2013.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Книга признанного специалиста по истории Реформации, профессора Оксфордского университета Дайрмейда МакКаллоха «Томас Кромвель. Жизнь»1 – далеко не первое биографическое исследование, посвященное Томасу Кромвелю. Предшественниками МакКаллока в этом жанре были современники (Э. Холл, Дж. Кэвендиш), как сторонники (А. Алезиус, Дж. Фокс), так и яростные оппоненты (Р. Поул) Кромвеля, оставившие его ранние полемически окрашенные жизнеописания. Мощная фигура одного из творцов английской Реформации привлекала и мыслителей XVII в. (М. Дрейтона, Э. Херберта, лорда Чербери), и профессиональных историков XIX–XX вв.
История церкви в раннее Новое время в государствах Восточной и Юго-Восточной Европы сейчас привлекает все большее внимание исследователей, что связано в том числе и с современными проблемами, переживаемыми православием. Особенно важное значение, как представляется, имеет дальнейшее изучение церковной истории румынских государств, ведь после завоевания османами Византии именно к господарям Валашского и Молдавского княжеств перешли обязанности покровитель - ства церкви и монастырям на бывших территориях империи. Византийские традиции в румынских землях поддерживались также благодаря постоянному и значительному греческому присутствию: в княжествах подолгу жили влиятельные представители греческого духовенства. Вассальные по отношению к Османской империи государства оказались единственным самоуправляемым анклавом внутри сложившегося после завоевания «Pax Ottomana», где православие оставалось конфессией и большинства населения, и политической элиты
Для меня, историка, занимающегося западноевропейским средневековым городом (преимущественно английским), всегда представляют большой интерес исследования, посвященные городам этого периода, где бы они ни располагались. Особенно если эти исследования представляют собой попытки сравнительного анализа городов из разных регионов. Книга Алексея Александровича Вовина, выпускника магистратуры Европейского университета в Санкт-Петербурге, научного сотрудника Санкт-Петербургского института истории РАН, посвящена двум столетиям самостоятельного развития Пскова – от начала XIV в. до 1510 г., периоду интенсивного развития города во всех отношениях – демографическом, территориальном, политическом, социальном. В предисловии автор сразу оговаривает, что название книги содержит некоторую провокацию: древнерусский город назван коммуной
25 января 2021 г. ушел из жизни Жан Ришар – известнейший французский ученый-медиевист XX – начала XXI в., профессор университета в Дижоне, представитель Школы хартий, член многих академических исторических и археологических обществ. С 1987 г. Жан Ришар – член Академии надписей и изящной словесности (Académie des Inscriptions et Belles-Lettres) и с 2002 г. ее президент; с 1968 по 2015 г. – президент старейшего во Франции Общества словесности, наук и искусств (Société éduenne des lettres, sciences et arts), занимающегося почти уже два столетия изучением истории Бургундии; первый президент Общества изучения истории крестовых походов и Латинского Востока (Society for the Study of the Crusades and the Latin East), основанного в 1980 г.; в 1968–1971 гг. декан Факультета словесности университета в Дижоне; президент «Региональной ассоциации сохранения наследия Бургундии»; член Академии Морвана; член «Европейского общества по изучению истории Бургундии»; член историко-археологического «Общества антикваров Франции»; член «Общества искусств в Женеве» и почетный член «Общества кипрских исследований».
16 февраля ушла из жизни Лидия Михайловна Брагина, доктор исторических наук, профессор кафедры истории Средних веков Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, председатель Бюро Комиссии по культуре Возрождения Научного совета «История мировой культуры» РАН.
В работе рассмотрены традиции сбора, хранения, учета и расходования общих средств ремесленных и торговых корпораций Реймса в Средние века и Новое время. На эти средства корпорации платили королевские налоги, оплачивали труд своих должностных лиц, церковные службы, судебные издержки, вели текущие дела. Подробно рассмотрены источники поступлений: регулярные и разовые выплаты, включая вступительные взносы мастеров, подмастерьев и учеников, отчисления от штрафов и конфискаций и многие другие. Представлены основные статьи расходов, правила о регулярных финансовых отчетах представителям корпораций и городским властям и практики, направленные на предотвращение потерь и растрат общих средств.
В статье (на основе изучения манориальной документации по преимуществу XIII-XIV вв.) обобщаются формы передачи имущества в среде средневекового английского крестьянства через манориальную курию. Показано, что, поскольку вилланы и копигольдеры как зависимые слои населения, не могли составлять завещаний, в повседневной жизни они были вынуждены прибегать к особым формам «наследования» движимого и - особенно - недвижимого имущества. В частности, согласно обычаю, практиковались так называемые передачи земли (через «руки лорда» в курии манора) с письменной фиксацией условий держания в договоре с последующим принесением держателем феодальной присяги лорду и выплатой им вступного файна. К числу таковых относились: «сдача» земли в курии по истечении сроков копий или после смерти держателя; оформление вдовьей доли; фиксация имущества в случаях возникающей срочной необходимости (болезнь, долговые обязательства, голод и пр.); передачи «из милосердия» чужим лицам; передачи, связанные с изменением статуса земли, и некоторые другие. Особенное внимание уделено так называемым устным передачам имущества на смертном одре в присутствии свидетелей с последующей их письменной фиксацией в манориальной курии.
Джон Барбор (ок. 1320-1395) по праву признан основоположником литературы на шотландском языке (Scots). Его монументальная поэма «Брюс» - и стихотворный роман, и биография короля Скоттов Роберта I, и историческая хроника, ставшая национальным эпосом Шотландии. Ниже предлагается продолжение первого полного перевода этого выдающегося памятника на русский язык, с сопроводительной статьей и комментариями.
Лиутпранд Кремонский - один из наиболее ярких историографов эпохи Оттонов, мировоззрение которого существенно отличалось от взглядов других представителей того же круга благодаря иному происхождению и уникальному опыту, приобретенному в юности. Важное направление исследования особенностей его мировоззрения - анализ понятийного аппарата, используемого этим автором. В частности, необычный смысл у него приобретали понятия, связанные с «новизной» в контексте публичной репрезентации власти. Государи из династии Оттонов в середине Х в. совсем недавно утвердились на престоле, соответственно, акцентировать мотив «новизны» в репрезентации власти могло казаться нежелательным намеком на шаткость их положения. Однако, несмотря на это, Лиутпранд писал о «новизне» с положительными коннотациями, противопоставляя ее «ветхости» как свидетельству духовного упадка политических противников. В то же время историограф предполагал возможность соединения «новизны» с древней символической традицией в тех случаях, когда это было необходимо для прославления самого Оттона I.
Статья продолжает предыдущую публикацию о воспоминаниях В. М. Лавровского, основанных на его впечатлениях от командировки в Великобританию в середине 1920-х годов. Во второй части вниманию читателей представлены документы, в которых Е. А. Косминский рассказывал о двух поездках в Соединенное королевство в 1952 и 1956 гг. Во вводном очерке авторы уделяют внимание отличию научной командировки 1925-1926 гг. от поездок 1950-х годов (в частности, совмещение научных занятий с административными обязанностями, значительный общественный резонанс и отклик в английской прессе). Каждый из публикуемых документов снабжен подробным комментарием, в котором указываются время и обстоятельства его появления, а также сделанные рукой Е. А. Косминского исправления и пояснения к машинописным текстам.
Дорогие коллеги!
Очередная читательская конференция журнала «Средние века» состоится 6–8 сентября 2021 г. На сей раз ее тема: «Переводы в истории Средневековья и в работе медиевиста». В номере 81 (4) «Средних веков» за 2020 г. мы уже рассказывали об этой конференции. Не побоюсь повторить, что переводы – очень важная для нашего журнала тема
Издательство
- Издательство
- ИВИ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- Ленинский проспект, дом 32А, г. Москва, 119334
- Юр. адрес
- Ленинский проспект, дом 32А, г. Москва, 119334
- ФИО
- Михаил Аркадьевич ЛИПКИН (Директор)
- E-mail адрес
- dir@igh.ru
- Контактный телефон
- +7 (849) 5938134
- Сайт
- https:/igh.ru